Дизайн пришкольного участка.
проект по технологии на тему

Пелипяк Ольга Николаевна

Проектная работа на тему:  "Дизайн пришкольного участка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гирьянская СОШ» Беловского района Курской области.

Проектная работа на тему:

 «Дизайн пришкольного участка»

(выполнила учитель технологии: Пелипяк Ольга Николаевна)

Гирьи 2014 год.

Оглавление

Введение

  1. Теоретическая часть
  1. Историческая справка;
  2. Ландшафтный дизайн;
  3. Основы ландшафтного проектирования;
  4. Стили ландшафтного проектирования.
  1. Практическая часть
  1. Диагностика общественного мнения;
  2. Состояние пришкольного участка МКОУ «Гирьянская СОШ» на 2014 год;
  3. Прогнозируемый результат;
  4. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МКОУ «Гирьянская СОШ»
  5. Выводы.

Заключение

Приложение.

Введение

Школа – второй дом. Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу. Наш пришкольный участок один из лучших на территории Гирьянского сельского совета, но хотелось, чтобы он был более современным и практичным. Данная проблема актуальна в наше время. В связи с этим была выдвинута гипотеза – пришкольная территория Гирьянской СОШ нуждается в изменениях. Для реализации этого проекта понадобится не один год.

Цель исследования - создать дизайн-проект по преобразованию пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.

Задачи работы:

- изучить общественное мнение обучающихся в Гирьянской  школе;

- обосновать актуальность проблемы преобразования ландшафта школы;

- сформировать представления об уровнях и закономерностях взаимодействия природных факторов и окружающей  среды, узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- составить структурные композиции пришкольной композиции;

- сделать оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации.

Предмет исследования – пришкольный участок Гирьянской СОШ.

Объект рассмотрения – устройство, практичность участка.

Мною были применены методы:

- работа с литературой;

- работа с интернет-ресурсами;

- поисковый метод;

- диагностический.

1. Теоретическая часть

1.1. Историческая справка

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Русское садово-парковое искусство.

В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады   (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

1.2. Ландшафтный дизайн

Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования.

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.

При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)

Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).

Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)

1.3. Основы ландшафтного проектирования

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – в архитектуре, живописи, поэзии, музыке. Эти правила диктует нам сама природа. Сад – это сложное произведение искусств, в создании которого участвуют разнохарактерные по своим качествам элементы: живые растения и различные формы земной поверхности, вода и камень, а также малые архитектурные формы. В своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира. Современные загородные усадьбы являются образцом искусственного ландшафтного дизайна садового участка, созданного руками человека.

Принципы ландшафтного дизайна. Итак, с эстетической стороны ландшафтный дизайн садового участка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное и продуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчиняться определенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. При создании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание декоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе к определенным ландшафтам.

Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:

1. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.
2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту.
4. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.

1.4. Стили ландшафтного проектирования

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода.

Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.  Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе.

Пейзажный стиль пришел с Востока – из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало.

Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация. В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.

Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”.  Мощение из плит, выложенных геометрическим рисунком. В нем чередуются светлые и темные тона, допускаются вставки из гальки. Мебель – классический модерн строгих линий из пластика и алюминия. Планировка сада геометрическая, но симметрии не придерживается.

Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня. Основное настроение стиля – мягкий, ленивый темп жизни, поэтому преобладают солнечные веранды, персоли, увитые цветущими лианами. Садовая мебель – гамак, складные кресла с плетеными спинками.

Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Текстура и цвет материалов повторяет материалы, из которых построен дом – дерево, кирпич, естественный камень. Можно использовать все вместе, как материалы окружающего ландшафта. Цветы сажаются в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком. Мебель используется из природных материалов: чурбаны вместо стульев, стол из остова спиленного дерева, и т.п. Емкости для растений из простой глины, мощение дорожек из плитняка или кирпича. Ограждения - только из досок, или плетень, ворота выполнены  “под старину”, изобилие лиан (хмель, дикий виноград) и цветущих кустарников.

2. Практическая часть

2.1. Диагностика общественного мнения.

2.1.1. Опрос обучающихся школы

Задачи для 7  класса: опросить обучающихся школы.

вопросы:

  1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?
  2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?
  3. Что хотелось бы изменить?
  4. Чего не хватает на нашем участке?
  5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?
  6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

2.1.2. Результаты опроса обучающихся.

1. Нужен ли школе участок с цветами, деревьями и различными сооружениями?

На данный вопрос все  - 100%  обучающихся ответили - да.

2. Все ли устраивает Вас на пришкольном участке?

На этот вопрос ответили:

Да - 16%;

Нет –  84%.

3. Что хотелось бы изменить?

Внешний вид клумб и деревьев не устраивает –  83%;

Внешний вид клумб и деревьев устраивает –  27%.

4. Чего не хватает на нашем участке?

 49% – считают необходимым устроить детскую площадку;

15 человек 21% - хотят, чтобы на участке была птичья столовая;

21 человек 30% – считают, что школе необходима аллея славы выпускников.

5. Какими путями можно воплотить ваши предложения в жизнь?

100% – считают, что для постройки игровой площадки нужно обратиться к шефам и обеспеченным или высокопоставленным родителям, остальное можно изменить силами учащихся и учителей без особых затрат.

6. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

45 человек 64% считают, что это работа учащихся и учителей;

25 человек 36% считают, что озеленением должны заниматься профессионалы.

2.2. Состояние пришкольного участка МКОУ “Гирьянская СОШ” на 2014 год.

1. Всего контингент учащихся -192 .

2. Площадь пришкольной территории -  23 698 кв.м.

3. Площадь, приходящаяся на одного уч-ся –123 кв.м.

4. Количество растущих деревьев – 54 шт.

В т.ч. посажено в 2014 г. - 7 шт.

5. Количество растущих кустарников –98  шт.

В.т.ч. посажено в 2014 г. - 0 шт.

6. Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников (шт.) - 38 шт.

7. Площадь УОУ – 4000 кв. м

8. Площадь, засеянная

Свеклой – 30 кв. м

Морковью –30 кв. м

Капустой – 120 кв. м

Луком – 40 кв. м

Картофелем -2000 кв. м

9. Площадь дендрария – 80 кв. м

10. Состав древесно-кустарниковых пород коллекционного отдела дендрария: береза,  малина, сирень, вишня, шиповник и др.

11. Площадь цветников – 1500 кв. м

12. Площадь цветников, приходящаяся на одного уч-ся – 0,78 кв. м

13. Количество видов цветочных растений – 26 .

14. Наличие декоративных элементов, цветников (рабатка, арабеска, газон, клумба, альпийская горка и т.д.) – 9 элем.

2.2.1. План-схема пришкольного участка.

Пришкольный участок делится на участки (приложение 1).

2.2.2. Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Пришкольный участок расположен вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и  дороги. Уровень шума на пришкольном участке средний. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников, которая составляет около 15 метров. Всего на пришкольном участке растет 100 деревьев (береза, рябина, тополь, калина, малина, сирень, вишня, клен, шиповник и др) и 125 кустарников (сирень, вишня, акация, шиповник).

2.3. Прогнозируемый результат.

- школьный участок, выполняющий следующие функции должен быть:

- зеленым “буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;

- привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;

- решать образовательные и воспитательные цели и задачи;

- местом организации трудовой практики детей.

2.4. Ландшафтное проектирование пришкольного участка МКОУ “Гирьянская СОШ”.

2.4.1. Описание структурных компонентов дизайн проекта пришкольного участка.

Исходя из мнения опрошенных, обучающихся в МКОУ “ Гирьянская СОШ” и основываясь на полученные знания и своё мнение, я внесла следующие изменения в дизайн пришкольного участка.

Участок 1

В нашей школе отсутствует место для игр детей начальной школы. Поэтому я предлагаю обустроить данный участок детским городком, т.к. недавно по программе «Газпром детям» на территории школы была построена огромная спортивная площадка, то рядом было бы уместно организовать и детскую площадку для обучающихся начальной школы. ( приложение 1).

 

Участок 2

Эти участки  красивы в момент цветения, но, на мой взгляд, их нужно усовершенствовать. В дизайне больше использовать цветы ярких, контрастных цветов.( приложение 2,3)

Участок 3

Альпийская горка-сад, в котором главным элементом  выступают камни солидных размеров и неправильной формы. Я предлагаю на этом участке соорудить альпийскую горку в соответствии с основами их создания (приложение 4).

Участок 4

Данный участок (аллея из кустов сирени особенно красива в мае) можно оставить без изменений, но кустарник, облагородить путем придания им различных форм и своевременное скашивание вокруг кустарника трувы. (приложение 5).

Участок 5

Учитывая мнения учеников школы, хотелось бы организовать место для подкормки птиц. (приложение 6).

Участок 6

Нашей школе уже 50 голет, но до сих пор у нас нет места, где были, бы отмечены выпускники, добившиеся высоких результатов в учебе, спорте. На этом выпускники могут высаживать саженцы деревьев с табличками (приложение 7).

2.4.2. Предполагаемые проблемы.

Специфические условия заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать.

- к первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов;

- вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями;

- третья группа, еще относительно малоразвитая, связана с проблемой создания “искусственного” ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.

2.5. Выводы

Проведя опрос общественного мнения обучающихся Гирьянской школы, и проанализировав результаты можно сделать следующие выводы:

  1. Школе  пришкольный участок – нужен.
  2. Участок нуждается в изменениях.
  3. Внешний вид клумб и деревьев должен быть более современным и ухоженным.
  4. На территории школы должна быть детская площадка.
  5. Необходимо разместить птичью столовую и аллею славы выпускников.
  6. За помощью в постройке детской площадке обратиться к шефам.
  7. Остальные изменения воплотить в жизнь, своими силами основываясь на рекомендации, данные в этой работе.
  8. Внести изменения в дизайне участков 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Участок 1 - обустроить данный участок детским городком.

Участок 2 - использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания), для подвесных конструкций использовать плющи.

Участок 3 - Создать альпийскую горку .

Участок 4 – кустарники облагородить путем придания им различных форм.

Участок 5 – организовать птичью столовую.

Участок 6 - организовать аллею славы выпускников.

Заключение

Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.

В проекте дизайна пришкольного участка МКОУ “Гирьянская СОШ ” предложены изменения после внедрения, которых:

Внешний вид клумб и деревьев будет более современным и ухоженным.

На территории школы будет устроена детская площадка, птичья столовая и аллея славы выпускников.

Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

В дальнейшем хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутришкольного пространства.

Литература

  1.  Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.
  2. Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.
  3. Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.
  4. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.
  5. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).
  6. Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента - Граф, 2000.
  7. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.

Приложения

Приложения 1

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0062.JPG

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0068.JPG

Приложение 2

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0069.JPG

Приложение 3

Приложение 4

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0071.JPG

Приложение 5

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0067.JPG

Приложение 6

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0059.JPG

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0058.JPG

Приложение 7

C:\Users\Павел\Desktop\IMG_0061.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТЫ НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Конечно, научные полевые опыты на больших делянках, с применением трактора и сельскохозяйственных машин, не по силам юному опытнику. Для него существуют упрощенные, облегчен­ные, доступные...

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:УБОРКА ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:ПОЗНАКОМИТЬ РЕБЯТС С ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ,СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ПРИШКОЛЬНЫМ УЧАСТКОМ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД,РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ,ВНИМАНИЕ,ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ. -ОТГАДАЙТЕ З...

Сортоиспытание тыквы на пришкольном участке

Овощеводство включает производство овощей в открытом и закрытом грунте. Надо хорошо изучить биологические особенности каждого растения. В условиях севера у жителей наблюдается недостаток витамин...

Исследование физико-химических свойств и плодородия почвы пришкольного участка МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Презентация к исследовательской работе ученицы 9 класса Бакулиной Л....

Проект "Рациональное использование пришкольного участка"

Огромную роль играют пришкольные участки в школах, особенно сельских.   Актуальны задачи, которые решаются с помощью  пришкольного участка:-формирование сельскохозяйственных умений...

проект дизайн пришкольного участка

Школа это не только красивое здание, уютные кабинеты, оригинально оформленные холлы и коридоры, но ещё и пришкольный участок. Каждый год ученики совместно с учителями и администрацией школы ухаживают,...

Мероприятие по внеурочной деятельности: экскурсия на пришкольный участок «Многообразие цветковых растений на пришкольном участке МБОУ «Черноморская СШ №3 им. Пудовкина Ф.Ф.»»

Экскурсия призвана познакомить учащихся с многообразием растений пришкольного участка, оценивать правильность поведения людей в природе; называть основные явления природы, развивать у учащихся понятия...