Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
материал по технологии на тему

Каримов Ильсаф Равильевич

В работе описаны особенности использования  интегрированного обучения в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat1.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

«Коррекционная школа №7» г. Можга

Интегрированный урок как одна из  эффективных форм  обучения детей в коррекционной школе

                                                                 

                                                     

                                                        Выполнил: Каримов

                                                                                             Ильсаф Равильевич

                                                                             учитель ПТО МКОУ «КШ №7»

г. Можга, 2017 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3 стр.

Глава I. Теоретические основы обеспечения интегрированного обучения

1.1.Сущность понятия «интеграция»……………………………………6стр.

Глава II. .Интегрированный урок  как основа получения знаний для детей с ОВЗ

2.1. Потребность в возникновении интегрированных уроков…………..11 стр.

2.2. Преимущества интегрированных уроков………………………….12 стр.

2.3. Проблемы интеграции в процессе обучения……………………….14 стр.

Глава III.Практическое применение интегрированного обучения на уроках технологии в коррекционной школе…………………………………….17 стр.

Заключение ………………………………………………………………....23 стр.

Список использованной литературы……………………………………..25 стр.

Приложение №1……………………………………………………………27 стр.

Введение

Всё, что находится во взаимной связи,

 должно преподаваться в такой же связи.

Коменский Я.А.

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучении, воспитании, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество,  относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы VIII вида, что требует повышенного внимания к проблеме их обучения. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить. Таким образом  происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию,  повышать познавательную активность, включаться в творческую деятельность, так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности  школьника.

Каждый учитель коррекционной школы  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по профессионально – техническому обучению (ПТО) требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план предмета «технология», отмечено, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Цель данной работы: показать целесообразность  применения интегрированного обучения на уроках ПТО в коррекционной школе.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1. Охарактеризовать теоретические основы применения интегрированного обучения на уроках ПТО в коррекционной школе;

2.        Проанализировать  подходы к обеспечению интеграции обучения для детей с умственной отсталостью;

3.        Выдвинуть предложения по вопросам обеспечения интегрированного обучения в коррекционной школе.

Объектом данной работы является учебный процесс в коррекционной школе.

Предмет: процесс интеграции учебных предметов в коррекционной  школе.

При написании работы основными методами были изучение и анализ литературы, наблюдение, обобщение.

Глава I. Теоретические основы обеспечения интегрированного обучения

1.1.Сущность понятия «интеграция»

В педагогической литературе есть более 30 определений категории «интеграция», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Так, группа авторов определяет интеграцию как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: интеграционные связи играют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса интеграционные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин, объективных взаимосвязей, действующих в природе.

При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:

1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.

2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.

3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов. Межпредметные связи (междисциплинарные) – условия формирования единой системы знаний и умений учащихся, что позволяет адекватно воспринимать общество, производство, а также определять сферу своей профессиональной деятельности в будущем, знания разных областей наук на уровне использования информации. Примером являются межпредметные связи:

1) ПТО, физики и математики;

2) геометрии и ПТО;

3) ПТО и черчения и т.д.

При этом каждый предмет остается самостоятельным (дисциплины не интегрируется друг в друга). Межпредметные связи позволяют устранить (сгладить) предметоцентризм и эффективнее координировать связи между предметами, а четкая логика и последовательность в познании естественных процессов может быть обеспечена междисциплинарными подходами.

По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.

И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. Она отмечает, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств и неразрывно связан с их дифференциацией [1].

 Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Интеграция выполняет ряд функций в обучении: (по Г.Ф. Федорцу)

  1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и  осознанности познания.
  3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения. [17]

В.А. Афанасьев считает, что интегрированный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как «непременные черты системного подхода», они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа. Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

За методикой интегрированного преподавания  в коррекционной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной школе можно проводить как одному учителю, так и нескольким учителям, при условии, если они работают на данном классе.

С учётом возрастных особенностей умственно отсталых школьников  и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений  из разных областей действительности. Так, например, развитие речи  объединяет 7 областей знаний, математика 3 и т .д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями, способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.

Все школьные дисциплины в коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий.

В каждом классе есть группа школьников, отличающихся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналов которых он сможет выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один. Поэтому в данном процессе могут участвовать два учителя.

Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок, важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуются главные задачи интегрированного урока.

Однако организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах  по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.

Для того чтобы не увеличивать количество часов, необходимо тщательно отбирать материал по содержанию, четко формулировать вопросы, придумывать задания и проблемы,  «синтезирующие» материал нескольких предметов.

Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и её решение  всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей  в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Герберт, К.Д. Ушинский и др.

Глава II. .Интегрированный урок  как основа получения знаний для детей с ОВЗ

2.1. Потребность в возникновении интегрированных уроков

В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении. Вот некоторые причины, возникновения интегрированных уроков:

во-первых, мир, окружающий детей, обучающихся в коррекционной школе, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

в-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;

в-четвёртых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию его способностей и способностей ученика.

2.2. Преимущества интегрированных уроков

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.

Чем же хороши интегрированные уроки в коррекционной школе?

Прежде всего, они  в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Каждый из этих уроков может вести два и более учителя-предметника. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

В коррекционной школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. Данный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. [4]

2.3. Проблемы интеграции в процессе обучения 

Любая современная система образования, будь то традиционная или коррекционная школа, направлена на формирование образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьника. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам.[15]

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

- внутрипредметном;

- межпредметном.

Обозначают и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение нового для школы содержательного материала. При использовании этих подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов;

б) рождение цикла уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением независимого существования;

в) разовые интегрированные уроки разного характера.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это цель обучения коррекционной школы. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе и продолжаться на всех ступенях обучения.

Интеграция должна способствовать созданию целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и познающего его, единство земли и космоса, природы и человека. В этом заключается общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.

Для интеграции в обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. К позитивным факторам следует отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

Первый негативный фактор - ограниченное число учебных предметов - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

Второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса. Необходимо преподнести материал так, чтобы детям было понятно и интересно.

Проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то же время, есть факторы, облегчающие её решение. Например, в начальной школе основную часть всех предметов, за исключением некоторых, ведёт один учитель. И в этом видится положительная сторона. Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению [14].

Таким образом, интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся к «мелкому», «второстепенному» предмету и существенно облегчается система контроля.

Глава III.Практическое применение интегрированного обучения на уроках технологии в коррекционной школе

Задача коррекционной школы создать рациональную организацию школьной жизни ребенка, научить жить. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать её. Методы познания и труда – основное содержание школьного образования коррекционной школы. Совсем не приемлемо обучение, построенное на «прохождении программы». Учебники не должны заслонять живую действительность. Во время учебного процесса на ребенка «сыплются» кусочки знаний из отдельных наук, по звонку переходя от рассказа о Киевской Руси к задаче на умножение, а от последней к басне Крылова. Школа, создающая просто человека, должна давать цельное знание. Вместо того  чтобы давать цельное знание, например, учитель ПТО выступает то в роли учителя русского языка, то в роли учителя математики, а ученики не могут связать грамотность с записками, грамматику с чтением, математику с природоведением. ПТО, как основное в коррекционной школе, так же не должно пониматься как обучение ребенка различным ручным работам, так как человек – существо общественное; деятельность человека – деятельность общественная, и именно к этой деятельности надо подготовить ребенка.

Именно межпредметные связи в обучении учащихся являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности, которая в свою очередь,  даст им возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной и общественной жизни.

С помощью многосторонних межпредметных связей можно на качественно новом уровне решать задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывать фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому они являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Для того чтобы выявить понимание учителями значения межпредметных связей в учебном процессе, опыт их работы по установлению связи между предметами, а также взгляд на интегрированный подход к обучению, учителям была предложена следующая анкета:

1. Каково значение межпредметных связей в учебном процессе?

2. Между какими предметами Вы  устанавливаете межпредметные связи при обучении школьников?

3. Ваше мнение на создание интегрированных курсов

Анализ материалов анкет показал, что большинство учителей осознает необходимость использования межпредметных связей в процессе обученияи и приводятся следующие аргументы:

«возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,

«широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора школьников»,

«развивается умственная деятельность»,

«появляется желание учиться»,

 «формируются положительные нравственные качества».

Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями роли межпредметных связей в решении задач образования, развития и воспитания школьников.

Преобладающее большинство опрошенных решает проблему межпредметных связей на уровне двух учебных предметов. При этом получилось достаточно много парных комбинаций, применяемых учителями, а именно – 13. Приведем некоторые из них: объединяются чтение и развитие речи, русский язык, математика и ПТО, математика и изобразительное искусство,  физкультура и музыка, изобразительное искусство и музыка, чтение  и изобразительное искусство, русский язык  и изобразительное искусство, ПТО и русский язык и др.

Давая ответ на третий вопрос, все отмечают важность создания интегрированных курсов и, что особенно положительно, решение данной проблемы связывается с необходимостью новой подготовки  учителей в коррекционной школе VIII вида.

Проведенный анализ показал, что с одной стороны, имеются богатые возможности для установления межпредметных  связей  как основы интегративного изучения тем; с другой стороны, данные связи не нашли отражения ни в программе, ни в учебниках, ни в методических рекомендациях для учителей коррекционных школ VIII вида.

Игровые, здоровьесберегающие технологии и технологии дифференцированного обучения активно используются мной на уроках технологии. Специфика коррекционной школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. Поэтому более подробно хочу рассказать об использовании в своей работе с детьми метода проектов и технологии деятельностного метода обучения. Данные технологии хороши еще и тем, что обучение детей происходит интегрировано.
       По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность, требующая индивидуального подхода каждого ученика к выполнению работы. На всех этапах выполнения проекта, обучающийся должен чётко представлять и уметь планировать свои действия. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразными. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
     Используя метод проектов в работе с обучающимися с ОВЗ, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях школы сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложится на плечи педагога. Он направляет учащихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети. Приходится направлять ребят, раздавать задания, тщательно их продумывать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости учитель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, учащихся другого класса. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, обобщить все знания, которые они получили в процессе его изготовления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, установить межпредметные связи,  формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, интегрировать материал, работать в коллективе. Такие качества способствуют в дальнейшем успешному обучению детей.

Роль взрослого на этом этапе - развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Значимость проектной деятельности заключается в том, что:
педагог предоставляет детям возможность проявлять познавательную активность.

Вот несколько примеров проектных работ учащихся, имеющих интегрированный характер:

«Весёлая грамматика». Краткосрочный проект (межпредметная связь письма, математики и ПТО) по созданию кроссворда на знание названий столярных инструментов и правильности их написания;

«Дендрарий». Краткосрочный проект (межпредметная связь изобразительного искусства, географии, письма и ПТО) по созданию карты произрастания разных пород деревьев, используемых при изготовлении изделий из древесины

 Метод проектов хорош тем, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Главными целями введения этого метода в программу предмета «ПТО» являются:

-развитие интереса к предмету;

-приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

-развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

-получение дополнительных знаний по теме;

-развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
       Деятельностный метод подразумевает под собой создание на уроке проблемной ситуации учителем и поиск выхода из неё учащимися. На уроке всегда должен присутствовать подводящий к теме диалог: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, а так же мотивирующие приёмы: сказки, легенды, случаи из жизни, шутки, фрагменты из художественной литературы (Приложение №1).

     Таким образом, уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. В своей работе чаще стараюсь организовывать индивидуальные и групповые формы работы с детьми, осуществлять дифференцированный подход, учитывать возрастные особенности ребёнка и особенности его психического и физического здоровья. Стараюсь развивать познавательную и творческую активность через введение в свою деятельность инновационных педагогических технологий, оценивать достижения учащихся с учётом их способностей и возможностей, учу их нахождению межпредметных связей в урочной и внеклассной работе.

Заключение

        Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Реализация идеи интеграции в педагогике и методике преподавания тесно связано с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказам педагогической науки и школы.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Поэтому, делать практические знания более значимыми и применимыми помогают учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одного предмета, и есть возможность использовать их при изучении другого.

На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества и интеллектуальных способностей.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Увидеть что-то по-новому, и не так, как они видели раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Таким образом, введение интегрированной системы, как традиционного  предметного обучения, способствует развитию ченика, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания обучающегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.

        

Список использованной литературы

1. Алексашкина И.Ю. Интегративный курс «Естествознание 5-6» : Сб. учебно пед. задач / И.Ю. Алексашкина, Т.В. Мухлаева. - СПБ : С. - Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1997. - 35 с.

2. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе / Л.Н. Бахарева / / Начальная школа. – 2006. - № 8. - С. 48-51.

3. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.

4. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.

5. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.

6. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система /Д.Я. Данилюк //Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 24-28.

7. Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47

8. Зверев, И.Д. Интеграция и «интегрированный предмет» / И.Д. Зверев // Биология в школе. – 2004. – №50 – С. 46-49

9. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. 2-е изд. - М.: Педагогика. – 2006. - 195 с.

10. Иванова, М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. - №5. – С. 17-20.

11. Иванцова, В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе) / В.И. Иванцова // Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 51-53

12. Косарев И.С. Концепция интегрированного обучения [Электронный ресурс] / И.С. Косарев // School4-perm.narod.ru : Городской портал. - Пермь, 2009. — Режим доступа: http : // www. school4-perm.narod.ru / kis. htm. -24.03.2009.

13. Малясова, С.В. Творческий проект от идеи до разработки / С.В. Малясова // Информатика и образование. 2005. - №9. – С. 10.

14. Мазниченко, М.А. Мифы современного образования/ М.А. Мазниченко // Педагогика.-2007.-№2.- С. 37-44.

15. Осин, А.В Создание учебных материалов нового поколения/А.В. Осин// Информатизация общего образования: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» - М.: Просвещение. – 2003. – №2.- С15-25.

16. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. – С. 165-173.

17. Усова, А.В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей при формировании естественнонаучных понятий у учащихся 6 - 7 классов / А.В. Усова, Н.Н. Кузьмин. – 4-е изд. - Челябинск: ЧГПИ, 2007. – С. 17.

18. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Народное образование, 1985. – С. 123.

19. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 2000. – С. 45-46.

20. Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / В.Н. Филиппов //Учительская газета. - 2006. - № 3. - С. 6-7.

Приложение №1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Коррекционная школа №7»

Конспект урока по столярному делу в 7 классе

Тема: «Изготовление ножек для табурета»

                                         Учитель: Каримов

                                                                           Ильсаф Равильевич-

                                                                 учитель ПТО

г. Можга, 2017 г.

ТЕМА: «Изготовление ножек для табурета».

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

 1. Ознакомить с техникой безопасности при работе на токарном станке

2. Научить учеников обрабатывать заготовки перед работой на токарном станке

3. Прививать  навыки самостоятельного планирования процесса работы.

4. Расширить кругозора учащихся.

5. Закрепить правил безопасной работы ручным инструментом.

Методы обучения: Словесный - беседа, наглядный пример, практическая работа.

Наглядность и оборудование: брусок, линейка, молоток, рубанок, центровка, карандаш, токарный станок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:
  1. Проверка наличия учащихся на уроке,
  2. Инструктаж по технике безопасности
  3. Проверка готовности к уроку

Учитель: Сегодняшний  урок  начнем с отгадывания загадок. Их нужно не просто отгадать, а еще и правильно записать отгадки в тетрадь.

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне, и в прихожей

В спальне я бываю редко

А зовусь я ……..

Табуретка

С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.

Стул

Учитель: Чем отличается  стул от табурета?

 Где чаще всего используются данные предметы мебели?

  1. Определение  темы урока.

Учитель: Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, что мы сегодня будем учиться делать?

 (Каждый учащийся определяет собственную цель урока)

3.        Актуализация опорных знаний учащихся (беседа):

Учитель: Для чего нужна табуретка?

Учитель: Какой   может быть по  качеству табуретка? (Жесткая, мягкая и полумягкая).

4.        Сообщение темы урока

Учитель: Тема нашего сегодня урока «Изготовление ножек  для табурета»

Учитель: Какой материал используем для изготовления табурета? (древесина)

4.1.        Подбор заготовки заданных размеров.

Для изготовления ножек  необходимо выбрать древесину. Какой  вид  древесины лучше использовать? (Березу, так как она является одной из твердых пород).

 Выбираем брусок длинной 50 см.

4.2.        Объяснение как обрабатывается заготовка для работы на токарном станке.

Перед обработкой на токарном станке кромки бруска обстрагивают рубанком, придав форму близкую к цилиндру. Подручник станка устанавливают как можно ближе к обрабатываемой заготовке на расстоянии 2-3 мм.

4.3.        Зачистка и отделка поверхностей.

Черновую обточку заготовки производят реером. Затем проверяют правильность формы заготовки. Чистовую обточку производят плоской стамеской.

5. Практическая работа

6.        Закрепление нового материала

Учитель: Какие правила мы должны соблюдать  при работе на токарном станке?

Ученик: Перед работой одевать спецодежду.

Ученик: Одеть защитные очки.

Ученик: Проверить работу станка на холостом ходу

Ученик: Подручник устанавливать на 2-3 мм.

Учитель: Какое дерево используем для изготовления ножки?

Ученик: Березу.

Учитель: Почему?

Ученик: Так как она относится к твёрдым породам.

Учитель: Чем обстрогать углы заготовки?

Ученик: Рубанком.

Учитель: Какой инструмент используем при черновой обработке, выберите из предложенных вам инструментов и назовите его название?

Ученик: Реер.

Учитель: Какой инструмент используем при чистовой обработке, выберите из предложенных вам инструментов и назовите его название?

Ученик: Плоская стамеска

7.        Подведение итогов

Учитель: Ребята добились ли вы поставленных целей?

Учитель: В качестве закрепления темы урока разгадаем кроссворд. Разгадав кроссворд, определим слово к которому относиться наша табуретка.

1

С

К

А

М

Е

Й

К

И

2

К

Р

Е

С

Л

О

3

Б

У

Ф

Е

Т

4

Г

А

Р

Д

Е

Р

О

Б

5

С

Т

О

Л

6

С

Т

У

Л

Ь

Ч

И

К

ЗАГАДКИ НАПЕЧАТАНЫ, РАЗДАЮТСЯ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ ВСЛУХ.

1. У заборчика стоят,

Целый день на них сидят

Бабушки и дети.

Что это? Ответьте!

2.  С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, но без головы.

3. В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется…

4. Он чудак или невежда?

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она – внутри.

5. Стоит Антошка на четырех ножках.

6. У него четыре ножки,

спинка и сидение

Но он не для качания,

а только для сидения.

8.  Самооценка и взаимооценка работы на уроке.

9. Домашнее задание

Нарисовать табурет. Описать его строение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Интегрированный урок чтения и музыки в 8 классе коррекционной школы 8 вида

Данный урок является обобщающим уроком чтения  из раздела "Устное народное творчество" программы коррекционной школы 8 вида. Составлен на основе регионального компонента .содержит раличные жанры ...

Интегрированный урок – презентация по математике в 5 классе коррекционной школы-интерната 8 вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000. Река Кубань."

Урок раздела: «Все действия в пределах 1000 (Повторение)», на котором закрепляются умения и навыки в сложении и вычитании чисел,   расширяется кругозор и познавательные интересы на основе краевед...

Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе коррекционной школы VIII вида.

Части речи. Произведение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»...

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида "Животный мир Австралии"

Интегрированный урок географии и биологии в 8 классе коррекционнойшколы 8 вида формирует представления детей об уникальной природе материка Австралия. С помощью интеграции на уроке образовательных тех...

Интегрированный урок математики и ПТО для 9 класса коррекционной школы VIII вида

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они;-способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостности научной картины мира и рассмотрению...