Программа кружка "Народные промыслы"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Леонов Сергей Васильевич

Необходимо отметить, что для плодотворной работы в области деревообработки недостаточно обучения техническим приемам, процесс обучения должен быть творческим, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.

Цель программы - художественно-творческое развитие воспитанников через овладения практическими навыками выполнения обработки древесины и металла.

Задачи:

1.     Ознакомление с лучшими традициями народного творчества и основами декоративно-прикладного искусства;

2.     Формирование навыков и приемов самостоятельной работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при художественной обработке дерева и металла;

3.     Развитие психических процессов личности (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

4.     Формирование сплоченного детского коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»

Ковровского района Владимирской области

Программа кружка

«Народные промыслы»

Составитель: Леонов С.В.

педагог дополнительного образования

                                                   

                                                        

Ковровский район

Пояснительная записка

Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль играли природные условия и местные условия быта, хозяйства, культуры, торговые связи, соседские отношения. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные традиции, самобытные способы изготовления изделий из древесины, сувениров, резьбы по дереву.

Занятия проводятся на базе учебной мастерской.

Цель программы:

  • Удовлетворить интерес школьников к столярной и слесарной работе и развить его до сознания потребности участвовать в общественно полезном труде по оформлению и оборудованию школы, домашнего хозяйства, изготовлению сувениров.
  • Развитие способностей детей путем освоения художественной обработки материалов, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации художественной деятельности.

Задачи:

  • Реализация духовных, эстетических и творческих способностей детей, развитие фантазии, воображения, изобретательности, самостоятельного мышления.
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, формирование положительного отношения к труду и к собственному творчеству.

Учебная программа

Возраст детей:        10-15        лет

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство представляет собой значительную часть духовного богатства русского народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эстетической обстановкой среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание традиций и современности.

Производительный труд, связанный с обучением декоративно прикладному искусству как одной из составляющих «Технологии», обогащает культуру воспитанников, приобщает их к творчеству, пробуждает стремление преобразовывать обычные материалы в декоративные формы и образы, в конечном итоге способствуя патриотическому, нравственно - эстетическому и трудовому воспитанию.

В современных условиях подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с  созидательной и преобразующей

трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением имеет особое значение. Разрешить объективно существующую в обществе потребность в трудовом становлении молодежи может способствовать формирование у учащихся знаний, умений, приемов художественной обработки дерева.

Художественная обработка дерева была известна еще в IX-Xвв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Дерево сравнительно легко и хорошо обрабатывается, позволяет создавать изделия разнообразные по формам, цвету, фактуре и назначению. По художественному оформлению наибольший интерес представляют изделия из дерева, которые и в настоящее время продолжают развивать ее многовековые традиции.

Работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки дерева в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу, и изготовляют художественные изделия из дерева с учетом художественных традиций.

Учебная программа «Народные промыслы» является компилятивной и предназначена для углубленного изучения направления «Обработка древесины». Программа разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Столяров- конструкторов» (1988), примерной программы среднего (полного) общего образования по «Технологии» (утвержденной Министерством образования Российской Федерации от 17.06.97. № 760/14), рабочей программы «Технология» (С.Н. Радомский, 2004), Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005), Сасова И. А. Технология. 5 – 8 классы: программа/ И. А. Сасова, А. В. Марченко: - М.: Вентана – Граф, 2007, тематического планирования занятий по технологии в V-VIII классах (В.Н.Разумов, 2002) и личного опыта педагога.

Ребенку данного школьного возраста для поддержания интереса к предмету необходима постоянная смена видов деятельности, что учитывается в данной программе.

Необходимо отметить, что для плодотворной работы в области деревообработки недостаточно обучения техническим приемам, процесс обучения должен быть творческим, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.

Цель программы - художественно-творческое развитие воспитанников через овладения практическими навыками выполнения обработки древесины и металла.

Задачи:

  1. Ознакомление с лучшими традициями народного творчества и основами декоративно-прикладного искусства;
  2. Формирование навыков и приемов самостоятельной работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при художественной обработке дерева и металла;
  3. Развитие психических процессов личности (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);
  4. Формирование сплоченного детского коллектива.

Несмотря на большое разнообразие изделий из древесины и их конструкции, технологические процессы ее обработки строят на основе одних и тех же принципов: распиливания, строгания, сверления, точения и шлифования. При переходе от одного этапа программы к другому меняются способы и методы обработки (ручные способы обработки сменяются механическими).

Содержание тем программы обучения предусматривает первоначальное знакомство школьников с ручными способами обработки древесины, основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева. Это позволяют привлечь воспитанников к творческой деятельности, знакомит с основными направлениями декоративно-прикладного искусства, последовательностью разработки композиции изделия. В течение года формируются первоначальные навыки в работе с инструментами. Основная задача - научить детей точно воспроизводить изделия из дерева по образцу.

Методическую основу программы «Народные промыслы» составляет личностно - ориентированный подход, стимулирующий познавательную активность воспитанников, способствующий более полному усвоению или жизненно необходимых знаний и умений. При этом упор сделан на развитие воспитанников, их становление как самостоятельной творческой личности.

Программа предусматривает освоение ее содержания согласно интересам, потребностям и способностям детей. Распределение и изменение содержания тем на каждом этапе обучения производится с учетом психофизиологических возможностей учащихся и соответствующего уровня их общеобразовательной подготовки. Материал программы разработан с последовательным усложнением заданий, которые предстоит выполнять в процессе обучения. Возможен выбор индивидуального образовательного маршрута: учащийся, который осваивает программу за более короткий срок и переводится на следующий этап обучения.

Прогнозируемые результаты обучения

К концу года обучения воспитанники знают:

  • строение и свойства древесины;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • принципы декоративной тематической композиции;
  • технологические приемы выполнения геометрической и контурной резьбы по дереву;
  • способы нанесения рисунка и отделки резных изделий;
  • технологию изготовления изделия в сочетании различных элементов технологии.

умеют:

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства
  • читать простейшие технологические рисунки;
  • составлять несложные композиции на основе собственных зарисовок
  • наносить рисунок на поверхность изделия различными способами;
  • изготавливать изделия в сочетании с резьбой по дереву.

Таким образом, после прохождения программы обучения воспитанники знают об истории и развитии народных промыслов, расположенных на территории России и характерных особенностях художественной резьбы по дереву. Владея инструментом и техническими приемами контурной, геометрической, плоскорельефной, рельефной, прорезной, объемной резьбы по дереву умеют самостоятельно разрабатывать эскизы и выполнять завершенные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства. Воспитанники владеют технологией выполнения и защиты творческого проекта.

Критерии оценки результатов освоения программы

В соответствии с содержанием программы выведены критерии и показатели художественно-творческого развития ребенка:

  1. Наличие знаний в области резьбы по дереву как вида художественной обработки дерева

Показатели:

  • владение терминологией;
  • объем технологических знаний по основам композиции, видов резьбы по дереву, построения орнамента, способам отделки резных изделий;
  • знание и соблюдение последовательности действий при выполнении работ;
  • наличие знаний теоретических основ художественной резьбы по дереву;
  • знания и умения определять виды резьбы и их особенности исполнения.
  1. Владение практическими навыками самостоятельной художественной деятельности

Показатели:

  • качественное выполнение практических работ, аккуратность;
  • композиционное решение идеи;
  • исполнение резного изделия в сочетании 2-3 видов резьбы;
  • применение соответствующих изобразительно-выразительных средств для воплощения замысла;
  • эмоциональная выразительность;
  • оригинальность и степень сложности работы;
  • умелое использование материалов при выполнении работы.

3.        Творческое развитие воспитанника

Показатели:

  • владение способами самостоятельных действий;
  • наличие творческих проявлений (умение творчески преобразовать уже знакомый материал в новой комбинации);
  • наличие поисковой творческой деятельности, ее целенаправленность и вариативность;
  • нахождение новых оригинальных приемов в решении творческих заданий;
  • развитое творческое воображение.

В целях оценки результативности усвоения программы применяются такие формы контроля как:

  1. В конце каждого занятия проводится:
  • рефлексия с контрольными вопросами с целью воспроизведения в памяти знаний, полученных на занятии;
  • усвоение текущего материала проверяется посредством наблюдения (контроля со стороны педагога) за практической деятельностью воспитанников на протяжении всего занятия;
  • также предусмотрен самоконтроль со стороны воспитанников в форме анализа собственной деятельности и оценивания работ товарищей.
  1. В конце прохождения каждой темы программы используется:
  • опрос (посредством ответов на вопросы проверяется усвоение отдельными воспитанниками теоретического и практического материала);
  • выполнение практических заданий для проверки степени освоения умений по пройденной теме программы.
  1. периодически (в конце учебного года в виде промежуточной или итоговой аттестатами) организуется обобщающая проверка знаний

и практических умений и навыков по пройденным темам программы, осуществляющаяся в формах:

Для проверки теоретических знаний:

  • Тестирование:

Для оценки практических умений и навыков:

  • выполнения контрольных практических заданий и участия в школьной выставке работ воспитанников;
  • диагностики художественно-творческого развития воспитанников по определенным показателям в соответствии с программой.

Диагностические методики представлены в формах: анкетирования, наблюдения, тестирования, собеседования (с воспитанниками и родителями), деловых игр.

Условия реализации программы

Материально-техническое и дидактическое обеспечение.

  1. Кабинет (хорошо освещенный).
  2. Учебное оборудование (комплект мебели).
  3. Материалы:  древесина разных парод (липа, осина, кедр, сосна, ель, береза) и разных видов (доска, брусок, полено, пластина, бревно).
  4. Инструменты:  нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, клюкорзы, шило, ножовки, рубанки, топорик, тиски, плоскогубцы.
  5. Наглядные пособия (образцы изделий).
  6. Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)
  7. Подборка информационной и справочной литературы.
  8. Материалы для работы (карандаши, бумага, линейки, фломастеры, кнопки, резинки, скрепки, копирка, ножницы, клей, кисти).

Методическое обеспечение

  1. Наличие утвержденной программы.
  2. Методические разработки по модулям программы.
  3. Наглядные пособия, образцы изделий.
  4. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
  5. Диагностический инструментарий.

Организационное обеспечение

  1. Необходимый контингент учащихся.
  2. Привлечение к работе специалистов (психологов).
  3. Соответствующее требованиям расписание занятий.
  4. Родительская помощь.
  5. Связь с выставочными залами района и города, общественностью, школами.

Тематическое планирование

п/п

Содержание занятия

Количество

часов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Работы по дереву. Строение и свойства древесины. Основные виды работ по дереву.

1

3

Инструменты для разметки и фиксации. Пиление

древесины.

1

4

Работа рубанком. Шлифование древесины.

1

5

Выполнение отверстий.

1

6

Резьба по дереву.

1

7

Заточка инструмента.

1

8

Плосковыемчатая геометрическая резьба.

1

8.1

Двугранные выемки.

1

8.2

Трёхгранные выемки.

1

8.3

Четырёхгранные выемки

1

8.4

Насечка и подрезка

1

9

Плоскорельефная резьба

1

\

10

Рельефная резьба

1

11

Объёмная резьба

1

12

Прорезная резьба

1

13

Ажурная резьба

1

14

Домовая резьба

1

15

Склеивание древесины

1

16

Замена поролона и обивки мягкой мебели

1

17

Ремонт мебели. Укрепление соединений.

1

17.1

Устранение перекоса дверей. Отслаивание облицовочного шпона.

1

17.2

Если шатаются стулья. Как избавиться от трещены в верхней части ножки стола.

1

17.3

Если качается стол. Восстановление покрытия.

1

17.4

Крепёж и фурнитура.

1

18

Ремонт дверей.

1

19

Ремонт окон.

1

20

Ремонт полов.

1

21

Работы по металлу. Инструменты.

1

22

Сверление металла.

1

23

Резка металла.

1

24

Нарезание резьбы.

1

25

Обработка металла

1

\

26

Способы соединения металла

1

27

Жестяные работы

1

28

Отделка поверхностей металла

1

29

Практическая работа

1

30

Практическая работа

1

31

Практическая работа

1

32

Итоговое занятие.

1

Итого: 40 часов.

Литература для педагога:

  1. Программа по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы /под редакцией Н. В. Евстигнеева / Резьба по дереву - к. п. н Ю. В. Максимов /М. «Просвещение», 1992 г.
  2. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / научный руководитель Б. М. Йеменский/ М. «Просвещение», 1994 г.
  3. Программа. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / научный руководитель Т. Я. Шпикалова / М.: «Просвещение», 1996 г.
  4. Программа. Трудовое обучение «ТЕХНОЛОГИЯ» /под редакцией Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко /М. «Просвещение», 1996 г.
  5. Программа. Факультативный курс по искусству в общеобразовательных школах 5-11 классы / под редакцией Н.В.Евстигнеева / «Декоративно-прикладное искусство» - Л. Г. Савенкова / М. «Просвещение», 1991 г.
  6. Программа. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы/ Программа профессиональных проб - общая научная редакция д.п.н., проф. С. Н. Чистякова / М. «Просвещение», 1994 г.
  7. Семенцов А. Ю. «Резьба по дереву». - Минск: «Современное слово»,

1999.

для обучающихся:

  1. Абросимова А. М., Каплан Н. И. , Митлянская А. «Художественная резьба по дереву, кости, рогу». М., 1989 .
  2. Афанасьев А. Ф. «Резьба по дереву». - М.: «Культура и традиции»,

1999.

  1. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1995.
  2. Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву», Москва ,1985.
  3. Логачева Л. А.. Основы мастерства резчика по дереву - М.: «Народное творчество», 2002.
  4. Матвеева Т. А. «Мозаика и резьба по дереву», - М.: «Высшая школа», 1993.
  5. Семенцов А. Ю. Резьба по дереву - Мн. «Современное слово», 2000.
  6. Хворостов А. С. «Чеканка, инкрустация, резьба по дереву». - М.: «Просвещение», 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Народные промыслы Карелии"

Авторская программа «Народные промыслы Карелии» для учащихся 8 - 9 классов (девушки).  Содержание курса «НПК» направлено на выявление и развитие способностей учащихся в различных видах деко...

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь""

Дополнительная образовательная программа "Народные промыслы. Народный календарь" . Программа "Народные промыслы. Народный календарь» имеет художественно-эстетическую и культурологическую направле...

Диагностика и оценивание результативности обучения по программе "Народные промыслы"

Данный материал содержит краткие сведения о диагностике (принципы диагностики,её функции и этапы) . А так же пояснительную записку и диагностичические  карты которые  я использую в своей раб...

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"

Сценарий музыкально-познавательной программы "Народные промыслы" студии "Свой стиль"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Авторская программа "Народные промыслы"

Программа "Народные промыслы" расчитана на 4 года обучения, 144 часа в год. Включает в себя работу по таким промыслам как роспись, лепка, плетение. Инновационность заключается в том, что исп...