Программа кружка "Народные промыслы"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Необходимо отметить, что для плодотворной работы в области деревообработки недостаточно обучения техническим приемам, процесс обучения должен быть творческим, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.
Цель программы - художественно-творческое развитие воспитанников через овладения практическими навыками выполнения обработки древесины и металла.
Задачи:
1. Ознакомление с лучшими традициями народного творчества и основами декоративно-прикладного искусства;
2. Формирование навыков и приемов самостоятельной работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при художественной обработке дерева и металла;
3. Развитие психических процессов личности (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);
4. Формирование сплоченного детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Народные промыслы" | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»
Ковровского района Владимирской области
Программа кружка
«Народные промыслы»
Составитель: Леонов С.В.
педагог дополнительного образования
Ковровский район
Пояснительная записка
Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта, хозяйства, культуры, торговые связи, соседские отношения. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные традиции, самобытные способы изготовления изделий из древесины, сувениров, резьбы по дереву.
Занятия проводятся на базе учебной мастерской.
Цель программы:
- Удовлетворить интерес школьников к столярной и слесарной работе и развить его до сознания потребности участвовать в общественно полезном труде по оформлению и оборудованию школы, домашнего хозяйства, изготовлению сувениров.
- Развитие способностей детей путем освоения художественной обработки материалов, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации художественной деятельности.
Задачи:
- Реализация духовных, эстетических и творческих способностей детей, развитие фантазии, воображения, изобретательности, самостоятельного мышления.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, формирование положительного отношения к труду и к собственному творчеству.
Возраст детей: 10-15 лет
Декоративно-прикладное искусство представляет собой значительную часть духовного богатства русского народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетической обстановкой среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание традиций и современности.
Производительный труд, связанный с обучением декоративно прикладному искусству как одной из составляющих «Технологии», обогащает культуру воспитанников, приобщает их к творчеству, пробуждает стремление преобразовывать обычные материалы в декоративные формы и образы, в конечном итоге способствуя патриотическому, нравственно - эстетическому и трудовому воспитанию.
В современных условиях подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей
трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением имеет особое значение. Разрешить объективно существующую в обществе потребность в трудовом становлении молодежи может способствовать формирование у учащихся знаний, умений, приемов художественной обработки дерева.
Художественная обработка дерева была известна еще в IX-Xвв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Дерево сравнительно легко и хорошо обрабатывается, позволяет создавать изделия разнообразные по формам, цвету, фактуре и назначению. По художественному оформлению наибольший интерес представляют изделия из дерева, которые и в настоящее время продолжают развивать ее многовековые традиции.
Работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки дерева в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу, и изготовляют художественные изделия из дерева с учетом художественных традиций.
Учебная программа «Народные промыслы» является компилятивной и предназначена для углубленного изучения направления «Обработка древесины». Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Столяров- конструкторов» (1988), примерной программы среднего (полного) общего образования по «Технологии» (утвержденной Министерством образования Российской Федерации от 17.06.97. № 760/14), рабочей программы «Технология» (С.Н. Радомский, 2004), Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005), Сасова И. А. Технология. 5 – 8 классы: программа/ И. А. Сасова, А. В. Марченко: - М.: Вентана – Граф, 2007, тематического планирования занятий по технологии в V-VIII классах (В.Н.Разумов, 2002) и личного опыта педагога.
Ребенку данного школьного возраста для поддержания интереса к предмету необходима постоянная смена видов деятельности, что учитывается в данной программе.
Необходимо отметить, что для плодотворной работы в области деревообработки недостаточно обучения техническим приемам, процесс обучения должен быть творческим, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.
Цель программы - художественно-творческое развитие воспитанников через овладения практическими навыками выполнения обработки древесины и металла.
Задачи:
- Ознакомление с лучшими традициями народного творчества и основами декоративно-прикладного искусства;
- Формирование навыков и приемов самостоятельной работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при художественной обработке дерева и металла;
- Развитие психических процессов личности (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);
- Формирование сплоченного детского коллектива.
Несмотря на большое разнообразие изделий из древесины и их конструкции, технологические процессы ее обработки строят на основе одних и тех же принципов: распиливания, строгания, сверления, точения и шлифования. При переходе от одного этапа программы к другому меняются способы и методы обработки (ручные способы обработки сменяются механическими).
Содержание тем программы обучения предусматривает первоначальное знакомство школьников с ручными способами обработки древесины, основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева. Это позволяют привлечь воспитанников к творческой деятельности, знакомит с основными направлениями декоративно-прикладного искусства, последовательностью разработки композиции изделия. В течение года формируются первоначальные навыки в работе с инструментами. Основная задача - научить детей точно воспроизводить изделия из дерева по образцу.
Методическую основу программы «Народные промыслы» составляет личностно - ориентированный подход, стимулирующий познавательную активность воспитанников, способствующий более полному усвоению или жизненно необходимых знаний и умений. При этом упор сделан на развитие воспитанников, их становление как самостоятельной творческой личности.
Программа предусматривает освоение ее содержания согласно интересам, потребностям и способностям детей. Распределение и изменение содержания тем на каждом этапе обучения производится с учетом психофизиологических возможностей учащихся и соответствующего уровня их общеобразовательной подготовки. Материал программы разработан с последовательным усложнением заданий, которые предстоит выполнять в процессе обучения. Возможен выбор индивидуального образовательного маршрута: учащийся, который осваивает программу за более короткий срок и переводится на следующий этап обучения.
Прогнозируемые результаты обучения
К концу года обучения воспитанники знают:
- строение и свойства древесины;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- принципы декоративной тематической композиции;
- технологические приемы выполнения геометрической и контурной резьбы по дереву;
- способы нанесения рисунка и отделки резных изделий;
- технологию изготовления изделия в сочетании различных элементов технологии.
умеют:
- делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства
- читать простейшие технологические рисунки;
- составлять несложные композиции на основе собственных зарисовок
- наносить рисунок на поверхность изделия различными способами;
- изготавливать изделия в сочетании с резьбой по дереву.
Таким образом, после прохождения программы обучения воспитанники знают об истории и развитии народных промыслов, расположенных на территории России и характерных особенностях художественной резьбы по дереву. Владея инструментом и техническими приемами контурной, геометрической, плоскорельефной, рельефной, прорезной, объемной резьбы по дереву умеют самостоятельно разрабатывать эскизы и выполнять завершенные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства. Воспитанники владеют технологией выполнения и защиты творческого проекта.
Критерии оценки результатов освоения программы
В соответствии с содержанием программы выведены критерии и показатели художественно-творческого развития ребенка:
- Наличие знаний в области резьбы по дереву как вида художественной обработки дерева
Показатели:
- владение терминологией;
- объем технологических знаний по основам композиции, видов резьбы по дереву, построения орнамента, способам отделки резных изделий;
- знание и соблюдение последовательности действий при выполнении работ;
- наличие знаний теоретических основ художественной резьбы по дереву;
- знания и умения определять виды резьбы и их особенности исполнения.
- Владение практическими навыками самостоятельной художественной деятельности
Показатели:
- качественное выполнение практических работ, аккуратность;
- композиционное решение идеи;
- исполнение резного изделия в сочетании 2-3 видов резьбы;
- применение соответствующих изобразительно-выразительных средств для воплощения замысла;
- эмоциональная выразительность;
- оригинальность и степень сложности работы;
- умелое использование материалов при выполнении работы.
3. Творческое развитие воспитанника
Показатели:
- владение способами самостоятельных действий;
- наличие творческих проявлений (умение творчески преобразовать уже знакомый материал в новой комбинации);
- наличие поисковой творческой деятельности, ее целенаправленность и вариативность;
- нахождение новых оригинальных приемов в решении творческих заданий;
- развитое творческое воображение.
В целях оценки результативности усвоения программы применяются такие формы контроля как:
- В конце каждого занятия проводится:
- рефлексия с контрольными вопросами с целью воспроизведения в памяти знаний, полученных на занятии;
- усвоение текущего материала проверяется посредством наблюдения (контроля со стороны педагога) за практической деятельностью воспитанников на протяжении всего занятия;
- также предусмотрен самоконтроль со стороны воспитанников в форме анализа собственной деятельности и оценивания работ товарищей.
- В конце прохождения каждой темы программы используется:
- опрос (посредством ответов на вопросы проверяется усвоение отдельными воспитанниками теоретического и практического материала);
- выполнение практических заданий для проверки степени освоения умений по пройденной теме программы.
- периодически (в конце учебного года в виде промежуточной или итоговой аттестатами) организуется обобщающая проверка знаний
и практических умений и навыков по пройденным темам программы, осуществляющаяся в формах:
Для проверки теоретических знаний:
- Тестирование:
Для оценки практических умений и навыков:
- выполнения контрольных практических заданий и участия в школьной выставке работ воспитанников;
- диагностики художественно-творческого развития воспитанников по определенным показателям в соответствии с программой.
Диагностические методики представлены в формах: анкетирования, наблюдения, тестирования, собеседования (с воспитанниками и родителями), деловых игр.
Условия реализации программы
Материально-техническое и дидактическое обеспечение.
- Кабинет (хорошо освещенный).
- Учебное оборудование (комплект мебели).
- Материалы: древесина разных парод (липа, осина, кедр, сосна, ель, береза) и разных видов (доска, брусок, полено, пластина, бревно).
- Инструменты: нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, клюкорзы, шило, ножовки, рубанки, топорик, тиски, плоскогубцы.
- Наглядные пособия (образцы изделий).
- Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Материалы для работы (карандаши, бумага, линейки, фломастеры, кнопки, резинки, скрепки, копирка, ножницы, клей, кисти).
Методическое обеспечение
- Наличие утвержденной программы.
- Методические разработки по модулям программы.
- Наглядные пособия, образцы изделий.
- Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
- Диагностический инструментарий.
Организационное обеспечение
- Необходимый контингент учащихся.
- Привлечение к работе специалистов (психологов).
- Соответствующее требованиям расписание занятий.
- Родительская помощь.
- Связь с выставочными залами района и города, общественностью, школами.
№ п/п | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 | Работы по дереву. Строение и свойства древесины. Основные виды работ по дереву. | 1 |
3 | Инструменты для разметки и фиксации. Пиление древесины. | 1 |
4 | Работа рубанком. Шлифование древесины. | 1 |
5 | Выполнение отверстий. | 1 |
6 | Резьба по дереву. | 1 |
7 | Заточка инструмента. | 1 |
8 | Плосковыемчатая геометрическая резьба. | 1 |
8.1 | Двугранные выемки. | 1 |
8.2 | Трёхгранные выемки. | 1 |
8.3 | Четырёхгранные выемки | 1 |
8.4 | Насечка и подрезка | 1 |
9 | Плоскорельефная резьба | 1 \ |
10 | Рельефная резьба | 1 |
11 | Объёмная резьба | 1 |
12 | Прорезная резьба | 1 |
13 | Ажурная резьба | 1 |
14 | Домовая резьба | 1 |
15 | Склеивание древесины | 1 |
16 | Замена поролона и обивки мягкой мебели | 1 |
17 | Ремонт мебели. Укрепление соединений. | 1 |
17.1 | Устранение перекоса дверей. Отслаивание облицовочного шпона. | 1 |
17.2 | Если шатаются стулья. Как избавиться от трещены в верхней части ножки стола. | 1 |
17.3 | Если качается стол. Восстановление покрытия. | 1 |
17.4 | Крепёж и фурнитура. | 1 |
18 | Ремонт дверей. | 1 |
19 | Ремонт окон. | 1 |
20 | Ремонт полов. | 1 |
21 | Работы по металлу. Инструменты. | 1 |
22 | Сверление металла. | 1 |
23 | Резка металла. | 1 |
24 | Нарезание резьбы. | 1 |
25 | Обработка металла | 1 \ |
26 | Способы соединения металла | 1 |
27 | Жестяные работы | 1 |
28 | Отделка поверхностей металла | 1 |
29 | Практическая работа | 1 |
30 | Практическая работа | 1 |
31 | Практическая работа | 1 |
32 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: 40 часов.
Литература для педагога:
- Программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы /под редакцией Н. В. Евстигнеева / Резьба по дереву - к. п. н Ю. В. Максимов /М. «Просвещение», 1992 г.
- Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / научный руководитель Б. М. Йеменский/ М. «Просвещение», 1994 г.
- Программа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / научный руководитель Т. Я. Шпикалова / М.: «Просвещение», 1996 г.
- Программа. Трудовое обучение «ТЕХНОЛОГИЯ» /под редакцией Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко /М. «Просвещение», 1996 г.
- Программа. Факультативный курс по искусству в общеобразовательных школах 5-11 классы / под редакцией Н.В.Евстигнеева / «Декоративно-прикладное искусство» - Л. Г. Савенкова / М. «Просвещение», 1991 г.
- Программа. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы/ Программа профессиональных проб - общая научная редакция д.п.н., проф. С. Н. Чистякова / М. «Просвещение», 1994 г.
- Семенцов А. Ю. «Резьба по дереву». - Минск: «Современное слово»,
1999.
для обучающихся:
- Абросимова А. М., Каплан Н. И. , Митлянская А. «Художественная резьба по дереву, кости, рогу». М., 1989 .
- Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву». - М.: «Культура и традиции»,
1999.
- Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1995.
- Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву», Москва ,1985.
- Логачева Л. А.. Основы мастерства резчика по дереву - М.: «Народное творчество», 2002.
- Матвеева Т. А. «Мозаика и резьба по дереву», - М.: «Высшая школа», 1993.
- Семенцов А. Ю. Резьба по дереву - Мн. «Современное слово», 2000.
- Хворостов А. С. «Чеканка, инкрустация, резьба по дереву». - М.: «Просвещение», 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Народные промыслы Карелии"
Авторская программа «Народные промыслы Карелии» для учащихся 8 - 9 классов (девушки). Содержание курса «НПК» направлено на выявление и развитие способностей учащихся в различных видах деко...
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""
Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Диагностика и оценивание результативности обучения по программе "Народные промыслы"
Данный материал содержит краткие сведения о диагностике (принципы диагностики,её функции и этапы) . А так же пояснительную записку и диагностичические карты которые я использую в своей раб...
Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"
Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Авторская программа "Народные промыслы"
Программа "Народные промыслы" расчитана на 4 года обучения, 144 часа в год. Включает в себя работу по таким промыслам как роспись, лепка, плетение. Инновационность заключается в том, что исп...