Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"
методическая разработка по теме
Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».
Тема "Системы счисления" является одной из первых и основной по дисциплине "Вычислительная техника". Данная разработка представляет собой урок обобщения и ситематизации знаний по теме "Представление информации в различных системах счисления" . Урок проводился среди студентов колледжа связи в форме командного состязания для выявления лучших знатоков теории и практики в процессе ответов на вопросы викторины и кроссворда, а также решения нестандартных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я)
Совет директоров ССУЗ Республики Саха (Якутия)
АУ РС (Я) Якутский колледж связи и энергетики им П.И. Дудкина
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Представление информации в различных системах счисления»
дисциплина Вычислительная техника
Костюнина Елена Юрьевна,
преподаватель специальных дисциплин
Якутск, 2014
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Представление информации в различных системах счисления»
Е.Ю.Костюнина,
Преподаватель специальных дисциплин
Якутского колледжа связи и энергетики
Им П.И. Дудкина
Дисциплина: Вычислительная техника
Тема урока: «Представление информации в различных системах счисления»
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний
Дата урока: 8 апреля 2014 г.
Время: 80 минут
Цели урока:
1. Формирование профессиональной компетенции: ПК 3.1. Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники.
2. Формирование общих компетенций по теме «Представление информации в различных системах счисления»:
ОК1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, применять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в проф.деятельности
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.
По окончанию урока студент:
имеет представление:
- о методах представления информации в устройствах вычислительной техники;
- о способах обработки информации в разных системах счисления;
знает:
- определение системы счисления;
- виды и особенности систем счисления;
- способы представления и обработки информации ;
- принципы представления информации в разных системах счисления;
умеет:
- определять систему счисления, в которой отображается информация;
- переводить числовую информацию из одной системы в другую;
- кодировать и декодировать текстовую информацию, представленную в различных системах счисления;
- делать выводы;
- владеть рефлексией.
Задачи
Образовательные:
- актуализация знаний по теме «Представление информации в различных системах счисления»;
- формирование умения применять полученные знания в групповой работе;
- стимулирование интереса к изучаемой теме;
Развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
- развитие логического мышления;
- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
Воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих одногруппников;
- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
- формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Методические цели:
- продемонстрировать возможности использования информационно-коммуникативных технологий.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: информационное сообщение);
- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие информации (прием: показ компьютерной презентации);
- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая работа);
- методика актуализации знаний студентов (прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся);
- методика использования здоровьесберегающих технологий;
- рефлексивные методы.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: «Математика»; «Электротехника»; «Электронная техника»; «Электрорадиоизмерения»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; ПМ 01. «Выполнение сборки, монтажа устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники; ПМ 03. «Проведение диагностики и ремонта различных видов радиоэлектронной техники».
Учебно-методическое обеспечение урока
Дидактический материал: рабочие карты с заданиями для студентов, карточки рефлексии, таблицы кодировки.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Структура и методический инструментарий урока
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Методические приемы | Деятельность студентов | Время |
1. Организационная часть урока | Дисциплинарный момент: - приветствие, представление | Приветствие. Проверка присутствующих | Приветствуют преподавателя. Воспринимают информацию на слух. | 2 мин. |
2. Актуализация знаний. |
| Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся. | Воспринимают информацию на слух. Ознакамливаются с деятельностью на уроке. | 2 мин |
3. Этап закрепления и систематизации и теоретических знаний | Проводится в игровой форме. Организует работу по группам. 1. Проводит викторину. Состязание между командами. Вопросы викторины:
(Системой счисления называется способ представления числовой информации с помощью ограниченного набора символов).
используемые в настоящее время вам известны? (Двоичная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная; дополнительно – двоично-десятичная).
перечисленных выше систем. (Эти системы являются позиционными.)
техники используют двоичную систему счисления? (- Цифровое представление сигналов – высокий уровень (1), низкий уровень (0). Использование электронных устройств с двумя устойчивыми состояниями).
используются десятичные, восьмеричные и шестнадцатеричные обозначения данных? (Для компактного представления больших объемов двоичных данных)
восьмеричной системе счисления? Чему равно основание этой системы? (Символы :0,1,2,3,4,5,6,7; Основание равно 8)
шестнадцатеричной системе счисления? Чему равно основание этой системы? (Символы: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15). Основание равно- 16)
запись развернутого представления: ( 7∙+2∙+ 9∙ + 8∙ + 5∙)
машинного слова объемом 1 байт. (1,2, 4, 8, 16, 32, 64, 128)
десятичных и двоичных чисел в других системах счисления. (10 ↔ 8, 10 ↔ 16, 10 ↔2, 2 ↔ 8, 2 ↔ 16 ) 2. Проводит кроссворд. Десять вопросов кроссворда и отгадывание ключевого слова – оценивается в каждой команде, при правильном ответе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | Использование интересных вопросов для проведения викторины и решения кроссворда (слайды презентации, карточки задания). Метод получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая работа); | Отвечают на вопросы викторины и кроссворда, воспринимают информацию зрительно и на слух | 30 мин |
4. Рефлексия. | Просит учащихся оценить свое эмоциональное отношение к занятию, путем выставления оценок: 5 - «я очень доволен»; 4 - «мне понравился урок»; 3 - «обычный урок»; 2 - «мне было скучно»; 1- «я совсем недоволен». | Здоровьесберегающий метод. Самооценка. Иллюстрация (слайды презентации) | Отвечают на вопрос при помощи карточек. | 2 мин |
5. Этап закрепления и систематизации и практических навыков | Проводится в игровой форме. Организует работу по группам.
задач индивидуальных и общих для команд. Всего 5 задач. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
на предмет расшифровки текстового сообщения, представленного в двоичной форме. Командам выдается зашифрованный текст, который необходимо раскрыть в процессе индивидуальной работы каждого члена команды. Работа выполняется путем перевода двоичных чисел в десятичный или шестнадцатеричный код символа, согласно заданию и кодировке. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) | Использование прикладных задач для перевода чисел и выполнения арифметических операций; расшифровка текстовой информации посредством кодовых таблиц в индивидуальной и групповой работе студентов; (слайды презентации, карточки с заданиями). | Решают задачи и озвучивают правильные ответы. Воспринимают информацию зрительно и на слух | 35 мин |
6. Домашнее задание | Решение прикладных задач. Задание 1 Докажите тождества. а) 9563 (10) = 1001010101101(2) б) 1001010111100(2) = 12BC(16) в) 10101010011100(2) = 25234(8) г) 1C63(16) = 1110001100011(2) Задание 2 Упорядочите следующие числа по убыванию: 143(8), 50(16), 1222(8) , 1011 (2), 110011 (2), 128 (10) | Объяснение методики выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание | 2 мин |
7. Подведение итогов | Анализирует результаты усвоения изученного материала. Комментирует полученные оценки. | Оценка знаний | Воспринимают информацию | 3 мин |
8. Рефлексия | Просит учащихся отметить удовлетворенность своей работой на уроке с помощью одного из цветов светофора: красного, желтого или зеленого, которые означают: Красный - мне сегодня не удалось разобраться в теме; Желтый – остались вопросы по изученной теме; Зеленый – тема раскрыта, мне все понятно. | Самооценка. Иллюстрация (слайды презентации) | Отвечают на вопрос при помощи карточек.. | 2 мин |
9. Заключительная часть. | Высказывает пожелания студентам. Благодарит за урок. | Иллюстрация (слайды презентации) | Прощаются с преподавателем. Воспринимают информацию на слух. | 2 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По горизонтали:
1. В записи чисел этой системы используются кроме арабских цифр и буквы латинского алфавита (шестнадцатеричная)
3. Система счисления, основание которой равно 8 (восьмеричная)
5. Количество символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления (основание)
7. Система счисления, которая используется человеком в повседневной жизни (десятичная)
9. Система счисления, используемая для представления информации в компьютере (двоичная)
По вертикали:
2. Система счисления, в которой вес цифры зависит от ее местоположения в числе (позиционная)
4. Двоичную систему счисления, использующую только два символа для представления информации можно назвать…. (бинарная)
6. Позиция цифры в числе (разряд)
8. Совокупность знаков системы счисления, с помощью которых можно представить любое число (алфавит)
10. Непозиционная система счисления, в которой используются только буквы алфавита (римская)
Ключевое слово: КОДИРОВАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Индивидуальные задачи для команд
Задача 1
Какое из чисел 1100112, 4510, 358 и 1В16 является: (51, 11, 29, 27)
№ команды | Индивидуальное задание для команды | Ответ |
1 команда | наибольшим; | 1100112 = 51 |
2 команда | наименьшим | 1В16 = 27 |
Дополнительный вопрос для команд: Определите десятичный эквивалент числа 35 (8) ?
Ответ: (29 (10))
Задача 2
Решите неравенства:
№ команды | Индивидуальное задание для команды | Ответ |
1 команда | 55 (8) – 10111 (2) ? 4А (16) | 45 (10) – 23 (10) < 74 (10) |
2 команда | 143 (8) ? 125 (10) / 19 (16) | 99 (10) > 125 (10) / 25 (10) |
Задача 3
Найдите среднее арифметическое чисел, ответ представьте в десятичной СС:
№ команды | Индивидуальное задание для команды | Ответ |
1 команда | 10111(2), 2С (16) и 65 (8) | 23 (10) + 44 (10) + 53 (10) = 120 (10) / 3 (10) = 40 (10) |
2 команда | 100011(2), 1D (16) и 70 (8) | (35 (10) + 29 (10) + 56 (10) = 120 (10) / 3 (10) = 40 (10) |
Задача 4
(общая для команд)
В группе учатся 111100 % девушек и 1100 юношей.
- Сколько всего девушек и юношей в группе?
- Сколько всего студентов в группе?
- Какая система счисления использована в задаче?
Ответ: . Двоичная система счисления;
В группе 60% девушек (18) и 12 юношей;
Всего 30 студентов в группе.
Задача 5
(общая для команд)
Этот случай вполне мог иметь место во время «золотой лихорадки».
На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда – хозяина салуна, принимавшего от них в уплату золотой песок. Очень уж необычными были гири, с помощью которых тот взвешивал золото: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 грамма.
Джо утверждал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить с точностью до грамма любую порцию золотого песка, вес которой не превышает 100 граммов.
Прав ли Джо Макдональд? И какой системой счисления он при этом пользовался?
Какой наибольший вес могут «взять» такие гири?
Как с помощью названных гирь набрать вес: 100 г?
Ответ: . Да, двоичная система;
127 г.;
100 г = 64 г + 32 г + 4 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1 команда
Двоичный код → Шестнадцатеричный код → Символ
№ | Ф.И.О. | Шифровка | Сообщение |
1 | 11110111 – 11110010 – 11101110 – 11100001 – 11111011 11110001 – 11110010 – 11100000 – 11110010 – 11111100 | Чтобы стать | |
2 | 11101101 – 11100000 – 11110001 – 11110010 –11101110 – 11111111 – 11111001 – 11101000 – 11101100 | настоящим | |
3 | 11110001 – 11101111 – 11100101 – 11110110 – 11101000 – 11100000 – 11101011 – 11101000 – 11110001 – 11110010 – 11101110 – 11101100 | специалистом | |
4 | 11101111 – 11101110 11110000 – 11100101 – 11101100 – 11101110 – 11101101 – 11110010 – 11110011 11101000 | по ремонту и | |
5 | 11101110 – 11100001 – 11110001 – 11101011 – 11110011 – 11100110 – 11101000 – 11100010 – 11100000 – 11101101 – 11101000 – 11111110 | обслуживанию | |
6 | 11111101 –11101011 – 11100101 – 11101010 – 11110010 – 11110000 – 11101110 –11101101 – 11101101 – 11101110 – 11101001 | электронной | |
7 | 11110010 – 11100101 – 11110101 – 11101101 – 11101000 – 11101010 – 11101000, | техники |
2 команда
Двоичный код → Десятичный код → Символ
№ | Ф.И.О. | Шифровка | Сообщение |
1 | 11101101 – 11100101 – 11101110 – 11100001 – 11110101 – 11101110 – 11100100 – 11101000 – 11101100 – 11101110, | Необходимо | |
2 | 11100010
11101111 – 11100101 –11110000 – 11100010 –11110011 – 11111110 | В первую | |
3 | 11101110 – 11110111 – 11100101 –11110000 – 11100101 – 11100100 – 11111100, | очередь | |
4 | 11101110 – 11100010 – 11101011 – 11100000 – 11100100 – 11100101 – 11110010 – 11111100 | овладеть | |
5 | 11100000 – 11100111 – 11100001 – 11110011 – 11101010 – 11101110 – 11101001 | азбукой | |
6 | 11110110 – 11101000 – 11110100 – 11110000 – 11101110 – 11100010 – 11101110 – 11101001 | цифровой | |
7 | 11111101 – 11101011 – 11100101 – 11101010 – 11110010 – 11110000 – 11101110 – 11101101 – 11101000 – 11101010 – 11101000 | электроники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"
Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...
Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"
Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...
Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"
Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широ...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Баскетбол. Техника и тактика игры в нападение"
Методическая разработка открытого урока «Баскетбол. Техника и тактика игры в нападении». Ведение мяча на месте и в движении - важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическ...
Методическая разработка открытого урока в технике Изонить
Технологическая карта открытого урока в 6 классе по технологии "Пасхальная открытка в технике Изонить"Презентация...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»
Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...