Диагностика и оценивание результативности обучения по программе "Народные промыслы"
методическая разработка на тему
Данный материал содержит краткие сведения о диагностике (принципы диагностики,её функции и этапы) . А так же пояснительную записку и диагностичические карты которые я использую в своей работе с объединением "Народные промыслы" .
Скачать:
Предварительный просмотр:
В сравнении со школой педагогический мониторинг в учреждениях дополнительного образования имеет некоторую специфику. Как известно, в учреждениях дополнительного образования отсутствует оценочная система.
О результатах образования детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Это и понятно: такие результаты наиболее ощутимы и понятны. Однако подобный подход не совсем верен. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты. Для того, чтобы получать и фиксировать промежуточные результаты, необходимы другие критерии оценки. Только хорошо представляя, что должно явиться результатом и как его измерить, можно поставить цели и задачи. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности, наглядную картину. Правильная диагностика создает условия для успеха действий педагога.
Образовательный процесс в творческом объединении «народные промыслы» осуществляется по модифицированной образовательной программе, рассчитанной на воспитанников 7-10лет. Целью данной образовательной программы является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, приобщения к ценностям русской и мировой культуры.
Я разработала для своего объединения критерии оценки результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся, пакет диагностических методик отражающих цели и задачи программы по которой я работаю. Диагностике подлежат: теоретическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки, сфера творческой активности и деятельности воспитанников, эмоционально-волевая сфера
Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать».
Принципы педагогической диагностики которых я придерживаюсь:
- Целенаправленность.
- Системность. Изучение ребёнка должно вестись не эпизодически, а в соответствии с определённым планом работы. Системность диагностики подразумевает комплексность в создании, подборе самих методик, их взаимосвязь между собой. Это позволит контролировать данные, получаемые одними методиками с помощью других, взаимодополняя и углубляя представления педагогов об учениках.
- Научная обоснованность теории и практики диагностики. Необходимо учесть современные достижения методологии психолого-педагогических наук как в процессе диагностики, так и при анализе результатов, при выработке диагноза, прогноза и педагогических решений коррекционного характера.
- Последовательность и преемственность. Необходим последовательный переход от одних методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в учебно-воспитательном процессе, поэтапное усложнение и углубление процесса диагностики.
- Доступность диагностических методик и процедур. Необходим такой подбор методик, вопросов и заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития учеников, их опыт. Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что стимулирует естественность поведения обследуемых, повышает достоверность получаемого материала.
Функции педагогической диагностики
- Выявление уровня подготовки учащихся.
- Определение степени реализации образовательной программы.
- Отслеживание динамики развития каждого обучающегося.
- Целесообразная организация образовательного процесса.
5. Подбор индивидуального образовательного маршрута.
Этапы педагогической диагностики.
Организация и проведение педагогической диагностики включает в себя несколько этапов.
Этапы организации:
- подготовительный: подготовка материалов диагностики
- организационный: определение и обсуждение механизма проведения диагностики;
- обработка данных и их анализ;
- оформление результатов диагностики.
Этапы проведения:
Диагностировать надо все компоненты образовательно-воспитательного процесса. Для этого проводится три среза:
-входной контроль (стартовая диагностика) проводится в начале учебного года.
Его цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников в начале цикла обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
это изучение отношения
обучающегося к выбранному виду деятельности, его знаний и умений , личностных качеств каждого воспитанника .
- промежуточный контроль ( текущая диагностика) проводится в середине учебного года
Его цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
это изучение динамики
освоения предметного содержания обучающимися, развития личностных качеств.
-итоговый контроль ( итоговая диагностика) проводится в конце каждого учебного года.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
- анализ результатов обучения;
- анализ действий педагога.
это проверка освоения детьми
программы, анализ изменений личностного развития.
Входной контроль проводится методами:
наблюдения ;
собеседования;
Промежуточный контроль осуществляется с помощью выполнения :
самостоятельных работ;
практических работ;
выставок внутри ДДТ;
выполнения карточек-заданий;
Итоговый контроль включает в себя:
наблюдение;
самостоятельную работу;
практическую работу;
проектирование творческой модели и защиту проекта;
участие в городских и областных выставках;
участие в городских, областных, региональных и Российских конкурсах
Я придерживаюсь основных правил проведения диагностики: доброжелательность, внимание, доверительная
атмосфера. Завершается диагностика анализом результатов. Результаты
диагностики фиксируются в диагностической карте.
Анализ результатов диагностики позволяет мне определить эффективность обучения по данной программе, вовремя
скорректировать какую-либо тему, определить перспективы развития образовательно – воспитательного процесса.
Пояснительная записка
Диагностика результатов освоения программы в объединении «Народные промыслы»
№ | Первый год обучения | Второй год обучения | |||||
№ | Критерии | Н - низкий уровень | С - средний уровень | В - высокий уровень | Н - низкий уровень | С - средний уровень | В - высокий уровень |
1 | Организация рабочего места, умение пользоваться художественными материалами. | Для организации рабочего места требуется помощь педагога. Не владеет навыками работы кистью. | Умеет организовать рабочее место. Слабо владеет навыком работы кончиком кисти, тычком, преобладает манера работы всей кистью. | Умеет хорошо организовать рабочее место. Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти, тычком. | Не всегда хорошо может организовать рабочее место.Слабо владеет навыками работы с художественными материалами | Умеет организовать рабочее место. Владеет навыками работы с художественными материалами | Умеет самостоятельно хорошо организовать рабочее место. Хорошо развит навык рисования кончиком кисти, тычком. Самостоятельно Применяет в практической работе полученные навыки |
2 | Умение работать с образцами. | Копирует только простые элементы с искажением, сложные ему не удаются, требуется помощь педагога. | Хорошо копирует простые элементы, сложные немного искажает. | Копирует простые и сложные элементы, узор передает точно. | Копирует простые элементы, сложные искажает | Хорошо копирует простые элементы, сложные немного искажает. | Копирует простые и сложные элементы, узор передает точно. Умеет составить свой узор опираясь на образцы |
3 | Художественные навыки. | Не знает цветовую гамму, путает цвета фона, передать характер линии не получается. | Знает цветовую гамму, но иногда путает цвета фона. Нет композиции в работе. | Знает цветовую гамму, подбирает цвета, видит и украшает полностью всю композицию, используя простые и сложные элементы. | Знает цветовую гамму, но путает цвета фона, передать характер линии не всегда получается путает хроматические и ахроматические цвета. | Знает цветовую гамму хроматические и ахроматические цвета, но иногда путает цвета фона. Нет четкой композиции в работе. | Хорошо знает цветовую гамму, подбирает цвета, видит и украшает полностью всю композицию, используя простые и сложные элементы. |
4 | Творчество и фантазия. | Рисует только то, что видит. Нет творческой активности, самостоятельно всю работу не может. | Составляет композицию, но для этого надо иметь ребенку образцы перед глазами. Нужна незначительная помощь педагога. | Самостоятельно придумывает композицию, дополняет изображение подходящими по замыслу элементами. | Затрудняется выполнить работу самостоятельно, творческая активность низкая | Составляет композицию, но для этого надо иметь ребенку образцы перед глазами знает и соблюдает этапы росписи – повтор, вариация, импровизация. Принимает участие в коллективной работе | Быстро и правильно самостоятельно придумывает композицию, дополняет изображение подходящими по замыслу элементами. Способен оказать помощь другим восп итанникам. Принимает активное участие в коллективной работе . |
Пояснительная записка Диагностическая карта личностных достижений учащихся | |||||||
1 | Познавательная активность | к выполнению ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы; Действия педагога: Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. | ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей; Действия педагога:Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. | ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия –к преодолению трудностей. Действия педагога:Высокий уровень требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться. | |||
2 | Сформированность самостоятельности | Низко самостоятельный все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок. | Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них | Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания | |||
3 | Коммуникативные умения | ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками. Действия педагога: Детям нужна поддержка, вселение уверенности в свои силы. Их нельзя заставлять быть контактными, а нужно обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая маленькие поручения и хваля за их выполнение. | контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу. Действия педагога:При среднем уровне необходимы поощрения и поддержки. | инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то. Действия педагога:Включать в групповые методы работы, не игнорировать их в процессе работы; нужно давать индивидуальные задания. | |||
4 | Уровень мотивации | ученик без желания занимается в объединении (ходит с группой продленного дня, заставляют родители и т.д | (неустойчивый) уровень мотивации; | ученик с удовольствием заниматься, это доставляет ему радость, он хочет узнать как можно больше; |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку
материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контрол...
Рефлексивный отчет по использованию модуля программы "Оценивание обучения и оценивание для обучения"
В Программе курсов повышения квалификации педагогических кадров РК отражены 7 модулей, которые нацелены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать независимыми, самомо...
Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии
Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...
Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»
Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....
Формирующее оценивание: оценивание для обучения
Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....
сертификат. «Диагностика и оценивание индивидуальных достижений обучающихся на уроках физической культуры»
Всероссийский вебинар...
Критерии оценивания результативности на уроках географии
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...