Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки""
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей «Согласовано» Зам.директора по воспитательной работе «__»_______2019 г. Протокол №___ от « » августа 2019 г. | «Утверждено» на заседании педагогического совета Протокол №12 от «29» августа 2019 г. Приказ №710 от «29» августа 2019 г. _________О.П. Соколкина «____»_________2019 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ№№3» Протокол №12 от «29» августа 2019 г. Приказ №710 от «29» августа 2019 г. _________ Н.П. Старкова «____»_________2019 г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Умелые руки»
(для 5-7 классов)
Направление: Художественная обработка древесины
Учитель технологии: Д.П. Южанин
МБОУ «СШ № 3»
2019-2020
учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Художественная обработка древесины» И.В. Домрачев, Томск, 2013г. для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Программа, модифицированная и рассчитана на обучающихся 5-7 классов.
Направленность программы. Программа по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению-прикладной; по форме организации-мастерская; по времени реализации-один учебный год. Направлена на формирование компетентности школьника в различных сферах жизнедеятельности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно – нравственной личности. Сегодня нельзя воспитывать человека – гражданина, патриота без опоры на народное искусство. Во все временна человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре, традициям.
Новизна данной программы в логике построения учебного материала, в настоящее время моделирование как предмет дополнительного образования проходит этап становления, так как орудия труда применяемые на уроке, постоянно усовершенствуются, переходя на новый технический уровень. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий при работе с древесиной, так же в курсе введены часы по декоративно-прикладному творчеству, в котором интегрируются различные виды искусств
Актуальность и педагогическая целесообразность. Технология обработки древесины является сегодня приоритетным объектом изучения на всех ступенях школьного курса моделирования. Одним из более актуальных направлении предмета является развитие содержания и методики обучения технологии обработки древесины, в системе непрерывного образования в условиях технического и технологического прогресса современного общества. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формировать основы технического мировоззрения.
Отсюда перед курсом ставятся следующие цели и задачи:
-возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения;
-освоение технологических знаний и культуры на основе включения в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-воспитание трудолюбия, бережливости, актуальности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессии и результатам их труда;
-наглядное представление методов и средств осуществления технологических процессов;
-возможность познавательного, интеллектуального, творческого, эстетического и физического развития учащихся;
-развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
-получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Отличительными особенностями данной программы являются:
Программа дополнительного образования «Умелые руки» построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В процессе занятий сочетаются как групповая, так и индивидуальная работа.
Практическая работа на занятиях занимает большую часть времени. Как правило, задание, начатое на первом занятии, может быть продолжено, или законченно на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им помощи. Приемы совместного обсуждения вопросов, возникающих в процессе работы со всеми обучающимися или индивидуально. Помогают расширить представления о средствах и способах выполнения работы, развивают художественное воображение и фантазию. Программа предусматривает не только усвоение теоритических знаний. Но и формирование деятельностно – практического опыта. Во время занятий обучающиеся должны уметь применять полученные знания и умения на практике. Даётся возможность самостоятельного принятия решения в какой либо проблеме, задаче используя современные информационные технологии или опыт товарища.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 12-14 лет. Чтобы работа обучающихся была более результативной, в программу вводятся задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей детей. Подбор заданий рассчитан на постепенное возрастание трудностей. Эти задания могут быть выполнены в разнообразных художественных техниках, как в области деревообработки и изобразительного искусства. Так и в области декоративно-прикладного искусства.
Сроки реализации образовательной программы 1 учебный год.
В учебной мастерской занимаются 15 человек. Объём часов составляет 68 часов, 2 часа в неделю. В процессе занятий возможна коррекция времени и режима занятий.
Предпочтительными формами деятельности для этого возраста являются коллективные и индивидуальные занятия, практикумы, учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом, индивидуальный подход. Подбор заданий и упражнений рассчитан на постепенное возрастание трудности.
Среди методов, направленных на стимулирование художественно-творческой деятельности обучающихся можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием работ, а также создание на занятиях обстановки, располагающей к творчеству. Также к этим методам относится разнообразие форм занятий, создание на них доброжелательного психологического климата, внимания и бережного отношения к творчеству обучающихся и к профессиям людей связанных с творчеством.
Режим занятий. Групповые занятия по программе дополнительного образования «Умелые руки» для 5,7 классов проводятся 1 раз в неделю с 14.00-14.40; с 14.50-15.30.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Знать:
- виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов. Созданием изделий из них, получением продукции;
- основные технологические понятия;
-назначение и технологические свойства материалов;
- Назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений.
Уметь:
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологии и доступных материалов;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления или получения продукта;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами и оборудованием.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- контроля качества выполняемых работ;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуг;
- обеспечение безопасности труда;
- получение технико-технологических сведении из разнообразных источников информации;
- создание изделий, или получения продукта с использованием ручных инструментов, оборудования и приспособлений;
- организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности.
Формы подведения итогов освоения программы: конкурсы. Смотры, выставки, фестивали. Итогом года является выставка творческих работ. Созданная на занятиях атмосфера успеха позволяет ребятам добиться хороших результатов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Общее количество часов | Теоретические часы | Практические часы |
1. | Художественное выпиливание. Работа с ручным лобзиком. | 22 | 7 | 15 |
2. | Геометрическая резьба | 34 | 13 | 21 |
3. | Пирография (выжигание по дереву) | 12 | 3 | 9 |
Итого | 68 | 23 | 45 |
Содержание курса
- Работа с ручным лобзиком. Художественное выпиливание.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с культурой, трудом и искусством. Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от декоративного творчества, забывая её красоту и ценность. Работа с лобзиком, нанесение разметки будущего изделия на заготовку помогает им развивать воображение, чувства, формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь выпиливанием из фанеры, древесины, ребёнок вовлекается в наблюдение за окружающими орнаментами, учится бережно относиться к окружающей среде. На занятиях обучающие узнают устройство лобзика, осваивают технику выпиливания, учатся производить отделочные работы, зачистку выпиленных деталей будущего светильника. Также обучающие приобретают навыки работы с клеем, учатся читать чертежи, производят сборку изделия (светильника). В этом разделе обучающие так же получают знания и навыки работы по электротехнике, производят сборку и монтаж электроарматуры светильника.
- Геометрическая резьба.
Это простая и дешёвая технология, позволяющая создавать красивые изделия из древесины. Само по себе это не сложно, но требует терпения и аккуратности. Приёмы работы с резцом при выполнении геометрической резь бы отлично развивает мелкую моторику рук, осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности, рисование, навыками моделирования, воспитывается терпение и аккуратность. На занятиях дети овладевают техникой вырезания простых орнаментов резьбы, применяют уже освоенную технологию художественного выпиливания при выпиливании криволинейных контуров будущей разделочной доски.
Во второй половине этого раздела обучающие знакомятся с искусством вырезания деревянных ложек. Знакомятся с таким инструментом как ложкорез, приобретают навыки работы с ложкорезом, знакомятся с видами отделки древесины (поднятие ворса, зачистка, покрытие лаком). Дети, освоившие основные приёмы геометрической резьбы, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
- Пирография. Выжигание.
Выжигание по дереву, или пирография-это очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как взрослым, так и детям. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линии, развивает тонкую моторику рук и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации. На занятиях дети знакомятся с устройством выжигательного прибора, принципом его работы, учатся подготавливать фанеру для выжигания, приобретают навыки работы с копировальной бумагой и выжигают панно «Лев». С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет-шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску, и даже предметы мебели: табуретку, полку, стол.
В конце всего курса обучения проводится выставка готовых работ.
Календарно-тематическое планирование занятий в мастерской
№ п/п | Название, тема | Часов всего | Ч | Ч | Содержание занятия | Дата проведения |
Художественное выпиливание. Работа с ручным лобзиком | ||||||
1-2 | «Чем мы будем заниматься на кружке?». Устройство ручного лобзика | 2 | 1 | 1 | Вступительная беседа. Техника безопасности при выпиливании. Заправка полотен в рамку лобзика. Нанесение разметки на заготовку. | |
3-4 | Техника выпиливания лобзиком. Приспособление для выпиливания. | 2 | 1 | 1 | Знать назначение выпиловочного столика. Овладевать правильной техникой выпиливания. Выпиливание плафона настольного светильника | |
5-6 | Зачистка деталей из фанеры | 2 | 1 | 1 | Виды зачистки. Назначение зачистки. Выпиливание плафона светильника. | |
7-8 | Склеивание деталей из фанеры, древесины. | 2 | 1 | 1 | Виды клея. Способы склеивания деталей. Выпиливание плафона светильника, зачистка, склеивание деталей плафона. | |
9-10 | Выпиливание стойки плафона светильника | 2 | 2 | Выполнение разметки. Работа с фанерой и лобзиком | ||
11-12 | Выпиливание стойки плафона светильника | 2 | 2 | Работа с фанерой и лобзиком. Выполнение зачистки деталей стойки | ||
13-14 | Сборка стойки плафона | 2 | 1 | 1 | Текущий инструктаж по сборке стойки плафона. Сборка стойки, склеивание её с плафоном светильника. | |
15-16 | Выпиливание основания светильника | 2 | 2 | Разметка деталей основания светильника, выпиливание. | ||
17-18 | Склеивание деталей основания светильника | 2 | 2 | Склеивание деталей основания светильника, предварительная подгонка, соединение основания со стойкой светильника. | ||
19-20 | Отделка светильника | 2 | 1 | 1 | Виды морилок, виды лака. Покрытие светильника морилкой и лаком. | |
21-22 | Сборка и монтаж электроарматуры светильника | 2 | 1 | 1 | Виды кнопочных выключателей. Устройство патрона, вилки. Сборка электроарматуры. Окончательная сборка светильника. Испытание светильника. | |
Геометрическая резьба | ||||||
23-24 | Вводное занятие. Знакомство с геометрической резьбой | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Нанесение простых орнаментов геометрической резьбы на заготовки | |
25-26 | Вырезание простых орнаментов геометрической резьбы | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание по разметке | |
27-28 | Вырезание простых орнаментов геометрической резьбы | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание по разметке | |
29-30 | Изготовление разделочной доски | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Нанесение контура изделия на заготовку с помощью шаблона | |
31-32 | Выпиливание разделочной доски | 2 | 2 | Выпиливание по контуру ручным лобзиком. Зачистка изделия | ||
33-34 | Нанесение орнамента геометрической резьбы на разделочную доску | 2 | 2 | Нанесение простых орнаментов геометрической резьбы на заготовку с помощью линейки, карандаша, циркуля. | ||
35-36 | Вырезание орнаментов на разделочной доске | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание орнамента по разметке. | |
37-38 | Вырезание орнаментов на разделочной доске | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание орнамента по разметке. | |
39-40 | Вырезание орнаментов на разделочной доске | 2 | 1 | 1 | Техника безопасности при работе с резцами. Вырезание орнамента по разметке. | |
41-42 | Отделка разделочной доски | 2 | 1 | 1 | Технология работы с морилкой и лаком. Покрытие разделочной доски морилкой и лаком. | |
43-44 | Изготовление ложки из древесины | 2 | 1 | 1 | Виды деревянных ложек. Инструменты для изготовления ложек. Выбор заготовки. Нанесение разметки на заготовку | |
45-46 | Выпиливание контура ложки | 2 | 1 | 1 | Вводный и текущий инструктаж. Выпиливание контура ложки с помощью ножовки | |
47-48 | Придание правильной формы ложки с помощью рашпиля и наждачной бумаги | 2 | 1 | 1 | Правила работы с рашпилем. Придание правильной формы ложки с помощью наждачной бумаги и рашпиля. | |
49-50 | Вырезание дна основания ложки с помощью ложкореза | 2 | 1 | 1 | Правила безопасной работы с ложкорезом. Техника работы ложкорезом. Вырезание дна основания ложки с помощью ложкореза | |
51-52 | Зачистка ложки. Нанесение на ложку геометрического орнамента резьбы | 2 | 2 | Работа с наждачной бумагой, линейкой карандашом | ||
53-54 | Вырезание геометрической резьбы на ложке | 2 | Вырезание орнамента геометрической резьбы. | |||
55-56 | Поднятие ворса на ложке, зачистка, покрытие льняным маслом | 2 | 1 | 1 | Назначение поднятия ворса. Поднятие ворса, зачистка, покрытие льняным маслом. Назначение льняного масла | |
Пирография (выжигание по дереву) | ||||||
57-58 | Назначение и устройство выжигателя. | 2 | 2 | Просмотр презентации на тему: «Устройство выжигателя.» Беседа о правилах безопасной работы с выжигателем. Технология работы выжигателем. История выжигания (пирографии), как вида декоративно-прикладного творчества | ||
59-60 | Подготовка фанеры для выжигания | 2 | 2 | Выбор заготовки, зачистка заготовки | ||
61-62 | Нанесение контура рисунка с помощью копировальной бумаги | 2 | 1 | 1 | Правила работы с копировальной бумагой. Оборудование рабочего места. Инструменты и приспособления. | |
63-64 | Выжигание панно «Лев» | 2 | 2 | Выжигание панно «Лев» | ||
65-66 | Выжигание панно «Лев» | 2 | 2 | Выжигание панно «Лев». Покрытие изделия лаком | ||
67-68 | Выставка готовых работ. Чему мы научились за год. | 2 | 2 | Оформление выставки. | ||
Всего | 68 | 23 | 45 |
Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовывать содержание учебного курса. Предлагают наличие специальных учебных мастерских, полностью оборудованных материалами и инструментами. Хороший результат дают занятия с разновозрастным составом группы, где младшие учатся у старших.
Для занятия по программе «Умелые руки» необходимы следующие инструменты и материалы: простой карандаш, линейка, циркуль, наборы резцов, выжигатели, ручные лобзики, выпиловочные столики, копировальная бумага, ножовки, рашпили, наждачная бумага, лак, морилка, льняное масло, древесные материалы(фанера), древесина(липа, кедр).
Учебно-материальная база. Техническое оснащение программы включает в себя обычный набор материалов для деревообработки, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и оборудованием.
Литература
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)
- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
- Кузьмин В.Н. Альбом орнаментов. – М.: «Народное творчество», 2006.
- Рихвик Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
- Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
- Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
- Методические рекомендации к учебнику «Технология обработки древесины»
- Ращупкина, С.Ю. Выжигание по дереву / С.Ю. Ращупкина.-М.: РИПОЛ классик, 2011. – 192 с. : ил. – (Поделки-самоделки)
- Авторская программа дополнительного образования «Художественная обработка древесины» И.В. Домрачев, Томск, 2013г. для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Умелые руки"
мною была разработана рабочая программа кружка "Умелые руки для учащихся среднего звена основной школы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
"Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Художественная обработка ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...