Программа внеурочной деятельности УМЕЛЫЕ РУКИ
рабочая программа

Назарова Алена Александровна

Рабочая  программа  внеурочной  деятельности по общекультурному напрвлению «Умелые  руки»  для  учащихся  начальных  классов   реализует  требования  Федерального образовательного  стандарта  нового  поколения. Она побуждает  творческую  деятельность  обучающихся,  направленную  на  постановку  и  решение  проблемных  ситуаций  при  выполнении  работы.  Включает  достаточно  большой  диапазон  видов  деятельности  для  усвоения  культурного  наследия  русского  народа,  воспитания  эстетического   отношения  к  действительности,  развития  вкуса.  Изучение   этого  курса  тесно  связано  с  такими  дисциплинами,  как  изобразительное  искусство, литературное  чтение,  риторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umel_ruki.odt40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая  программа  внеурочной  деятельности по общекультурному напрвлению «Умелые  руки»  для  учащихся  начальных  классов   реализует  требования  Федерального образовательного  стандарта  нового  поколения. Она побуждает  творческую  деятельность  обучающихся,  направленную  на  постановку  и  решение  проблемных  ситуаций  при  выполнении  работы.  Включает  достаточно  большой  диапазон  видов  деятельности  для  усвоения  культурного  наследия  русского  народа,  воспитания  эстетического   отношения  к  действительности,  развития  вкуса.  Изучение   этого  курса  тесно  связано  с  такими  дисциплинами,  как  изобразительное  искусство, литературное  чтение,  риторика.

      На изучение  курса "Умелые руки"  отводится 1 ч в неделю.

Программа рассчитана  на 135 ч: 33 ч – в 1 классе (33 учебные недели) по 35 минут, по 34 ч – во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе) по 45 минут.

 Результаты освоения курса

               Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить смысловое высказывание соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

 Предметные результаты        

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как предмете предметно-преобразующей деятельности человека.

Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Содержание курса.

     Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
  • учатся экономно расходовать материалы;

учатся преимущественно конструкторской деятельности.

          Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

    Главной задачей учителя становится забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

      Программа  предусматривает  экскурсии,  практические  работы  и  проектную  деятельность.

         Форма промежуточной и итоговой аттестации воспитанников проводится 2 раза в год через выполнение итогового творческого задания.

       Курс  завершается  организацией  и  проведением  Выставки творческих работ,  демонстрацией  успеха  на школьных,  городских выставках  детского  творчества.  Свои  работы  учащиеся  используют  для  украшения  интерьера  квартиры  и  игр,  дарят  родителям  и  близким.                                                                                  

      Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский, самостоятельная работа.

Методы контроля: консультация, выставка, презентация, участие в конкурсах творческих работ.

         Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии.  

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, консультация.

Тематическое планирование

1 класс

№ ур

Дата

Колич.час

Тема урока

1.

план

факт

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

Работа с природным материалом – 5 часов

2

1

Вводная беседа ТБ. Инструменты и материалы.

Экскурсия в парк.

3.

1

Аппликация из листьев . «Цветок»

4.

1

Аппликация из листьев «Рыбка»

5

1

Работа с ореховой скорлупой «Цыплёнок»

6.

1

Аппликация «Матрешка»

Работа с бумагой и картоном – 12 часов

7

1

Беседа «Виды бумаги и картона»

8.

1

Обработка бумаги. Оригами.

9

1

Обработка бумаги. Оригами.

10.

1

Аппликация «Лиспопад»

11.

1

Наблюдение – беседа «Симметрия в природе».

12.

1

« Лесная полянка» (вырезание из бумаги)

13

1

Аппликация «Толстый кит»

14.

1

Обрывная аппликация «Рыбка»

15.

1

Сувенир «Играющий тюлень»

16.

1

Аппликация «Улитки».

17

1

Игрушка «Медвежонок»

18.

1

Конкурс аппликаций из бумаги.

Работа с пластилином  – 6 часов

19

1

Беседа «Знакомство с профессией скульптора.»

20.

1

Лепка из пластилина. Барельеф из пластилина.

21.

1

Лепка из пластилина. Ваза для цветов.

22.

1

Лепка из пластилина. «Грибная поляна»

23

1

Лепка из пластилина «Гусеница»

24

1

Мозаика «Львёнок»

Работа с тканью

4 часа

25

1

Знакомство с профессией швеи. Правила работы с иглой.

26

1

Салфетка с бахромой.

27

1

Вышивка швом «вперед иголка».

28

1

Вышивка тамбурным швом.

Работа с бросовым материалом – 4 часов

29

1

Беседа «Игрушки из разных материалов».  Игрушка «Божья коровка»

30

1

Поделки из пуговиц «Насекомые»

31

1

Беседа «Поделки из ватных дисков» Вводная беседа .

Создание цветка из ватных дисков.

32

1

Аппликация «Цыплята»

33

1

Выставка поделок.

Тематическое планирование

2 класс

№ урока

Дата

Кол. часов

Тема урока

план

факт

1.

1

Вводный урок. Техника безопасности

Работа с природным материалом – 5 часов

2

1

Экскурсия «Осенний лес». Сбор природного материала для поделок.

3.

1

Изготовление композиций из засушенных листьев. Работа по замыслу детей.

4.

1

Мозаика «Курочка из семян».

5

1

Мозаика «Львёнок»

6.

1

Мозаика «Петушок»

Работа с бумагой и картоном – 12 часов

7

1

Аппликация из бумаги «Осенний лес»

8.

1

Композиция из бумажных листьев

9

1

Композиция «Ваза с цветами»

10.

1

Аппликация «Слоник»

11.

1

Объёмные цветы.

12.

1

Корзинка с цветами.

13

1

Аппликация «Аквариум»

14.

1

Беседа «Обрывная аппликация».

15.

1

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков. «Листопад»

16.

1

Аппликация «Снегири»

17

1

Бесед «Что такое папье-маше»

18.

1

Папье-маше «Матрёшка».

Работа с тканью – 5 часов

19

1

Беседа «Виды тканей»

20.

1

Мягкие игрушки из меха и ткани.

21.

1

Игрушка «Собачка».

22.

1

Мягкие игрушки. «Мышка – игольница»

23

1

Аппликация «Матрёшка»

Работа с пластилином

5 часов

24

1

Беседа «Лепка из пластилина».

25

1

Лепка из пластилина. Аппликация на картоне.

26

1

  1. Поделка из пластилина

27

1

Панно из пластилиновых жгутов

28

1

Пластилиновая аппликация Сказка «Колобок»

Работа с бросовым материалом – 5 часов

29

1

Беседа «Конструирование из разных материалов»

30

1

Работа с потолочными плитками «Снегири»

31

1

«Пингвин на льдинке», « Рыбки»

32

1

Композиция «Аквариум»

33

1

Игрушка «Жирафик»

34

1

Выставка поделок

Тематическое планирование

3 класс

№ урока

Дата

Кол. часов

Тема урока

план

факт

1.

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила работы с природным материалом.

Работа с природным материалом – 5 часов

2

1

Техника безопасности. Прогулка в парк.

3.

1

Картина «Лесная полянка»

4.

1

Рамка для фотографии.

5

1

Аппликация «Совушка»

6.

1

Сувенир «Павлин»

Работа с бумагой и картоном – 12 часов

7

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге.

8.

1

Аппликация «Веточка осеннего дерева»

9

1

Панно «Берёза»

10.

1

Панно «Корзина с фруктами»

11.

1

Аппликация «Слонёнок»

12.

1

Композиция «Пёстрый луг»

13

1

Панно «Ночной город»

14.

1

Композиция «Одуванчик».

15.

1

Беседа «Ёлочные украшения»

16.

1

Новогодние поздравительные открытки с сюрпризом.

17

1

Изготовление гирлянд.

18.

1

Ёлочная игрушка «Фонарик»

Работа с тканью – 6 часов

19

1

Знакомство с тканями, мехами. Виды тканей.

20.

1

Шитье мягкой игрушки «Совенок»

21.

1

Мягкие игрушки из ткани «Гусеница»

22.

1

Мягкие игрушки из ткани «Гусеница»(окончание)

23

1

Изготовление настенного кармашка для мелочей. «Сердечко»

24

1

Игрушка из помпонов «Совёнок»

Работа с бросовым материал.

4 часов

25

1

Беседа «Использование бросового материала»

26

1

Шитье игольницы.

27

1

Шитье подставки для чайника.

28

1

Подарок для мамы «Вазочка»

Работа с пластилином – 5 часов

29

1

Беседа «Пластилиновая аппликация на стекле»

30

1

Пластилиновая аппликация на стекле. «Утро в лесу».

31

1

Пластилиновая аппликация на стекле. «Утро в лесу»(окончание)

32

1

Пластилиновая аппликация на картоне. «Закат»

33

1

Работа из пластилина. Мозаика «Петушок»

34

1

Выставка поделок

Тематическое планирование

4 класс

№ урока

Дата

Кол. часов

Тема урока

план

факт

1.

1

Вводный урок. Техника безопасности. Правила работы с природным материалом.

Работа с природным материалом – 5 часов

2

1

Беседа «Объёмная поделка». Объёмные поделки «Черепаха», «Пингвин».

3.

1

Объёмная поделка «Крокодил»

4.

1

Аппликация «Весёлый мишка».

5

1

Панно из крупы «Листопад»

6.

1

Картина «Цветочная поляна».

Работа с бумагой и картоном – 12 часов

7

1

Беседа «Техника выполнения аппликации». Панно «Бабочки»

8.

1

Сюжетная аппликация «Парусник»

9

1

Сюжетная аппликация «Цыплёнок»

10.

1

Проект «Сюжетная аппликация»

11.

1

Аппликация «Весёлые дельфины»

12.

1

Аппликация «В городе зима»

13

1

Новогодняя игрушка «Снежинка»

14.

1

Новогодняя игрушка «Снеговик»

15.

1

Новогодний шар.

16.

1

Плетение коврика.

17

1

Плетение коврика (окончание)

18.

1

Сувенир «Петушок»

Работа с тканью – 6 часов

19

1

Беседа «Знакомство с тканями, мехами. Знакомство с лекалами». Разработка схем, чертежей.

20.

1

Изготовление игрушки мой любимый «Котик».

21.

1

Изготовление игрушки «Котик».(окончание)

22.

1

Подушечка «Клубничка»

23

1

Подушечка «Клубничка» (окончание)

24

1

Беседа «Аппликация из ниток».

Аппликация из ниток «Чебурашка».

25

1

Беседа «Изготовление сувениров из бросового материала».

Изготовление сувенира «Собачка»

26

1

Изготовление карандашницы.

27

1

Игрушка «Зайчик»

28

1

Композиция «На озере»

29

1

Аппликация из соломки «Бабочка»

Работа с пластилином – 4 часов

30

1

Работа по замыслу детей. Пластилиновая аппликация.

31

1

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием семян, камешек

32

1

Изготовление фигурок домашних и диких животных.

33

1

Изготовление Дымковской игрушки

34

1

Итоговое занятие. Выставка поделок.

Материально-техническое обеспечение

Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги» Академия развития Ярославль, 2002

М.А. Гусакова «Аппликация» Москва, издательство «Просвещение», 1982

И.К. Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова «»Аппликиционные работы в нач. школе» Москва «Просвещение», 1990

Н.А.Тараканова «Технология» поурочные планы по учебнику Н.А.Цирулик Волгоград, издательство «Учитель», 2007

В.И.Майорова, И.Г.Романова Дидактический материал по трудовому обучению 1-3 класс, Москва «Просвещение», 1989

В.Г.Машинистов Дидактический материал по трудовому обучению 1-4 класс, Москва «Просвещение», 1990

Выкройки мягких объёмных, плоских игрушек; раздаточный материал, шаблоны.

Интернет ресурсы: http://vk.com/det_podelki, http://vk.com/make_idea, http://vk.com/handmade_blog.

Технические средства обучения

 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, ноутбук, мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация "Ёжик"...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги.

Конспект занятия внеурочной деятельности "Умелые руки" во 2 классе. Аппликация из отрывных кусочков бумаги....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; ba...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки»

Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» разработана на основе авторской  программы    дополнительного образования «Художественная  обработка ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые руки""

Рабочая программа внеурочной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Умелые руки»

Цель программы: Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки....