Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"
методическая разработка по теме

Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».

Тема "Системы счисления" является одной из первых  и основной  по дисциплине "Вычислительная техника". Данная разработка представляет собой урок обобщения и ситематизации знаний по теме "Представление информации в различных системах счисления" . Урок проводился среди студентов колледжа связи в форме командного состязания для выявления лучших знатоков теории и практики в процессе ответов на вопросы  викторины и  кроссворда, а также решения нестандартных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС (Я)

Совет директоров ССУЗ Республики Саха (Якутия)

АУ РС (Я) Якутский колледж связи и энергетики им П.И. Дудкина

Методическая разработка открытого урока по теме:

«Представление информации в различных системах счисления»

дисциплина Вычислительная техника

Костюнина Елена Юрьевна,

преподаватель специальных дисциплин

Якутск, 2014

Методическая разработка открытого урока по теме:

«Представление информации в различных системах счисления»

Е.Ю.Костюнина,

Преподаватель специальных дисциплин

Якутского колледжа связи и энергетики

Им П.И. Дудкина

Дисциплина: Вычислительная техника

Тема урока: «Представление информации в различных системах счисления»

Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний

Дата урока: 8 апреля 2014 г.

Время: 80 минут

Цели урока: 

1. Формирование профессиональной компетенции: ПК 3.1. Проводить обслуживание  аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники.

2. Формирование общих  компетенций по теме «Представление информации в различных системах счисления»:

ОК1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, применять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать  собственную деятельность, выбирать типовые методы и  способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в проф.деятельности

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.

По окончанию урока студент:

имеет представление:

- о методах представления информации в устройствах вычислительной техники;

- о способах обработки информации в разных системах счисления;

знает:

- определение системы счисления;

- виды и особенности систем счисления;

- способы представления и обработки информации ;

- принципы представления информации в разных системах счисления;

умеет:

- определять систему счисления, в которой отображается информация;

- переводить числовую информацию из одной системы в другую;

- кодировать и декодировать текстовую информацию, представленную в различных системах счисления;

- делать выводы;

- владеть рефлексией.

Задачи

Образовательные:

- актуализация знаний по теме «Представление информации в различных системах счисления»;

- формирование умения применять полученные знания в групповой работе;

- стимулирование интереса к изучаемой теме;

Развивающие:

- развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

- развитие логического мышления;

- развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;

- развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

Воспитательные:

- повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

- формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих одногруппников;

- воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

-  формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Методические цели:

- продемонстрировать возможности использования информационно-коммуникативных технологий.

Методы и приемы:

- методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: информационное сообщение);

- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая работа);

- методика актуализации знаний студентов (прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся);

- методика использования здоровьесберегающих технологий;

- рефлексивные методы.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: «Математика»; «Электротехника»; «Электронная техника»; «Электрорадиоизмерения»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности»; ПМ 01. «Выполнение сборки, монтажа устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники; ПМ 03. «Проведение диагностики и ремонта различных видов радиоэлектронной техники».

Учебно-методическое обеспечение урока

Дидактический материал: рабочие карты с заданиями для студентов, карточки рефлексии, таблицы кодировки.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Структура и методический инструментарий урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Методические приемы

Деятельность студентов

Время

1.

Организационная часть урока

Дисциплинарный момент:

- приветствие,  представление

Приветствие. Проверка присутствующих

Приветствуют преподавателя.

Воспринимают информацию на слух.

2 мин.

2. Актуализация знаний.

  1. Проводит инструктаж по работе на занятии.
  2. Готовит студентов к мотивации и целеполаганию
  3. Формирует цели (задачи) урока
  4. Сообщает план работы на  уроке
  5. Актуализирует знания студентов. Раскрывает практическую, жизненную значимость материала, мотивируя студентов к активной деятельности на уроке.

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся.

Воспринимают информацию на слух.

Ознакамливаются с деятельностью на уроке.

2 мин

3.

Этап закрепления и систематизации и теоретических  знаний

Проводится в игровой форме.

Организует работу по группам.

1. Проводит викторину.

Состязание между командами.

Вопросы викторины:

  1. Что называется системой счисления?

(Системой счисления  называется  способ  представления  числовой информации с помощью ограниченного набора  символов).

  1. Какие основные системы счисления,

используемые  в настоящее время вам известны?

(Двоичная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная; дополнительно – двоично-десятичная).

  1. Укажите общую особенность для

перечисленных   выше систем.

(Эти системы являются позиционными.)

  1.  Почему устройства вычислительной

техники используют двоичную систему счисления?

(- Цифровое представление сигналов –  высокий  уровень (1), низкий уровень (0). Использование  электронных  устройств  с  двумя устойчивыми состояниями).

  1. Почему в архитектуре ЭВМ

используются  десятичные, восьмеричные  и шестнадцатеричные обозначения данных?

(Для компактного представления больших объемов двоичных данных)

  1. Какие символы используются в

восьмеричной системе счисления?  Чему равно основание этой системы?

(Символы :0,1,2,3,4,5,6,7;  Основание равно 8)

  1. Какие символы используются

шестнадцатеричной системе счисления?  Чему равно основание этой системы?

(Символы:  0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,  А (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15).  Основание равно- 16)

  1. Для числа 729,85 (10) укажите верную

запись развернутого представления:

( 7∙+2∙+ 9∙ + 8∙ + 5∙)

  1. Назовите разряды для двоичного

машинного слова объемом   1  байт.

(1,2, 4, 8, 16, 32, 64, 128)

  1. Назовите способы представления

десятичных и двоичных  чисел в других системах счисления.

(10 ↔ 8, 10 ↔ 16,  10 ↔2,  2 ↔ 8, 2 ↔ 16 )

2. Проводит кроссворд.

Десять вопросов кроссворда и отгадывание ключевого слова – оценивается в каждой команде, при правильном ответе.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Использование интересных вопросов для проведения викторины  и решения кроссворда (слайды презентации, карточки задания).

Метод получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая работа);

Отвечают на вопросы викторины и кроссворда, воспринимают информацию зрительно и на слух

30 мин

4.

Рефлексия.

Просит  учащихся  оценить свое эмоциональное отношение к занятию, путем выставления оценок:

5 - «я очень доволен»;

4  - «мне понравился урок»;

3  - «обычный урок»;

2  - «мне было скучно»;

1- «я совсем недоволен».

Здоровьесберегающий

метод.

Самооценка. Иллюстрация (слайды презентации)

Отвечают на вопрос при помощи  карточек.

2 мин

5.

Этап закрепления и систематизации и практических навыков

Проводится в игровой форме.

Организует работу по группам.

  1. Проводит решение прикладных

задач индивидуальных и общих для команд. 

      Всего 5 задач.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  1. Проводит практическое задание

на предмет расшифровки текстового сообщения, представленного в двоичной форме.

     Командам выдается зашифрованный текст, который необходимо раскрыть в процессе индивидуальной работы каждого члена команды.

     Работа выполняется путем перевода двоичных чисел в десятичный или шестнадцатеричный код символа, согласно заданию и кодировке.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Использование прикладных задач для перевода чисел и   выполнения арифметических операций;    расшифровка текстовой информации  посредством кодовых таблиц в  индивидуальной  и групповой работе студентов;

(слайды презентации, карточки с заданиями).

Решают задачи

и озвучивают правильные ответы.

Воспринимают информацию зрительно и на слух

35 мин

6. Домашнее задание

Решение прикладных задач.

Задание 1

     Докажите  тождества.

а)  9563 (10)  = 1001010101101(2)

б)  1001010111100(2)  = 12BC(16)

в)  10101010011100(2)  = 25234(8)

г)  1C63(16)  = 1110001100011(2)

Задание 2

     Упорядочите следующие числа по убыванию:

     143(8),  50(16),  1222(8) , 1011 (2),  110011 (2),   128    (10)

Объяснение методики выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание

2 мин

7. Подведение итогов

Анализирует результаты усвоения изученного материала.

Комментирует полученные оценки.

Оценка знаний

Воспринимают информацию

3 мин

8. Рефлексия

Просит  учащихся  отметить удовлетворенность своей работой  на уроке с помощью одного из цветов светофора: красного, желтого или зеленого, которые означают:

    Красный - мне сегодня не удалось разобраться в теме;

    Желтый  – остались вопросы по изученной теме;

    Зеленый – тема раскрыта, мне все понятно.

Самооценка. Иллюстрация (слайды презентации)

Отвечают на вопрос при помощи  карточек..

2 мин

9.

Заключительная часть.

Высказывает пожелания студентам. Благодарит за урок.

 Иллюстрация (слайды презентации)

Прощаются с  преподавателем.

Воспринимают информацию на слух.

2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

По горизонтали:

1.        В записи чисел этой системы используются кроме арабских цифр и буквы латинского алфавита (шестнадцатеричная)

3.        Система счисления, основание которой равно 8  (восьмеричная)

5.        Количество символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления  (основание)

7.        Система счисления, которая используется человеком в повседневной жизни (десятичная)

9.        Система счисления, используемая для представления информации в компьютере (двоичная)

По вертикали:

2.        Система счисления, в которой вес цифры зависит от ее местоположения в числе (позиционная)

4.        Двоичную систему счисления, использующую только два символа для представления информации можно назвать…. (бинарная)

6.        Позиция цифры в числе (разряд)

8.        Совокупность знаков  системы счисления, с помощью которых можно представить любое число  (алфавит)

10.        Непозиционная система счисления, в которой используются только буквы алфавита (римская)

Ключевое слово: КОДИРОВАНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальные задачи для команд

Задача 1

Какое из чисел 1100112, 4510, 358 и 1В16 является:    (51, 11, 29,  27)

№ команды

Индивидуальное задание для команды

Ответ

1 команда

 наибольшим;  

 1100112  =  51

2 команда  

наименьшим  

 1В16  =  27

        

Дополнительный вопрос для команд: Определите десятичный эквивалент числа   35 (8) ?

Ответ: (29 (10))

Задача 2

Решите неравенства:

№ команды

Индивидуальное задание для команды

Ответ

1 команда

55 (8) – 10111 (2)  ?  4А (16)              

45 (10) – 23 (10)  <  74 (10) 

2 команда  

143 (8) ? 125 (10)   / 19 (16)  

99 (10)  > 125 (10)   / 25 (10)  

Задача 3

Найдите среднее арифметическое чисел, ответ представьте в десятичной СС:

№ команды

Индивидуальное задание для команды

Ответ

1 команда

10111(2),  2С (16) и 65 (8)  

23 (10)  + 44 (10)  + 53 (10)  = 120 (10)  / 3 (10)  = 40 (10)

2 команда  

100011(2),  1D (16) и 70 (8)      

(35 (10)  + 29 (10)  + 56 (10)  = 120 (10) / 3 (10)  = 40 (10)

Задача 4

(общая для команд)

В группе учатся  111100 % девушек и 1100 юношей.

- Сколько всего девушек и юношей  в группе?

- Сколько всего  студентов  в  группе?

- Какая система счисления использована в задаче?

Ответ: . Двоичная система счисления;

                В группе  60% девушек (18) и 12 юношей;

                Всего 30 студентов в группе.

Задача 5

(общая для команд)

Этот случай вполне мог иметь место во время «золотой лихорадки».

На одном из приисков старатели были возмущены действиями Джо Макдональда – хозяина салуна, принимавшего от них в уплату золотой песок. Очень уж необычными были гири, с помощью которых тот взвешивал золото: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64 грамма.

Джо утверждал, что с помощью такого набора гирь он может взвесить с точностью до грамма любую порцию золотого песка, вес которой не превышает 100 граммов.

Прав ли Джо Макдональд?  И какой системой счисления он при этом пользовался?

Какой наибольший вес могут «взять» такие гири?

Как с помощью названных гирь набрать вес: 100 г?

Ответ: . Да, двоичная система;

   127 г.;

   100 г =  64 г + 32 г + 4 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 команда

Двоичный код    →   Шестнадцатеричный код   →   Символ

Ф.И.О.

Шифровка

Сообщение

1

11110111 – 11110010 – 11101110 – 11100001 – 11111011

11110001 – 11110010 – 11100000 – 11110010 – 11111100  

Чтобы стать

2

11101101 – 11100000 – 11110001 – 11110010 –11101110 –

11111111 –  11111001 –  11101000 – 11101100  

настоящим

3

11110001 – 11101111 – 11100101 – 11110110 – 11101000 – 11100000 – 11101011 – 11101000 – 11110001 –  11110010 –

11101110 – 11101100  

специалистом

4

11101111 – 11101110    

11110000 – 11100101 – 11101100 – 11101110 – 11101101 – 11110010 – 11110011                       

11101000  

по ремонту и

5

11101110 – 11100001 – 11110001 – 11101011 – 11110011 – 11100110 – 11101000 – 11100010 – 11100000 – 11101101 –

11101000 – 11111110

обслуживанию

6

11111101 –11101011 – 11100101 – 11101010 – 11110010 –

11110000 – 11101110 –11101101 – 11101101 – 11101110 – 11101001  

электронной

7

11110010 – 11100101 – 11110101 – 11101101 – 11101000 –

11101010 – 11101000,  

техники

2 команда

Двоичный код    →   Десятичный  код    →   Символ

Ф.И.О.

Шифровка

Сообщение

1

11101101 – 11100101 – 11101110 – 11100001 – 11110101 – 11101110 – 11100100 – 11101000 – 11101100 – 11101110,  

Необходимо

2

11100010

 

11101111 – 11100101 –11110000 – 11100010 –11110011 –

11111110

В первую

3

11101110 – 11110111 – 11100101 –11110000 – 11100101 –

11100100 – 11111100,

очередь

4

11101110 – 11100010 – 11101011 – 11100000 – 11100100 –

11100101 – 11110010 – 11111100

овладеть

5

11100000 – 11100111 – 11100001 – 11110011 – 11101010 –

11101110 – 11101001

азбукой

6

11110110 – 11101000 – 11110100 – 11110000 – 11101110 – 11100010 – 11101110 – 11101001

цифровой

7

11111101 – 11101011 – 11100101 – 11101010 – 11110010 – 11110000 – 11101110 – 11101101 – 11101000 – 11101010 – 11101000

электроники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока на тему "Recent Developments & the Future of IT\'\' для студентов 4-ого курса специальности "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем"

Методическая разработка урока(деловая игра)Светлана Ерофеева, преподаватель английского языка УКСИВТ   ol.png Содержание методической разработки Пояснительная записка Методиче...

Методическая разработка открытого урока "Фортепианные упражнения как средство формирования и развития техники учащегося"

Методическая разработка открытого урока содержит дополнительный материал для технического развития учащихся в классе  специального фортепиано и направлена на развитие у учащихся навыков самостоят...

Методическая разработка открытого урока "Техника в совершенстве"

Понятие фортепианной техники не сводится к понятию быстрой и громкой игры.Фортепианная техника-понятие гораздо шире и объёмней.Она включает в себя эмоционально-смысловую характеристику,быстроту и широ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" на тему: "Баскетбол. Техника и тактика игры в нападение"

Методическая разработка открытого урока «Баскетбол. Техника и тактика игры в нападении». Ведение мяча на месте и в движении - важный технический элемент для игры в баскетбол. Это спортивная атлетическ...

Методическая разработка открытого урока в технике Изонить

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по технологии "Пасхальная открытка в технике Изонить"Презентация...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...