Технологическая карта Потешный промысел "Глиняные игрушки"
план-конспект
Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с потешным промыслом - глиняные игрушки, их изготовлением, историей создания, характерными признаками каждой игрушки (Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Составитель: Косарева В.Н., педагог доп. образования
Тема: Потешный промысел «Народные глиняные игрушки»
Цель занятия:
Знакомство воспитанников с народным ремеслом - глиняной игрушкой.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения народной глиняной игрушки.
- Расширить представления о народной глиняной игрушке, ее видах «Дымковская», «Каргопольская», «Филимоновская».
- Расширить словарь детей новыми понятиями - игрушечных дел мастер, традиции, роспись, дымка, филимоновская, каргопольская, монолитная (без швов и соединений)
- Воспитывать уважение к народному искусству.
Оборудование: проектор, экран, компьютер
Материал, программное обеспечение: выставка глиняных игрушек, презентация «Народная глиняная игрушка», видеоролик «Филимоновские игрушки», «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка»
Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент (1-2 мин.). | |
Посмотрите на экран (слайд 1) О чем мы будем говорить сегодня? Какие особенности вы заметили? Какие отличительные черты наблюдаются? Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Современные игрушки могут издавать звуки, говорить, передвигаться, шевелить руками, ногами, смеяться.... Хотелось бы вам отправиться в прошлое и познакомиться со старинными игрушками? Вот игрушки так игрушки! Нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты Древней чудной красоты, Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра, Чтоб сказать, что есть в России Чудо - люди - мастера! Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним. У каждого народа есть свои традиции. Они передаются от одного поколения к другому. Традиция народной игрушки возникла давно и сохранилась до наших дней. В добрые старые времена был такой обычай у русских людей - коротать вместе на посиделках зимние вечера. В русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили наши предки дело за любимым занятием. Издревле игрушку в деревне мастерили не на продажу, а для своих детей. Заканчивались полевые работы, и появлялось у крестьян время порадовать детей. Любили трудиться на Руси! Чего только не умели делать! В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, потому и изделия у них получались такими красивыми, так радовали глаз. Таких людей называли – игрушечных дел мастер. Филимоновские игрушки (слайд 3) В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство знаменитых филимоновских игрушек. — Ребята, посмотрите на дома в деревне Филимоново. Какие элементы использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки) — Краски, какого цвета использованы для росписи? (красная, жёлтая, зелёная) Лесов вокруг деревни Филимоново мало, зато много оврагов, а в них полно глины: поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки. Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать. Какая отличительная черта этих игрушек? Какого цвета бывает глина? Правильно, глина бывает белой, красной, черной и даже розовой! Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина. Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушке Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить, как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи сначала до красна, а потом до бела. Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда бывают со свистом. Высокие, стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигуры под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными, как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи и диковинные существа. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигурке горделивую осанку. Дымковская игрушка (слайд 5) Смотрите, это тоже глиняные игрушки, но совсем другие. Кто подскажет, как их называют? Правильно, это Дымковская игрушка. А почему ее так называют? Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. -Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят. -Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают , заливают водой и снова перемешивают , а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки. -Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. -Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? -Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. -Краски используют разного цвета. Какие? -Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок зверя, который водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов. -Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога. -Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость. Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки. Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера? -Поглядите, каковы! И нарядны, и новы: Расписные сани, Медведь с гармошкой, Солдат с усами. Козёл – золотые рожки Да куколка в серёжках. Пёстрые, яркие, славные подарки! -Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям. Дымковские игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разноряженных щеголих, нянек - «кормилок» с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и другие образы. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью, округлостью. Игрушка составлялась из разных частей, соединенных между собой. К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Каргопольская игрушка (слайд ) В г. Каргополе Архангельской области находится предприятие народных промыслов "Беломорские узоры". Каждый гончар делал свою игрушку для своей детворы. Игрушка выразительная, крестьянская (показывает). Это и коренастые фигурки людей, и фигурки, изображающие животных и птиц. Женские фигурки с ребёнком на руках, с корзинкой, с птицей, занятые хозяйством. На них широкие юбки, кофты с крупными пуговицами. Это и барыня, и крестьянка, и кормилица. Мужики с окладистой бородой, каждый изображён в действиях -- плетут лапти или играют на гармошке. Изображение животных типично для народной игрушки - это конь, корова, баран, собака, заяц, медведь.) Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами. Давайте вспомним из чего делают каргопольские игрушки? (наглядный материал на доске) Лепят из глины, обжигают в печке, а затем раскашивают. Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, поэтому каргопольские художники украшали фигурки особой, неповторимой росписью. Какие цвета использовали мастера? Цвет: серый, розовый, сиренево - синий, бирюзовый, коричневый, жёлтый, оранжевый, красный. Назовите основные элементы каргопольской росписи. Это не просто узоры, а символические знаки, следы культа солнца и земли. СКАЗКА - Собралась девица красная да на ярмарку. На ярмарку ехать нарядиться надо. Глянула, а нарядного сарафана нет. Достала тогда девица краски, сарафан, да стала украшать его. Сарафан украшает да сказку сказывает. Выглянуло солнышко тёплое да яркое. (рисую солнышко) Припекает солнышко. Снег разогревает, побежали ручьи (рисую волнистую линию). Прогрелась земля (рисую чёрную линию) попали в тёплую землю зёрнышки (рисую точки). Посмотрела девица, а сарафан уже и нарядным стал. - Какими элементами украшала девица свой сарафан? Давайте рассмотрим колорит узора, сочетание цветов. · Что запомнилось? · С какой игрушкой мы знакомились? · Как вы думаете мы все узнали или есть что-то еще об этой игрушки что мы могли бы узнать? · Все ли мы игрушки видели уже или есть еще? Сегодня мы с вами познакомились с наиболее самобытными и известными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас существуют производства абашевской игрушки, тульской, курской, липецкой, опошненской. Раньше эти игрушки использовались по назначению: в них играли дети. А теперь вспомните свои игрушки, которые были и есть у вас дома. Что же стало с глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки. Предлагается детям рассмотреть выставку народных глиняных игрушек (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская) Попробуйте определить и назвать игрушку по загадке. Нас слепили мастера, Нас раскрашивать пора. Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны. Сине-красные полоски На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка) 2) Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну, назови-ка меня! (Дымковская игрушка) | Ответы детей Современные сделаны из металла, пластмассы, резины, воска, фарфора... В старину игрушки мастерили из дерева, бересты, глины Да Добрый Предположения детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Они все белого цвета Зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие. Игрушки лепили с хорошим, веселым настроением! Дети называют цвета Дети называют игрушку, что она делает, каким она цветом, какими узорами она расписана, что обозначают символические знаки. Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изготовления мягкой игрушки "Дед Мороз"
Технологическая карта изготовления мягкой игрушки "Дед Мороз" предназначена для педагогов дополнительного образования. Самостоятельно выполнить работу по технологической карте сможет ребёнок 12 ...
Технологическая карта изготовления мягкой игрушки "Заюшка"
Технологическая карта по изготовлению мягкой игрушки "Заюшка" разработана для детей 11-14 лет....
Технологическая карта изготовления мягкой игрушки "Петушок"
Технологическая карта по изготовлению мягкой игрушки "Петушок" разработана для детей 11 - 14 лет...
Технологическая карта изготовления мягкой игрушки "Оленёнок"
Технологическая карта по изготовлению мягкой игрушки "Оленёнок" разработана для детей 11-14 лет....
Технологическая карта изготовления мягкой игрушки "Оленёнок"
Технологическая карта по изготовлению мягкой игрушки "Оленёнок" разработана для детей 11-14 лет....
"Технологическая карта изготовления мягкой игрушки Кактус"
"Технологическая карта изготовления мягкой игрушки Кактус" разработана для педагогов дополнительного образования. Выполнение изделия "Кактус" подходит для детей в возрасте10 лет....
Технологическая карта Потешный промысел "Народные глиняные игрушки"
Знакомство воспитанников с народным ремеслом - глиняной игрушкой, с историей возникновения народной глиняной игрушки "Дымковская", "Каргопольская", "Филимоновская"...