методическая разработка урока и презентация по теме "Лоскутное шитье" 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
разработка урока с УУД по ФГОС для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_loskutnou_shite.doc | 761.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока технологии (по требованиям ФГОС)
Класс: 5
Раздел: Художественная обработка материалов. Лоскутная техника
Тема урока: Лоскутное шитьё.
Кол-во часов: 2 часа
Тип урока: Комбинированный
Дидактическое обоснование урока.
Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для изготовления лоскутного изделия (прихватки)
Задачи обучения:
- Способствовать формированию представления о лоскутном шитье как древнем, так и современном виде декоративно – прикладного творчества.
- Способствовать формированию представления о разнообразии видов лоскутных техник, видах лоскутных узоров, особенностях их выполнения.
- Способствовать осознанию основного технологического материала по последовательности обработки изделия (прихватки) в лоскутной технике.
- Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости подбора гармоничных цветов в изделиях).
- Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц, пальцев рук)
- Способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- компьютер, проектор, экран, презентация;
- оборудование, инструменты, приспособления: инструменты для ручных работ, иглы в игольницах, швейные машины.
- ткань для выполнения верха прихватки.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко - Технология ведения дома 5 класс
- рабочая тетрадь для учащегося:
Учебно-техническая документация (УТД)
- инструкционно-технологические карты :
- образцы объектов труда
- образцы поузловой обработки изделия
- карточки самоконтроля, взаимоконтроля
- материалы для контроля знаний учащихся (кроссворд)
Вид урока: Урок новых знаний и применения полученных знаний на практике
Методы обучения: иллюстративный, объяснение, показ приёмов работы.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность ученика | |
Мотивационно-целевой этап I. Организационный момент Цель этапа:
создать условия для мотивации ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс |
| Личностные УУД Осуществляемые действия: эмоциональный настрой на урок и т.д. Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Познавательные УУД Осуществляемые действия:
выдвижение предположений о теме урока Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: слушание собеседника Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний | |
II. Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа:
ликвидировать обнаруженных недочётов |
использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания | Личностные УУД Осуществляемые действия: повторение раннее изученного материала
проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные УУД Осуществляемые действия: контролируют правильность ответов обучающихся Формируемые способы деятельности:
адекватное восприятие оценки учителя Познавательные УУД
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: взаимодействуют с учителем во время опроса Формируемые способы деятельности:
умение полно и точно выражать свои мысли | |
III. Актуализация знаний Цель этапа:
- организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании | Организация задания на повторение
На экран последовательно выходят вопросы кроссворда. При постепенном их разгадывании, учащиеся определяют ключевое слово, и определяют то, чем мы будем заниматься на уроке. 1.Шаблон для раскроя деталей изделий. 2.Обработанные по длине края ткани, снятой с ткацкого станка. 3. Нить, проходящая вдоль ткани. 4. Рисунок материала, созданный природой. 5. Нить, проходящая поперёк ткани. 6. Как называют хроматические цвета, ассоциирующиеся с солнцем и огнём. 7. Внешнее строение поверхности материала. 8. Название операции соединения на швейной машине двух деталей, уравненных по краю, и сложенных лицевыми сторонами внутрь.
| Личностные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
дополнять, уточнять высказанные мнения Познавательные УУД Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности:
формирование умения находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | |
Практический этап: IV. Проблемное изложения нового знания Цель этапа:
организовать фиксацию преодоления затруднения |
Слайд № 3
Сообщение нового материала. Лоскутное шитьё, что это за вид рукоделия? Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален? Послушайте притчу о лоскутном шитье и ответе на этот вопрос? Слайд 4 Притча о лоскутном шитье. Вот такая притча о лоскутном шитье существует. Так почему сейчас и раньше люди так любили лоскутные одеяла, пледы, покрывала, сшитые или вязаные. Эти изделия были во многих семьях? Варианты ответов (Приносят ощущение домашнего тепла. уюта и добра в наши дома….) Взгляд в прошлое. Слайды 5,6,7 Ребята теперь давайте послушаем краткие сообщения ребят. Они нашли в интернете информацию, откуда появилось лоскутное шитьё, как развивалось у нас в России.
Лоскутная мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Лоскутное шитьё существовало уже в IX веке до новой эры, об этом свидетельствует экспонат, хранящийся в музее в Каире. Это лоскутное одеяло, выполненное в технике аппликации, египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э. Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии. Что такое "печворк"? "Patch" в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из лоскутов. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Лоскутное шитье в России. Слайд 8 Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но и могли пригодиться детям и внукам. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей. Слово учителя: Слайды 9 -12 В настоящее время шитьё из лоскутков переживает второе рождение. Оно превратилось в вид декоративно – прикладного искусства, с помощью которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров кухни, спальни или столовой, Особенно таких видов дизайна, как деревенский стиль. Из цветных лоскутков можно получить оригинальные изделия, такие как сумки, жилеты, юбки Виды лоскутного шитья: Техник шитья из лоскутков много, это шитьё из квадратов. Треугольников (Техника «Звезда»). Полос (техника «Колодец» «Паркет», «»Изба»). Узор «Спираль» пришивают лоскуток к лоскутку произвольной формы и размера по кругу, по спирали. Слайды № Техника работы с лоскутками подразумевает как работу по шаблонам (лекалам), так и произвольное вырезание деталей сразу на ткани. Но в какой технике не выполнялось бы изделие, есть рад общих требований, которые необходимо соблюдать при работе с лоскутом: Слайды 13-14 1. Соблюдение цветовой гармонии в подборе цветов лоскутков тканей и при составлении узоров. О правилах цветовой гармонии мы с вами разговаривали на предыдущем уроке, давайте вспомним эту тему. Работа фронтально с классом: Слайд 15 Игра «Я знаю цветовую грамоту» . На слайдах выходят вопросы и рисунки, на которые следует ответить. РИС1 Спектр ахроматических цветов. РИС2 Спектр хроматических цветов РИС3 Спектр тёплых цветов РИС4 спектр холодных цветов РИС5 контрастность цвета (цветовой круг) Слово учителя: Оттого, как грамотно вы научитесь работать с цветом, от этого будут зависеть, насколько интересные узоры вы выполните. И всегда следует помнить, наш главный учитель в подборе цветов, это наша природа, будьте внимательны к окружающей вас природе, смотрите, наблюдайте и вырабатывайте свой вкус. Слайд 16 2. Грамотное продумывание узора изделия, зарисовка эскиза 3. Правильный подбор тканей для изделия. Об этом мы с вами тоже уже говорили. Важно грамотно подбирать ткани идентичные по толщине и фактуре и волокнистому составу. Самым подходящим материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. Основной их недостаток ,имеются в виду наши российские ткани, – то, что они дают сильную усадку и нуждаются в обязательном замачивании. Но они прекрасно гладятся, шьются, не осыпаются, а главное – красивы, экологичны и долговечны. 4. Правильное соблюдение направления долевой и поперечной нитей при раскрое деталей: Шаблоны раскладывают на ткани строго в соответствии с направлением долевой нити. Кроят по косой, долевой и поперечной. Перед тем как начать кроить, обязательно определите долевую нить и срежьте кромку, чтобы она случайно не попала под раскрой. Шаблон наложите на изнаночную сторону ткани, и обведите мылом или мелом (если ткань темная) и карандашом (если ткань светлая). Если вы собираетесь сделать аппликацию, то шаблон следует накладывать на лицевую сторону ткани. 5. Все выкраиваемые детали должны быть ровные, одного размера с одинаковыми припусками на швы. (Иначе узор получиться неровный и не аккуратный) 6. Стачивание на швейной машине выполнять аккуратно, точно по намеченным линиям шва и выполняя закрепки в начале и конце строчки. Варианты выполнения изделий может быть различной: Слайды № 17 -18 Применение вышивки и аппликации для отделки изделий Виды тканей для уплотнения изделий: (флизелин обычный и на клеевой основе) Виды лоскутных изделий выполненных из 3-х слоёв тканей: 1-й лоскутный верх, 2-й синтепом, 3-й подкладка. (Прихватки, покрывала, одеяла.) Варианты обработки краёв изделий может быть различной: Слайд 19 - Швом вподгибку с закрытым срезом. Этот шов мы с вами проходили при выполнении машинных швов и при обработке фартука. - Другой способ это обработка краёв готовой косой бейкой, которая продаётся готовой, но можно, и вырезать эту бейку и самим, но обязательно по косой направление под углом 45 градусов к долевой нити ткани. | Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению Формируемые способы деятельности:
Познавательные УУД Осуществляемые действия:
развитие умения строить простые рассуждения Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |
V. Первичное закрепление знаний учащихся Самостоятельная работа в рабочей тетради. Цель этапа:
организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах) |
Самостоятельно в рабочей тетради выполнить эскиз прихватки, которую вы хотели выполнить как проектную работу, аргументировать подбор ткани и цветовое сочетание для изделия Обсуждение выполненных эскизов:
выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. . | Личностные УУД Осуществляемые действия:
применение на практике и последующее повторение нового материала Формируемые способы деятельности:
Коммуникативные УУД Осуществляемые действия: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | |
VI. Физкультминутка | |||
VII. Практическая работа «Выполнение образца лоскутного изделия» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа:
| . Вводный инструктаж учителя:
Слайды 23 -29
Правильная геометрическая форма изделия, срезы и края ровные, швы ровные, аккуратные. Начало и конец строчек закреплён, швы разутюжены. - Озвучить порядок работы. Предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы. Слайды 30 -36 Самостоятельная работа учащихся по УТД. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): Показ приёмов скалывания и стачивания деталей изделия при помощи булавок: Тонкие булавки сэкономят вам время – лоскуты можно не сметывать, а, заколов их булавками, строчить сверху Формирование новых умений:
Усвоение новых знаний:
Целевые обходы:
Заключительный инструктаж учителя: Объявить об окончании работы
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок | Личностные УУД Осуществляемые действия:
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение Регулятивные УУД Осуществляемые действия:
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане Познавательные УУД Осуществляемые действия:
усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации Формируемые способы деятельности:
| |
Рефлексивно-оценочный этап VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа:
тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Слайд 38
Задание: Продумать изделие для творческого проекта, собрать необходимую информацию для работы над проектом (история, особенности изготовления и….) | Познавательные УУД Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности:
применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств | |
IX. Уборка рабочих мест | |||
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | Слайд 39 - рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся | Коммуникативные УУД Осуществляемые действия:
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока Формируемые способы деятельности:
|
Материалы, используемые для подготовки конспекта урока:
1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F1%EA%F3%F2%ED%EE%E5_%F8%E8%F2%FC%B8
2.
http://www.iterra.org.ua/pehchvork-kvilt/pehchvork-istorijpehchvork-istorija-poja-pojavlenija.html
3. http://lib.rus.ec/b/204601/read
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).
Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....
Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).
Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире, и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...
Методическая разработка урока с презентацией " British Queen Celebrates Diamond Jubilee " (для 9-10 классов ОУ).
Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире, и предлагает разработки уроков к ним.Я делаю презентации к наиболее интересным для моих учеников статьям ...
Методическая разработка урока по грамматике английского языка 6 класс и презентация
Урок по грамматике и слайды...
Методическая разработка урока и презентация по ФГОСам второго поколения в 5 классе, тема: Финикийские мореплаватели
Урок и презентация по теме "Финикийские мореплаватели", 5 класс, по ФГОСам второго поколения. Урок - путешествие, исследование, открытия новых знаний, проблемно-диалоговая, индивидуальная работа в пар...
Методическая разработка урока и презентация по теме "Суффикс". 5 класс
Методическая разработка урока о теме "Суффикс" и презентация помогают учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащи...
Методическая разработка урока по математике "Целые числа" 6 класс и презентация "Математический калейдоскоп"
Разработка содержит: 1. Технологическую карту урока-игры.2. Презентацию "Математический калейдоскоп" ....