Методическая разработка урока и презентация по теме "Суффикс". 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка урока о теме "Суффикс" и презентация помогают учителю провести урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке уделяется большое внимание исследовательской деятельности учащихся. Используются следующие методы работы: групповой, индивидуальный, исследовательский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Суффикс. 5класс

Цель урока:

-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;

-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

-повторить определения основы, окончания, корня.

-осмыслить словообразующую роль суффикса;

 -сделать наблюдения за ролью  суффиксов;

-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;

-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся; формированию самооценки;

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи 

Планируемые результаты:

Предметные: систематизировать знания о  морфеме - суффикс.

Метапредметные: создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности на примере истории своей фамилии.

                                                                            Ход урока

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

1.Проверка домашнего задания.

Опрос по теме «Морфемика»:

1.Какой раздел науки о языке мы изучаем?

2.Что изучает морфемика?

2.Определение темы урока: -Какие морфемы мы изучили? (приставку, корень, окончание)

-А  какую морфему ещё не изучали?

Презентация к  уроку

Посмотрите на 2 слова хоккей и хоккеист. Чем отличаются эти 2слова по своему составу? (слайд №1)

-Какую морфему мы должны сегодня изучить?

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА «СУФФИКС»

3.Определение цели урока:

Посмотрите на слайд №2 На какие вопросы вы можете ответить? Какие вопросы вызывают затруднения?

Сформулируйте цели урока на основании вопросов, вызывающих затруднения.

Что такое суффикс?

Для чего служат суффиксы?

Как найти суффикс?

Откуда пришло слово суффикс в наш язык?

Какие бывают  суффиксы по их значению  ?

С  помощью каких суффиксов образуются слова с уменьшительно- ласкательным значением?

Значения суффиксов.

Образование слов с помощью суффиксов.

4.Индивидуальная работа по карточкам в группах.

Индивидуальное задание №1. Найти в словаре значение слова суффикс?

Индивидуальное задание №2. Прочитайте материал карточки и расскажите об исконно русских фамилиях и о своей.

Основной вопрос, который в течение многих веков задавался на Руси при встрече с новым человеком: «Ты чей?» Ответ на него имел форму прилагательного с суффиксами -ов, -ев, -ин. На вопрос чьих отвечали: Ивановых, Долгих, Босых.

Потапов Роман рассказывает о происхождении своей фамилии.

Работа в группах:

Задание группе №1.

Выдели суффиксы в выделенных словах. Укажи их значение.

Дом-домик, куб-кубик, мяч-мячик

Камень-камушек, соловей-соловушка, дочь-доченька, лес- лесок

Задание группе №2.

Выдели суффиксы в выделенных словах. Укажи их значение

Дева-деваха старик-старикашка старик-старикан дела-делишки

Задание группе №3.

Выдели суффиксы в выделенных словах. Укажи их значение.

Дом-домище, голос-голосище, рука- ручище, громада-громадина

Задание группе №4.

Выдели суффиксы в выделенных словах. Укажи их значение.

Россия –россиянин Англия-англичанин Сибирь-сибиряк Астрахань-астраханец.

Задание группе №5.

Выдели суффиксы в выделенных словах. Укажи их значение.

Учить-учитель, преподавать-преподаватель, камень-каменщик, сад-садовник, журнал-журналист, разведка-разведчик

Задание группе №6.

Выдели суффиксы в выделенных словах. Укажи их значение.

Сергей- Сергеевич, Александр-Александрович, Илья-Ильинична, Максим-Максимовна, Николай-Николаевна

Учащиеся, работая в группах, выделяют суффиксы и говорят об их значении.

Заполнение  таблицы

Уменьши- тельно-ласкатель ное значение

Значение преувеличе -ния

Профессия или род занятий

Житель

страны,

города

Образуют отчества

Значение пренебрежения

ик

ин

тель

анин

евн

ишк

чик

ищ

чик

янин

евич

ан

ок

щик

ич

ашк

Юшк,ушк

ник

ичн

ах

еньк

ист

овн  ович

          Вывод:Для чего нужны суффиксы?Какие значения имеют суффиксы

                                      Физкультминутка

Синтаксический разбор предложения.

Русский язык богат суффиксами. Суффикс-маленькая часть слова. Он имеет свое лицо и много может рассказать.

Работа с учебником стр.16.Упр.403(устно),404(письменно)

Выполнение упражнений.

Сочинение- миниатюра.

О чем рассказал суффикс.

Домашнее задание: дописать сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).

Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе по теме "Deutsche Schulen. Wie sind sie?" с использованием информационных и проектных технологий с презентацией

Данная разработка содержит текстовый материал и мультимедийную презентацию урока немецкого языка в 6 классе по теме „Deutsche Schulen.  Wie sind Sie?”( УМК «Шаги 2» под ред. И.Л. Бим). Урок...

Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...

Методическая разработка урока с презентацией " British Queen Celebrates Diamond Jubilee " (для 9-10 классов ОУ).

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним.Я делаю презентации к наиболее интересным для моих учеников статьям ...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи" с презентацией

Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА. Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся  при изучении...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...