Программа внеурочной деятельности "Очумелые руки"
материал (5 класс) по теме

Бадмаев Замбулан Заятович

Программа внеурочной деятельности в 5 классе рассчитана на 1 час в две недели и проводится в течение года, рассчитана на один год обучения. Разработана на основе авторской программы по технологии для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ochumelye_ruki_3.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 5 класса

1 урок в 2 недели 17 часов

Пояснительная записка

 Программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ№ 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

2. Приказа Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ№ 1897 от 17.02.2010 г.)

3. Федерального перечня учебников, утвержденного приказом МОН РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОП на 2015-2016уч.г.

 4. Основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ « Дыренская СОШ »

5. Учебного плана МБОУ «Дыренская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

 6. Программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

7. Примерной программы основного общего образования по технологии автора В.Д. Симоненко

 8. Положения об организации внеурочной деятельности учащихся в условиях введения ФГОС ООО, протокол № 13 от 12.11. 2014

9. Положения о рабочих учебных программах по ФГОС, протокол педсовета № 13 от 12.11.2014 10. Положения о календарно-тематическом планировании; протокол педагогического совета № 13 от 12.11.2014 г.

Программа для внеурочной деятельности в 5 классе рассчитана на 1 час в две недели и проводится в течение года, рассчитана на один год обучения. Разработана на основе авторской программы по технологии для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества; формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на уроках технологии, а также обеспечение развития творческой личности учащегося 11-12 лет.

Программа рассчитана на один год обучения и включает следующие задачи: 

Обучающие: - формировать пространственное представление, художественное восприятие действительности;

- научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

- освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

- изучить технологию работы лобзиком;

 - научить работать различными инструментами, приспособлениями.

 Развивающие - развивать художественно-творческие способности учащихся;

- развить способы работы с инструментом;

 - развивать фантазию, память;

 - развитие метапредметных умений.

Воспитывающие - воспитывать интерес к окружающему миру, к традициям своего народа;

 -развивать настойчивость, терпение, усидчивость.

Общая характеристика

 Методологической основой кружка является системно - деятельностный подход. Занятия по данному курсу познакомят учащихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально- творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение дерева в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира), русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

         Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные занятия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки из дерева. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями – рассмотрение образца изделия, создание алгоритма работы.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки из дерева, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, предложенный учителем, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. При изготовлении заготовки, изделия из дерева можно использовать и другие материалы, например, для декорации, художественного оформления (краски, ткань, лак и др.).

Внеурочная деятельность является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения авторской программы В. Д. Симоненко. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно - технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

 - материаловедение;

- технология обработки древесины; художественная обработка древесины;

- элементы машиноведения;

- графика; техническое творчество;

- введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе предложена система самопроверки знаний обучающимися и контроля знаний - учителем технологии.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний обучающимися. Для чего в работе используются:

-учебники, справочники; дидактический материал;

-дополнительная литература;

-компьютерный класс.

 На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка древесины".

По завершению изучения данной программы обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

 Должны знать:

-принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

-основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

-физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

-способы разметки по шаблону и чертежу; принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

-иметь понятие о конструировании и моделировании; способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

-основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

-историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

-основы композиции:

-основные принципы декоративного оформления плоскости;

 -основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

 -технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

-разные виды резьбы и их особенности;

-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

 - рационально организовывать рабочее место;

-соблюдать правила Техники безопасности;

-уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

-определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

 -производить разметку заготовки по шаблону и чертежу; применять столярный инструмент по назначению.

-производить его наладку;

-использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

- выполнять простейшие столярные операции; производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

-выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

-выполнять и защищать творческие проекты; выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

-проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

-самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

-затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

-бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

-экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

- владения основными ручными инструментами по обработке, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

-выполнения операции выпиливания и резьбы;

-владения основными элементами графической грамотности; выполнения плоскостной разметки;

-разработки и составление композиции для выжигания, выполнение декорирования изделий – выжиганием и выпиливанием;

 Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- коллективная (бригадная).

Календарно- тематическое планирование. 1-й год обучения.

Тема

Кол-во часов

Формируемые УУД

Формы и методы работы, виды контроля

1

Тема: Выпиливание лобзиком.

Вводное занятие. Охрана труда при производстве художественных изделий.

1

Правила поведения и техники безопасности;

-пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии и личной гигиены

- задачи на год.

Инструктирование. Беседа.

2-3

Основы материаловедения

2

Древесина:- основные свойства и пороки;

-характеристика пород;

-фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи.

Беседа. Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами».

4-5

Виды резьбы по дереву.

2

-народные художественные традиции;

- виды и особенности резьбы;

-источники орнаментальных узоров

Беседа. Демонстрации.

6-10

Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия

5

-Особенности работы лобзиком;

-источники и особенности узоров для выпиливания.

Беседа. Демонстрации. Практическая работа.

11-15

Технические приёмы выпиливания орнамента.

5

Подготовка материалов, рисунков;

-перевод рисунка на заготовку;

-приёмы выпиливания;

-способы соединения деталей.

Практическая работа «Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей».

16-17

Сборочные и отделочные работы. Итоговые работы

2

-устранение дефектов;

-сборка изделия;

 -виды отделки, исходя из имеющихся материалов.

Практическая работа «Сборка и отделка изделий».

Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы:

 • Мотивация к художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• познавательный интерес к работе с деревом, способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

 • планировать свои действия; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 • адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

 • суждения, делать умозаключения и выводы.

 Коммуникативные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

• понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

• учитывать разные мнения;

 • формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться, приходить к общему решению;

• соблюдать корректность в высказываниях;

 • задавать вопросы по существу;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

 • контролировать действия партнера;

• владеть монологической и диалогической формами речи.

 Литература для руководителя кружка и для учащихся

1. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

2. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

3. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

 5.Жадаев Ю.А., Жадаева А.В. Технология. 5-7 классы. Поурочные планы к учебнику Симоненко В.Д., Волгоград, 2005

6. Карабанов И.А. Технология обрабоотки древесины. М., Просвещение, 1995 (для учащихся)

 7. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

8. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 – 9кл.. - М.: Просвещение, 1995

9. Рихвак Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

10. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

 11. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

12. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 6-7 классов

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельно...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки»

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» разработана на основе авторской  программы    дополнительного образования «Художественная  обработка ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки""

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности УМЕЛЫЕ РУКИ

Рабочая  программа  внеурочной  деятельности по общекультурному напрвлению «Умелые  руки»  для  учащихся  начальных  классов   реализует...