Методическая разработка открытого урока в технике Изонить
учебно-методический материал по технологии (6 класс)

Морарь Наталья Степановна

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по технологии "Пасхальная открытка в технике Изонить"

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_.doc116.5 КБ
Файл otkrytyy_urok_izonit.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. Морарь Наталья Степановна

Предмет: технология

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема урока

Пасхальные традиции в творчестве детей . Изготовление пасхальной открытки  в технике «изонить»

Цели  и задачи урока

Создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания «Пасхальная открытка».

Обучающие задачи:

- изучение учащимися материала о вышивке в технике «изонить»;

- научить выполнять задание по образцу и инструкционной карте, научить самостоятельности в работе;

 Развивающие:

- развивать творческие способности личности, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, речь и внимание, мелкую моторику;

 Воспитывающие:

- вызвать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды; воспитывать аккуратность в работе.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический;

индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Техника «изонить», нитяная графика, стежок,  лицевая сторона работы, изнаночная сторона работы.

Образовательные ресурсы

http://www.wonderfulnature.ru

images.yandex.ru;

Наглядно – демонстрационный материал

 Презентация учителя, образцы вышивки, инструкционная карта.

Оборудование, материалы

 Заготовки, образцы, нитки, иглы, игольницы, ножницы, скотч, наперстки

Межпредметные связи

Математика, изобразительное искусство, окружающий мир, история

Планируемые образовательные результаты

Метод контроля

Предметные:

- получат представление о вышивке в технике «изонить»;

- научатся готовить рабочее место в соответствии с видом работы;

- познакомятся с материалами и инструментами для вышивания

Личностные:

- мотивационный настрой  на учебную и творческую деятельности;

- развитие моторики рук, памяти, образного мышления;

- умение проводить самооценку;

- проявление интереса к новым знаниям;

- соблюдение правил поведения и охраны труда на уроке;

Метапредметные:

- научатся принимать и сохранять учебную задачу; под контролем учителя выполнять упражнения, планировать практическую деятельность (регулятивные УУД);

- научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации (познавательные УУД);

- научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя (коммуникативные УУД);

Визуальный

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Промежу-точный контроль

Универсальные

учебные действия

I. Самоопре-деление к деятельности. Мотивацион-ный момент.  

Цель:

- выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на совместную и продуктивную работу.

- Здравствуйте, ребята!

  Меня зовут Наталья Степановна и я проведу для вас урок технологии.

- Ребята, у нас на уроке присутствует много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

- Хорошо, спасибо!

- Начинаем наш урок.

- Ребята, сегодня нам предстоит погрузиться в. интереснейший мир вышивки. Но вышивки не простой… А какой – нам и предстоит выяснить.  Результатом нашей работы будет замечательный подарок к приближающейся  Пасхе.

Оценивают свою готовность и настрой на работу; приветствуют учителя и гостей.

Фронталь-ная

Наблюдение

Личностные: имеют мотивацию к учебной  деятельности.

Коммуникативные: умеют совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следуют им.

II. Актуали-зация знаний. Введение в тему урока.  

Цель:

- подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Показывает  презентацию, задаёт вопросы учащимся.

 

Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, используемых человеком для украшения своей одежды и быта. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых узоров.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О ее существовании  в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена так же украшали предметы быта. СЛАЙД №2

Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

 Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. СЛАЙД №3

 Вышивкой украшали такие предметы быта как  полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

 Существует много видов вышивки: крест, атласные ленты, стебельчатые швы, и художественная гладь, вышивка бисером. (СЛАЙДЫ №,4, 5, 6,7)

Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя.  

Фронталь-ная

Устные ответы

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, осознанно рассматривают слайды с целью использования информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге, слушать и понимать других.  

III. Построе-ние проекта выхода из затруднения.

Цель:

- постановка целей учебной деятельности,  выбор способа и средств их реализации

Помогает учащимся определить тему урока и сформулировать его цель.

Показывает слайд

Помогает учащимся составить совместный план действий из предложенных вариантов.

Но существует еще один  оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии ( СЛАЙД№8)

 Как вы думаете, в какой технике выполнены эти работы?

  Да, это работы вышиты нитками.

Кто готов сформулировать тему урока? СЛАЙД №9

       Нитяная графика, как вид декоративно – прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке.

Таким видом вышивки сначала занимались мужчины. Почему?        СЛАЙД №10

                                             

 Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров

-

    «Изонить» называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Слово «изонить» имеет две основы: «ИЗО» и «нить», т.е. рисование нитью. Изонить – это не хаотичное переплетение нитей. Существуют основные способы вышивания, которые используются в комплексе

    Что может служить основой?

. Современные рукодельницы заменили гвозди и деревянную основу на иглу, цветной картон, бархатную и даже на наждачную бумагу. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе.  Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые , мулине

Ответы учеников

Формулируют тему

Предположения

Ответы учеников

Предположения

Фронталь-ная

Устные ответы

Регулятивные: умеют формулировать тему и цель урока.

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя ранее приобретённый опыт.  

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание; имеют знания о гигиене и безопасности труда.

IV. Ознакомление с новым материалом

Цель:

- построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его

Знакомит учащихся с вышивкой в технике «Изонить», сопровождая свой рассказ показом презентации

Знакомит с материалами и инструментами, необходимыми для работы.

Проводит инструктаж по правилам техники безопасности.

езентации.

Работы в этой технике не требуют дорогостоящих материалов Достаточно иметь : (СЛАЙД№ 11):

1) плотный фон (цветной картон, бархатная или наждачная бумага);

2) нитки (мулине, ирис, металлизированные);

3) иголка (ушко должно быть таким, чтобы легко было вдеть в нее нить разной толщины), наперсток;

4) шило; поролон

5) ножницы;

6) кусок пенопласта (для подкладки во время прокалывания точек);

7) циркуль, карандаш, ластик

8) скотч

- Для того, чтобы справиться с работой, необходимо строго следовать инструкционной карте (показываю)  Существуют основные приемы заполнения фигур. Но мы  с вами будем заполнять овал.. СЛАЙД №.12,13

   Ребята, нам с вами несказанно повезло. Мы выполняем работу накануне светлого праздника Пасхи.

   Что вы можете рассказать об этом празднике?

   

   Пасха или Воскресение Христово – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. СЛАЙД №15.16,17

  Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По преданию, когда  Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал: что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы

  Также на Пасху дети устраивали «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное  крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по зе мле, чтобы она была плодородной. .

  А мы после небольшой физкультминутки приступим к выполнению задания.

Слушают учи-теля, рассмат-ривают слайды презентации, анализируют информацию.

Отвеяты детей

Рассказы детей

Фронталь-ная

Фронтальная

Устные ответы

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям.

V. Первичное осмысление и применение изученного

Цель:

- усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Следит за проговариванием этапов изготовления элемента по технологической карте. Демонстрирует приём заполнения окружности.

-

 - Для выполнения вышивки в технике «Изонить» необходимо в иголку вставлять длинную нитку в два сложения..

- У каждого на столах лежат папки с заготовками (показываю).

    Из таких элементов будет состоять наша работа.

    На одной стороне заготовки нанесены цифры , проведите пальцем – вы почувствуете шероховатость от проколов. – это обратная сторона.  Лицевая чистая будет заполнена узором.

    Свою работу можно будет сравнить с образцом (показываю).

Возвращаемся к слайду  №14

 Начинаем работу от точки 1 и соединяем по очереди все точки. Работу завершаем в точке 26, после чего на изнаночной стороне делаем «закрепку». В нитяной графике «закрепка» выполняется с помощью скотча.  Узелок не завявывается.

- Приступаем к работе. Положите перед собой инструкционную карту.

Возьмите заготовку и иглу с ниткой. Шить будем в две нить. Длина нити уже отмеряна. Если ее не хватит, в файлах лежит вторая нить.

- Читаем инструкционную карту и выполняем.

  1. Выводим иглу в точке 1 с изнаночной стороны и выполняем длинный стежок в точку 2 с лицевой стороны.
  2. Что дальше будем делать? Нельзя пропускать ни одного отверстия.  Выполняем короткий стежок в точку 3 с изнаночной стороны и проводим нить через точку 4.
  3. Таким образом, посмотрите, на лицевой стороне получается длинный стежок, а на изнаночной – короткий.

Анализируют технологичес-кую карту, узнают и называют освоенные материалы, способы, приёмы работы; наблюдают за действиями учителя, показывающего приёмы работы.

Фронталь-ная

Устные ответы

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления элемента.

Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения и охраны труда на уроке; развивают память, образное мышление, моторику руки.  

Познавательные: умеют наблюдать, делать выводы, осознанно рассматривают и прочитывают технологическую карту с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: умеют под контролем учителя планировать свою деятельность.

VI. Практи-ческая работа.

Цель:

- применение нового способа действия и исполнительная рефлексия (коллективная и индивидуаль-ная)

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Помогает ребятам в оформлении выставки

- Далее пробуйте сами

- Если вам будет что-то не понятно, обращайтесь ко мне, я подскажу.

- Работу выполняем аккуратно.

-Те. кто завершил работу, может проложить стежки по контуру швом «вперед иголка»

 -Далее нам надо приклеить двусторонний скотч на заготовки и соединить ее с белым фоном.

-.. Остался последний штрих – оформить низ открытки. Только после этого можно приклеить зеленые веточки..

 

- Работа завершена, положите все инструменты на свои места.  

Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; выстраивают последователь-ность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов; выполняют задание.

Под руководством учителя оформляют выставку открыток.

Индивиду-альная

Изготовле-ние

Познавательные: общеучебные – ориентируются в задании, умеют анализировать объекты труда, сравнивать их;

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения и охраны труда учащихся на уроке; развивают мелкую моторику руки, память, образное мышление.

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

VII. Итоги урока. Рефлексия.

Цель:

- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

 Задаёт вопросы, подводит итог урока.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, пора подводить итоги.

- Назовите тему сегодняшнего урока. Какую цель ставили? Достиг ли урок цели?

- Что такое «изонить»?

  Где впервые появилась эта техника?

   Кто сначала занимался вышивкой?

-  Спасибо, ребята, огромное вам!

  За то, что на уроке вы не ленились,

  А дружно и быстро

  Все потрудились.

- Урок окончен. Спасибо..

Отвечают на вопросы учителя.

Фронталь-ная

Устные ответы

Познавательные: умеют делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пасхальные традиции в творчестве детей Учитель ГБОУ СОШ №507 Московского района : Морарь Наталья Степановна

Слайд 2

Археологические находки 9-10 веков: Фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями

Слайд 3

Мотивы русской вышивки

Слайд 5

Швы русской вышивки: « Полукрест » «Крест»

Слайд 6

Швы русской вышивки: Русское игольное кружево

Слайд 9

Изонить

Слайд 10

История Это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта.

Слайд 11

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы: Цветной картон Нитки: ирис, мулине, обычные швейные Ножницы Игла Шило Циркуль Линейка Поролон Скотч

Слайд 12

Основные приёмы: Заполнение угла; Заполнение окружности; Заполнение дуги. Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (вершины). Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра. Дуга - часть кривой линии, заключённая между двумя какими либо точками.

Слайд 13

Инструкционная карта № 1 «Заполнение окружности» Окружность делится на равные части (их должно быть четное количество). Выбирается любая хорда в окружности. Заполняется по схеме. Примечание: при заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок, а по изнаночной - нить повторяет линию окружности.

Слайд 14

Техника безопасности Работу начинать только с разрешения учителя Не отвлекаться во время работы Выполнять ручные работы, сидя на стуле Иглы и булавки хранить в специально отведённом для этого месте Не пользоваться при работе ржавыми иглами и булавками Запрещается брать иглы в рот и вкалывать их в себя Запрещается передавать ножницы острыми концами или передавать острыми концами вверх. Расстояние от глаз до работы должно быть примерно 35-40 сантиметров. По окончании работы убрать свое рабочее место.

Слайд 15

Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал : что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

Слайд 16

Катание яиц. Дореволюционная пасхальная открытка Пасха или Воскресение Христово — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Слайд 17

Успехов в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"

Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"

Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».Тема "Системы счисления" является одной из первых  и основной  по дисциплине "...

Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"

Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Баскетбол. Техника и тактика игры в нападение"

Методическая разработка открытого урока «Баскетбол. Техника и тактика игры в нападении». Ведение мяча на месте и в движении - важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...