разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологий

Шилова Лариса Петровна, учитель физики

  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-Петербурга


  1. Тема: Простые механизмы,.КПД простых механизмов. 7класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений учащихся по теме.

  1. Методика урока: метод социального взаимодействия ,развивающее обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии,  рефлексивная технология.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологий

Шилова Лариса Петровна, учитель физики 

  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-Петербурга

Тема: Простые механизмы,.КПД простых механизмов. 7класс

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений учащихся по теме.

Методика урока: метод социального взаимодействия ,развивающее обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии,  рефлексивная технология.

 Цели урока:

Образовательные:

Систематизация знаний обучающихся по теме «Простые механизмы. КПД простых механизмов»

1.2 Формировать умение находить КПД различных механизмов;
1.3 Повторить основные формулы темы с помощью теста и решения задач ;
1.4 Обеспечить усвоение формулы для расчёта КПД

1.5 Формировать у обучающихся умение осуществлять само- и взаимоконтроль с помощью использования дидактического материала..

Воспитательные:

2.1 развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач, развитие навыка работы в паре.

2.2 Развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности.

Развивающие:

3.1  Продолжать формирование умения анализировать условия задач;
3.2 Совершенствовать навыки самостоятельной работы

3.3  Активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы

3.4  Развивать умение правильно оформлять и решать задачи
3.5  Продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов.

.4. Учащиеся должны знать:

понятия:

4.1 сила;
4.2 плечо силы
4.3 работа полезная и затраченная
4.4 мощность

4.5 простые механизмы

4.6, условия равновесия рычага

4.7 выигрыш в силе, в расстоянии, «золотое правило механики»
4.8  КПД;

единицы физических величин:

4.9  силы;
4.10  плеча силы;
4.11 работы
4.12  мощности

4.13 КПД

формулы: 

расчёта момента  силы,

4.14  M=Fl
расчёта работы

4.15  A=Fs

Расчёта КПД

4.16  η = А пол/Азатр

5. Учащиеся должны уметь:

5.1 использовать определение работы полезной и затраченной;
5.2  использовать определение плеча силы

5.3 использовать определение КПД

использовать формулы:

5.4 работы;
5.5 КПД

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие цели достигаются?

1. Организационный момент.

Организовывает работу учащихся, сообщает цели урока.

Слушают учителя, готовятся к уроку

2.2

2. Актуализация и закрепление знаний  учащихся.

Проверяет домашнее задание:

Сверяют домашнее задание с примером на доске 

1.1, 3.4

Проверяет знание физических величин, их обозначений, единиц физических величин при работе с таблицей

Демонстрирует модели простых механизмов( рычаг, блок, наклонная плоскость) ,задаёт вопросы обучающимся об использовании этих механизмов

Устанавливают соответствие, заполняют таблицу.

Меняются тетрадями, оценивают друг друга:

Отвечают на вопросы учителя


Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры из своего жизненного опыта

1.1;1.3 ;1.5



1.1;2.2;3.3





1.1;2.2;3.3;3.5



3. Усвоение и актуализация новых знаний

Предлагает обучающимся работу с текстом (п.61 стр.150 уч. Пёрышкина А.В.» Физика»7).

Демонстрирует презентацию «КПД простых механизмов», ставит проблему повышения КПД простых механизмов.

Предлагает пропедевтическое обсуждение КПД тепловых и электрических двигателей, КПД биосистемы Человек

Работают с текстом, выписывают определение КПД и формулу для определения КПД.

Обсуждают новый материал, отвечают на вопросы учителя.

Выступают с сообщениями о КПД тепловых и электрических двигателей

1.1; 1.4;2.2;3.2;3.3


2.2; 3.3



3.2; 3.3; 3.5

4. Отработка практических умений решения задач

Приводит пример решения задачи на определение КПД простого механизма


Предлагает карточки для решения задач в парах. Назначает экспертов для помощи в решении задач.

Записывают в тетради пример решения и оформления задачи

Работая в парах, решают задачи, обмениваются задачами. Эксперты консультируют учеников. Первые три пары, успешно решившие задачи,  поднимают руки, получают от экспертов жетон (в случае правильного решения)

1.1; 1.2; 1.4; 3.1; 3.4


1,2; 1.4; 1.5;2.1; 2.2; 3.1; 3.2;. 3.3; 3.4

5.Актуализация новых знаний через творческую деятельность.

Предлагает сочинить стихотворение на тему «КПД простых механизмов» из предложенного набора слов.

Предлагает составить рассказ «Моё утро с простыми механизмами» об использовании простых механизмов в повседневной жизни.

Предлагает обсудить пословицы и поговорки об использовании простых  механизмах

Ученики выполняют творческое задание, выступают в классе. Эксперты выдают жетоны первым, закончившим работу и выступившим перед учениками.



.

2.1; 2.2; 3.3; 3.5

6. Обсуждение домашнего задания..

Задаёт  домашнее задание, комментирует задание.

Записывают домашнее задание.

3.1; 3.2; 3.4

 7. Рефлексия

Предлагает ученикам выделить новое, интересное, трудное в уроке

Делятся своими впечатлениями

1.1; 2.2; 3.2; 3.3; 3.5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простые механизмы

Слайд 2

Простые механизмы Установите соответствие между физическими величинами, обозначением и единицами физических величин. Название Обозначение Единица А) сила 1) L 1) Вт Б) плечо силы 2) F 2) Дж В) мощность 3) А 3) м Г) работа 4) N 4) H A Б В Г

Слайд 3

Простые механизмы Установите соответствие между физическими величинами, обозначением и единицами физических величин. Название Обозначение Единица А) сила 1) L 1) Вт Б) плечо силы 2) F 2) Дж В) мощность 3) А 3) м Г) работа 4) N 4) H A 2 4 Б 1 3 В 4 1 Г 3 2

Слайд 4

Простые механизмы Коэффициент полезного действия

Слайд 5

Коэффициент полезного действия Какую работу мы называем полной (затраченной) ? Работу, совершённую приложенной силой. Какую работу мы называем полезной? Работу по подъёму грузов или преодолению какого-либо сопротивления. Почему соверш1нная с помощью механизма полная (затраченная) работа всегда несколько больше полезной работы? Часть работы совершается против сил трения и по перемещению его отдельных частей.

Слайд 6

Коэффициент полезного действия Полная работа= Полезная работа + Работа против сил трения + Работа по перемещению механизма или его отдельных частей

Слайд 7

Коэффициент полезного действия Что называется коэффициентом полезного действия? 1. Отношение затраченной работы к полезной 2. Р азность затраченной и полезной работы 3. Отношение полезной работы к затраченной 4. Произведение полезной работы на затраченную

Слайд 8

Коэффициент полезного действия Неправильно

Слайд 9

Коэффициент полезного действия Отношение полезной работы к полной работе называется коэффициентом полезного действия Правильно

Слайд 10

Коэффициент полезного действия η =Ап/Аз ∙100% η<100% η< 1 КПД=Ап/Аз

Слайд 11

Коэффициент полезного действия Апол . η Азатр . η = Апол ./ Азатр . Азатр .= Апол ./ η Апол .= η∙ Азатр .

Слайд 12

Коэффициент полезного действия Пути повышения коэффициента полезного действия. - уменьшение силы трения -уменьшение силы тяжести

Слайд 13

Коэффициент полезного действия Уменьшение силы трения F тр.= μ N μ - коэффициент трения, зависит от свойств соприкасающихся поверхностей; N - сила реакции опоры. На горизонтальной поверхности, движущейся равномерно или находящейся в состоянии покоя, равна силе тяжести N=F тяж., F тяж.= mg . N

Слайд 14

Коэффициент полезного действия Уменьшение силы тяжести -использование материалов с меньшей плотностью

Слайд 15

Коэффициент полезного действия Уменьшение силы тяжести -уменьшение объёма деталей (использование полых деталей с рёбрами жёсткости)

Слайд 16

Коэффициент полезного действия Двигатели Тепловые Электрические

Слайд 17

Коэффициент полезного действия η≈30%-40% η≈ 70%-98% Двигатели Тепловые Электрические

Слайд 18

Коэффициент полезного действия Решение задач Задача №1 При помощи рычага был поднят груз массой 245 кг на высоту 6 см. При этом другое плечо рычага под действием силы 500 Н переместилось на 30 см. Определите КПД рычага.

Слайд 19

Коэффициент полезного действия Решение задач Задача №1 При помощи рычага был поднят груз массой 245 кг на высоту 6 см. При этом другое плечо рычага под действием силы 500 Н переместилось на 30 см. Определите КПД рычага. Дано: СИ Решение: m = 245 кг Вес груза равняется h₁=6 см 0,06м P=mg P=245 кг∙10н/кг=2450н F=500 H Полезная работа по подъёму груза А пол=Р∙ h₁ h₂= 35 см 0,35м А пол=2450н∙0,06м=147 Дж η - ? Затраченная при подъёме груза работа равна А затр = F∙h ₂ А затр = 500н∙0,35м= 175 Дж КПД рычага находим как отношение полезной работы к затраченной, выраженное в процентах η = (А пол/А затр )∙100% η =( 147н/175 н)∙100%= 84% Ответ: 84% Коэффициент полезного действия

Слайд 20

Коэффициент полезного действия Задача №56 1 вариант Дано : Решение h =4 м Полезная работа по подъёму груза равна l=7 м А пол.=Р∙ h Р=3,5 Н А пол.=3,5 Н∙4 м =14 Дж F=2,5 H Совершённая (затраченная) работа по Найти: η -? подъёму груза по наклонной плоскости равна Азатр .= F ∙ l Азатр .= 2 ,5 Н∙ 7 м=17,5 Дж Коэффициент полезного действия равен η =А пол./А затр . η =14 Дж/17,5 Дж=0,8=80% Ответ: КПД наклонной плоскости равен 80%

Слайд 21

Коэффициент полезного действия Задача №56 2 вариант Дано : Решение m = 40 кг Полезная работа по подъёму санок с F = 300 Н с девочкой А пол.=Р∙ h h = 4 м P =mg А пол.= mgh l=8 м А пол.=40 кг∙10 Н/кг∙4 м =1600 Дж g = 10 н/кг Совершённая (затраченная) работа по Найти: η -? подъёму груза по наклонной плоскости равна Азатр .= F ∙ l Азатр .=300 Н∙8 м=2400 Дж Коэффициент полезного действия равен η =А пол./А затр . η =1600 Дж/2400 Дж=0,67=67% Ответ: КПД наклонной плоскости равен 67%

Слайд 22

Коэффициент полезного действия Задача №57 1 вариант Дано : Решение m = 6 0 кг Полезная работа по подъёму груза равна F = 3 5 0 Н А пол.=Р∙ h h = 3 м P =mg А пол.= mgh l= 6 м А пол.=60 кг∙10 Н/кг∙3 м =1800 Дж g = 10 н/кг Совершённая (затраченная) работа по Найти: η -? подъёму груза с помощью подвижного блока равна Азатр .= F ∙l Азатр .=350 Н∙6 м=2100 Дж Коэффициент полезного действия равен η =А пол./А затр . η =1800 Дж/2100 Дж=0,857=85,7% Ответ: КПД системы равен 85,7%

Слайд 23

Коэффициент полезного действия Задача №57 2 вариант Дано : Решение m = 8 0 кг Полезная работа по подъёму лыжника F = 200 Н равна h= 3 м P =mg А пол.= mgh l= 16 м А пол.=80 кг∙10 Н/кг∙3 м =2400 Дж g = 10 н/кг Совершённая (затраченная) работа по Найти: η -? подъёму груза с помощью подвижного блока равна Азатр .= F ∙l Азатр .=200 Н∙16 м=3200 Дж Коэффициент полезного действия равен η =А пол./А затр . η =2400 Дж/3200 Дж=0,75 =75% Ответ: КПД системы равен 75%

Слайд 24

Коэффициент полезного действия Задача №2 Груз массой 100 кг равномерно поднимают на высоту 5м с помощью рычага, коэффициент полезного действия которого равен 70%. Определите, какая работа была затрачена при этом.

Слайд 25

Коэффициент полезного действия Задача №2 Груз массой 100 кг равномерно поднимают на высоту 5м с помощью рычага, коэффициент полезного действия которого равен 70%. Определите, какая работа была затрачена при этом.

Слайд 26

Коэффициент полезного действия Задача №3 Ящик массой 54 кг с помощью подвижного блока подняли на некоторую высоту. К тросу блока была приложена сила, р авная 360 Н. Определите коэффициент полезного действия подвижного блока.

Слайд 27

Коэффициент полезного действия Задача №3 Ящик массой 54 кг с помощью подвижного блока подняли на некоторую высоту. К тросу блока была приложена сила, р авная 360 Н. Определите коэффициент полезного действия подвижного блока.

Слайд 28

Коэффициент полезного действия

Слайд 29

Коэффициент полезного действия Домашнее задание: п.61, №№909,918 , кроссворд Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

План урока

1 Приветствие.

Здравствуйте. Уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!. Садитесь.

Сегодня мы продолжаем изучать тему простые механизмы. Повторяем, узнаём новое понятие КПД. Научимся решать задачи на определение КПД- большое практическое значение-энергосбережение- ресурсы земли не безграничны.

Будут и творческие задания.

В работе над задачами нам помогут эксперты.

Итак, начинаем работу. Проверяем д/з. Тетрадь Маши Ильиной.

А сейчас проверим ваши знания Необходимо установить соответствие.

Меняемся тетрадями, работаем в парах. Проверяем. назовите мне простые механизмы. Которые видим на столе.. что вы можете сказать о них?

Сейчас повторим использование простых механизмов- презентация.

А сейчас приступаем к изучению новой темы. КПД простых механизмов. Работа с текстом .П.61 стр.150. Читаем, выписываем определение и формулу для расчёта КПД

Закрепляем изученное. 2-я часть презентации

Пропедевтические знания:  Вызываю ребят, подготовивших сообщения

Пример решения задачи.

Работа в парах. Решение задач

Творческое задание.

Стихи, рассказ, пословицы и поговорки

Рефлексия.      д/з



Предварительный просмотр:

Составить  рассказ «Моё утро с простыми механизмами» ( привести 5 примеров использования простых механизмов в повседневной жизни, можно летом, в деревне или на даче).

Сочинить стихотворение, используя слова :

Простые, Архимед, вы, много, наши, вовсе, исследовал, механизмы, служите, анахронизмы, не, вас, вы, нам, лет.

Наклонная, и, без, рычаг, не, вашей,  никак, плоскость, можем, блок, и, помощи.



Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки о работе

Не взявшись за топор, избы не срубишь.

Работник с сошкой, а лодырь -  с ложкой.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

В полплеча тяжела, а оба подставишь, так и работу справишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физике в 7 классе по темеПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Красочно выполненная презентация облегчает понимание детьми данной темы...

Разработка урока по физике "Простые механизмы"7 класс

Представленный урок содержит большое количество интерактивных компьютерных моделей и экспериментов, которые заменяют демонстрации при традиционном построении урока. Использование компьютеров на уроках...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ) НА ТЕМУ «ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ»

Состав:- конспект урока- презентация урока- рабочий бланк- теоретический материалы для учителя и и учащихся- инструкция по сборке- ФЛеш-ролик "Механическая работа. ЕДиницы работы"- Флеш-ролик "Мощност...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ) НА ТЕМУ «ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ»

1. конспект урока 2. - презентация урока 3. - рабочий бланк 4. - теоретический материалы для учителя и и учащихся 5. - инструкция по сборке 6. - Флеш-ролик "Рычаг. Момент силы" 7. – Флэш-ролик «...

разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию....