Технологическая карта внеурочного занятия "Дымковская расписная игрушка"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему
Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения. Я попыталась на этом уроке закрепить новый материал нестандартной формой урока. Урок-проект, как показывают наблюдения, действительно является обоснованным и рациональным. На данном уроке предлагаются различные формы коллективной и групповой работы, используется оригинальная подача материала, возможность проявить творческие способности, у детей присутствует повышенный интерес к данному предмету, высокая работоспособность. Учащимся предоставляется возможность делать что-то самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, свои знания и публично показать свой результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_vneurochnogo_zanyatiya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
К технологической карте внеурочного занятия на тему «Дымковская игрушка. Народная глиняная игрушка».
- Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения. Я попыталась на этом уроке закрепить новый материал нестандартной формой урока. Урок-проект, как показывают наблюдения, действительно является обоснованным и рациональным. На данном уроке предлагаются различные формы коллективной и групповой работы, используется оригинальная подача материала, возможность проявить творческие способности, у детей присутствует повышенный интерес к данному предмету, высокая работоспособность. Учащимся предоставляется возможность делать что-то самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, свои знания и публично показать свой результат.
- Я - учитель технологии и педагог дополнительного образования. Предпочтение в своей деятельности я отдаю декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.
- На данном уроке мы продолжаем формирование таких духовно – нравственных ценностей, как патриотизм, любовь к своему народному творчеству. Закрепляем сведения о видах декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка. Развиваем эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углубляем эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитываем любовь к народному искусству России. Дать возможность детям самостоятельно добыть знание, создать проектный продукт и побыть самим в роли учителя, журналиста, иллюстратора.
Технологическая карта внеурочного занятия, 5 класс,
Учитель: Бойко Елена Николаевна, учитель технологии МБОУ «СОШ №68 г. Челябинск» (СП)
Программа: «Город мастеров» составитель Бойко Е.Н. Челябинск 2014г.
Тема: Дымковская игрушка. Народная глиняная игрушка.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: Создание рекламного проспекта «Дымковская игрушка» для начальной школы.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: умение вести поиск и выделять необходимую информацию, владение операциями сериации, классификации, умение устанавливать причинно-следественные связи;
Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать правила в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, владеть навыками смыслового чтения текста, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задачи, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы.
Предметные: Закрепить знания
Задачи:
1. Научить учащихся планировать учебную деятельность, исходя от возникшей проблемы;
2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;
3. Развивать коммуникативные навыки и умения;
4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
5. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых во внеурочное время.
Обеспечение урока:
Методическое: Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010. , Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дидактическое: Интерактивная разработка на электронном ресурсе http://learningapps.org
Ресурсы урока: АРМ учителя для показа слайдов.
Материалы для обучающегося: канцелярские принадлежности, альбомный лист, ноутбук с выходом в интернет, принтер, заготовки буклета, толковый словарь.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Организационный | Приветствие. (Слайд1) Ребята! Сегодня у нас гости! Создадим гостям, себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся гостям и друг другу. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям. Ребята, какое у нас занятие? Наш девиз: «На занятии не зеваю– Сразу всё запоминаю. Чтоб минутка не пропала, Мысль точно в цель попала!» Я думаю, что сегодня вы будете соответствовать нашему девизу! | -Занятие «Город мастеров» | 1-2 мин. | ЛУУД: Мотивационная основа учебной деятельности; эмоциональный настрой на работу. ЛУУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности. РУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. | Предлагает вспомнить содержание предшествующего урока. - Прежде чем приступить к занятию, что необходимо сделать? 1. С чем мы начали знакомиться на прошлых занятиях? 2. С каким видом народного творчества мы с вами познакомились? 3. Ваше домашнее задание было творческим. Нужно было подготовить репортаж. (Слайд 2) | Отвечают на вопросы. - Повторить то, что нам потребуется. - С народным творчеством. - С дымковской игрушкой. Объясняют в чем заключалось домашнее задание и демонстрируют репортаж. | 3-4 мин | РУУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. ПУУД: Устанавливать причинно-следственные связи. ПУУД: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
Постановка проблемы. Определение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - С чем же мы столкнулись, в ходе своего репортажа? - Что же мы можем сделать для того чтобы большинство учеников узнали о такой чудесной игрушке? - Что вы видите на доске? -Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга? -Расставьте эти четырёхугольники в ряд в таком порядке, чтобы было видно радугу. Затем переверните четырёхугольники, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. -Как мы с вами определились, на сегодняшнем уроке мы создадим с вами буклет для начальной школы о дымковской игрушке? Можете ли вы ответить, что такое буклет? Учитель предлагает обратиться к электронной энциклопедии- Википедии. (Слайд 3) | - С тем, что большинство первоклассников не знает ничего о дымковской игрушке. - Рассказать, нарисовать игрушки, нарисовать газету и т.д. -Геометрические фигуры. - Это четырёхугольники. Они разные по цвету. Расставляют в нужном порядке. Прочитывают тему урока. Учащиеся сомневаются. Учащиеся прочитывают понятие и рассуждают на тему того, как должен выглядеть их буклет. | 9 – 10 мин. | РУУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. ПУУД: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи ПУУД: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме ПУУД: Устанавливать причинно-следственные связи. ЛУУД: Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы. |
Актуализация знаний. С целью подготовки к творческой работе. | Для того что бы учащиеся вспомнили о чем говорилось на прошлом занятии, предлагает поиграть в интерактивную игру. Используется ресурс http://learningapps.org/ (Слайд 4) | В игровой форме вспоминают об особенностях дымковской игрушки, вместе рассуждают, как отвечать на вопросы, после проверки правильности ответов корректируют себя. | 3 – 4 мин. | РУУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. ПУУД: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме ПУУД: Устанавливать причинно-следственные связи РУУД: формулировать собственное мнение и позицию |
Применение знаний и умений в новой ситуации. | Просит ребят вспомнить о том, как называется организация, в которой создают газеты, буклеты с определенной информацией. После ответа просит найти в толковом словаре русского языка понятие «типография». Просит каждого из ребят достать по одному житону и распределиться по группам соответственно цвету. | Дети отвечают на вопросы, находят нужную информацию в словаре. Распределяются по группам и слушают задание. | 3 – 6 мин. | ПУУД: Строить речевое высказывание в устной и письменной форме ЛУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. РУУД: формулировать собственное мнение и позицию |
Физминутка | Проводит динамическую паузу. (Слайд 5) | Повторяют движения разминки. | 2 – 3мин. | ЛУУД: Установка на здоровый образ жизни. |
Обобщение и систематизация знаний. | Учитель инструктирует группы перед выполнением задания. По ходу задания контролирует, помогает с затруднениями. (Слайд 6) | Красная группа- поисковики, находят в электронной энциклопедии информацию о дымковской игрушке, копируют ее вставляют в ворд, преобразовывают и формируют первую страницу буклета. Зеленая группа- иллюстраторы. Наносят на готовый лист элементы дымковской росписи, формируют центральный лист буклета. Желтая команда- отвечают на вопросы, данные в третьем листе буклета. Формируют его. | 10 – 15 мин | ПУУД: Использовать алгоритм для выполнения практической работы ЛУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. РУУД: формулировать собственное мнение и позицию ПУУД: Использовать алгоритм для оценки своей работы и работ одноклассников |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Предлагает учащимся защитить свой проект. (Слайд7) | По одному из группы выходят к доске и защищают свой проект «Дымковская расписная». Высказывают оценочные суждения | 2-3 мин. | ЛУУД: Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности. РУУД: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Предлагает творческое домашнее задание, придумать сказку-рассказ (в устной или письменной форме) о дымковской игрушке | Слушают. Принимают поставленное задание. | 1 мин | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ребятам предложено продолжить предложение. Вот и подошло к концу наше занятие. Итак, со всеми задачами на занятии мы справились? Спасибо за работу! (Слайд 8) | я познакомился с ... | 2 мин. | ЛУУД: Ориентация на содержательные моменты школьной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка"
Технологическая карта и урок "Дымковская игрушка" согласно ФГОС. Подробно представлены технологическая карта и сценарий урока....
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Технологическая карта урока "Изготовление ёлочной игрушки"
Изготовление ёлочной игрушки...
Технологическая карта к занятию: «Мастерим игрушки из подручного материала»
Технологическая карта разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. На занятии учащиеся знакомятся с изготовлением игрушек из подручных материалов напримере «Та...
Технологическая карта Потешный промысел "Глиняные игрушки"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с потешным промыслом - глиняные игрушки, их изготовлением, историей создания, характерными признаками каждой игрушки (Дымковская игрушк...
Технологическая карта по вязанию пальчиковой игрушки Лисичка
Описание, как связать пальчиковую игрушку Лисичка....