Программа кружка дополнительного образования "Резьба по дереву"
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и посуды. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным назначением вещей. Это во многом определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство в произведениях домовой резьбы и в оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки и кончая деревянной посудой и детской игрушкой.

Программа «Резьба по дереву» посвящена сохранению и развитию этого вида народного прикладного творчества. Её цель – воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Резьба по дереву»

(на 3 года)

Педагог дополнительного образования

Сергей Владимирович Брысин

Программа

«Резьба по дереву»

К народным традициям должно

быть величайшее внимание, их

надо изучать и воспринимать

всей душой, их надо осваивать.

А. Б. Салтыков

Введение

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов.

Резьба по дереву – древнейший вид русского народного декоративного искусства.

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось искусство деревянной утвари и посуды. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным назначением вещей. Это во многом определяло и способы художественной обработки, и характер орнаментального декора, сохраняющий единство в произведениях домовой резьбы и в оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки и кончая деревянной посудой и детской игрушкой.

Программа «Резьба по дереву» посвящена сохранению и развитию этого вида народного прикладного творчества. Её цель – воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, дать определённые навыки в освоении художественного ремесла.

Пояснительная записка

Программа «Резьба по дереву» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей», дополняет и углубляет школьные программы.

При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву многих известных центров народного декоративного искусства.

Учитывая особенности каждого из традиционных центров художественной резьбы по дереву, программа ставит своей целью познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, привить им любовь к традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла. Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, а также с экскурсиями на предприятия народных художественных промыслов, в местные художественные и краеведческие музеи.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять учащимся, развитие у них с первых занятий резьбой творческого отношения к работе.

В процессе решения творческих задач школьники получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведение об инструментах для резьбы, начальное представление о композиции, о породах древесины и т. д.

Копирование народных образцов позволяет учащимся понять и усвоить для себя разные виды и технику резьбы. Зарисовки, собранные во время копирования произведений народной резьбы по дереву, – ценный методический фонд каждого ученика, на основе которого им разрабатываются собственные творческие композиции того или иного вида резьбы по дереву.

После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:

  • о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
  • об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;
  • о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства, образцах художественной резьбы по дереву, хранящихся в местных музеях;
  • о мастерах, работающих и живущих в нашем районе;
  • о профессиях токаря, столяра, резчика по дереву;
  • о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятиях народных художественных промыслов;
  • правила безопасности при обработке художественных изделий;
  • об организации и оплате труда на предприятиях народных художественных промыслов;

Учащийся должен уметь:

  1. делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;
  2. владеть инструментом для резьбы по дереву;
  3. выполнять несложные формы токарных изделий на станке;
  4. владеть техническими приёмами геометрической, контурной, скобчатой, плоскорельефной, ажурной, объёмной резьбы по дереву;
  5. выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.

Содержание и формы обучения

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий из древесины, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки художественной обработки древесины, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, художественное произведение. В процессе работы с древесиной у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы и кисти рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических заданий.

Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

При реализации программы используются различные методы:

  • словесные – лекции, беседы, викторины;
  • наглядные – просмотр репродукций, слайдов, фото- и видеосюжетов, образцов изделий мастеров народного творчества;
  • практические – изготовление наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, центры народных промыслов, организацию встреч с интересными людьми, народными умельцами и мастерами декоративно-прикладного творчества.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к занятиям – организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, куда приглашаются и родители кружковцев.

Раздел программы «Человек и природа в народной культуре» знакомит ребят с народными традициями; обычаями и обрядами как важнейшими средствами народной педагогики. В этот раздел входит изучение календарных праздников и обычаев, их взаимосвязь с семейно-обрядовой культурой. Акцентируется роль древесины и изделий из неё в быту крестьян. Важна и прикладная направленность этой темы. Изготовление народных обрядовых изделий из древесины – фигурок человечков, птиц, лошадей, колядных масок – оставляет у детей ощущения праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа.

Связь с родителями поддерживаются в течение всего учебного года в форме индивидуальных бесед, коллективных поездок в музеи, приглашений их на тематические и отчётные выставки.

Завершая курс обучения по программе, следует обратить внимание на содержание понятий и терминов, формирование у учащихся умения пользоваться специальной и справочной литературой.

Оценка и контроль результатов

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и

оценки результатов

Первый год обучения

Первое полугодие

Освоение технологии нанесения рисунка геометрической резьбы на изделия из древесины. Выработка Практических навыков вырезания геометрической резьбы.

Тестирование. Выполнение зачётной работы по заданным образцам.

Второе полугодие

Получение знаний о народных промыслах и видах декоративно-прикладного искусства. Изготовление Сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Беседа, подготовка мини-рефератов. Участие в конкурсе «Калейдоскоп прекрасного».

Второй год обучения

Первое полугодие

Приобретение навыков и знаний в технике резьбы по дереву. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы.

Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Демонстрация лучших работ «Своими руками» на родительском собрании.

Второе полугодие

Получение знаний о народных традициях, обрядах, обрядовых календарных праздниках. Самостоятельная разработка и выполнение конкурсной работы.

Защита конкурсной работы. Итоговая выставка «Прекрасное своими руками».

Третий год обучения

Первое полугодие

Совершенствование приобретенных навыков и умений в технике резьбы по дереву и выполнение проектов токарных изделий на станке

Тестирование. Выполнение изделий для выставочного и методического фонда

Второе полугодие

Самостоятельная разработка и выполнение конкурсной работы

Защита учеником выполненного проекта на итоговой выставке


Учебная программа

Первый год обучения (144 ч, 4 ч в неделю)

Тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

теоретических

практических

Вводный мониторинг. Инструктаж по охране труда. Вводное занятие: «Резьба по дереву в изделиях мастеров народных художественных промыслов.

2

2

Тема 1. Технология резьбы по дереву.

16

4

12

1.1 Инструменты. Рабочее место резчика по дереву. Охрана труда.

4

1

3

1.2 Пиломатериалы и свойства древесины.

12

3

9

Тема 2. Геометрическая резьба по дереву.

82

20

62

2.1 Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву.

4

2

2

2.2 Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на дощечки.

4

1

3

2.3 Выполнение узоров геометрической резьбы на дощечках.

20

6

14

2.4 Создание собственных композиций по мотивам геометрической резьбы.

4

1

3

2.5 Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы на изделиях из древесины.

32

6

26

2.6 Создание композиций и выполнение узоров скобчатой резьбы

18

4

14

Тема 3. Знакомство с народными промыслами России.

20

14

6

3.1 Народные промыслы России (обзор).

4

4

3.2 Декоративно-прикладное искусство. Общие понятия. Виды.

8

2

6

3.3 Экскурсия на предприятие народных промыслов резьбы по дереву.

4

4

3.4 Экскурсия в местный краеведческий музей.

4

4

Выполнение проекта творческой работы

18

2

16

Организация итоговой выставки.

2

2

Итоговая аттестация

2

2

Заключительное занятие

2

2

Итого

144

44

100


Содержание первого года обучения.

Вводное занятие (2 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Беседа с учащимися о коллекции произведений народной резьбы по дереву в местном краеведческом музее. Демонстрация образцов изделий с резьбой по дереву из личной коллекции. (2 ч)

Тема 1. Технология резьбы по дереву (16 ч)

1.1 Инструменты. Рабочее место резчика по дереву. Охрана труда (4 ч)

Теоретические занятия (1 ч):

  1. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их использования. Подготовка рабочего места резчика по дереву (1 ч)

Практические занятия (3 ч):

  1. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментами для резьбы (1 ч)
  2. Изготовление ножа-косяка (2 ч)

1.2 Пиломатериалы и свойства древесины (12 ч)

Теоретические занятия (3 ч):

  1. Ознакомление со свойствами древесины разных пород (2 ч)
  2. Демонстрация образцов древесины разных пород (1 ч)

Практические занятия (9 ч):

  1. Проверка твёрдости древесины различных пород путём забивания гвоздей (1 ч)
  2. Изготовление кухонной вешалки для прихваток и полотенец для дальнейшего украшения геометрической резьбой (8 ч)

Тема 2. Геометрическая резьба по дереву (82 ч)

2.1 Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву (4 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы. Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства, показ фотографий (2 ч)

Практические занятия (2 ч):

  1. Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы параллельных линий вдоль и поперёк волокон. Приёмы резьбы «шашечек». Приёмы резьбы «сетки» (2 ч).

2.2 Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на дощечки (4 ч)

Теоретические занятия (1 ч):

  1. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесия и т. д.) в резьбе на прялках, наличниках окон, в украшении бытовой утвари (1 ч)

Практические занятия (3 ч):

  1. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки коробочки, пенала, вешалки для полотенца (1 ч).
  2. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделия из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги и карандаша (2 ч).

2.3 Выполнение узоров геометрической резьбы на дощечках (20 ч)

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Инструктаж по охране труда при работе с режущим инструментом. Технология выполнения узора геометрической резьбы на дощечках (6ч)

Практические занятия (14 ч):

  1. Трёхгранно-выемчатая резьба (2 ч)
  2. Элементы трёхгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы «сияние», ромб) (2 ч)
  3. Выполнение узоров «сколышек», «чешуйка» (2 ч)
  4. Выполнение узоров «змейка», «витейка» (2 ч)
  5. Выполнение узоров «бусы» (2 ч)
  6. Выполнение узоров «розетка» (4 ч)

2.4 Создание собственных композиций по мотивам геометрической резьбы (4 ч)

Теоретические занятия (1 ч):

  1. На основе увиденных композиций геометрической резьбы обучающиеся разрабатывают эскизы собственных узоров для оформления разделочных досок, шкатулок, вешалок для прихваток и полотенца (1 ч)

Практические занятия (3 ч):

  1. Выполнение эскизов композиций типа «сияние», «розетка», для оформления разделочных досок, шкатулок, вешалок (3 ч)

2.5 Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы на изделиях из древесины (32 ч)

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Технология нанесения рисунков геометрической резьбы на изготовленные вешалки для прихваток. Инструктаж по охране труда при работе с режущим инструментом (2 ч)
  2. Технология прокалывания рисунка геометрической резьбы (2 ч)
  3. Выбор направления срезания треугольника (2 ч)

Практические занятия (26 ч):

  1. Нанесение композиции геометрической резьбы на поделки (2 ч)
  2. Прокалывание рисунка геометрической резьбы (2 ч)
  3. Выполнение композиций геометрической резьбы на изготовленных вешалках для полотенец (16 ч)
  4. Вырезание рамки (2 ч)
  5. Вытачивание штырьков для вешалки на токарном станке (2 ч)
  6. Отделка изделия из древесины (2 ч)

2.6 Создание композиций и выполнение узоров скобчатой резьбы (18 ч)

Теоретические занятия (4 ч):

  1. Скобчатая или ногтевидная резьба, её художественные и технические особенности (2 ч)
  2. Инструменты и материалы для резьбы. Инструктаж по охране труда (2ч)

Практические занятия (14 ч):

  1. Выполнение на дощечках упражнений: «ноготки» вдоль и поперёк волокон (2 ч)
  2. Выполнение узора «зубчики» (4 ч)
  3. Создание вариантов скобчатой резьбы на дощечках и коробочках (2 ч)
  4. Нанесение рисунка скобчатой резьбы на дощечках и коробочках (2 ч)
  5. Выполнение рисунка скобчатой резьбы на дощечках коробочках (4 ч)

Тема 3. Знакомство с народными промыслами России (20 ч)

3.1 Народные промыслы России (обзор) (4 ч)

Теоретические занятия (4 ч):

  1. Народные промыслы России (обзор), их специфика. Художественные и утилитарные изделия из древесины, бересты, лозы, соломки, глины, металла (4 ч)

3.2 Декоративно-прикладное искусство. Общие понятия. Виды. (8 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Сочетание в декоративно-прикладных изделиях красоты и пользы как основное требование к ним. Характер декоративно-прикладных изделий Древней Руси, их разнообразие. Современные виды декоративно-прикладных изделий (2 ч).

Практические занятия (6 ч):

  1. Встреча с мастером и народным умельцем Шоловым Сергеем (2 ч)
  2. Просмотр видео и диафильмов, иллюстрированных журналов, альбомов, художественных открыток, фотографий, слайдов (4 ч)

3.3 Экскурсия на предприятие народных промыслов резьбы по дереву (4 ч)

Практические занятия (4 ч):

  1. Экскурсия на предприятие народных промыслов резьбы по дереву (4ч)

3.4 Экскурсия в местный краеведческий музей (4 ч)

Практические занятия (4 ч):

  1. Экскурсии в краеведческий, художественный музеи; посещение выставок декоративно-прикладного творчества (4 ч)

Выполнение проекта творческой работы (18 ч).

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Создание проекта итоговой творческой работы (2 ч)

Практические занятия (16 ч):

  1. Разработка и составление эскиза творческой работы из древесины (2 ч)
  2. Разметка и строгание заготовки (2 ч).
  3. Сверление, выпиливание и шлифование заготовки (2 ч).
  4. Создание мотивов резьбы на заготовке (2 ч).
  5. Нанесение рисунка на поделки (2 ч).
  6. Выполнение узоров «розетки» (2 ч).
  7. Выполнение узоров «звездочки» (2 ч).
  8. Прозрачная отделка поделок лаком (2 ч).

Организация итоговой выставки (2 ч)

Практические занятия (2 ч):

  1. Организация итоговой выставки творческих работ (2 ч)

Итоговая аттестация (2 ч)

Практические занятия (2 ч):

  1. Проверка знаний, навыков и умений по выполнению геометрической резьбы (2 ч)

Заключительное занятие (2 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Итоги деятельности за год. Организация отчётной выставки. Награждение победителей. Задания и рекомендации кружковцам на время летних каникул (2 ч)


Учебная программа

Второй год обучения (216 ч, 6 ч в неделю)

Тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

теоретических

практических

Организационное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по охране труда.

2

2

Тема 1. Технология резьбы по дереву.

16

6

10

1.1 Технология резьбы по дереву. Демонстрация инструментов, правила их использования и безопасности

2

2

1.2 Выбор инструмента для различных видов резьбы

2

2

1.3 Способы хранения инструмента. Охрана труда при работе и заточке инструмента

2

2

1.4 Изготовление ножа-косяка. Заточка инструмента

4

4

1.5 Изготовление изделия из древесины для геометрической резьбы

4

4

1.6 Подготовка рабочего места резчика по дереву

2

2

Тема 2. Копирование образцов народной резьбы по дереву

68

20

48

2.1 Скобчатая или ногтевидная резьба.

12

6

6

2.2 Контурная резьба и её особенности

12

4

8

2.3 Знакомство с приёмами плоскорельефной резьбой по дереву

12

4

8

2.4 Знакомство с художественными и техническими приёмами ажурной резьбы по дереву.

14

4

10

2.5 Самостоятельная разработка композиций резьбы по дереву и выполнение проектной работы.

18

2

16

Тема 3. Знакомство с народными промыслами России.

34

12

22

3.1 Народные промыслы России. Обзорные лекции, экскурсии.

12

8

4

3.2 Изделия из дерева в быту крестьян. Выполнение образцов утилитарных изделий прошлого.

16

2

14

3.3 Встречи с мастерами и народными умельцами.

6

2

4

Тема 4. Токарная обработка древесины с элементами геометрической резьбы.

48

10

38

4.1 Знакомство с основами токарного дела.

4

2

2

4.2 Выполнение токарных форм изделий на станке.

26

6

20

4.3 Создание токарных форм, украшённых резьбой.

18

2

16

Тема 5. Человек и природа в народной культуре.

22

8

14

5.1 Календарные праздники и обычаи.

2

2

5.2 Участие в календарных праздниках.

20

6

14

6. Изготовление творческих работ. Организация итоговой выставки.

24

2

22

7. Итоговая аттестация

2

-

2

Итого

216

62

154

За первый год обучения кружковцы овладели основными навыками и технологией изготовления декоративных изделий из дерева с украшением их геометрической резьбой. Занятия второго года обучения строятся на принципе повторения и расширения объёма знаний, усложнение техники выполнения изделий. Вводятся новые темы.


Содержание второго года обучения.

Вводное занятие (2 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

Беседа с учащимися. Организационное занятие работа на год. Вводный инструктаж по охране труда. Инструменты и пиломатериалы.

Тема 1. Технология резьбы по дереву (16 ч)

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Технология резьбы по дереву. Демонстрация инструментов, правила их использования и безопасности (2 ч).
  2. Выбор инструмента для различных видов резьбы (2 ч).
  3. Способы хранения инструмента. Охрана труда при работе и заточке инструмента (2 ч).

Практические занятия (10 ч):

  1. Изготовление ножа-косяка. Заточка инструмента (4 ч).
  2. Изготовление изделия из древесины для геометрической резьбы (4 ч).
  3. Подготовка рабочего места резчика по дереву (2 ч).

Тема 2. Копирование образцов народной резьбы по дереву (68ч)

2.1 Скобчатая или ногтевидная резьба (12 ч):

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Её художественные и технические особенности (2 ч).
  2. Инструменты и материалы для резьбы (2 ч).
  3. Технология выполнения скобчатой резьбы (2 ч).

Практические занятия (6 ч):

  1. Выполнение на изделии рисунка скобчатой резьбы (2 ч).
  2. Создание собственных вариантов скобчатой резьбы (2 ч).
  3. Создание собственных мотивов скобчатой резьбы на разделочной доске, шкатулке, полочке. Охрана труда при работе с режущими инструментами. (2 ч)

2.2 Контурная резьба (12 ч):

Теоретические занятия (4 ч):

  1. Контурная резьба, её художественные и технические особенности (2 ч)
  2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (2 ч)

Практические занятия (8 ч):

  1. Приёмы выполнения контурной резьбы (2 ч).
  2. Выполнение зарисовок контурной резьбы (2 ч).
  3. Выполнение цветочных мотивов орнамента в технике контурной резьбы на дощечках. Охрана труда при резьбе (4 ч).

2.3 Знакомство с художественными и техническими приёмами плоскорельефной резьбы по дереву (12 ч):

Теоретические занятия (4 ч):

  1. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заоваленым контуром (2 ч).
  2. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с подушечным и подобранным фоном (2 ч).

Практические занятия (8 ч):

  1. Выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбой заоваленым контуром и резьбы с подушечным фоном (2 ч).
  2. Резьба с заоваленым контуром (2 ч).
  3. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленого контура. Охрана труда при работе режущими инструментами (4 ч).

2.4 Знакомство с художественными и техническими приёмами ажурной резьбы по дереву (14 ч).

Теоретические занятия (4 ч):

  1. Знакомство учащихся с сохранившимися узорами ажурной резьбы в оформлении домов (2 ч).
  2. Выбор наиболее выразительных мотивов резьбы для копирования. Охрана труда (2 ч).

Практические занятия (10 ч):

  1. Опыт создания музейных зарисовок используется учащимися в рисовании элементов разного декора домов (наличники окна, карниза или фронтона, узоров резьбы, украшающих дом, двери, ворота) (1 ч).
  2. Натуральные зарисовки и копии с образцов народной резьбы из музеев – ценный методический фонд, необходимый учащимся при разработке собственных композиций резьбы по дереву (1 ч).
  3. Нанесение рисунка ажурной резьбы на заготовки полочки (2 ч).
  4. Выполнение рисунка ажурной резьбы и подгонка заготовок полки (4 ч)
  5. Сборка и отделка (прозрачная и непрозрачная) изделия (2 ч).

2.5 Самостоятельная разработка композиций резьбы по дереву и выполнение проектной работы (18 ч).

Теоретические занятия (2 ч):

Самостоятельная разработка композиций резьбы по дереву (2 ч).

Практические занятия (16 ч):

  1. Нанесение композиций геометрической резьбы на изделия из древесины (4 ч).
  2. Прокалывание композиций на изделии (2 ч).
  3. Определение направления резания треугольников (2 ч).
  4. Срезание треугольников композиции геометрической резьбы (4 ч).
  5. Выполнение композиций геометрической резьбы на поделках из древесины (2 ч).
  6. Прозрачная отделка лаком (2 ч).

Тема 3. Знакомство с народными промыслами России (34 ч)

3.1 Знакомство с народными промыслами России (12 ч)

Теоретические занятия (8 ч):

  1. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси (4 ч).
  2. Красота и польза декоративно-прикладного искусства (2 ч).
  3. Просмотр журналов, фотографий, иллюстраций (2 ч).

Практические занятия (4 ч):

  1. Экскурсия в краеведческий музей г. Подольска (4 ч).

3.2 Изделия из дерева в быту крестьян (16 ч).

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Художественные и утилитарны изделия из древесины, бересты (2 ч)

Практические занятия (14 ч):

  1. Разметка, выпиливание заготовок (2 ч).
  2. Строгание, сверление заготовок (2 ч).
  3. Шлифование заготовок разделочной доски (2 ч).
  4. Создание мотивов геометрической резьбы на доске (2 ч).
  5. Вырезание узора «розетка» (4 ч).
  6. Вырезание узора «звездочка» (2 ч).

3.3 Встреча с мастерами и народными умельцами (6 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Встреча с мастером и народным умельцем Шоловым С.М. (2 ч)

Практические занятия (4 ч):

  1. Вырезание узора «чечевица» (2 ч).
  2. Вырезание узора «бабочка» на тонированной древесине (2 ч).

Тема 4. Токарная обработка древесины с элементами

геометрической резьбы (48 ч)

4.1. Знакомство с основами токарного дела (4 ч):

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Беседа об искусстве объёмной пластики токарных форм изделий. Показ форм изделий. Показ токарных форм изделий украшенных резьбой. Охрана труда при работе на токарном станке (2 ч).

Практические занятия (2 ч):

  1. Изготовление не сложных токарных форм на станке (стаканчик, чашка, тарелка) (2 ч).

4.2 Выполнение токарных форм изделий на станке (26 ч):

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Приёмы работы на токарном станке (2 ч).
  2. Выполнение токарных форм изделия на станке. Охрана труда при работе на токарном станке (2 ч).
  3. Творческие работы токарей по дереву (2 ч).

Практические занятия (20 ч):

  1. Изготовление изделий на токарном станке средней сложности (рукоятки для напильника, скалки, лопатки). Охрана труда при работе на токарном станке (18 ч).
  2. Оформление творческих работ (2 ч).

4.3 Создание токарных форм, украшённых резьбой (18 ч).

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Показ учащимся произведений народного искусства, выполненных на токарной основе и украшенных резьбой. Объяснение заданий по созданию токарных форм изделий и декорирования их резьбой (2 ч).

Практические занятия (16 ч):

  1. Творческие задания учащимся по созданию токарных форм изделий и декорирование их резьбой (2 ч).
  2. Разработка эскизов посудной группы токарных изделий, оформленных резьбой (2 ч).
  3. Выполнение токарных форм изделий для выполнения на них резьбы (12 ч).

Тема 5. Человек и природа в народной культуре (22 ч)

5.1 Календарные праздники и обычаи (2 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Обряды поклонения природе, животным в жизни славян. Календарные праздники и обычаи.

5.2 Участие в календарных праздниках (20 ч)

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Ритмичное вращение годового круга народных праздников и обычаев (2 ч)
  2. Их взаимосвязь в семейно-обрядовой культуре (2 ч).
  3. Обрядовые изделия из древесины (2 ч).

Практические занятия (14 ч):

  1. Изготовление чучела масленицы из древесины (2 ч).
  2. Изготовление колядной маски «чёрта» (2 ч).
  3. Изготовление пасхальных яиц на токарном станке (2 ч).
  4. Изготовление подставки для пасхального яйца на токарном станке (2ч)
  5. Создание мотивов резьбы и нанесение рисунка на пасхальное яйцо(2ч)
  6. Технология выполнения резьбы на поверхности яйца (2 ч).
  7. Выполнение резьбы и отделка изделия (2ч).

Тема 6. Изготовление творческих работ.

Организация итоговой выставки (24 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Создание проекта итоговой творческой работы (2 ч)

Практические занятия (22 ч):

  1. Разработка и составление эскиза творческой работы из древесины (2 ч)
  2. Разметка и строгание заготовки (2 ч).
  3. Сверление, выпиливание и шлифование заготовки (2 ч).
  4. Создание мотивов резьбы на заготовке (2 ч).
  5. Нанесение рисунка на поделки (2 ч).
  6. Выполнение узоров «розетки» (4 ч).
  7. Выполнение узоров «звездочки» (4 ч).
  8. Выполнение узоров «веер» (2 ч).
  9. Прозрачная и непрозрачная отделка поделок лаком (2 ч).

Тема 7. Итоговая аттестация (2 ч)

Практические занятия (2 ч):

  1. Организация итоговой выставки творческих работ. Награждение победителей. Задания и рекомендации кружковцам на время летних каникул.


Учебная программа

Третий год обучения (144 ч, 4 ч в неделю)

Тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

Теоретических

Практических

Инструктаж по ОТ. Вводное занятие: «Геометрическая резьба в изделиях мастеров народных художественных промыслов».

4

2

2

Тема 1. Особенности и разновидности резьбы по дереву

16

6

10

Тема 2. Копирование образов народной резьбы по дереву

44

6

38

2.1 Создание собственных мотивов геометрической резьбы по дереву

8

2

6

2.2 Выполнение проекта изделия с геометрической резьбой

36

4

32

Тема 3. Токарная обработка древесины с элементами геометрической резьбы

54

6

48

3.1 Демонстрация образцов токарных форм изделий украшенных резьбой

2

2

3.2 Выполнение проекта токарных форм изделий на станке. Инструктаж по охране труда

24

2

22

3.3 Создание композиций по мотивам геометрической резьбы на токарных объемных изделиях

28

2

26

4. Изготовление творческих работ

24

2

22

5. Итоговая аттестация. Организация итоговой выставки.

2

2

Итого

144

22

120

Содержание третьего года обучения.

Вводное занятие (4 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Вводный инструктаж по охране труда. Геометрическая резьба в изделиях мастеров народных художественных промыслов (2 ч).

Практические занятия (2 ч):

  1. Заготовка пиломатериала, заточка инструмента (2 ч)

Тема 1. Особенности и разновидности резьбы по дереву (16 ч)

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Особенности и разновидности резьбы по дереву (2 ч).
  2. Инструменты для резьбы по дереву и безопасные приемы работы ими (2 ч).
  3. Технология и выполнение резьбы «чечевица» (2 ч).

Практические занятия (10 ч):

  1. Нанесение и выполнение рисунка резьбы «чечевица» (4 ч).
  2. Выполнение геометрической резьбы по тонированной древесине (4 ч)
  3. Выполнение контурной резьбы по тонированной древесине (2 ч).

Тема 2. Копирование образов народной резьбы по дереву (44 ч)

Теоретические занятия (6 ч):

  1. Копирование образцов народной резьбы по дереву (2 ч).
  2. Экскурсия в музей или выставочный зал г. Подольска (4 ч)

Практические занятия (38 ч):

  1. Изготовление кухонного набора для последующего украшения геометрической резьбой (8 ч)
  2. Создание собственных мотивов геометрической резьбы (2 ч)
  3. Нанесение рисунка геометрической резьбы на изделие (2 ч)
  4. Прокалывание рисунка геометрической резьбы на изделии (4 ч)
  5. Выполнение рисунка «розетки» на изделии (4 ч)
  6. Выполнение рисунка «звездочка» на изделии (4 ч)
  7. Выполнение контурной резьбы на изделии (4 ч)
  8. Выполнение скобчатой резьбы на изделии (4 ч)
  9. Изготовление и крепление подвески для набора (2 ч)
  10. Отделка изделия из древесины лаком (2 ч)

Тема 3. Токарная обработка древесины

с элементами геометрической резьбы (54 ч)

3.1 Демонстрация образцов токарных форм изделий украшенных резьбой (2 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Демонстрация образцов токарных форм (2 ч)

3.2 Выполнение проекта токарных форм изделий на станке (22 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Приемы работы на токарном станке, точение фасонных форм. Инструктаж по охране труда (2 ч).

Практические занятия (22ч):

  1. Выполнение проекта токарных форм изделий на станке (6 ч)
  2. Обработка фасонных поверхностей на токарном станке по дереву (6 ч)
  3. Вытачивание криволинейных поверхностей на токарном станке по дереву (6 ч)
  4. Шлифование, полирование и отрезание детали на токарном станке (4ч)

3.3 Создание композиций по мотивам геометрической резьбы на токарных объемных изделиях (28 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Инструктаж по охране труда. Демонстрация композиций резьбы (2 ч).

Практические занятия (26ч):

  1. Создание композиций по мотивам геометрической резьбы на объемных токарных изделиях (4 ч)
  2. Нанесение композиций геометрической резьбы на объемны изделия (4ч).
  3. Прокалывание композиций геометрической резьбы на изделии (4 ч)
  4. Вырезание композиций геометрической резьбы на изделиях токарных форм (12 ч)
  5. Отделка изделий токарных форм (2 ч)

Тема 4. Изготовление творческих работ (24 ч)

Теоретические занятия (2 ч):

  1. Инструктаж по охране труда. Приемы работы на токарном станке. Демонстрация изделий с резьбой (2 ч).

Практические занятия (22 ч):

  1. Создание проекта творческой работы (2 ч)
  2. Согласование проекта творческой работы, устранение замечаний по проекту (2 ч)
  3. Выполнение проекта творческой работы (16 ч)
  4. Защита проекта творческой работы (2 ч)

Тема 5. Итоговая аттестация.

Организация итоговой выставки (2 ч).

Практические занятия (2 ч):

  1. Итоговая аттестация. Организация итоговой выставки творческих работ. Награждение победителей.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия творческого объединения должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребёнка должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов. Необходим шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, стенд для размещения образцов изделий.

Материалы и инструменты.

  1. Нож-косяк – 15 шт.
  2. Алмазный брусок – 1 шт.
  3. Наждачная бумага – 1 метр2
  4. Клей ПВА – 2 литра
  5. Лак ПФ 231 – 2 литра
  6. Стенд выставочный – 1 шт.
  7. Токарные станки – 5 шт.

Методическое обеспечение: видео пособия «Сокровища народного творчества», «Народные промыслы»; новые педагогические технологии в воспитательном процессе; литература по разделам «техническое прикладное творчество».

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, изготовленные кружковцами; образцы изделий мастеров-умельцев; образцы изделий декоративно прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"  военно-патриотической направленности и  направлена на обученние подростков правилам  выполнения стрельб и обращению с оружием....

Программа кружка дополнительного образования

Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...

программа кружка дополнительного образования "Ритмика"

Программа кружка  «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на ос­нове корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...

Рабочая программа кружка дополнительного образования

Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...

Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)

Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...

Программа кружка «Художественная резьба по дереву»

Программа кружка«Художественная резьба по дереву»...