Авторская программа "Народные промыслы"
рабочая программа

Росоха Наталья Ивановна

Программа "Народные промыслы" расчитана на 4 года обучения, 144 часа в год. Включает в себя работу по таким промыслам как роспись, лепка, плетение. Инновационность заключается в том, что используется разделение программы на блоки, использование современных техник, применение бросового материала., что повышает заинтересованность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г. Лузы Кировской области

УТВЕРЖДЕНА

Педсоветом МОКУ ДОД

Дома детского творчества

Протокол №2 от 10.01.2015г..

Направленность  деятельности:  Художественно – эстетическая.

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

«Народные промыслы»

Программа рассчитана на обучающихся 1-9 классов

Срок обучения 4 года

Разработчик программы:

Росоха Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы

Кировской области

Год разработки: 2015

Пояснительная записка

В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.

В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности.  Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка  и роспись глиняной игрушки, плетение.

В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего – произведение художественного искусства. 

Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому  предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.

В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.

 

     Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.

Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.

Инновационность программы заключается:

- разделение тем программы  на блоки

- замена природного материала на бросовый

- включение в программу современных техник.

      Цели и задачи образовательной программы

 Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала. 

Задачи:  Образовательные:

  - познакомить с историей народных  промыслов, как частью национального наследия;

- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;

  - научить правильной и безопасной организации труда;

- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;

- познакомить с основными свойствами используемых материалов;

- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;

- познакомить с основными законами композиции;

- обучить технологическим приемам в изготовлении  изделий декоративно – прикладного искусства.  

Развивающие:  

- развивать индивидуальные творческие способности детей;

- развивать воображение, пространственное мышление детей;

- способствовать развитию мелкой моторики;

 Воспитательные:  

- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

-  развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

- воспитывать коммуникативные навыки;

- формировать чувство патриотизма и национальной гордости  через знакомство с культурным прошлым России

Для решения этих задач программой предусмотрены направления работы:

        Изобразительное искусство

Традиционные виды рисования: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство. Знакомство с жанрами живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр.  Знакомство с выдающимися художниками, крупнейшими музеями страны.

      Нетрадиционные приёмы рисования

 Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов,  поэтому существует  ряд приёмов, которые создают большие возможности для создания интересных фактур, интересных и своеобразных работ, вследствие  чего развивается творчество, мышление, нестандартное  мировоззрение. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.  Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

    Декоративно – прикладное творчество 

     Содержанием  декоративно – прикладного творчества  является знакомство детей с культурой нашего народа, его традициями и обычаями.

 Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий воспитанники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Задания по декоративному рисованию должны иметь определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе занятий обрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет  развивающее значение. Занятия художественным творчеством  не только развивают творческие способности, но и обладают огромными возможностями развития национального самосознания детей и формирования общечеловеческих ценностей.

 Техническое моделирование 

Занятия моделирования позволяют соединить самые передовые достижения науки, техники и дизайна в момент создания вещи декоративно – прикладного искусства, когда включаются механизмы целостного развития человека. При этом параллельно развиваются воображение, пространственное мышление, процессы анализа и синтеза, чувство прекрасного;

         Работа с различными материалами  (бросовыми)

Из всего обилия ненужных в доме вещей самыми необычными являются различные семечки и косточки, стружки и опилки, веточки и цветочки, пёрышки и пушинки, кусочки кожи и меха. Мы используем всё: ненужные вещи, природный материал, различные виды бумаг, ткани, нитки, крупы, макаронные изделия и многое другое. Это направление интересно тем,  что оно охватывает огромную теоретическую информацию и в итоге неожиданный, оригинальный результат.

Педагогическую деятельность строю на следующих принципах:

- принцип наглядности, этот принцип использую во всех видах деятельности, наглядность использую яркую,  способную заинтересовать и побудить  к желанию сделать так же, использую динамические таблицы, иллюстрации, образец изделия.

- принцип сотрудничества  Работа в творческой мастерской построена таким образом, что дети постоянно находятся в сотрудничестве с педагогом, друг с другом, что побуждает детей к творчеству,  общению, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше.

- принцип развивающего обучения,

Здесь самое главное для меня, понять индивидуальность каждого ребёнка и дать понять ребёнку, что его индивидуальный результат тем и ценен, что неповторим. И тогда он начнёт развивать себя как личность.

- принцип систематичности и последовательности,  программа построена таким образом, что позволяет  получать доступную теоретическую и практическую информацию в интересной для детей форме.

- принцип доступности и индивидуальности, от простого к сложному,     на простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков. В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Важным показателем результатов моей работы является   то, что в итоге дети приобретают прочные знания и умения, с интересом  осваивают новое, радуются результатам своей работы, проявляют активность и творчество. Постоянно являются победителями и призёрами различных конкурсов.

Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

- самоконтроль.

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

  • внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
  • правильность выполнения основных приемов плетения.

  У обучающихся  улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, формируется художественно-эстетический вкус, чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России.  Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.  Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.  Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения.  На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:  оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.

Условия реализации образовательной рабочей программы

Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.

Учащиеся занимаются два раза в неделю по 2 академических  часа,  в форме творческой мастерской. Форма  проведения  занятий  - групповая. Наполняемость групп  – 15 человек.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

                                               К концу первого года обучения учащийся должен:

- познакомиться с историей народных промыслов;

- научиться правильной и безопасной организации труда;

- познакомиться с основными свойствами природных материалов;

- получить сведения о заготовке, обработке, хранении и экономном расходовании материала;

- освоить простейшие приемы работы;

- познакомиться с основами косого и прямого плетения;

- научиться выполнять не сложную роспись на листе, пробы на доске, глине (усвоить способы нанесения мазков);

- уметь различать несколько видов росписи;

- владеть способами соединения деталей при лепке;

         

                                                         Учебно тематический план

1 год обучения

144 часа

Темы

Общее количество часов

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

2

2

Плетение

6

2

4

3

Оберег

10

2

8

4

Работа с бросовым материалом

4

1

3

5

Дымковская игрушка

26

6

20

6

Матрёшка

4

1

3

7

Мозаика

4

1

3

8

Рисунок

2

0.5

1.5

9

Традиции празднования нового года

2

2

10

Оригами (Ёлочка)

4

1

3

11

Папье -маше

8

1

7

12

Гжельская роспись

16

2

14

13

Жостовская роспись

8

2

6

14

Просечное железо

4

1

3

15

Хохломская роспись

14

3

11

16

Филимоновская игрушка

12

3

11

17

Роспись по дереву элементами хохломской росписи

8

2

6

18

Работа с мешковиной

4

1

3

19

Итоговая выставка

4

1

3

ИТОГО:

144

35.5

109.5

Темы

Содержание занятия

1

Вводное занятие

Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»

 Инструктаж по технике безопасности.

2

Плетение

Приёмы прямого плетения из двух полосок. Полотняное переплетение полос.

3

Оберег

Знакомство с оберегами, историей возникновения, символика, используемые материалы. Изготовление оберега из джутового шпагата, бросового материала на диске.

4

Работа с бросовым материалом

Аппликация из бросового материала. Технология получения гофро картона.

Знакомство с техникой торцевание.

5

Дымковская игрушка

История возникновения Дымковской игрушки.

Основные элементы: зёрнышко, полоса, узор в полосе, ломаная  линия, сетка, точка, круг, волна).

Рисование по образцу в  контуре. Знакомство с термином роспись.

Знакомство с природным материалом – глина. Шар, куб, жгутик, соединение. Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания. Сушка.

6

Матрёшка

Беседа. Знакомство с историей возникновения, виды матрёшек.

Выполнение аппликации по заранее приготовленному шаблону в технике мозаика.

7

Мозаика

Беседа.

Полосование цветной бумаги, набросок творческой темы.

Выполнение  мозаики в технике аппликация.

8

Рисунок

Цветная манка по клеевому контуру.

9

Традиции празднования нового года

Беседа о традициях.

10

Оригами (Ёлочка)

Моделирование. Изготовление модулей, составление композиции.

11

Папье -маше

Швейная нить приёмом кручения. Создание формы. Изготовление дополнительных элементов. Сборка композиции.

12

Гжельская роспись

Беседа (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Правила работы кистью при росписи. Сетки, волны, капельки, лепестки.

Совмещение различных элементов в композицию.

Изготовление  тарелки в технике Папье – маше из бумаги, грунтовка, роспись.

13

Жостовская роспись

Беседа. (История возникновения, предметы Жостовской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Составление композиции Жостовской росписи

на чёрном листе бумаги. Набросок. Роспись.

14

Просечное железо

Беседа. (история возникновения, предметы, применение, отличительные черты, изготовление).

15

Хохломская роспись

Беседа (история возникновения, предметы хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Правила работы кистью при росписи. Точка, капелька, цветок, листок. Заливание фона, набросок. Роспись.

Орнамент, травинки, ягодки, кустик, смородина, орнамент «травный».

Лист рябины, ягодка клубничка, лист, орнамент «рябина», рябина.

Создание декоративной композиции из изученных элементов Хохломской росписи.

16

Филимоновская игрушка

Беседа (история возникновения, виды Филимоновской игрушки, применение, отличительные черты, изготовление).

Полоски и ёлочки.

Узор на ковре.

Филимоновские цветы.

Лепка. Грунтовка, нанесение росписи.

17

Роспись по дереву элементами хохломской росписи

Беседа «Работа с доской»Полирование, лакирование, вощение. Обработка доски, набросок. Роспись.

18

Работа с мешковиной

Беседа (определение  и использование мешковины, виды аппликации, выбор рисунка, подготовка мешковины для работы, инструменты).

Разработка эскиза и раскрой деталей.

19

Итоговая выставка

Ожидаемые результаты второго года обучения:

                                                К концу второго года обучения учащийся должен:  

 - познакомиться с основными законами композиции;

 - освоить некоторые технологические приемы косого плетения, при плетении изделий с изменением  формы дна, формы предмета;

- научиться плетению изделий с изменением количества лычек;

- познакомиться с основами прямого плетения;

- подбор, расположение композиции на доске, роспись гуашью, покрытие лаком;

- совершенствование умений работы с глиной;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

Учебно тематический план

2 год обучения

144 часа

Темы

Общее количество часов

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

2

2

Обереги

8

2

6

3

Плетение

12

1

11

4

Дымковская роспись

22

4

18

5

Новогодние игрушки

14

3

11

6

Объёмное моделирование

4

1

3

7

Полхов - Майданская матрёшка

6

1

5

8

Филимоновская игрушка

6

1

5

9

Гжельская роспись

14

3

11

10

Жостовская роспись

6

1

5

11

Просечное железо

4

1

3

12

Хохломская роспись

6

1

5

13

Городецкая роспись

14

3

11

14

Глубоковская роспись

8

2

6

15

Тверская игрушка

10

4

6

16

Работа с природным материалом

8

2

6

ИТОГО:

144

32

112

Темы

Содержание занятия

1

Вводное занятие

 Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»

 Инструктаж по технике безопасности.

2

Обереги

Изготовление оберега из мешковины, бросового материала.

Шитьё мешка. Подбор бросовых и дополнительных элементов. Составление в композицию.

3

Плетение

Беседа «Путь бумаги».

Плетение корзины из бумаги в натуральную величину. Кручение трубочек на спицах.  Покраска гуашью, сушка. Покраска лаком.

4

Дымковская роспись

Беседа об истории возникновения, основные элементы.

Зёрнышко, полоса, узор в полосе, ломаная  линия, сетка.

Рисование по шаблону (последовательность выполнения по динамическим таблицам).

Рисование наброска  состоящего из двух элементов и побелка. Роспись.

Лепка. Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка.

Роспись.

5

Новогодние игрушки

Традиции празднования Нового года на Родине Деда Мороза.

Моделирование. Изготовление модулей.

Составление композиции.

6

Объёмное моделирование

Изготовление открытки с применением синтепона.

7

Полхов - Майданская матрёшка

Беседа об истории возникновения, основные элементы.

Выполнение основных элементов росписи Полхов – майданской матрёшки (розан, лист, ягодка, лицо).

Выполнение росписи матрёшки

8

Филимоновская игрушка

Беседа об истории возникновения, основные элементы.

Лепка по выбору из сюжета  «На ферме». Сушка.

9

Гжельская роспись

 Из истории возникновения.

Элементы росписи в полосе (цветы, листья)

Роспись кофейника по заранее подготовленному шаблону.

Изготовление тарелки приёмом Папье – маше. Роспись Гжельской росписью.

10

Жостовская роспись

Беседа (история возникновения, предметы Жостовской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Составление композиции Жостовской росписи

на чёрном листе бумаги. Набросок. Роспись.

11

Просечное железо

Беседа (история возникновения, предметы Жостова).

Моделирование.

12

Хохломская роспись

Беседа (история возникновения, предметы Хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Выполнение росписи элементами Хохломской росписи. Набросок.

Роспись.

13

Городецкая роспись

Беседа (история возникновения, предметы Городецкой росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Роспись (цветовое пятно подмалёвок, тенёвка,  разживка).

Ромашка в круге, купавка.

Последовательность выполнение элемента Петушок.

Роспись в круге с применением цветовых пятен, тенёвок, разживки, сочетание элементов: ромашка, ягодка, листики и в центре петушок. На цветной бумаге жёлтого цвета.

Подготовка основы.

Набросок. Роспись.

Роспись на доске. Подготовка основания, грунтовка, набросок.

14

Глубоковская роспись

Беседа (история возникновения, предметы Глубоковской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Купавка, лист. Роспись на листе.  Грунтовка. Набросок.

15

Тверская игрушка

Беседа (история возникновения, предметы Тверской игрушки, применение, отличительные черты, изготовление).

Повторение приёмов лепки из целого куска глины способом вытягивания. Сушка. Роспись.

Повторение приёмов лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка. Роспись.

16

Работа с природным материалом

Разнообразие природных материалов, способы и время заготовки.

Ожидаемые результаты третьего года обучения:

                                               

К концу третьего  года обучения учащийся должен:  

 - освоить основные  законы композиции;

- ориентироваться в цветоведение;

 - освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением  формы дна, формы предмета;

- совершенствование умений работы с глиной;

- освоить простые приёмы росписи по доске;

- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;

- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;

- владеть простыми приёмами работы по ткани – батик;

-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

- улучшится художественно-эстетический вкус;

- проявится уважительное отношение к трудовой

деятельности человека.

 - у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.

К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Учебно тематический план

3 год обучения

144 часа

Темы

Общее количество часов

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

2

2

Обереги

12

3

9

3

Узелковая кукла

6

2

4

4

Дымковская роспись

8

2

6

5

Плетение

10

2

8

6

Пермогорская росись

12

4

8

7

Изготовление Новогодних игрушек

10

3

7

8

Рисунок

4

1

3

9

Гжельская роспись

8

2

6

10

Декупаж

6

2

4

11

Бисероплетение

8

1

7

12

Модульная мозаика

12

3

9

13

Хохломская роспись

6

1

5

14

Модульное оригами

10

2

8

15

Матрёшки России

10

4

6

16

Работа с природным материалом

8

2

6

17

Квиллинг

6

1

5

18

Подготовка персональных выставок

6

2

4

ИТОГО:

144

39

105

Темы

Содержание занятия

1

Вводное занятие

Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»

 Инструктаж по технике безопасности

2

Обереги

Символика оберегов. Подбор необходимого материала. Работа с бросовым материалом.

Изготовление косички.  Составление композиции.

Работа с солёным тестом. (Лепка, роспись).

Составление композиции.  Сборка композиции.

3

Узелковая кукла

Знакомство с историей возникновения.  Подбор материала.  Изготовление частей тела, одежды. Сборка.

4

Дымковская роспись

Повторение элементов росписи Дымковской игрушки.

Обучение приёмам лепки из целого куска глины способом вытягивания, а также формирования отдельных частей. Сушка. Роспись.

5

Плетение

Плетение корзины из бумаги в натуральную величину. Кручение трубочек на спицах. Плетение, покраска.

6

Пермогорская росись

Знакомство с традиционными сюжетами росписи и освоение орнамента.

Освоение простейших элементов геометрического орнамента.

Знакомство с художественными элементами – листочки, ягодки, цветы, трёхлистные цветы, тюльпановидные.

Знакомство с традиционным мотивом – птицей.

Декоративное оформление туеса.

7

Изготовление Новогодних игрушек

Моделирование. Изготовление модулей. Папье–маше. Создание формы.

8

Рисунок

Новогодняя композиция

9

Гжельская роспись

Беседа (история возникновения, предметы гжельской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Цветы. Листья, веточки. Элементы росписи в полосе. Роспись.

10

Декупаж

Беседа. Знакомство с материалами и инструментами.

Знакомство с приёмами работы.

 Подготовка поверхности бумажных заготовок.

Наклеивание мотивов.

Закрепление.

11

Бисероплетение

Из истории возникновения. Традиционные изделия. Знакомство с материалами и инструментами.

Технология плетения на проволок, (подетальное выполнение).

12

Модульная мозаика

Полосование, заготовка модулей. Сборка.

13

Хохломская роспись

Беседа (история возникновения, предметы Хохломской росписи, применение, отличительные черты, изготовление).

Выполнение росписи элементами Хохломской росписи. Набросок.

Роспись.

14

Модульное оригами

Из истории возникновения. 

Знакомство с базовой формой – треугольный модуль оригами.

Знакомство со схемой выполнения сборки тюльпана и соединение отдельных деталей.

15

Матрёшки России

Из истории возникновения. Техника выполнения росписи.

16

Работа с природным материалом

Сбор  природных , бросовых материалов, выбор и подготовка основы.

Составление композиции.

17

Квиллинг

Знакомство с техникой квиллинг. Базовые формы. Материалы, инструменты.

Изготовление  открытки из базовых форм: капелька, листок, спираль.

18

Подготовка персональных выставок

Ожидаемые результаты четвёртого года обучения:

                                               

К концу четвёртого  года обучения учащийся должен:  

 - освоить основные  законы композиции;

- ориентироваться в цветоведение;

 - освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением  формы дна, формы предмета;

- совершенствование умений работы с глиной;

- освоить простые приёмы росписи по доске;

- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;

- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;

- владеть простыми приёмами работы по ткани – батик;

-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

- улучшится художественно-эстетический вкус;

- проявится уважительное отношение к трудовой

деятельности человека.

 - у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.

К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Учебно тематический план

4 год обучения

144 часа

Темы

Общее количество часов

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

2

2

2

Оберег

6

2

4

3

Обереговые куклы

6

2

4

4

Плетение прямое

6

2

4

5

Работа с тканью

10

2

8

6

Бумагопластика

6

2

4

7

Плетение косое

8

2

6

8

Композиция из ткани

6

2

4

9

Бисероплетение

12

2

10

10

Береста

22

6

16

11

Мешковина

12

2

10

12

Лесная скульптура

12

4

8

13

Макраме

16

4

12

14

Фенечка

10

2

8

15

Выставка

4

1

2

ИТОГО:

144

37

107

Темы

Содержание занятия

1

Вводное занятие

 Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»

 Инструктаж по технике безопасности

2

Оберег

Расширить представление детей о традициях на Руси. Значение оберегов  в жизни людей.  Символика.

Подбор необходимого материала. Работа с бросовым материалом.

Изготовление лица из синтепона. Изготовление частей тела. Одежда.

Использование у Домового элементов символов.

3

Обереговые куклы

Подготовка основы. Выполнение частей тела. Одежда.

4

Плетение прямое

Плетение из трёх шнурков с добавлением бусин.

5

Работа с тканью

Изготовление цветка – заколки из шифона, атласа, креп – сатина.

Подготовка ткани.

Работа с шаблоном. Простой круговой.

Инструктаж.

Обжиг.

Сборка. Украшение бусинами, бисером.

6

Бумагопластика

Изготовление цветов из бумажного шпагата.

Нарезка.

Расправление шпагата. Тычинки. Сборка.

7

Плетение косое

Приёмы косого плетения из двух полосок.

8

Композиция из ткани

Озеро осенью.

Подбор тканей. Составление композиции

9

Бисероплетение

Беседа.

Инструктаж.

Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с бисером.

Технология плетения. Плетение на проволоке.

Изготовление лепестков.

Изготовление тычинок. Монтаж изделия.

10

Береста

Беседа.

Инструктаж.

Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с берестой. Заготовка.

Техника  изготовления аппликаций из слоевой бересты. Нарезка. Сборка.

Технология изготовления бусин из бересты.

Разметка и нарезка. Изготовление бусин. Изготовление бус.

11

Мешковина

Беседа. Материалы, инструменты. Изготовление, использование.

Подготовка мешковины к работе.

Разработка эскиза. Подготовка основы. Сборка аппликации.

12

Лесная скульптура

Работа с природным материалом.

Композиция из шишек.

Подбор материала. Эскиз. Сборка композиции.

Панно на срезе дерева.

Подбор, подготовка материала. Составление, сборка композиции.

13

Макраме

Основные приёмы плетения узлов.

14

Фенечка

Выполнение фенечки в технике Макраме. Подбор материала.

Технология плетения.

Подбор материала.

15

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Народные промыслы Карелии"

Авторская программа «Народные промыслы Карелии» для учащихся 8 - 9 классов (девушки).  Содержание курса «НПК» направлено на выявление и развитие способностей учащихся в различных видах деко...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...