Программа. Мода и дизайн"
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему

Косачева Татьяна Семёновна

программа для дополнительного образования 6,7,8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

город окружного значения Ханты-Мансийск

ПРОГРАММА

мода и дизайн одежды

6 – 8 класс

Автор:

Косачёва Татьяна Семеновна

учитель технологии высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Победитель номинации «Лучший педагог образовательного учреждения»

в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Пояснительная записка

       

       Изготовление одежды своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощение замыслов в реальность. Пошив одежды – одно из древнейших ремесел, его учили с детства.  Каждая девушка должна была приготовить приданое своими руками, и не только сшить, но и суметь украсить её.

Поэтому я разработала программу кружка «Мода и дизайн одежды».

      Данной программе большое внимание уделено основам конструирование и моделирования изделия. Показаны основные способы и приемы технического моделирования. При разработке конкретных модулей учитывались утилитарные и эстетические требования, предъявляемые к современной молодежной моде.

       В основу программы положена конструкторско-технологическая система трудового обучения. Характерная особенность заключается в формировании технологических знаний и трудовых умений, развитие технического и творческого мышления в условиях нашего края, вовлечения учащихся в производственный труд по изготовлению изделий, имеющих познавательную значимость и материальную ценность, необходимость определенному кругу людей.

       Актуальность программы обусловлена возросшим интересом молодежи на изучения способов конструирования и моделирования,  технологической обработки конкретных видов швейных изделий. Поэтому, исходя из условий работы и моих личных качеств, мною была проведена работа по написанию программы «Мода и дизайн одежды».

    Программа развивающая, художественная, профильная, комбинированная, групповая, обучение очное. Дети в течении всех лет обучения должны заниматься  декоративно – прикладным искусством или художественным трудом, для развития моторики пальцев.

        Прикладной курс «Мода и дизайн одежды»  ориентирован на учеников, имеющих базовую подготовку по технологии, направлен на практическую реализацию полученных знаний и дают ориентацию в выборе профессии.

Цель программы:

  •       Формирование у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

Программа направлена на реализацию поставленных задач:

  •       Изучение трудовых навыков и умений, технических, технологических знаний и умений с ориентацией на рассматриваемую профессию;
  •       Развитие познавательных интересов, творческих способностей, трудовых, коммуникативных умений, организаторских способностей, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
  •       Воспитания трудолюбия, культуры труда, сознательности, аккуратности, ответственности за результаты своего труда, уважения к мастерству.

         Программа составлена  для 5- 8 классов

 1 год обучения  - 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

      Комплектование группы школьников одного возраста, позволит построить занятие с учетом возрастных особенностей детей, их подготовки отводимое для теоретических и практических занятий.

      Продолжительность занятия  - 40 минут. Для поддержания интереса детей к занятию конструирования и моделирования одежды,  организуются мероприятия в виде экскурсии, бесед и практических работ, где учащихся знакомятся с выбором профессии.

     В программу курса по выбору педпрофильной подготовки «Мода и дизайн одежды» включены разделы:

  1. Характеристика материалов и оборудование.
  2. Конструирования  и моделирования одежды.
  3. Проект. Изготовление  швейного изделия.

 Материальное обеспечение программы:

         Наличие лекал, ткани, ножниц, ниток, булавок, иголок, швейной машины, обметочной машины, сантиметровой ленты, закройного мела, кальки, цветных карандашей, линейки, картона, персональный компьютер.

Методы реализации программы:

        Для реализации этой программы педагогу необходимо знать методику декоративной работы, особенность дизайнерской деятельности, технология изготовления швейного изделия, основы конструирования и моделирования одежды, иметь образцы изделий, тесты, раздаточный материал. Используется нетрадиционные педагогические методы: метод проектов, технология индивидуально-образовательных траекторий и др.

     На занятиях прослеживается связь с предметами: черчение, математика, изо, экология, история, ботаника и т. д.

     В перерывах между часами проводятся физкультминутки и занимательные игры для создания здорового образа жизни учащихся.

Требования

четкость и ясность основных учебно - воспитательных целей и задач

правильный отбор учебного материала

выбор методов обучения

организационная часть

достижение целей и задач (усвоение учебного материала)

Результативность:

    Ученик                 подмастерье                    мастер

Осуществляется обучение  от простого к сложному, зависимости «Простое в сложном», «Сложное, состоящее из простого» устанавливаются в единстве простых компонентов в сложном.

Выполнение программы будет более эффективно  при применении компьютеров, что дает возможность учащихся ускорять процесс обучения за счет быстрой обработки информации, особенно конструирование и моделирование швейных изделий. В конце курса проводится мониторинг.

Форма контроля 

Каждая тема представлена наглядными пособиями, технологическими картами, литературой.  Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, эскиза или макета, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Если проследить путь от первого урока до последнего, то этот путь пройден в тесном союзе с творчеством. Ребята выполняют творческие проекты,  работы могут быть индивидуальными или коллективными.

А также проведения школьных и городских олимпиад,

участие в конференции «Молодые исследователи».      

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами проведения учебного процесса.

 Контрольно- проверочные уроки проводятся в конце каждого раздела программы в разной форме ( карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).

Квалификация  

  С практической стороны каждый учащихся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течении одного учебного процесса в роли художника – модельера, конструктора, технолога, оператора швейного производства, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовке.

Учебный план

п\п

           Название разделов

                   Всего

часов                

                    Теория

                          Практика

1.  

Введение.

Техника безопасности.

Санитарно-гигиенические требования. Экскурсия.

2

2

2.

Организация рабочего места.

Характеристика материалов и оборудование

2

1

1

3.

Элементы материаловедения.

Работа с тканью. Свойства ткани.

4

2

2

4.

Инструменты и приспособление.

2.

2

5.

 Элементы машиноведение. Работа на швейной машине.

10

4

6

6.

Конструирования  и моделирования одежды. Снятие мерок. Построение чертежа изделия. Моделирование одежды.

10

4

6

7.

Проект.

Изготовление швейного изделия

36

12

24

8.

 Мониторинг                                  

2

2

                                                       Итого:

68

Календарно – тематическое планирование

дата

п\п

Тема занятий

всего

часов

теория

практика

1.

Введение. Техника безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

Экскурсия на предприятие.

2

2

2.

Организация рабочего места.

Характеристика материалов и оборудование.

2

1

1

3.

Элементы материаловедения.

Работа с тканью. Свойства ткани.

4

2

2

4.

Инструменты и приспособление.

2.

2

5.

 Элементы машиноведение.

Работа на швейной машине.

  • Устройство швейной машины.
  • Правила работы на швейной машине. Санитарно-гигиенические правила работы на швейной машине.
  • Заправка верхней нити.
  • Заправка нижней нити.
  • Упражнение на швейной машине.

10

4

2

2

6

2

2

2

6.

Конструирования  и моделирования одежды.

  • Стиль одежды
  • Силуэт одежды
  • Снятие мерок.
  • Построение чертежа изделия.
  • Моделирование одежды.

10

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

2

7.

Проект. Изготовление швейного изделия

Поузловая обработка изделия                    

  • Раскрой изделия
  • Подготовка изделия к обработке
  • Прокладывание контрольных линий
  • Обработка боковых швов
  • Обработка плечевых швов
  • Обработка низа изделия
  • Обработка рукава
  • Соединение рукава с изделием
  • Обработка воротников
  • Соединение рукава с изделием
  • Обработка карманов
  • Соединение кармана с изделием
  • Обработка петель
  • ВТО изделия
  • Пришивание пуговиц.

Выбор изделия для творческого проекта. Организационный этап. Решение проблемы проекта.  

Подбор материала и оборудования. Технология изготовления изделия. Финансовые затраты. Оформление проекта. Реклама. Защита проекта. Самооценка выполненной работы.

36

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8.

 Мониторинг                                

2

2

                                      Итого:

                                   

68

Содержание

                                     

Тема 1. Введение. Техника безопасности. Экскурсия на предприятие

Задачи работы кружка. План работы. Знакомство с предприятием «Ателье по пошиву легкого платья». Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Характеристика материалов и оборудование

Оборудование кабинета. Организация рабочего места.

Тема 3. Элементы материаловедения.

Работа с тканью. Свойства ткани. Применение хлопчатобумажных, льняных,  шерстяных  и искусственных тканей. Основные свойства, рисунок ткани. Основы цветоведения.

Основы машиноведения. Швейная машина, подготовка её к работе. Правила начала и окончание работы. Уход за машиной. Правила выполнения машинных работ.

Тема 4. Инструменты и приспособление.

Тема 5. Элементы машиноведение. Работа на швейной машине.

Устройство швейной машины. Правила работы на швейной машине. Санитарно-гигиенические правила работы на швейной машине. Заправка верхней нити.

Заправка нижней нити. Упражнение на швейной машине.

Тема 6. Конструирования  и моделирования одежды.

Стиль одежды. Силуэт одежды. Снятие мерок. Построение чертежа изделия. Моделирование одежды.

Проект.

Тема 7. Изготовление швейного изделия

Поузловая обработка изделия                    

Раскрой изделия. Подготовка изделия к обработке. Прокладывание контрольных линий

Обработка боковых швов. Обработка плечевых швов. Обработка низа изделия. Обработка рукава. Соединение рукава с изделием. Обработка воротников. Соединение рукава с изделием. Обработка карманов. Соединение кармана с изделием. Обработка петель

ВТО изделия. Пришивание пуговиц.

Выбор изделия для творческого проекта. Организационный этап. Решение проблемы проекта.  

Подбор материала и оборудования. Технология изготовления изделия. Финансовые затраты. Оформление проекта. Реклама. Защита проекта. Самооценка выполненной работы.

Тема 8. Мониторинг.

Итоговое занятие. Выставка творческих работ. Демонстрация моделей учащихся. Модель выпускника прошедшего курс по программе

«Мода и дизайн одежды», присваивается звание «Портняжка»

Модель выпускника прошедшего курс по программе «Мода и дизайн одежды»

   По окончания курса учащиеся должны знать:

  1. Применение техники безопасности при изготовлении изделия
  2. Ассортимент одежды и ее функциональность
  3. Стиль одежды и направление моды.
  4. Общие сведения о конструировании одежды
  5. Приемы технического моделирования
  6. Швейные материалы и их свойства
  7. Терминология швейных работ
  8. Узловую обработку швейных изделий
  9. Дефекты изделия и их устранения

   По окончания курса учащиеся должны уметь:

  1. Соблюдать требования техники безопасности
  2. Подбор материалов для изготовления изделия
  3. Выполнять все виды работ на швейной машине
  4. Выполнять элементы конструирования
  5. Пользоваться лекалами базовых конструкций
  6. Выполнять моделирования изделия
  7. Уметь пользоваться журналом «Мод»
  8. Определять качество кроя и готового изделия
  9. Осуществлять контроль при изготовлении швейных изделий

Опыт и навыки, полученные учащимися на данном курсе,  помогут использовать школьные знания различных образовательных областей в практической деятельности и в будущей профессиональной сфере.

Литература.

  1. Егорова Р.И. Учись шить. – М: Просвещение, 1998.
  2. Орлова Л. Азбука моды. – М: Просвещение, 1992.
  3. Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды. – М:Просвещение, 2002.
  4. Сидорова Л.В. Портная индивидуальной мастерской. Брянск. 1997.
  5. Чижикова Л.П. Кружок «Конструирование и моделирование одежды»- М: Просвещение, 1990.

     6.  Джилиан Холман. Конструирование одежды. Москва. «Эксмо».2002.

     7.  Волкова Н. Азбука кройки и шитья. Ростов- на -Дону. «Феникс» 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Образовательная программа «Мода и я» для детей 9 – 18 лет

в журнале педмир http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=27639Образовательная программа творческого объединения, «Мода и я», создать костюм собственными руками, искусство шитья, вид рукоделия, художестве...

Методическая разработка серии уроков по теме "Мода и дизайн"

Представленные уроки информируют о  различных  стилях в моде, формируют собственный стиль в моде, приводят учащихся к осознанию, что одежда является визитной карточкой человека, выражением е...

Рабочая программа "Мода и стиль"

Программа кружка «Стиль и мода» рассчитана на 72 часов (2 часа в неделю) для учащихся среднего звена....

Сценарий юбилейного праздничного концерта школы моды и дизайна "Восточный ветер"

Школа моды и дизайна "Восточный ветер" существует с 1996 года. Ежегодно в школе занимается более 60 детей, школа имеет стурктерное подразделение студию развития для дошкольников "Ветеро...

программа "Мода и здоровье"

Данная программа освящает возможные проблемы здоровья подростка, связанные с современной молодежной модой.помогает убедить подростков в важности знаний, как мода может негативно влиять на здоровье чел...