Мероприятие по внеурочной деятельности: экскурсия на пришкольный участок «Многообразие цветковых растений на пришкольном участке МБОУ «Черноморская СШ №3 им. Пудовкина Ф.Ф.»»
методическая разработка по биологии (6, 7 класс)

Битюцкая Валентина Семеновна

Экскурсия призвана познакомить учащихся с многообразием растений пришкольного участка, оценивать правильность поведения людей в природе; называть основные явления природы, развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формировать навыки полевых исследований обучающихся по практическому определению растительности; воспитывать стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и улучшать её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мероприятие по внеурочной деятельности: экскурсия на пришкольный участок «Многообразие цветковых растений на пришкольном участке МБОУ «Черноморская СШ №3

им. Пудовкина Ф.Ф.»»

Оборудование: чистые листы, карандаши, фломастеры, (для зарисовки), фотоаппарат, определители растений.

Цель экскурсии: ознакомить учащихся с многообразием растений пришкольного участка, формировать навыки полевых исследований обучающихся по практическому определению растительности.

Ход экскурсии

  1. Организационный момент.
  1. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии.
  3. Распределение на микро-группы (по 2-3 человека).
  1. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный двор.

   Вводная беседа.  Цветковые, или покрытосеменные, растения разнообразны. В настоящее время на территории нашей школы произрастает 45 видов древесно-кустарниковых растений, многолетних цветочно-декоративных культур 21 вид.

  1. Осмотреть территорию пришкольного участка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений.
  2. Вопросы для беседы:

- Какие растения растут на территории школьного двора?

- Что вы знаете об этих растениях?

- Какие растения называются дикорастущими и культурными? Почему?

Задание № 1. Изучите видовой состав растений. Приведите не менее 5 видов травянистых и 5 видов деревянистых растений. Укажите среди них культурные и дикорастущие (сорные)виды. ____________________________________________________________________ ______________ Знакомимся с видовым составом растений. Композиция растений следующая: по периметру территории создана полоса деревьев и кустарников для защиты от ветра и пыли. В качестве основных пород использованы следующие: софора японская, гледичия обыкновенная, боярышник кроваво-красный. При выборе растений предпочтение отдано породам, которые достаточно декоративны. Например, бобовник анагиролистный. Очень привлекательны цветы форзиции – одни из первых в марте – апреле. Достаточно многочисленны формы сирени – с белыми, лиловыми и фиолетовыми цветками. Белые пахучие цветы чубушника превращают деревце в сплошной душистый букет в мае – июне. Декоративны также и другие выращиваемые растения: церцис, миндаль, абрикос, спирея и многие другие. Осенью, до заморозков, в пышном зеленом наряде стоит софора, а скумпия приобретает на листьях всевозможные оттенки красных, желтых, коричневых тонов.

Выращиваемые на участке виды бобовых: робиния (акация) белая, гледичия обыкновенная, софора японская, церцис европейский – засухоустойчивы и улучшают качество грунта, так как на их корнях обитают азотфиксирующие клубеньковые бактерии. Кроме этого, церцис также очень декоративен. Его нежные пурпурно-фиолетовые цветки распускаются и на стволе, так что дерево похоже на букет.

Одной из важнейших функций зеленых насаждений наряду с декоративной является санитарно-гигиеническая, заключающаяся в очистке окружающей среды от вредных веществ. Клен, тополь, каштан хорошо очищают воздух от пыли.

Среди цветов многолетников также преобладают красивоцветущие виды. В мае распускается один из самых изящных и красивых цветов – ирис. Белые, желтые, нежно-оранжевые цветки нарциссов склоняют вниз свои головки. Клумбы светятся ярким пламенем тюльпанов. Наряду с сортами и гибридными формами, мы использовали растения дикой, в том числе и местной флоры, обладающие наибольшей приспособленностью к условиям Крыма. При озеленении МБОУ «Черноморская СШ № 3 им. Пудовкина Ф.Ф.» использовались такие малораспространенные многолетники как артишок посевной, хоста подорожниколистая, энотера многолетняя, мак восточный.              

Во внутреннем дворике нашей школы есть клумба «Микросад непрерывного цветения». Ранней весной цветут гиацинты, тюльпаны, затем ирисы, летом - лилии, бархатцы, осенью – хризантемы.

Задание № 2.

  1. Выясните, какие древесные растения растут на данной территории. Соберите листья с разных деревьев, зарисуйте их.

Задание № 3.

  1. Выясните, какие покрытосеменные растения встречаются на участке. В каком состоянии они находятся (в начале развития, цветущие, отцветшие с плодами).
  2. Соберите неизвестные вам цветущие растения для изготовления гербария (желательно чтобы один и тот же вид не повторялся).

Задание № 4.  Как человек использует растения, представленные на экскурсии?

Задание № 5 (выполняется в течение нескольких дней после экскурсии)

  1. Составьте отчет об экскурсии в виде выполненных заданий.
  2. Определите собранные для гербария растения;
  3. Расправьте гербарные растения и оставьте их сушиться;
  4. Изготовьте гербарий, подпишите этикетки.
  5. К отчету приложите фотографии и биологические рисунки с подписями, сделанные во время экскурсии.

  1. Общая характеристика редкого вида растений Ирис карликовый, (касатик низкий)

 Iris pumila L., (I. humilis)

Классификация

Царство: Растения

Отдел: Покрытосеменные или Цветковые

Класс: Однодольные

Порядок спаржецветные (Asparagales).

Семейство ирисовые (Iridaceae).

 Жизненная форма растения - травянистое растение;

 Продолжительность жизни растения многолетнее;

 Высота растения 10-15 см;

  Характер опушения растение голое;

 Тип корневой системы мочковатая; видоизменения корней (корневище).

3. Стебель:

 Направление роста прямостоячий, практически отсутствует;

  Листорасположение прикорневое.

 Видоизменения побегов: корневища, разветвленные

Лист:  Тип листа – простой; - сидячий - Жилкование листа параллельное,

  Форма листовой пластинки длинно-ланцетные, верхушка листа острая, степень рассеченности цельная.

  Цветки одиночные, около 8 см;

  Окраска синие, лиловые или жёлтые, с узкими, на верхушке перепончатыми листочками обёртки;

 Симметрия цветка актиноморфный;

 Характер типа околоцветника В цветке ириса нельзя выделить чашелистики и лепестки - он состоит из шести листочков (долей) околоцветника, расположенных двумя ярусами: три наружных доли опущены вниз, а три внутренние образуют верхний ярус;

 Андроцей 3 тычинки;

 Гинецей синкарпный и образован 3 плодолистиками. Завязь нижняя

 Формула цветка О6Т3П3

 Плоды и семена Плод - коробочка, трёхгранная, заострённая кверху. Семена длиной около 5 мм, морщинистые, тёмно-бурые, неправильно-яйцевидные.

 Основы практических навыков формируются на уроках. Поэтому выполнению практической части программ необходимо уделять значительное внимание.

Итог экскурсии. Проверка внимательности и наблюдательности.

Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?

К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?

Какое значение имеет для растений солнце, свет, тепло?

Что еще, кроме солнца, необходимо для жизни растений?

Д,З. Найдите и запомните понравившееся вам растение, нарисуйте его и раскрасьте.

По желанию. Нарисовать в тетради схему пришкольного участка, со всеми отделами на которых вы побывали.

Рефлексия:

Понравился ли сегодняшний урок?

Что вам понравилось больше всего?

Что узнали нового на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Многообразие цветковых растений

Конспект открытого урока по биологии по теме " Многообразие цветковых растений"...

Мероприятие по внеурочной деятельности в 1 классе

Цель мероприятия: развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка. Задачи       практические:  закрепление лексики на тему школьные принадлежности, назв...

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

инструкция для учащихся к экскурсии "Ознакомление в природе с цветковыми растениями"

Инструкция для учащихся 6 класса к экскурсии "Ознакомление в природе с цветковыми растениями". Содержит задания для выполнения в ходе экскурсии и дома. Содержит памятку по изготовлению герба...