Конкурсное задание "Методический семинар"
материал по теме
задание содержит слайдовую презентацию и пояснительную записку к ней, по проблеме " Нестандпртные приемы постановки проблемы на этапе мотивации и целеполагания в рамках урока технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация для методического семинара | 788.5 КБ |
пояснительная записка к презентации методического семинара | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Лаас Л.Ф.
учитель технологии
МБОУ «СОШ№11»
г. Ангарск
Конкурсное задание «Методический семинар»
Нестандартные приемы постановки проблемы на этапе мотивации и целеполагания в рамках урока технологии
«Мотивация гораздо больше, чем способности
определяет поведение, действия человека»
Дж.Равен
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а также от силы мотивации, и её структуры как таковой. Таким образом, мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии, а пассивное восприятие знаний и отсутствие интереса к изучаемому материалу отрицательно влияет на психическое здоровье школьников – повышается утомляемость, снижается устойчивость к стрессам. Что противоречит одному из принципов деятельностного метода обучения о психологической комфортности, обеспечивающей снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и обучающимися, создающим в коллективе класса атмосферу доброжелательности.
На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации, от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной.
«Высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей» Т.Д. Дубовицкая.
Признаки положительного отношения
- Активность учеников в учебном процессе
- Умение ставить перспективные цели
- Умение отстаивать свое мнение
- Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
- Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
- Поиск нестандартных способов решения учебных задач
- Гибкость и мобильность способов действий
- Переход к творческой деятельности
- Увеличение доли самообразования.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно охотно ставят перед собой некоторую позитивную цель, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи – везением или легкостью задания. А поскольку ученик не может повлиять на эти факторы то, следовательно, и пытается что-то делать дальше, потому что ему кажется это бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Для формирования у ученика мотивации на достижение результата могут применяться следующие методы и приемы:
- дифференциация заданий,
- «обратную связь»,
- очень важно умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, поэтому следует делать особый упор на целеполагание школьников, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний.
Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации.
За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»
Валентин Берестов
Постановка учебной проблемы и поиск решения могут осуществляться двумя принципиально важными путями:
Приемы создания проблемной ситуации | |
Классический:
| Сокращенный:
|
А.Эйнштейн писал: “Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение” ...
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
“С удивлением” | – между 2 положениями – между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом | 1.Предъявить противоречивые факты, теории. 2.Первый шаг – обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”. Второй шаг – предъявить научный факт . |
“С затруднением” | – между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя | 3. Дать практическое задание: а) невыполнимое вообще; б) несходное с предыдущим |
| Побуждающий | Подводящий |
Структура | Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика. | Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. |
Признаки | Скачок к неизвестному, догадка. Переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика. | Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца. |
Следующий приём – “Яркое пятно”.
Для её формирования внутренней мотивации, к поиску решения проблемной ситуации, применяю приемы, условно называемые “Яркое пятно” или “Актуальность”.
В качестве «яркого пятна» использую сказки, легенды, случаи из истории, науки и повседневной жизни, стихи, в том числе и шуточные, мультфильмы, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.
Приведу несколько примеров из своей практики:
Тема: Бутерброды. Горячие напитки. | Мультфильм «Трое из Простоквашино», стихотворение о бутерброде и чае, телепередача «Контрольная закупка» |
Тема: Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | Мультфильм «Маша и Медведь» серия «Маша и каша» |
Тема: Приготовление салатов из сырых и вареных овощей. Тема: Лоскутное шитье | телепередача «Контрольная закупка» |
Тема: Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни | Телепередача «Квартирный вопрос» |
Наша мама на работе,
С папой мы сидим вдвоем –
Ничего с утра не ели,
С нетерпеньем маму ждем.
Папа вдруг воскликнул: «Вот!
Приготовим бутерброд!»
Он на хлеб намазал масло,
Сверху рыбу положил,
На нее – кусок колбасный,
Зелень мелко покрошил:
Лук, петрушка и чеснок,
Сверху – плавленый сырок.
Я добавил огурец,
Папа крикнул: «Молодец!»
Славный вышел бутерброд…
Но в какой войдет он рот?
Конечно, использование таких приемов требует больше времени на подготовку. Но использование таких приемов не подразумевает постоянное использование, поскольку эффект мотивации может сохраниться на некоторое время, поэтому на последующих уроках целесообразно применить классические приемы.
Используемые источники:
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. – (Серия учебник нового века)
- Зименкова Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях: Монография. –М.: Прометей, 2013. – 94 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для Преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005 – 368 с.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»/ «Школа 2000…», 2007.- 448 с.
- http://allforchildren.ru/poetry/animals127.php
- http://teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/berestov/zajajts_barabanshik.htm
- http://festival.1september.ru/articles/415892/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»
Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"
"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...
Конкурсное задание "Методический семинар"
Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...