Творческий проект «Организация проектной деятельности на уроках технологии»
презентация к уроку по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Происходящие в современности изменения в общественной жизни  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой активности, навыков самостоятельного движения в работе, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_org.proekt._shadskih_i.g.docx33.61 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_proekta_shadskih_i.g2.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение г.о. Тольятти

Школа № 82

Проект по теме : «Организация проектной деятельности на уроках технологии»

Разработчик проекта:

Шадских Ирина Геннадьевна

Учитель технологии МБУ школа № 82

Тольятти 2016

Содержание

  1. Анализ проблемы и пути ее разрешения
  2. Актуальность проекта
  3. Условия реализации
  4. Проектирование и реализация проекта
  5. Отличительные особенности метода проекта
  6. Информационные среды для разработки проектов
  7. Виды проектов
  8. Этапы проектной деятельности
  9. Оценка результатов проекта
  10. Выбор темы проекта
  11. Рекомендации по организации проектной деятельности
  12. Анализ результатов использования метода проектов
  13. Список литературы

Анализ проблемы и пути ее разрешения

        Происходящие в современности изменения в общественной жизни  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой активности, навыков самостоятельного движения в работе, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

        Приоритетной, на мой взгляд, целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставит учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой. Как активизировать учащегося, стимулируя его природную лбюбознательность, мотивируя интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

        Основой метода проектов является идея о том, что учебно-познавательная деятельность ребенка должна подкрепляться результатом, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Результатом такой деятельности является создание, как внешнего продукта - презентации , так и внутреннего – опыта учащегося, включающего в себя знания, умения, компетенции, как высший уровень умений и, наконец осмысленные и осознанные ценности.

Актуальность проекта

        Современный социальный заказ системе образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать: готовность к самоопределению, способность к рефлексии результатов своего труда, а также умение находить решение, выход из различных ситуаций. Внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную, познавательную и творческую деятельность. Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология проектной деятельности.

Цель  проекта: Использование технологии проектной деятельности для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Гипотеза:

С помощью проектного обучения можно добиться активизации познавательной творческой деятельности учащихся, позволяющей существенно повысить качество образовательного процесса.

Объект исследования:

Методика проектной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

Методы исследования:

Анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности школьников.

Условия реализации

Школа располагает достаточной материально-технической базой для эффективной педагогической деятельности: мастерские, оборудованные верстаками, станками, материалами и инструментами.

Качество ресурсного обучения:

        Ресурсное обеспечение процесса обучения технологии, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации. В мастерской имеется возможность для занятий на базовом и углубленном уровне с использованием оборудования и инструментов.

Характеристика образовательных программ

                Используемые мной рабочие программы по технологии на второй и третьей ступенях обучения в школе разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программы предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочие программы ориентированы не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ученика.

        При разработке рабочей программы для 5-8 классов я опираюсь на программу Технология 5-8 классы А.Т Тищенко, Н.В Синица, М., Вентана – Граф, 2013.

Проектирование и реализация проекта

        Метод проектов по технологии интересен на уроках различных типов и на разных этапах урока. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности а обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

        Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям. Его успешно можно имспользоватьт и для контроля знаний и для исследовательской работы работы учащихся, для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний.

        Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

        Педагогическая цель любого проекта – формирование различных компетенций. «Образовательская компетенция»  - это совокупность социального опытп, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с неформулируемым условием. Внешне компетенции проявляются в форме умений. Можно выделить неск4олько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся;

Исследовательские (генерировать идеи, находить или изобретать способы действия, умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);

Информационные (самостоятельно осуществлять поиск и анализ нужной информации, выявлять ее недостатки);

Социального воздействия (сотрудничать в процессе  учебной деятельности, оказывать взаимопомощь);

Коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс);

Презентационные (выступать перед аудиторией, овечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности);

Оценочные (оценивать ход, результат своей или чужой деятельности(;

Рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему научился?», №Чему мне необходимо научиться?, а также адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

        Роль учителя при работе ученика над проектом, провоцировать самостоятельную деятельность и познавательный интерес, бросать вызов сообразительности ученика.

        Задача учителя – помочь выбрать темы проектов, причем такие, в которых бы стояла проблема, взятая из жизни и значимая для учащегося. Однако и сами ученики могут выбрать для себя тему проекта, скорректировав с помощью учителя поставленную в нем проблему.

        Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд образовательных задач:

  • Создание активной образовательной среды на уроке;
  • Активное вовлечение обучающихся в учебную деятельность;
  • Развитие самостоятельного мышления обучающих;
  • Формирование навыков работы с информацией;
  • Формирование умений выделять проблему, определять свою позицию;
  • Подбирать пути и способы решения проблемы;
  • Формирование умения аргументировано и обоснованно излагать и защищать свою позицию;
  • Развитие коммуникативных навыков, понимание роли и значение работы в команде.

Отличительные особенности метода проектов

  • наличие социально-значимой задачи (проблемы);
  • самостоятельность работы обучающихся;
  • планирование действий по разрешению проблемы;
  • поиск информации;
  • создание продукта проекта;
  • создание портфолио проекта.

Виды проектов

Метод, преобладающий в проекте

Предметная область

Характер контактов

Число участников

Продолжительность

Исследовательские

В рамках одного предмета

Школьные

Индивидуальные

Краткосрочные (урок или несколько уроков)

Творческие

Межпредметные

Муниципальные

Групповые

Средней продолжительности (от недели до месяца)

Ролевые, игровые

Межпредметные

Сетевые

Информационные (ознакомительные)

Региональные

Долгосрочные (от месяца до года)


Этапы проектной деятельности на уроках технологии

Этапы

Деятельность обучающихся

1.

Поисково-исследовательский

Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта

2.

Технологический

Составление технического задания на изготовление изделия

3.

Аналитический (заключительный)

Определение затрат на изготовление проектного изделия, подготовка презентации проекта. Составление доклада к защите творческого проекта, зищита творческого проекта

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Происходит демонстрация готового продукта, готового изделия. Важно, чтобы ученики ощутили необходимость в той работе, которую они проделали, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость другим.

Оценка результатов проекта (рефлексия)

Учащимся необходимо:

  1. сделать самооанализ своей работы.
  2. Оценить работу других учащихся.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:

  1. Как оценили работу окружающие и те, кто будет использовать ваш проект?
  2. Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования? и т.д.

Оценивая выполненные моими учениками проекты, пришла к выводу, что кроме результата самого проекта существует другой, не менее важный результат. Это эффект вовлечения учащихся в процесс самостоятельного «добывания знаний» и их применения: мотивация, рефлексия, умение делать выбор, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

        Выполненный проект, как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и определяется среднеарифметическая величина.

Примерные параметры внешней оценки проекта

  • Сложность работы;
  • Оригинальность выполняемой работы;
  • Практическая ценность;
  • Уровень самостоятельности;
  • Оформление презентации;
  • Внешняя оценка (отзыв, оценка жюри, других учителей)
  • Ответы на вопросы жюри;
  • Ответы на вопросы участников других проектов.

При оценке успешности учащегося в проекте я считаю, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

        Можно предложить следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.

При оценивании создания проекта – презентации учитывается:

  1. Грамотное, рациональное использование материала.
  2. Обоснованность выбора.
  3. Дизайнерское решение презентации.

При оценивании технологии подачи материала учитывается:

  1. Техническое задание для изготовления изделия;
  2. Конструкция и технология изготовления проектного изделия.

Общая оценка проекта в баллах:

  • Практическая значимость проекта (от1 до 3 баллов)
  • Оформление проекта (от 1 до 5 баллов)
  • Презентация проекта (от 1 до 5 баллов)
  • Общая оценка в баллах: сумма баллов до 8 – оценка «удовлетворительно», 8-11 баллов – оценка «хорошо», 12-13 баллов – оценка «отлично»

Выбор темы проектов

Тематика проектов может быть самой разной, изготовление проектного изделия, как из древесины, так и из металла.

На всех этапах работы над проектом я учитываю психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.

Для учащихся 5-7 классов проекты могут быть краткосрочными (1-2 урока) например такие как

  • «Подставка под очки»
  • Изделие «Ключница»
  • «Карандашница»
  • «Сувенир «Топорик»

В 5-7 классах предлагаются итоговые проекты, которые учащиеся выполняют с большим интересом. При выполнении таких проектов, учащиеся демонстрируют знания и умения за весь учебный год. Это такие проекты, как:

  • Домик для пернатых»
  • Композиция «Дед Мазай и зайцы»
  • Сувенир «Макет автомаиа Калашникова»
  • Подсвечник»

Предлагая учащимся выполнение заданий, я предоставляю им стать исследователеи, открывателем. При таком подходе каждый ученик, не выходя за рамки учебной программы, имеет возможность работать над вопросами, которые заинтересовалли именно его, то есть делать все «по своему». Все это послужит базщой для дальнейшей деятельности учащихся. Проекты учащиеся создают на уровне своих индивидуальных возможностей.

Рекомендации по организации проектной деятельности

        Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым. Необходимо предусмотреть материально- техническое и учебно – методическое оснащение.

Анализ результатов использования метода проектов

Результатом использования метода проектов может служить достижение учащимися определенного уровня функциональной грамотности и компетенций.  По результатам реализации проектного метода обучения можно сделать следующие выводы:

  • Абсолютная и качественная успеваемость учащихся

Использование в обучении современных образовательных технологий дает положительные результаты. В классах, в которых я работаю, снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого характера возросло.

Уровень обученности за учебный год высокий, абсолютная успеваемость во всех классах составила 100%.

Мотивация к обучению

Мотивация учащихся к урокам технологии – важнейший показатель деятельности. Она лежит в основе высоких показателей качественной успеваемости, отсутствию «двоек» среди итоговых оценок моих учеников. Проектная деятельность заметно повышает интерес учащихся к предмету «Технология». Ученики считают уроки технологии интересными и важными. Еще одним показателем высокой мотивации можно считать достижения моих учеников в выставках технического творчества.

Список использованной литературы:

  1. «Использование педагогических технологий и организация учебно-воспитательного процесса в школе» , издательство «Учитель», г. Волгоград, 2007;
  2. «Компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков», автор А.Г. Штарина, г. Волгоград, 2008;
  3. Х.И. Лийметс. Групповая работа на уроке., М.1975.
  4. И.А. Зимняя. Основы педагогической психологии. М., Просвещение, 1980;
  5. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н.В Занкова . Н. ш № 4, 2003;
  6. Воробьева Л.И., и др. Обслуживающий труд. Учеб. Пособие для 7-8 классов Мн. Нар. 1970;
  7. Н.В. Синица, П.С. Самородский. Программа Технология 5-8 классы ФГОС, М. Вентана-Граф 2014;
  8. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. М., Дрофа, 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение школа № 82 Выпускной проект по теме: «Организация проектной деятельности на уроках технологии» Выполнила: Шадских И.Г. учитель технологии МБОУ школа №82 г.о.Тольятти Самарской области

Слайд 2

Образование – составная часть культуры и общества человека, где осуществляется технологическая подготовка учащихся на уроках технологии Основная особенность – практическая деятельность, направленная на преобразование предметной реальности. Трудовая деятельность- источник, стимул познавательных интересов, и жизненная потребность.

Слайд 3

Усвоение содержания предмета «Технология» позволит учащимся : Сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека; Мыслить системно, комплексно; Самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; Непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности

Слайд 4

Проект - самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к нему предъявляются высокие требования. Задачи учителя заключены в следующем: Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся; Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология»; Узнать требования предъявляемые к проектам учащихся; Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся; Разработать материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся

Слайд 5

Проектный метод обучения предмета «Технология» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой учителя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении

Слайд 6

Творческий проект – это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт обладающий субъективной а иногда и объективной новизной Выполняя проекты учащиеся, на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике.

Слайд 7

Важная цель проектирования – диагностика. Позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся Позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника

Слайд 8

Достижение целей проектирования оцениваются динамикой роста показателей у учащихся Информационной обеспеченности (представление,знания,понимание); Функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов и т.п.); Технологической умелости ( способность выполнять раннее усвоенные трудовые операции, понимание свойств материалов, рациональная организация рабочего места); Интеллектуальной подготовленности (понимание поставленных задач, сравнение предметов по размер, форме, цвету, материалу и т.п.); Волевой подготовленности (стремление выполнить поставленные задачи, преодоление познавательных барьеров )

Слайд 9

Задачи проектирования Сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений, навыков; Способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности

Слайд 10

Умения приобретаемые учащимися при выполнении проекта Планирование конечного результата; Планирование действий, их последовательность, затраты времени; Внесение корректировки в ранее принятые решения; Обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; Выражение конструкторских решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, макетов; Самостоятельный поиск и нахождение необходимой информации; Оценивание результатов по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; Оценивание проектов выполненных другими учащимися; Понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты;

Слайд 11

Требования при отборе творческих проектов Общественно полезная ценность объекта проектирования; Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов ; Обеспечение эргономических и безопасных условий труда

Слайд 12

Основные этапы проектной деятельности Организационно - подготовительный; технологический; заключительный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Статья "Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе".

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }  Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе. ...

Статья на тему: "Организация проектной деятельности на уроках технологии"

Организация проектной деятельность на уроках технологии (из опыта работы).     Целью образования в современных условиях становится общекультурное, личностное и познавательное ...

Использование метода проектной деятельности на уроках технологии, индивидуальные творческие проекты

Об использовании методы проектов в реализации курса  учебного предмета "Технология"...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Статья "Организация проектной деятельности на уроках технологии"

Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области "Технология", показывает их взаимную связь, а также даёт возможность изучить роль каждого блока. Метод проек...