Разработка на тему "из опыта работы с даренными детьми"
статья по технологии (5 класс) на тему

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Работа с одаренными или талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

«Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется». Нельзя не согласиться с автором этих замечательных слов, именно поэтому учитель играет важную роль в развитии одаренных детей. Учителю отводится роль посредника между ребенком и культурой. Посредник — это тот, кто «связывает времена»: историческое и конкретно жизненное. В итоге, соединяя эти два времени, учитель обеспечивает воспитательный эффект.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

             Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Работа с одаренными или талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении нескольких  лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

выявление одаренных детей;  развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности;

сопровождение и поддержка одаренных детей.

Определив таких ребят, я  должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задания практически  на каждом уроке. (пример)

 Подбирая учебный материал к урокам, я часто использую различные исторические сведения, стихи, пословицы, поговорки, сказки.(пример) 

Для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся провожу дидактические игры.   Типичными видами дидактических игр, характерных для трудового обучения, являются технические «диктанты», кроссворды, ролевые и деловые игры, конкурсы:  «Кто быстрее», «Лото»,  и т.д. .(пример)

Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Так блочно-модульная структура предмета «Технология» дает возможность «погружения» в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет учащимся лучше узнать себя. (модули)

 В рамках внедрения ФГОС, после изучения определенного  модуля , ребята должны выполнить творческий проект.   Работая над проектом, я ставлю перед детьми проблему, а вот возможность выбора темы предоставляю в зависимости от желания учащихся. Работая над проектами, придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

Я считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать возможность самостоятельно исправлять свои ошибки. Не нужно объяснять весь учебный материал – этим мы лишим детей радости самостоятельного поиска.

 Работа над проектом позволяет моим ученикам попробовать себя в разных областях: они не только занимаются определенным видом ремесла для изготовления проектного изделия, но и на некоторое время превращаются в историков-исследователей в поисках сведений по данному ремеслу. .(пример Катя)В процессе расчета себестоимости изделия - пробуют себя в роли экономистов. При оформлении рекламы изделия они проявляют свою креативность. (пример Шаль).Ну и, несомненно, при оформлении всего проекта необходимы знания по русскому языку, литературе, информатике. В процессе защиты творческого проекта оттачивается ораторское мастерство, постепенно пропадает боязнь публичных выступлений. (пример фото исследование Лапистова )

Говоря о развитии творческой одаренности детей, нельзя недооценивать роль дополнительного образования. .(пример кружок) Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, “добрать” недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность.

Кроме того, участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятия в кружках дает возможность ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

«Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется». Нельзя не согласиться с автором этих замечательных слов, именно поэтому учитель играет важную роль в развитии одаренных детей. Учителю отводится роль посредника между ребенком и культурой. Посредник — это тот, кто «связывает времена»: историческое и конкретно жизненное. В итоге, соединяя эти два времени, учитель обеспечивает воспитательный эффект.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

ЛИТЕРАТУРА

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с Одарёнными детьми

В данной статье представлен опыт работы с одарёнными детьми в условиях Гимназии. Организация урочной деятельности требует новых подходов в достижении качественных результатов обучения. Интегрированный...

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы "ЦДТ" с детьми "группы риска"

Проблема работы с детьми "группы риска" в современныз социально-экономических условиях приобретает особую актуальность.   Материал будет востребован социальными педагогами, методистами, рабо...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

Из опыта работы с одарёнными детьми

                                            Давайте зажигать звёзды!...