4 класс Программа "Ручной труд"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Ручной труд умеренно умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в учебной и коррекционно-воспитательной работе. Ручной труд так же, как игровая, конструктивная и изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное его использование в процессе обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта как средства коррекции может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, а также их речи в связи с их практической деятельностью.
Занятия по ручному труду для воспитанников с умеренной умственной отсталостью в 4 классе проводятся 3 раза в неделю. В году всего 98 часов.
Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, к труду с последующей адаптацией их в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Ручной труд умеренно умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в учебной и коррекционно-воспитательной работе. Ручной труд так же, как игровая, конструктивная и изобразительная деятельность обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное его использование в процессе обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта как средства коррекции может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движения обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания, а также их речи в связи с их практической деятельностью.
Занятия по ручному труду для воспитанников с умеренной умственной отсталостью в 4 классе проводятся 3 раза в неделю. В году всего 98 часов.
Цель: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, к труду с последующей адаптацией их в социуме.
Обучение ручному труду направленно на решение следующих задач:
-формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для них форме;
-коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;
-воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.).
-продолжать формировать интерес к ручному труду;
-обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;
-развивать пространственные представления;
-развивать зрительно-двигательную координацию;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление;
-развивать зрительное и слуховое внимание;
-развивать речь в связи с практической деятельностью.
Формы организации занятий.
Привитие элементов трудовой деятельности у учащихся с умеренной умственной отсталостью осуществляется на уроках по ручному труду, где дети выполняют различные поделки.
В 1-м – 3-м классе задания носят менее сложный характер, в 4-м классе они усложняются. Работа направлена на коррекцию движений кистей и пальцев рук, умение организовывать рабочее место, пользоваться клеем, кисточкой, ножницами и т.п.
Поделки, которые изготавливают дети, могут служить атрибутами для игры, средствами украшения класса, подарками родителям и т.п.
Поделки могут быть не только индивидуальными, но и коллективными.
Результаты выполнения заданий могут выставляться на организуемых выставках (на родительских собраниях, при организации детских праздников и т.п.).
Ознакомление с трудом, с его социальной значимостью должно проводиться с детьми систематически.
Методы и приёмы работы.
В процессе выполнения заданий по труду дети учатся действовать по образцу и словесной инструкции.
Так, при ознакомлении учащихся с моделью-образцом, необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образа с выполняемыми поделками в части формы, величины и т.п. Учащихся нужно специально учить анализировать образец изделия, отмечать форму, способы крепления.
Повышать сложность приёмов работы возможно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
- правила безопасности работы и личной гигиены;
- как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать своё рабочее место;
- называть последовательность выполнения работы;
- составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.
№ п/п |
Содержательные линии | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие задачи | Педсредства, технологии решения задач | Проблемы, возникающие при изучении темы | Педагогический мониторинг |
1. | Вводное занятие. Соблюдение техники безопасности. Работа с мозаикой. Работа с природным материалом. . Работа с пластилином. Работа с нитками и тканью. Работа с бумагой и картоном. Работа со строительным материалом. Работа со шнуровкой. Работа с проволокой. Работа с комнатными растениями. | 4 ч. 10 ч. 10 ч. 20 ч. 10 ч. 21 ч. 10 ч. 8 ч. 2 ч. 3 ч. | Изучать технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам труда. Продолжать развивать сенсомоторное восприятие в ручной деятельности; развивать слуховые, зрительные и осязательные восприятия, координацию движений, пространственную ориентировку, ручную умелость, наглядно-образное мышление. Учить выкладывать «чередующихся» рядов, геометрических фигур различных размеров и цветов, ковриков, различных узоров, предметов: дом, цветок и др., работа по замыслу детей. Учить изготовлению животных, насекомых, птиц с использованием грецкого ореха, шишек, желудей и т. п. Продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы; продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей; закреплять приёмы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать); Дать понятие о тканях. Учить изготовлению стрекозы, бабочки; учить способы соединения ткани, пришиванию пуговиц, вешалки для полотенец. Закреплять умения выполнять предметную и тематическую аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов; продолжать учить выполнению рваной аппликации; продолжать учить рассматривать собственные и чужие работы, узнавать изображенные предметы, называть их; учить сравнивать свою работу и работы других с предметов или образцом. Работа направлена на коррекцию движений кистей и пальцев рук, умение организовывать рабочее место, пользоваться клеем, кисточкой, ножницами и т.п. Формировать и развивать умения работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ. Учить узнавать и называть комнатные растения; отличать их от декоративных и других растений по картинке; Учить ухаживать и поливать комнатные растения; учить высаживать семена свёклы, описывать их рост после наблюдения; учить рыхлить землю. | Создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, нормы социального поведения, доступные виды труда). Отбирать содержание по объёму и степени сложности в соответствии с возможностями каждого ученика. Знакомить со свойствами материалов и областью их применения. Использовать игровые моменты, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентируют учащихся на выполнение заданий. Развивать и закреплять умения пользоваться клеящим карандашом, клеем ПВА и кисточкой для клея; соблюдать последовательность и аккуратность. Приёмы работы: отмеривание ткани, вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в конце работы, прямой стежок. Приёмы работы: прочное соединение деталей. Использовать нетрадиционные приемы в работе. Выполнять фигуры по шаблону и по представлению, разрезать линии по разметке, крепить детали. Использовать и закреплять при работе со строительным материалом и мозаикой знания о форме и цвете, о пространственных отношениях предметов: вверху - внизу, справа – слева, впереди – сзади, выше – ниже и др. Выполнять знакомые образцы изделий без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей. Применять на уроках соревновательные и игровые формы организации; упражнения, носящие учебно-тренировочный характер. Использовать на уроках художественное слово – стихи, загадки, потешки и др. Проводить экскурсии, вырабатывая умения ориентироваться в окружающем мире. Учить наблюдать те или иные объекты, совершать определённые действия, подражая действиям взрослого. Применять различные средства наглядности: фотографии, картинки, видеофильмы и др. | Слабый познавательный интерес; затруднения в способности высказаться. Непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда. Неспособность к коммуникативному поведению вследствие ограниченности в высказываниях. Большой дефицит внешних раздражителей; неустойчивое эмоциональное состояние. Слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действий целиком. Нарушения общей мелкой моторики, несформированность координации движений. Нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты. Затруднения в принятии и понимании поставленной задачи, её решении, в установлении связей и отношений между ними. С трудом формируются основные навыки и приёмы систематической умственной деятельности; различения и идентификации. Недоступность осознанного выбора адекватного способа действия. Неумение пользоваться элементарными знаниями в практической деятельности. По своим психофизическим особенностям дети страдают тяжёлыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ.
№ | Название тем и подтем | Дата | Кол-во час. | Предполагаемые результаты обучения. |
I четв. (27 ч.) Беседа с элементами игры: «Соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Работа с мозаикой. Выкладывание «чередующихся» рядов (1-3 цвета). Работа со строительным материалом. Изготовление двухэтажного дома с окнами. Изготовление из строительного материала «гаража». Экскурсия «Сбор природного материала». Изготовление поделки из природного материала «Лебедь на озере». Изготовление поделки из природного материала (желуди) «Ворона и лисица». Аппликация из цветной бумаги «Осенний букет». Изготовление из цветной бумаги аппликации «Дорожные знаки: переход, светофор». Выполнение сюжетной аппликации по сказке «Маша и медведь». Вырезание по шаблону. Изготовление коллективной аппликации «Парк осенью». Практическая работа с пластилином. Лепка геометрических фигур (шар, куб, цилиндр). Работа с пластилином. Лепка плоскостных фигур (овощей, фруктов и ягод). Лепка сказочных героев из любимых сказок (по замыслу). Лепка предметов из 2-3-х деталей (дом, гриб и др.). Понятия о тканях. Знакомство с видами тканей. II четв. (19 ч.) Аппликация из чередующихся геометрических фигур (по цвету и форме). Аппликация в полосе из чередующихся фигур (по цвету, величине). Рваная аппликация «Ёлка». Аппликация из готовых вырезанных геометрических фигур «Праздничные шарики». Работа с пластилином. Лепка предметов разной формы «Конфеты» (шарики, палочки, батончики). Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: неваляшка. Работа с тканью. Способы соединений ткани. Работа с тканью. Пришивание пуговиц. Работа с тканью. Изготовление бабочки. Работа с тканью и нитками (отмеривание ткани, вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в конце работы). Прямой стежок. Изготовление ёлочных украшений к празднику «Новый год». Изготовление Новогодней открытки «С Новым годом!» III четв. (29 ч.) Работа со строительным материалом различной величины и формы. Изготовление строительных сооружений по замыслу. Шнуровка. Пришнуровывание деталей: «Подсолнух», «Аквариум». Работа с проволокой. Изготовление композиций геометрических форм. Работа с мозаикой. Практическая работа по выкладыванию коврика, узора заданной формы. Практическая работа со строительным материалом. Выкладывание домика из деталей заданных цветов. Беседа с элементами игры: «Соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда». Работа с природным материалом. Изготовление персонажей из сказок «Лесные жители» (орехи, скорлупа, желуди, шишки и др.). Изготовление из природного материала (грецкий орех, шишки) вертолёта. Работа с мозаикой. Выкладывание узора по образцу. Практическая работа со строительным материалом. Строительство гаража. Лепка сказочных героев из пластилина. Аппликация из цветной бумаги. Работа с пластилином. Лепка композиции «На поляне». Коллективная работа. IV четв. (23 ч.) Беседа с элементами игры: «Соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда». Шнуровка. Зашнуровать обувь. Работа с мозаикой. Выкладывание узора по образцу. Работа с пластилином. «Рисуем» жгутиками из пластилина. Аппликация из цветной бумаги «День Победы». Работа с пластилином. Лепка из отдельных частей «Игрушки». Работа с природным материалом. Работа с комнатными растениями. |
1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 6 ч. 2 ч. 5 ч. 1 ч. 2 ч. 3 ч. 3 ч. | 3.09 4.09 7.09 10.09 11.09 14.09 17.09 18.09 21.09 24.09 25.09 28.09 1.10 2.10 5.10 8.10 9.10 12.10 15.10 16.10 19.10 22.10 23.10 26.10,29.10 30.10 2.11 16.11, 19.11 20.11 23.11 26.11 27.11 30.11 3.12 4.12,7.12 10.12,11.12 14.12,17.12, 18.12, 21.12 24.12 25.12 28.12 14.01 15.01 18.01 21.01 22.01 25.01 28.01 29.01,01.02 04.02 05.02,8.02 11.02 12.02,15.02 18.02,19.02 22.02 25.02,26.02 1.03 4.03,5.03 11.03,12.03 15.03,18.03 19.03,22.03 2.04 5.04,8.04 9.04,12.04, 15.04,16.04 19.04,22.04 23.04,26.04 29.04,30.04 6.05 7.05 13.05,14.05 17.05,20.05 21.05 24.05,27.05 28.05 |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 5 класс (обслуживающий труд)
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» разработана на основе федерального компонента государственного обра...
Родительское собрание в 6 классе. Учебный труд подростка
«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам.»1. Доклад классного руководителя по теме.2. Результаты анкетирования учащихся 6 кл (выступление классн...
Рабочая программа по технологии 5 класс обслуживающий труд
Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, графического распределения рабочего времени, УМК, Электронных ресурсов, тематического планирования, календарно-тематического плана...
Итоговый тест по технологии 5 класс (обслуживающий труд)
Итоговый тест по технологии включает в себя вопросы по темам "Материаловедение", "Конструирование и моделирование", "Машинные швы"....
Развёрнутое тематическое планирование 5 класс технический труд по Симоненко
Развёрнутое тематическое планирование 5 класс технический труд по Симоненко. Можно использовать как заготовку или шаблон при составлении авторской рабочей программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии 5-8 КЛАСС обслуживающий труд (68 часа. 2 часа в неделю )
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требовани...
Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы
Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...