СОСТОВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии (11 класс) на тему

Делюсь своим опытом работы по подготовке одарённых учеников к олимпиаде по технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья42 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТОВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ

О.Г.Королёва,

учитель технологии

МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой», г. Казань

               Формирование универсальных учебных действий (УУД), успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников. В частности умение самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовность находить решение учебных и социальных проблем, потребность и способности к саморазвитию.  В ФГОС общего  образования данный вид деятельности определяется, как один из наиболее продуктивных способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов  учащихся, начиная с начальной школы. Активная позиция ученика обусловлена тем, что в процессе проектной деятельности обеспечивается высокий уровень его субъективности, что содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся. Развитие субъективности ученика проявляется в том, что ребёнок имеет возможности сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать его и защищать. Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрёл в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как можно избежать их в будущем. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным  отраслям, восполнять пробелы, приобретать  опыт решения творческих задач. Учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений.

               При организации проектной деятельности существенно изменяется и роль педагога. Он – выступает в роли демократичного руководителя, консультанта, помощника, тьютора; соответственно, ученик играет  роль активного участника, организатора собственной деятельности, созидателя, творца.

Классификация проектов

  1. Исполнительский проект

        Выполняется при непосредственном руководстве учителя. Учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Данный вид проектов целесообразно выполнять на этапе знакомства учащихся с проектной деятельностью.

  1. Конструктивный  проект

         Выполняется  тогда, когда учащиеся освоили алгоритм выполнения проектной работы. Они обсуждают с учителем тему, проблему, план действий и самостоятельно выполняют проект, оставляя учителю роль консультанта.

3.  Творческий проект

        Выполняется учащимися самостоятельно. Они сами выдвигают идею, сами разрабатывают план действий и реализуют его, создав качественный, обладающий новизной продукт.  Учитывая специфику предмета технология,  этапы  проекта В.А. Мигунов предлагает  обозначить, как:

1 этап  Поисково-подготовительный

2 этап  Конструкторский

3 этап  Технологический

4 этап  Заключительный. [1, с 87].

              Как правило,  для первого участия на олимпиаде характерен  конструктивный проект. Обучающиеся должны обсудить с учителем тему, проблему, план действий и самостоятельно выполнить проект, оставляя учителю роль руководителя. Но учитель, имея опыт организации работы  по подготовке к олимпиаде, должен уберечь их от типичных ошибок. Поэтому  всю деятельность  учащихся контролирует учитель. Если школьники участвует в олимпиаде  не первый раз, то можно говорить о выполнении ими  творческого проекта.  Данный вид проекта характерен для обучающихся, которые  имели опыт участия в олимпиадах различного уровня.

            По моему мнению, чтобы достигнуть высоких результатов на олимпиаде, необходимо собрать воедино три составляющих.  Личность ученика -  участника олимпиады,  уровень развития его компетенций и идея проектной работы.

          Первая составляющая - личность ученика. Согласно ФГОС, результатом освоения программы предмета «Технология»,  является  готовность ученика к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.   И одними из личностных результатов  освоения учащимися основной школы курса «Технология» является:

  • Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • Планирование образовательной и профессиональной карьеры.[2]

Таким образом, наш «олимпиадник» должен иметь горячее  желание связать свою  будущую профессиональную деятельность  именно с той областью, в которой он  осуществляет проектную деятельность в школе. Он как - бы «примеряет» на себя образ будущей профессии и ему этот образ должен понравиться. В случае победы на олимпиаде, он ещё раз убедится в том, что ему по душе выбранная будущая область профессиональной деятельности. В случае же поражения мотивированный ученик захочет ещё больше заниматься, чтобы победить в следующий раз. Если же, вы будете отбирать ученика  для олимпиады,  ориентируясь только на то, что ему нравится шить или он хорошо пишет тесты, то в процессе борьбы он может  не выдержать  нагрузки и отказаться. А это зря потраченные силы деньги, нервы и.т.д. и его и ваши. Кроме того, он должен обладать следующим набором  качеств личности:

  - быть артистичным;

  - уметь презентовать себя  публике;

  - иметь грамотную речь и хорошую дикцию;

  -  иметь чувство юмора;

  - быть настойчивым и целеустремлённым реалистом.

           Вторая составляющая -  уровень развития его компетенций. Ученик должен  на «отлично» освоить теоретический материал и уметь  так же хорошо выполнять практическую работу. То есть его знания и навыки должны быть на высшем уровне.  Найти таких учеников не просто. Но они есть.  Для этого надо систематично заниматься проектной деятельностью с обучающимися в классно-урочной системе. Обращать внимание на их участие в различных конкурсах, концертах и.т.д. Наблюдать и примечать таких учеников. А найдя такого, направлять и поддерживать его. Обязательно надо побеседовать с родителями данных школьников.  Выяснить их отношение к предмету технология. Узнать насколько ребёнок увлечён данным предметом. Есть ли у него свободное время дома. В какой области профессиональной деятельности родители видят своего ребёнка. Смогут ли  и  готовы ли они материально помогать в процессе олимпиадной деятельности своего ребёнка.  Если беседа получит положительные результаты, то можно начинать готовить данного ребёнка к олимпиаде.

         Третья составляющая - идея проектной работы. Если не серьёзно подойти к этому вопросу,  то  можно считать, что вы уже проиграли в олимпиадной борьбе. На протяжении многих лет, я наблюдаю за  идеями  и темами олимпиадных работ.  Вижу, как меняется актуальность и результативность тех или иных идей проектов. Ситуация на данный момент времени такова. Низко результативными будут идеи различных подарков и сувениров,  нарядных платьев, национальных костюмов. Зачастую данным идеям проектных работ не хватает баллов  при оценке оригинальности, новизны, актуальности и практической значимости.

Идеи, которые могут быть в выигрыше. Изобретение нового вида рукоделия или возрождения старинных ремёсел (бисероплетения, скрапбукинг, вязание, шитьё и.т.д.) Это различные  развивающие игрушки для детей, лоскутная пластика и.т.д.  Но при условии  идеального качества исполнения продукта.

Идеи, которые на данном этапе актуальны. Продукт, сочетающий в себе материалы из обслуживающего и технического труда (настольная лампа из дерева с абажуром из ткани с вышивкой или с абажуром в технике макраме, кресло, макет  интерьера из дерева с внутренним убранством интерьера и электрической проводкой, желательно, чтобы это был не виртуальный дом, а виде, заказа от реального клиента  и.т.д.), коллекции одежды (одного стиля или  коллекция одежды  разных эпох, при условии проведения исследования и.т.д.), социальные заказы от организаций (уголок парикмахера для группы детского сада, развивающие игрушки для детей с отставанием в развитии, посещающих интернат, разработка комплекта одежды для создания фирменного стиля организации и.т.д. Опять же,  при использовании различных методик исследования, анализа и синтеза.)  Из всех вышеперечисленных идей можно сделать вывод  о достаточной сложности реализации данных проектов. Поэтому без помощи родителей, коллег, спонсоров сложно рассчитывать только на свои силы и на  призовое место во  всероссийской олимпиаде.

     После  прохождения однажды всех этапов всероссийской олимпиады, многие её участники  полны идей и стараются участвовать в ней ежегодно. А задача учителя поддерживать постоянный интерес у обучающихся к олимпиаде.

Список использованных источников

  1. Журнал Управление современной школой. Завуч №2, 2014 г.

2. Стандарты второго поколения. Примерные прорграммы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение ученического самоуправления как одно из состовляющих воспитательной системы современной школы

Современная педагогика давно доказала, что одним из самых эффективных инструментов воспитания школьников является логически выстроенная воспитательная система, действующая  на демократических и г...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК СОСТОВЛЯЮЩАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В связи с процессами международной интеграции все более частыми и обширными становятся контакты между различными нациями и культурами, но установление таких контактов является довольно затруднительным...

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТОВЛЯЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ К УСПЕШНОМУ ВЫСТРЕЛУ

В данном материале делается попытка анализа, тех психо-физиологических аспектов, которые необходимы для производства хорошего выстрела...