ИНСТРУКЦИЯ №___ по охране труда для учителя трудового обучения
картотека по технологии на тему

ИНСТРУКЦИЯ №___

по охране труда  для учителя трудового обучения
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_trud.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon pozharnaya_bezopasnost.doc41 КБ
Microsoft Office document icon instruktsiya.doc66 КБ
Microsoft Office document icon dovrachebnaya_pomoshch.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ №___

по охране труда  для учителя трудового обучения


I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица обоего пола достигшие 18 лет, имеющие соответствующее образование и прошедшие медицинский осмотр.
2. Учителю необходимо :
-знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ
-пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте
-руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
-режим его труда и отдыха определяется графиком работы
3. Травмоопасность в учебных мастерских :
-при ручной обработке дерева и металла
-при работе на станках
-поражение электротоком
-при работе с электроинструментами
-при электропаянии ( ожоги кислотой )
4. Не хранить в мастерских инструменты
5. Не допускать к работе в мастерских посторонних лиц
6. Не проводить в мастерских занятий, не соответствующих профилю предмета
7. В мастерских должны быть первичные средства пожаротушения и аптечка для оказания первой помощи в случае травматизма
8. Иметь полотенце , мыло и раковину или умывальник
9. В мастерских иметь разработанные инструкции по технике безопасности труда
10. Относится к электротехническому персоналу и должен иметь 3-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности
11. Соблюдать личную гигиену и ТБ – работать в спецодежде ( халат, защитные очки )
12. Нести административную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.

II. Требования безопасности перед началом работы

-Подготовить рабочие места ( разложить заготовки и исправный рабочий инструмент )
-Проверить исправность электроосвещения и станков
-Проверить наличие защитных устройств и заземления
-Проветрить помещения учебных мастерских
-Не допускать нахождение учащихся в мастерских без учителя
-Следить за соблюдением чистоты и порядка в мастерских
-Провести соответствующий инструктаж с учащимися перед получением ими заданий

III. Требования безопасности во время работы

-Выдать учащимся для выполнения учебно-практических заданий рабочую форму (халат, защитные очки, берет )
-Показать правила безопасного обращения с рабочими инструментами и выполнения задания
-Контролировать надежность крепления заготовок на верстаках, токарном станке по дереву, при работе на сверлильном станке и в слесарных тисках
-Следить за соблюдением порядка на рабочих местах
-Соблюдать личную безопасность труда
-Контролировать выполнение инструкций по ТБ учащимися
-Не оставлять детей в мастерских без присмотра
-Не допускать учащихся к самостоятельному включению станков и электрооборудования

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

-В случае возникновения аварийных ситуаций во время занятий принять меры к эвакуации детей из помещений учебных мастерских
-Отключить электроэнергию главным выключателем (рубильником)
-В случае пожара сообщить о происшествии по 01, сообщить администрации и приступить к его ликвидации первичными средствами
-Оказать первую помощь в случае травматизма
-При внезапном заболевании учащегося вызвать медработника

V. Требования безопасности по окончании работы

-Отключить подачу электроэнергии к задействованным на занятии станкам
-Организовать уборку рабочих мест при помощи щётки и совка
-Принять от учащихся инструменты и приспособления
-Принять от учащихся рабочую одежду и защитные очки
-Организовать уборку рабочего мусора
-Проветрить помещения учебных мастерских
-Выключить электроосвещение, закрыть помещение на ключ
-О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщить администрации.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ №4

по пожарной безопасности

1. Общие положения

Рабочие, служащие и другие лица при оформлении на работу обязаны пройти вводный инструктаж о мерах пожарной безопасности, а затем непосредственно на рабочем месте - первичный инструктаж. Допуск к работе вновь принятых служащих и рабочих без прохождения первичного противопожарного инструктажа не разрешается.

2. Общие требования пожарной безопасности

2.1. Содержание территории:

Территория должна содержаться в чистоте, своевременно очищаться от горючего мусора и отходов. Сжигать пожароопасные отходы необходимо в мусоросжигательных печах, располагаемых от зданий на расстоянии не менее 30 м.

 2.2. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и водоисточникам постоянно следует содержать в исправном состоянии и не загораживать их, зимой они должны систематически очищаться от снега.

 2.3. Запрещается складирование материалов, оборудования, упаковочной тары и стоянка автомобилей в противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями, а также ближе 15 м от них.

 2.4. На территории должны быть специально оборудованные и обозначенные соответствующими знаками места для курения.

3. Содержание зданий и сооружений:

3.1. Противопожарные двери, остекление оконных и дверных проемов во внутренних стенах и перегородках на путях эвакуации, устройства для самозакрывания дверей, уплотняющие прокладки в притворах дверей должны постоянно находиться в исправном состоянии.

3.2. Чердачные помещения, а также технические помещения, размещаемые в подвалах и цокольных этажах (насосные, вентиляционные камеры, бойлерные и т.п.) должны постоянно содержаться в чистоте и закрываться на замки. Ключи от них должны находиться в местах с круглосуточным пребыванием дежурного персонала.

3.3. В чердачных помещениях и технических этажах запрещается: устраивать склады, жилые помещения, архивы; привязывать к дымоходам веревки для просушки одежды, белья, укреплять радио- и телевизионную антенны, складывать, обрабатывать, сушить лекарственное растительное сырье, применять для утепления перекрытий горючие материалы (торф, древесные опилки и т.п.).

3.4. Переоборудование помещений, подвальных этажей под мастерские и склады горючих и негорючих материалов в горючей упаковке (ящики из картона, фанеры, досок и т.п.), склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, аккумуляторные ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3.5. Наружные пожарные лестницы, а также ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии.

3.6. Использовать мебель и оборудование, изготовленные с использованием полимерных материалов, способных при горении выделять высокотоксичные продукты, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Расстановка стульев, кушеток, скамеек, другого оборудования на путях эвакуации, как правило, не допускается.

3.7. Эвакуационные выходы должны быть обозначены светящимся табло с надписью «ВЫХОД» белого цвета на зеленом фоне.

3.8. Допускается применение искусственных ковровых покрытий, не распространяющих огонь по поверхности и не выделяющих при горении токсичных веществ. При этом они должны быть наклеены на негорючее основание. Применение ковровых покрытий на путях эвакуации из здания не допускается.

4. Действия в случае возникновения пожара.

4.1. При возникновении пожара первоочередной обязанностью каждого работника учреждения является спасение жизни людей.

4.2. Руководитель, а также персонал в случае возникновения пожара или его признаков (дыма, запаха горения или тления различных материалов и т.п.) должны:

а) немедленно сообщить об этом в пожарную охрану по телефону ____________ (телефон ближайшей пожарной части), четко назвав адрес организации, по возможности место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (в первую очередь имеется в виду, какая угроза создается людям), а также сообщить свою должность, фамилию, номер телефона;

б) дать сигнал пожарной тревоги, сообщить руководителю или дежурному;

в) принять немедленные меры к эвакуации людей;

г) одновременно с эвакуацией приступить к тушению пожара своими силами с помощью имеющихся средств пожаротушения;

д) для встречи прибывшей пожарной части необходимо из персонала организации выделить лицо, которое должно четко проинформировать начальника пожарного подразделения о том, все ли эвакуированы из горящего или задымленного здания и в каких помещениях еще остались люди;

е) на случай отключения электроэнергии требуется иметь электрические фонари в количестве, необходимом для дежурного персонала.

4.3. При возникновении пожара обслуживающий персонал или дежурный обязаны сообщить руководителю тушения пожара о наличии и местах хранения ядовитых и взрывчатых веществ.

4.4. До начала тушения пожара нельзя открывать окна и двери, а также разбивать стекла. Покидая помещение или здание необходимо закрыть за собой все двери и окна, так как приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня.

4.5. В зданиях, оборудованных системами противодымной защиты, при появлении признаков пожара или загорания необходимо привести в действие вентиляторы, обеспечивающие удаление дыма и подпор воздуха.

4.6.При пожаре:

а) немедленно отключить электро- и газоснабжение;

б) пассажирские и грузовые лифты опускаются на отметку пола нижней остановки и отключаются.

5. Пожарная безопасность. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5.1. Производственные и вспомогательные объекты (помещения, сооружения, оборудование и т.п.) должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно действующим нормам. Использование первичных средств пожаротушения не по назначению запрещается.

5.2. Обслуживающий персонал производственных объектов при приеме и сдаче смены должен проверять наличие и исправность противопожарного инвентаря с занесением результатов в вахтовый журнал.

5.3. Работник обязан докладывать своему непосредственному руководству о каждом случае травмы, отравления и ожога, полученном лично или другими работниками, а также о загорании, "хлопке" (взрывном воспламенении горючих паров и газов), возникшей аварийной ситуации.

5.4. Работник обязан знать номера телефонов и другие средства экстренной связи, уметь ими пользоваться и немедленно осуществлять вызов:

  • пожарной охраны - при возникновении загорания или возможности его возникновения вследствие выхода (выброса) горючих паров, газов и жидкостей, по телефону №__010 (сотовый), или 01;
  • скорой помощи - при ожогах, травмах, отравлениях, по телефону №030 (сотовый), или 03.

5.5. До прибытия соответствующих служб работники должны срочно принять меры по ликвидации загорания или аварии и оказать первую помощь пострадавшим.

5.6. При возникновении аварий следует:

  • умело и быстро выполнять изложенные в плане ликвидации аварий обязанности;
  • сообщить в пожарную охрану;
  • прекратить все технологические операции;
  • принять меры к удалению людей из опасной зоны;
  • проинформировать руководителя организации;
  • принять участие в ликвидации аварии и устранении ее последствий.

5.7. Тушение загорания необходимо производить имеющимися средствами пожаротушения.

6. Краткие правила пользования средствами пожаротушения

6.1. Пенные огнетушители

Предназначены для тушения различных веществ, материалов, за исключением электроустановок находящихся под напряжением.

Для приведения в действие химически-пенного огнетушителя необходимо иглой прочистить спрыск, повернуть вверх на 1800 до отказа рукоятку, перевернуть огнетушитель крышкой вниз и направить струю пены на очаг горения.

6.2. Углекислотные огнетушители

Предназначены для тушения загорании различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.

Для приведение в действие углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 необходимо раструб направить на горящий предмет, повернуть маховик вентиля влево до отказа. Переворачивать огнетушитель не требуется; держать, по возможности, вертикально. Во избежание обмораживания нельзя касаться металлической части раструба оголенными частями тела.

6.3. Порошковые огнетушители

Предназначены для тушения нефтепродуктов, электроустановок, находящихся под напряжением до 5000 В, ценных материалов и загорании на автомобильном транспорте.

Для приведения в действие порошкового огнетушителя ОП-30 необходимо нажать на пусковой рычаг и направить струю порошка на очаг горения через выкидную насадку.

6.4. Внутренние пожарные краны

Предназначены для тушения водой твердых сгораемых материалов и горючих жидкостей и для охлаждения ближайших резервуаров.

Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.

6.5. Асбестовое полотно, войлок (кошма)

Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном, с целью прекращения к нему доступа воздуха.

6.6. Песок

Применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха. Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ №96
по охране труда в столярной мастерской


1.
Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая
инструкция по охране труда в столярной мастерской распространяется на всех работников общеобразовательных заведений (учителей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования и т.д.), занимающихся с учениками в мастерской.
1.2. Самостоятельно работать в столярной мастерской разрешается лицам:

  • 18-ти лет и старше, прошедшим обязательный периодический медосмотр и не имеющим медицинских противопоказаний для работы в данной мастерской;
  • имеющим специальное образование или необходимый стаж работы;
  • прошедшим вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением IV группы допуска;
  • которые прошли ознакомление с инструкциями по использованию станков и механизмов, которыми оснащена школьная мастерская, с данной инструкцией по технике безопасности в столярной мастерской в рамках предмета технологии.

1.3. Работник столярной мастерской должен придерживаться Правил внутреннего трудового распорядка и Режима работы образовательного учреждения. График работы в столярной мастерской устанавливается расписанием занятий школы, утвержденных директором учреждения.
1.4. Учитель технологии в столярной мастерской должен знать и соблюдать:

1.5. К опасным факторам при работе в столярной мастерской относятся:

  • физические - опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые края, заусенцы на поверхностях инструмента, приспособлений и оборудования; заусенцы, сколы деревянных заготовок; шум; вибрация; повышение температуры поверхностей оборудования; вентиляционная система; режущие, пилящие, колющие приспособления и инструменты;
  • химические - пыль;
  • психофизиологические - напряженность внимания.

1.6. Работая в столярной мастерской необходимо пользоваться следующей спецодеждой и индивидуальными средствами защиты (в соответствии с письмом Минпроса РСФСР от 21.06.1972г №322М):

  • халатом из хлопчатобумажной ткани,
  • рукавицами комбинированными,
  • защитными очками.

1.7. О любых без исключения неисправностях электрической проводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и повреждениях оконных стекол, работник столярной мастерской должен срочно поставить в известность инженера или ответственного по охране труда и заместителя директора по АХР, а при их отсутствии – дежурного администратора, зафиксировать неисправность в журнале заявок.
1.8. Станки должны иметь в обязательном порядке защитные ограждения.
1.9. Рабочие места и зоны должны иметь необходимое освещение. Свет не должен слепить глаза.
1.10. При смене пилы, фрезы и прочих рабочих частей, очистки станков, уборки рабочих мест следует пользоваться специальными приспособлениями (ключ, крючок, лопата, щетка, скребок и т.п.).
1.11. Столярная мастерская должны быть снабжена первичными противопожарными средствами: огнетушителями - химическим пенным, углекислотным или порошковым и ящиком с песком.
1.12. Для оказания первой помощи в общедоступном месте должна находиться медицинская аптечка.
1.13. В столярной мастерской на видном месте должны быть размещены инструкции по технике безопасности для школьников.
1.14. Запрещено хранение любого оборудования на шкафах.
1.15. В начале каждого учебного года следует проводить с учениками инструктаж (отдельным уроком) по технике безопасности с регистрацией в соответствующем журнале. Перед сменой вида работ с использованием новых станков и инструментов нужно провести с учениками новый инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
1.16. В случае получения травмы школьником преподаватель столярной мастерской обязан срочно сообщить о случившемся дежурному администратору и школьной медсестре. Если необходимо - оказать первую доврачебную помощь.
1.17. В случае несоблюдения кем-либо из учеников техники безопасности со всеми учащимися следует провести внеплановый инструктаж по охране труда и технике безопасности с его регистрацией в соответствующем журнале регистрации инструктажей с учащимися.
1.18. Окна кабинета не должны иметь защитных решеток, либо должны иметь распашные решетки, ключи от которых следует хранить в доступном месте.
1.19. За любое нарушение настоящей
инструкции по охране труда в столярной мастерской, работник несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы в столярной мастерской
2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду и проверить наличие средств индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки резиновые, коврики диэлектрические).
2.2. Провести осмотр рабочего места, убрать лишние и не нужные предметы, уделив особое внимание достаточности освещения, наличию ограждений вращающихся частей машин и механизмов.
2.3. Осмотреть станки, оборудование и механизмы, а также убедиться:

  • в открытости доступа к пусковым устройствам;
  • в исправности электрического оборудования и заземления, пусковых и блокировочных устройств путем кратковременного их включения;
  • в эффективности работы тормозных устройств;
  • в наличии ограждений, их исправности и надежности креплений;
  • в исправности инструмента, толкателей, наличии крючка.
  • в исправности приспособлений для обработки деталей (цулаг, шаблонов), толкателей;
  • в исправности пусковых устройств путем непродолжительного включения.

2.4. Удостовериться в исправной работе вентиляции и эффективности отсоса стружек.
2.5. Удостовериться в наличии и исправности всех имеющихся ограждений.
2.6. Тщательно проверить работу станков на холостом ходу.
2.7. Особое внимание необходимо уделить исправности электрической проводки, подключенной к местам работы учеников.
2.8. Провести осмотр исправности сантехники, мебели, целостности оконных стекол.
2.9. Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, без углублений и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).
2.10. Проверить исправность тисков и убедиться в следующем:

  • подвижные части тисков передвигаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в нужном положении;
  • на рукоятке тисков нет забоин и заусенцев;
  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное выкручивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон закругления для предотвращения защемления рук.

2.11. Проверить исправность ручного столярного инструмента и удостовериться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, немного выпуклую поверхность без скоса, сколов, углублений, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента для нанесения ударов изготовлены из сухой древесины плотных лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность при работе. Рукоятки молотков и другого инструмента для нанесения ударов должны быть гладкими, без трещин, иметь по всей длине в сечении овальную форму;
  • свободный конец рукоятки немного толще во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;
  • оси рукояток молотков перпендикулярны осям самих молотков. Клинья для закрепления молотка изготовлены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);
  • рукоятки напильников, стамесок стянуты металлическими бандажными кольцами;
  • отвертки имеют только исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть – ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.12. Если обнаружены неисправности оборудования, станков, инструментов работник столярной мастерской должен срочно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в журнале регистрации заявок.
2.13. Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть необходимо встать на диэлектрический коврик, если половое покрытие выполнено из токопроводящего материала.
2.14. Запрещено включать оборудование, станки и механизмы столярной мастерской в электросеть мокрыми и влажными руками.
2.15. Проконтролировать наличие у учеников спецодежды (халатов, беретов).
2.16. Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов обязательно ознакомить учащихся с правилами использования оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.
2.17. Перед каждым занятием необходимо проводить инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнале.
2.18. Строго запретить ученикам приступать к работе, в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в настоящем разделе инструкции по технике безопасности в столярной мастерской требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в этом разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования охраны труда во время работы в столярной мастерской
3.1. Выполняя работы, следует соблюдать данную инструкцию по охране труда в столярной мастерской, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.
3.2. Наличие напряжения в сети проверять с помощью специального указателя напряжения.
3.3. Контролировать исправность работы станков, оборудования и приспособлений, целостность изоляции и заземления.
3.4. Работник столярной мастерской должен обеспечить:

  • поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учеников;
  • контроль над расположением рабочего инструмента на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы не допустить возможность его скатывания или падения;
  • использование защитных очков учениками во время работы инструментом ударного действия и на станках;
  • выполнение работы только исправным, хорошо заточенным инструментом;
  • контроль над исправностью и качеством заточки рабочего инструмента школьников;
  • применение при работе лучковой пилы с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим достаточное его натяжение;
  • использование направителя для опоры полотна инструмента при запиливании используемого материала ножовкой;
  • выполнение технологических операций (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) на верстаке в положенных местах, применяя специальные упоры и приспособления;
  • очистку стругов инструмента (рубанка, фуганка, и. т.п.) от стружки с помощью деревянных клиньев и ни в коем случае не руками;
  • соблюдение учениками требований необходимых инструкций по технике безопасности на уроках технологии в столярной мастерской, работы с применением станков, механизмов и инструментов;
  • соблюдение гигиенических требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учеников образовательного учреждения;
  • соблюдение установленных режимом рабочего времени перерывов в работе, выполнение рекомендованной физкультурной зарядки с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

3.5. Во время работы в столярной мастерской категорически запрещается:

  • переключать электрические разъемы, если включено питание оборудования;
  • касаться проводов и других токоведущих частей, которые находятся под напряжением;
  • работать в столярной мастерской на станках, оборудовании и механизмах, если они неисправны, искрят, нарушена изоляция и заземление;
  • закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;
  • скапливать посторонние предметы на рабочих местах;
  • самостоятельно вскрывать и ремонтировать оборудование, станки и механизмы;
  • оставлять без контроля включенное оборудование, станки и приспособления;
  • сдувать стружку и опилки со станков или убирать их руками;
  • делать уборку над и под работающим оборудованием или не далеко от движущихся механизмов;
  • располагать посторонние предметы на электрооборудовании и нагревательных приборах;
  • вытирать рубильники и другие выключатели электричества;
  • заходить и протягивать руки за ограждения как работающего, так и бездействующего в настоящий момент оборудования столярной мастерской;
  • собирать в одну емкость тряпки, отходы древесины, стружку, бумагу и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должна иметься отдельная емкость);
  • пользоваться инструментом и оборудованием в других целей;
  • оставлять учеников в кабинете без контроля и присмотра.

3.6. Использовать ионизаторы воздуха разрешается только во время перерывов в работе и при полном отсутствии людей в помещении столярной мастерской.
3.7. Открывая окна, следует следить за отсутствием сквозняков, которые могут повлечь за собой повреждение стекол.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении аварийных ситуаций в столярной мастерской (замыкания электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), способных повлечь за собой травмы и (или) отравление учащихся, работник столярной мастерской должен, по возможности, отключить неисправное оборудование, без промедления вывести из мастерской учеников школы согласно утвержденной схемы эвакуации, соблюдая при этом порядок; поставить в известность инженера охраны труда и заместителя директора по АХР, а при их отсутствии – дежурного администратора и директора образовательного заведения.
4.2. При наличии пострадавших среди школьников работник столярной мастерской обязан обратиться к школьной медсестре, и при необходимости оказать первую доврачебную помощь используя
инструкцию по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.
4.3. Если обнаружен обрыв проводов электропитания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков, механизмов и тестовых сигналов, указывающих на их неисправность, срочно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учениками и отключить полностью электропитание.
4.4. При перегреве двигателей станков следует остановить их и дать им охладиться. Охлаждение двигателя станка водой или снегом категорически запрещено.
4.5. При обрыве зубьев пилы немедленно прекратить работу станка.
4.6. При поражении учеников электрическим током принять меры по их освобождению от действия электричества отключив электропитание, обратиться к медсестре школы и, если необходимо, оказать пострадавшим первую доврачебную помощь.
4.7. При возгорании оборудования использовать
инструкцию пожарной безопасности, отключить питание, учителю сообщить в пожарную часть и директору учебного заведения, затем приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. Требования охраны труда при окончании работы в столярной мастерской
5.1. После окончания работы работник в столярной мастерской должен:

  • отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкциях по эксплуатации оборудования, станков и инструментов с учетом характера выполняемых работ;
  • приводя в порядок рабочие места учеников, учитель технологии в столярной мастерской должен обеспечить отключение всех токоведущих устройств и проконтролировать этот процесс;
  • обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;
  • убрать в специально отведенное место средства индивидуальной защиты.

5.2. Выключить все освещение, перекрыть воду, закрыть все окна.
5.3. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон сообщить об этом заместителю директора по АХР, а при его отсутствии – дежурному администратору и зафиксировать запись в журнале заявок.

6. Заключительные положения инструкции
5.2. Проверка и пересмотр приведенной инструкции по технике безопасности в столярной мастерской проводятся не реже одного раза в 5 лет.
5.3. Инструкция пересматривается досрочно если:

  • пересмотрены межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
  • изменены условия труда в столярной мастерской школы;
  • внедряется новая техника и (или) технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по охране труда субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

5.4. Если на протяжении 5 лет со дня утверждения (введения в действие) данной инструкции по охране труда в столярной мастерской условия труда не меняются, то действие инструкции продлевается еще на 5 лет.
5.5. Ответственность за своевременное внесение изменений, дополнений и пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного (инженера) по охране труда учреждения.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ №5

по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях

1. Общие положения

1.1. Основным условием предупреждения несчастных случаев является соблюдение правил безопасности и внутреннего трудового распорядка организации.

1.2. При несчастных случаях важно своевременно и правильно оказать пострадавшему первую помощь (до оказания помощи медицинским работником).

1.3. Работники организации должны хорошо знать приемы оказания первой помощи и самопомощи. Эти приемы должны быть практически показаны медицинскими работниками лечебного учреждения, обслуживающего организацию.

1.4. При несчастных случаях и при угрожающих жизни болезненных состояниях нужно оказывать только первую помощь, а не лечить пострадавшего.

1.5. До оказания первой помощи необходимо выяснить характер повреждения (ушиб, ожог, отравление и т.д.) и, по возможности, степень его тяжести, ограничиваясь при этом только расспросом пострадавшего и осмотром поврежденного участка.

1.6. Для оказания первой помощи в цехах должны быть аптечки с необходимым набором медикаментов и средства оказания первой помощи.

1.7. Первая помощь пострадавшему требуется при ушибах, растяжениях, вывихах, ранениях, переломах, ожогах, обморожениях, отравлениях и других несчастных случаях.

2. Характер повреждений и меры оказания первой помощи

2.1. Ушиб. 

На месте ушиба появляется припухлость, а часто и кровоподтек (синяк). Ушиб с кровоизлиянием в суставе сопровождается сильной болью, отечностью сустава и ограничением его подвижности.

Первая помощь—создать покой поврежденному органу, наложить на место ушиба холодный компресс или пузырь со льдом. При ушибах со ссадинами компресс класть не следует, ушибленное место нужно смазать настойкой йода и наложить стерильную повязку.

2.2. Растяжение связок. 

Сопровождается резкой болью, припухлостью, ограничением подвижности сустава. Меры первой помощи — наложение холодного компресса и создание полного покоя.

2.3. Вывих. 

Характеризуется болью в конечности, изменением внешних очертаний (формы) и отсутствием подвижности в пораженном суставе. Первая помощь — холод на область поврежденного сустава, применение обезболивающих средств и фиксирование конечности (верхнюю конечность подвешивают на косынке, на нижнюю накладывают шины). Вправлять вывих должен только врач, поэтому пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу (при повреждении нижней конечности пострадавшего транспортируют в положении лежа).

2.4. Перелом. 

Первая помощь — создание неподвижности костей в области перелома, вызов к месту происшествия медицинской помощи или организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Неподвижность костей достигается фиксацией двух суставов выше и ниже перелома с помощью шины или какого-либо подсобного материала.

При открытом переломе перед шинированием на рану накладывают сухую стерильную повязку.

При переломах костей пальцев и кисти шина не накладывается.

Пострадавшему дают в руку скатанный из марли и ваты комок, и в этом хватательном положении, забинтовывают кисть.

Переломы костей стопы фиксируются шиной, которая накладывается на подошву; при переломе ключицы руку подвешивают на косынку или накладывают специальную повязку.

Если есть подозрение на повреждение позвоночника, пострадавшего следует положить либо на живот, либо на спину на щит, доску и в таком положении перевозить.

2.5. Раны.

 Наибольшую опасность при ранениях представляют кровотечения, загрязнение и инфицирование ран. При оказании первой помощи необходимо соблюдать следующие правила: не прикасаться к ране руками, не промывать ее, не извлекать из раны попавшие в нее инородные тела: песок, землю. Для перевязки раны пользоваться индивидуальным перевязочным пакетом или стерильными бинтами. При отсутствии стерильного перевязочного материала можно использовать чистый носовой платок или полотняную тряпочку, на которые следует накапать несколько капель йодной настойки, чтобы получить пятно размером больше раны.

2.6. Для остановки кровотечения необходимо поднять раненую конечность вверх и наложить давящую повязку.

При сильном кровотечении, если оно не останавливается повязкой, следует сдавить кровеносные сосуды, питающие кровью раненую область, пальцами, жгутом или закруткой, или сгибанием конечности в суставах.

Оставлять жгут на месте его наложения можно не более двух часов. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

2.7. При попадании инородного тела в глаз необходимо промыть его раствором борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) или чистой кипяченой водой; нельзя тереть глаз рукой. Если промыванием инородное тело извлечь не удается, необходимо обратиться к врачу.

2.8. Ожоги бывают четырех степеней:

первая степень характеризуется покраснением, припухлостью и болезненностью обожженного участка;

вторая - образованием пузырей;

третья и четвертая - обугливанием пораженного участка с полным нарушением кожного покрова и подкожных тканей.

При ожогах первой степени пораженное место можно смочить раствором марганцовокислого калия или 2%-ным раствором питьевой соды, а затем наложить стерильную повязку.

При ожогах второй степени ни в коем случае не вскрывать пузыри и не смазывать обожженный участок каким-либо жиром. Место ожога нужно смочить раствором марганцовокислого калия, после чего наложить стерильную сухую повязку. Накладывать повязку надо осторожно, чтобы не порвать пузырей. Применять какие-либо мази и жиры при ожогах нельзя.

При ожогах третьей и четвертой степени - наложить стерильную повязку и вызвать к месту происшествия врача или направить пострадавшего в лечебное учреждение.

При ожогах слизистой оболочки глаз и полости рта обожженное место надо промыть 2%-ным раствором питьевой соды.

При ожогах глаз излучениями электрической дуги - наложить на глаза холодную примочку из борной кислоты и немедленно обратиться к врачу.

При ожогах кислотами и щелочами в производственных условиях нужно немедленно и обильно обмыть пораженную кожу струёй воды в течение 15-20 мин.

2.9. Обморожение. 

Различают три степени обморожения: первая степень - побеление кожных покровов и потеря их чувствительности; вторая - припухлость, покраснение и появление пузырей после отогревания; третья степень - омертвление тканей, приобретающих буро-черный цвет и последующее затвердевание

При первой степени обмороженный участок тела нужно растереть руками до покраснения, а затем наложить теплую повязку.

Обмороженные конечности можно отогревать в воде комнатной температуры, которую постепенно подогревать до 37-40° С.

При второй и третьей степени обморожения накладывается сухая повязка.

2.10. Солнечный удар – вызывает сильную головную боль, головокружение, покраснение лица, тошноту, иногда рвоту. Тепловой удар—покраснение лица, головокружение, обморок. Меры первой помощи: пострадавшего надо освободить от стесняющей одежды, уложить в прохладном месте, приподнять голову и верхнюю часть туловища, положить холодный компресс на голову и область сердца, либо спрыснуть холодной водой. При остановке дыхания следует делать искусственное дыхание.

2.11. Отравление нефтяными парами и газами. 

Пострадавшего надлежит вывести (или вынести) на свежий воздух и освободить от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, пояс). В холодное время года пострадавшего не выносят на свежий воздух, а переводят в теплое, хорошо вентилируемое помещение.

При потере сознания, при остановке или ослаблении дыхания до прибытия врача необходимо делать искусственное дыхание. Когда пострадавший придет в сознание, напоить его крепким чаем или кофе и немедленно вызвать врача или направить пострадавшего в лечебное учреждение с сопровождающим.

При случайном проглатывании нефтепродуктов нужно немедленно вызвать рвоту, давая пострадавшему обильное количество воды, и срочно доставить его в лечебное учреждение.

При попадании этилированного бензина в глаза чистым бинтом или ватой (по возможности стерильными) промыть глаза чистой теплой водой или, в крайнем случае, холодной водой.

2.12. Отравление окисью углерода. 

Пострадавшего необходимо немедленно вынести на свежий воздух. При бессознательном состоянии применяется искусственное дыхание.

3. Оказание помощи при поражении электрическим током

3.1. Прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением, вызывает в большинстве случаев судорожное сокращение мышц, поэтому пострадавший не может сам выпустить провод, если он держит его в руках.

Необходимо прервать электрический ток, если пострадавший продолжает находиться под его воздействием (выключить рубильник, вывинтить предохранители). При этом необходимо учесть следующее:

одновременно может выключиться электрическое освещение, поэтому в ночное время необходимо обеспечивать освещение от другого источника;

пострадавший может упасть, если он находится на высоте, в этом случае должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность при падении пострадавшего;

непосредственное прикосновение к человеку, находящемуся под током, опасно для оказывающего помощь, так как он сам может попасть под напряжение.

В том случае, когда не удается быстро отключить ток, пострадавшего надо отделить от провода или токоведущей части оборудования сухой деревянной палкой, доской, веревкой. Пользоваться в этих случаях металлическими или мокрыми предметами нельзя.

Оказывающий помощь должен принять меры личной предосторожности: надеть резиновые перчатки, калоши. Резиновые перчатки можно заменить сухой шелковой или шерстяной тканью (шарф, суконная кепка), а вместо резиновой обуви подложить под ноги автомобильную шину или камеру, сухую доску, сухую одежду и т.д.

Пострадавшего можно иногда оттащить от токоведущих частей, взяв его за одежду (при условии, что она сухая и не прилегает к телу), например, за полы пиджака или пальто, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и к телу пострадавшего. Если электрический ток проходит через тело пострадавшего в землю, и он судорожно сжимает в руках один провод, рекомендуется подсунуть под ноги пострадавшего сухую доску, чтобы прервать ток.

3.2. При поражении током напряжением свыше 1000 В необходимо выключить ток или, надев изолирующие боты и перчатки, действовать штангой или клещами, рассчитанными на данное напряжение.

3.3. После освобождения пострадавшего от действия электротока необходимо убедиться, не потерял ли он сознание и есть ли у него дыхание и пульс. Помощь нужно оказывать срочно и энергично до прибытия врача.

3.4. Если пострадавший потерял сознание, но дыхание сохранилось, его следует удобно уложить, расстегнуть стесняющую одежду, создать приток свежего воздуха и обеспечить полный покой. Пострадавшему надо дать понюхать нашатырный спирт, сбрызнуть лицо водой, растереть и согреть тело.

3.5. При отсутствии дыхания нужно немедленно делать искусственное дыхание и массаж сердца.

3.6. Наиболее эффективный способ искусственного дыхания — "рот в рот" непосредственно или при помощи S-образной трубки.

3.7. Перед началом искусственного дыхания необходимо убедиться в проходимости верхних дыхательных путей, которые могут быть закрыты запавшим языком или накопившейся слизью. При нарушении проходимости дыхательных путей голову пострадавшего следует повернуть набок, удалить слизь и, если имеются зубные протезы, вынуть их изо рта.

Затем пострадавшего укладывают на спину, освобождают грудь от стесняющей дыхание одежды, под лопатки подкладывают небольшой валик. Голову следует запрокинуть так, чтобы подбородок находился на одной линии с шеей (это обеспечивает проходимость верхних дыхательных путей). После быстрой подготовки приступают к искусственному дыханию. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, прижав свой рот через марлю плотно ко рту пострадавшего, вдувает в его легкие воздух. Как только грудная клетка пострадавшего достаточно расширится, вдувание прекращают. Пострадавший производит пассивный выдох, а оказывающий помощь снова делает глубокий вдох и повторяет вдувание. Частота вдувании 14-16 раз в минуту.

 Массаж сердца (закрытый) осуществляется следующим образом. Пострадавший лежит на спине на чем-нибудь твердом (например, на полу), а оказывающий помощь занимает место сбоку. Ладонь одной руки кладут на нижнюю треть грудины; другой — на тыльную поверхность первой. Энергичными толчками обеих рук смещают переднюю стенку грудной клетки на 4-5 см в сторону позвоночника. Во время массажа следует избегать грубых толчков, чтобы не вызвать перелома ребер и не повредить внутренних органов. Массаж сердца следует производить ритмично с частотой 60 сдавливаний в минуту до появления пульса на сонной и бедренной артериях (сонная артерия хорошо прощупывается в области переднебоковой поверхности шеи в верхней трети, бедренная — в паховой области).

Массаж сердца необходимо сочетать с искусственным дыханием. На каждый акт дыхания приходится 4-5 толчков в области сердца.

Удобнее, когда искусственное дыхание и массаж производят два человека (один делает искусственное дыхание, другой — массаж). При этом в момент вдувания воздуха массаж сердца прекращается.

Несмотря на простоту способа искусственного дыхания "рот в рот" и закрытого массажа сердца, они требуют практического показа, что должны обеспечивать работники медицинского учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы методического объединения учителей трудового обучения в корреционной школе.

В данном плане работы  методичекого объединения учителей  трудового обучения отражены разные направления, что способствует   более плодотворной работе. Чётко поставлены задач...

Опыт учителя трудового обучения

Цель: сформировать навыки художествен­ной обработки древесины путем выпиливания....

Портфолио профессиональной деятельности учителя трудового обучения

Представляю свой вариант портфолио в помощь молодым педагогам...

Самоанализ педагогической деятельности учителя трудового обучения

Материал обупликован для молодых педагогов в помощь подготовки к аттестации...

Инструкция по охране труда учителя

Материалы и разработки для работы специалиста по охране труда и ответственного за предупреждение детского травматизма....