Урок в 5 классе "Ручные вышивальные швы". Презентация "Вышивка простыми швами"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Разработка урока для 5 класса "ручные вышивальные  швы" , презентация "Вышивка простыми швами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Ручные вышивальные швы. Шов «стебельчатый» 5 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Цель: Формирование компетенций по изучению выполнения шва «стебельчатый»

Задачи:

Познакомить с инструментами и материалами для вышивки:

  • ознакомить с правила техники безопасности при работе с инструментами;
  • раскрыть содержание понятий «пяльцы», нитки мулине, пасма;
  • научиться выполнять шов «стебельчатый»

Планируемые результаты

Предметные

  • освоить технологическую последовательность выполнения шва «стебельчатый»;
  • закрепить приемы безопасной работы с иголкой, ножницами;

познакомить с профессией вышивальщицы.

Метапредметные

  • подбирать инструменты, материала и приспособления для работы;
  • организовать рабочее место;
  • планировать последовательность выполнения работы;
  • рационально  распределять время для выполнения работы;
  • овладеть алгоритмом действий, сравнения, анализа.

Личностные

  • выполнять безопасные приемы работы с инструментами;
  • понимать необходимость правильной организации

рабочего места;

  • прививать аккуратность и качество работы;
  • повышать интерес к вышивке;
  • воспитывать уважение к ручному труду, народному творчеству;
  • формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Межпредметные связи: окружающий мир, тема «Натуральные волокна, нити», изобразительное искусство, тема  «Узоры, которые создали люди», черчение

Ресурсы урока

Для учителя:

  • Рабочая программа.
  • Учебник.
  • Электронное приложение к учебнику.
  • Пособие для учителя.
  • Презентация.

Для учащихся:

Учебник : О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. « Технология. Обслуживающий труд», 5 класс.

Раздел программы: «Рукоделие. Вышивание». с. 213-219

  • Материалы: нитки мулине, ткань для выполнения  образца;
  • инструменты: иголки, ножницы,

линейки, карандаши;

  • приспособления: пяльцы;
  • наперсток, игольница;
  • наглядные пособия и раздаточный материал;
  • образцы готовых работ, образцы швов.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Актуализация необходимых знаний

Задает вопросы:

  • Что вы выполняли на прошлом уроке и узнали нового?
  • Выполняли вы уже подобные работы ранее?
  • Где еще можно применить нитки?
  • Какие правила при работе с инструментами и нитками вы запомнили?

Отвечают  на вопросы учителя.

Мотивация познавательной деятельности

Люди с какой профессией занимаются вышивкой?

Демонстрирует иллюстрации по вышивке.

 

Чтобы уметь выполнять вышивальные работы, нужно очень захотеть и постараться. Вы разовьете у себя хорошие качества: силу воли, усидчивость, аккуратность. Сможете  модно украшать свои изделия.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Продолжите пословицы…

«Смотреть на цветы легко, а вышивать их…

«Не учись безделью, а учись…

«Маленькое дело лучше большого…

Высказывания знаменитостей:

Вещи ручной работы- это роскошь.

Иметь их каждому совсем не обязательно.

Тот, кто хочет их иметь, делает их сам

Или платит мастеру за его труд.

                                        Коко Шанель

(ведущий французский модельер)

  • Называют профессию «вышивальщица», определяют какими качествами должен обладать человек с такой профессией, в чем еще, кроме выполнения вышивки, должен разбираться человек.

           -трудно

           -рукоделью

           -безделья

Организация познавательной деятельности

Не губи ты жизнь бездельем-

Занимайся рукодельем. Шей, вяжи- не унывай,

Или гладью вышивай.

Обращаю внимание детей на доску:

– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке сегодня?

  • Показывает образцы выполненных украшающих швов, показывает стебельчатый шов.
  • Показывает презентацию по украшающим швам.
  • Обращает внимание на качество и аккуратность работы.
  • Задает наводящие вопросы.

Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке. Стебельчатый шов незаменим для проработки элегантных контурных линий. При правильном выполнении этот изящный стежок может творить чудеса в вышивке.

Стебельчатым швом можно выполнять метки и монограммы

Метки – это обозначение принадлежности данного предмета или одежды определённому лицу. Вышивали инициалы или имя хозяина. Метки располагали так, чтобы они не портили внешний вид одежды.

Монограмма- это вязь из начальных букв имени, фамилии, инициалы владельца или герб семьи. Монограммы – это не только метки, но и украшения изделия в уголке платка. Они вышиваются нитками одного цвета, нежных, пастельных оттенков: голубого, розового, персикового, зелёного, а иногда и просто белыми, но за счёт блеска ниток вышивка на ткани выделялась.

Прежде чем мы перейдём к практической работе, повторим, какие нам для этого необходимы инструменты?

Предлагает отгадать загадки:

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Металлическое тело.

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

Это швейная...

Правильно, молодцы.

 А вот еще одна загадка:

Пара острых, тонких ног

Без туфель и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге…

Вам понравилось отгадывать? Давайте еще одну отгадаем:

Разноцветные катушки

У меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки,

Нам понадобились ...

Какие загадки вы знаете?

Труд – дело очень важное,

порой не безопасное.

Правила должны вы знать,

безопасность соблюдать!

Повторяют правила безопасной работы.

Показ и объяснение технологии выполнения стебельчатого шва по таблице «Простейшие швы». Объясняет выполнение стебельчатого шва по схеме.

Предлагает приступить к практической работе, используя для этого технологические карты, эскизы монограмм и все необходимые инструменты и приспособления.

  • Определяют тему урока.
  • Просматривают иллюстративный материал;  делают выводы о наличии стеков в вышивке, о знакомых швах.
  • Смотрят образцы швов, делают выводы о качестве работы, о сложности швов, находят знакомые швы.
  • Находят в презентации стебельчатый шов;
  • Определяют, на что похожи маленькие стежки.
  • Высказывают свое мнение по поводу количества ниток для выполнения стежков.
  • Определяют, какими нитками можно выполнять шов.
  • Просматривают образцы

вышитых изделий, определяют лицевую и изнаночную стороны изделия и делают выводы о качестве вышивальных работ.

  • Делают выводы: какие детали вышивок выполнены этим швом.

Отгадывают загадки, обосновывая свой ответ

-игла

-ножницы

-нитки

Учащиеся вспоминают загадки о предметах.

 

Учащиеся называют безопасные правила работы с иголками, булавками, ножницами

  • Рассматривают таблицу «Простейшие швы».
  • Определяют знакомые швы.
  • Находят стебельчатый шов.
  • Рассматривают схему выполнения стебельчатого шва и зачерчивают ее в тетрадь.
  • Рассматривают схему шва в учебнике (стр.219).

Подведение итогов

  • Создать мини выставку выполненных работ.
  • Предлагает рассказать о трудностях при выполнении работы.
  • Делает акцент на некоторых ошибках (плохо закрепленная нитка, неаккуратная закрепка нитки, неравномерные  и кривые стежки, в строчку попадают две нитки).
  • Задать вопросы:

-удалось ли запомнить схему выполнения шва;

-что понравилось в работе;

-что нового для себя узнали;

-сможете ли выполнить шов самостоятельно, без схемы.

Учитель благодарит учащихся за хорошую и качественную работу.

  • Участие всех в мини выставке своих работ.
  • Анализ и оценка своих работ;
  • сравнивают свои работы с работами других учащихся.
  • Делают выводы о сложности работы.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Делают свои выводы по своим действиям на уроке.
  • Делают выводы, какие ошибки не допустили бы в следующий раз.

Дополнительный материал: образцы швов «вперед иголку», выполненный разными нитками, образец «закрепка ниток в ткани», презентация «Ручные швы в вышивке».

Диагностика достижений планируемых результатов: Сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания: выполнить для мамы вышивку метки или монограмму для рабочего халата или носового платка.

Самоанализ

Достижения: качественное выполнение работы

Сложности:

не все уложились по времени из-за большого объема и сложности новой работы

Предложения:

учитывать сложность работы для некоторых учащихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ручная вышивка простыми швами

Слайд 2

Инструменты и материалы для выполнения ручной вышивки

Слайд 3

Выполнение ручного шва «стебельчатый» по разметке Нить может быть ниже линии вышивки Нить может быть выше линии вышивки

Слайд 4

Выполнение шва «стебельчатый» по схеме 1-й стежок- АВ ( в буквенном обозначении) 2-й стежок СД ( в буквенном обозначении)

Слайд 5

Шов может выполняться по контурам разного вида 1. 2. 1- нить выше линии вышивки 2- нить ниже линии вышивки

Слайд 6

Швом «стебельчатый» могут быть выполнены стебли цветов

Слайд 7

Уникальный шов « стебельчатый» Швом может быть выполнена полностью вся работа

Слайд 8

Уникальный шов «стебельчатый» Стебельчатый шов может применться при вышивке монограмм Стебельчатый шов применяется и для вышивки лентами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «Простые и сложные предложения. Обобщение»

Данный материал представляет собой конспект урока по теме "Простые и сложные предложения. Обобщение"  Урок построен при помощи интерактивной доски. Это позволило быстро в игровой форме проверить ...

Обобщающий урок в 7 классе по теме «Простейшие»

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Простейшие"....

разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...

Презентация "Вышивка простейшими швами"5 класс

В презентации представлен наглядный материал для проведения урока трудового обучения в коррекционной школе VII вида . Раздел "Элементы русской народной вышивки". Тема :"Простейшие швы". 5 класс....

Конспект урока по биологии на тему: "Многообразие простейших. Паразитические простейшие" - 2013 год

Сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие при...

Конспект занятия в группе детей с ОВЗ с множественными нарушениями (НОДА, интеллектуальное и речевое недоразвитие) «Вышивание гладью и простыми швами. Салфетка»

Цели и задачи: ·           Вызвать интерес к вышивке как к одному из направлений декоративно-прикладного искусства.·...

План-конспект "Вышивка простейшими швами (по индивидуальному эскизу)"

План-конспект занятия, посвященного вышивке простейшими швами. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования.Цель - развитие личности ребенка, его творческих способностей и эстетичес...