Методическая разработка открытого урока в технике Изонить
учебно-методический материал по технологии (6 класс)
Технологическая карта открытого урока в 6 классе по технологии "Пасхальная открытка в технике Изонить"
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_.doc | 116.5 КБ |
otkrytyy_urok_izonit.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф. И. О. Морарь Наталья Степановна
Предмет: технология
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Тема урока | Пасхальные традиции в творчестве детей . Изготовление пасхальной открытки в технике «изонить» |
Цели и задачи урока | Создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания «Пасхальная открытка». Обучающие задачи: - изучение учащимися материала о вышивке в технике «изонить»; - научить выполнять задание по образцу и инструкционной карте, научить самостоятельности в работе; Развивающие: - развивать творческие способности личности, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, речь и внимание, мелкую моторику; Воспитывающие: - вызвать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды; воспитывать аккуратность в работе. |
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Техника «изонить», нитяная графика, стежок, лицевая сторона работы, изнаночная сторона работы. |
Образовательные ресурсы | http://www.wonderfulnature.ru images.yandex.ru; |
Наглядно – демонстрационный материал | Презентация учителя, образцы вышивки, инструкционная карта. |
Оборудование, материалы | Заготовки, образцы, нитки, иглы, игольницы, ножницы, скотч, наперстки |
Межпредметные связи | Математика, изобразительное искусство, окружающий мир, история |
Планируемые образовательные результаты Метод контроля | Предметные: - получат представление о вышивке в технике «изонить»; - научатся готовить рабочее место в соответствии с видом работы; - познакомятся с материалами и инструментами для вышивания Личностные: - мотивационный настрой на учебную и творческую деятельности; - развитие моторики рук, памяти, образного мышления; - умение проводить самооценку; - проявление интереса к новым знаниям; - соблюдение правил поведения и охраны труда на уроке; Метапредметные: - научатся принимать и сохранять учебную задачу; под контролем учителя выполнять упражнения, планировать практическую деятельность (регулятивные УУД); - научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации (познавательные УУД); - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя (коммуникативные УУД); Визуальный |
Этапы урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке | Промежу-точный контроль | Универсальные учебные действия |
I. Самоопре-деление к деятельности. Мотивацион-ный момент. Цель: - выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на совместную и продуктивную работу. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Степановна и я проведу для вас урок технологии. - Ребята, у нас на уроке присутствует много гостей. Давайте поздороваемся с ними. - Хорошо, спасибо! - Начинаем наш урок. - Ребята, сегодня нам предстоит погрузиться в. интереснейший мир вышивки. Но вышивки не простой… А какой – нам и предстоит выяснить. Результатом нашей работы будет замечательный подарок к приближающейся Пасхе. | Оценивают свою готовность и настрой на работу; приветствуют учителя и гостей. | Фронталь-ная | Наблюдение | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Коммуникативные: умеют совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следуют им. |
II. Актуали-зация знаний. Введение в тему урока. Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий | Показывает презентацию, задаёт вопросы учащимся.
| Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, используемых человеком для украшения своей одежды и быта. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых узоров. Искусство вышивания имеет многовековую историю. О ее существовании в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 векам. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена так же украшали предметы быта. СЛАЙД №2 Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. СЛАЙД №3 Вышивкой украшали такие предметы быта как полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. Существует много видов вышивки: крест, атласные ленты, стебельчатые швы, и художественная гладь, вышивка бисером. (СЛАЙДЫ №,4, 5, 6,7) | Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы учителя. | Фронталь-ная | Устные ответы | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, осознанно рассматривают слайды с целью использования информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге, слушать и понимать других. |
III. Построе-ние проекта выхода из затруднения. Цель: - постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Помогает учащимся определить тему урока и сформулировать его цель. Показывает слайд Помогает учащимся составить совместный план действий из предложенных вариантов. | Но существует еще один оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии ( СЛАЙД№8) Как вы думаете, в какой технике выполнены эти работы? Да, это работы вышиты нитками. Кто готов сформулировать тему урока? СЛАЙД №9 Нитяная графика, как вид декоративно – прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Таким видом вышивки сначала занимались мужчины. Почему? СЛАЙД №10
Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров - «Изонить» называют нитяной графикой, потому что рисунок выполняют нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Слово «изонить» имеет две основы: «ИЗО» и «нить», т.е. рисование нитью. Изонить – это не хаотичное переплетение нитей. Существуют основные способы вышивания, которые используются в комплексе Что может служить основой? . Современные рукодельницы заменили гвозди и деревянную основу на иглу, цветной картон, бархатную и даже на наждачную бумагу. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые , мулине | Ответы учеников Формулируют тему Предположения Ответы учеников Предположения | Фронталь-ная | Устные ответы | Регулятивные: умеют формулировать тему и цель урока. Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя ранее приобретённый опыт. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в диалоге, слушать и понимать других. Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место. Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание; имеют знания о гигиене и безопасности труда. |
IV. Ознакомление с новым материалом Цель: - построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его | Знакомит учащихся с вышивкой в технике «Изонить», сопровождая свой рассказ показом презентации Знакомит с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Проводит инструктаж по правилам техники безопасности. езентации. | Работы в этой технике не требуют дорогостоящих материалов Достаточно иметь : (СЛАЙД№ 11): 1) плотный фон (цветной картон, бархатная или наждачная бумага); 2) нитки (мулине, ирис, металлизированные); 3) иголка (ушко должно быть таким, чтобы легко было вдеть в нее нить разной толщины), наперсток; 4) шило; поролон 5) ножницы; 6) кусок пенопласта (для подкладки во время прокалывания точек); 7) циркуль, карандаш, ластик 8) скотч - Для того, чтобы справиться с работой, необходимо строго следовать инструкционной карте (показываю) Существуют основные приемы заполнения фигур. Но мы с вами будем заполнять овал.. СЛАЙД №.12,13 Ребята, нам с вами несказанно повезло. Мы выполняем работу накануне светлого праздника Пасхи. Что вы можете рассказать об этом празднике?
Пасха или Воскресение Христово – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. СЛАЙД №15.16,17 Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал: что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы Также на Пасху дети устраивали «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашеное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по зе мле, чтобы она была плодородной. . А мы после небольшой физкультминутки приступим к выполнению задания. | Слушают учи-теля, рассмат-ривают слайды презентации, анализируют информацию. Отвеяты детей Рассказы детей | Фронталь-ная Фронтальная | Устные ответы | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Личностные: проявляют интерес к новым знаниям. |
V. Первичное осмысление и применение изученного Цель: - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Следит за проговариванием этапов изготовления элемента по технологической карте. Демонстрирует приём заполнения окружности. | - - Для выполнения вышивки в технике «Изонить» необходимо в иголку вставлять длинную нитку в два сложения.. - У каждого на столах лежат папки с заготовками (показываю). Из таких элементов будет состоять наша работа. На одной стороне заготовки нанесены цифры , проведите пальцем – вы почувствуете шероховатость от проколов. – это обратная сторона. Лицевая чистая будет заполнена узором. Свою работу можно будет сравнить с образцом (показываю). Возвращаемся к слайду №14 Начинаем работу от точки 1 и соединяем по очереди все точки. Работу завершаем в точке 26, после чего на изнаночной стороне делаем «закрепку». В нитяной графике «закрепка» выполняется с помощью скотча. Узелок не завявывается. - Приступаем к работе. Положите перед собой инструкционную карту. Возьмите заготовку и иглу с ниткой. Шить будем в две нить. Длина нити уже отмеряна. Если ее не хватит, в файлах лежит вторая нить. - Читаем инструкционную карту и выполняем.
| Анализируют технологичес-кую карту, узнают и называют освоенные материалы, способы, приёмы работы; наблюдают за действиями учителя, показывающего приёмы работы. | Фронталь-ная | Устные ответы | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления элемента. Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения и охраны труда на уроке; развивают память, образное мышление, моторику руки. Познавательные: умеют наблюдать, делать выводы, осознанно рассматривают и прочитывают технологическую карту с целью освоения и использования информации. Регулятивные: умеют под контролем учителя планировать свою деятельность. |
VI. Практи-ческая работа. Цель: - применение нового способа действия и исполнительная рефлексия (коллективная и индивидуаль-ная) | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Помогает ребятам в оформлении выставки | - Далее пробуйте сами - Если вам будет что-то не понятно, обращайтесь ко мне, я подскажу. - Работу выполняем аккуратно. -Те. кто завершил работу, может проложить стежки по контуру швом «вперед иголка» -Далее нам надо приклеить двусторонний скотч на заготовки и соединить ее с белым фоном. -.. Остался последний штрих – оформить низ открытки. Только после этого можно приклеить зеленые веточки..
- Работа завершена, положите все инструменты на свои места. | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; выстраивают последователь-ность реализации собственного замысла, понимают правила создания рукотворных предметов; выполняют задание. Под руководством учителя оформляют выставку открыток. | Индивиду-альная | Изготовле-ние | Познавательные: общеучебные – ориентируются в задании, умеют анализировать объекты труда, сравнивать их; Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения и охраны труда учащихся на уроке; развивают мелкую моторику руки, память, образное мышление. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. |
VII. Итоги урока. Рефлексия. Цель: - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Задаёт вопросы, подводит итог урока. | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. - Назовите тему сегодняшнего урока. Какую цель ставили? Достиг ли урок цели? - Что такое «изонить»? Где впервые появилась эта техника? Кто сначала занимался вышивкой? - Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что на уроке вы не ленились, А дружно и быстро Все потрудились. - Урок окончен. Спасибо.. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронталь-ная | Устные ответы | Познавательные: умеют делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы. Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Археологические находки 9-10 веков: Фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями
Мотивы русской вышивки
Швы русской вышивки: « Полукрест » «Крест»
Швы русской вышивки: Русское игольное кружево
Изонить
История Это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения нитей. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них цветные нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта.
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы: Цветной картон Нитки: ирис, мулине, обычные швейные Ножницы Игла Шило Циркуль Линейка Поролон Скотч
Основные приёмы: Заполнение угла; Заполнение окружности; Заполнение дуги. Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (вершины). Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра. Дуга - часть кривой линии, заключённая между двумя какими либо точками.
Инструкционная карта № 1 «Заполнение окружности» Окружность делится на равные части (их должно быть четное количество). Выбирается любая хорда в окружности. Заполняется по схеме. Примечание: при заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок, а по изнаночной - нить повторяет линию окружности.
Техника безопасности Работу начинать только с разрешения учителя Не отвлекаться во время работы Выполнять ручные работы, сидя на стуле Иглы и булавки хранить в специально отведённом для этого месте Не пользоваться при работе ржавыми иглами и булавками Запрещается брать иглы в рот и вкалывать их в себя Запрещается передавать ножницы острыми концами или передавать острыми концами вверх. Расстояние от глаз до работы должно быть примерно 35-40 сантиметров. По окончании работы убрать свое рабочее место.
Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал : что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.
Катание яиц. Дореволюционная пасхальная открытка Пасха или Воскресение Христово — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
Успехов в творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"
Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...
Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"
Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"
Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».Тема "Системы счисления" является одной из первых и основной по дисциплине "...
Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"
Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широ...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Баскетбол. Техника и тактика игры в нападение"
Методическая разработка открытого урока «Баскетбол. Техника и тактика игры в нападении». Ведение мяча на месте и в движении - важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическ...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»
Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...