Из опыта работы "ЦДТ" с детьми "группы риска"
статья по теме

Проблема работы с детьми "группы риска" в современныз социально-экономических условиях приобретает особую актуальность.   Материал будет востребован социальными педагогами, методистами, работающими в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_raisa_yurevna.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт работы с детьми «группы риска»

автор: Иванова Раиса Юрьевна

методист МОУДОД «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово, Кемеровская область.

Проблема работы с детьми «группы риска» в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. В «Центре детского творчества» создаются условия для развития личности как способа реабилитации «трудного» подростка в тесном взаимодействии  с органами профилактики района. В  «ЦДТ»  обучаются по 7 направлениям деятельности: спортивно-техническое; художественно-эстетическое; физкультурно-спортивное; социально-педагогическое; туристско-краеведческое; эколого-биологическое; культурологическое. Педагоги «ЦДТ» сокращают пространство девиантного поведения для детей «группы риска». Главным инструментарием в этом является приобщение к творческой деятельности через практическое применение знаний и умений. С обучающимися проводятся беседы, лекции, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов, музыкальных программ, тренинги, консультации, вечера встреч. Обучающиеся принимают активное участие  в городских акциях «Мы выбираем здоровый образ жизни»,   «Мы против СПИДа и наркотиков». Индивидуальная и групповая работа с детьми из «группы риска», выстраивается, исходя из наблюдений психолога «ЦДТ», и состоит из психологических бесед и тренингов. В «ЦДТ» регулярно проводятся круглые столы по теме «Профилактика правонарушений», на которые приглашают работников правоохранительных органов, социальных педагогов, специалистов социальных служб, врачей-наркологов, психологов. Кроме того, с обучающимися проводятся спортивные игры, экскурсии в музеи, трудовые акции в парках, походы в киноцентр, Государственную филармонию. Они принимают участие в туристических слётах, походах, поисково-исследовательских экспедициях, в первенстве по спортивному ориентированию. Ежегодно в рамках реализации      межведомственного городского плана «Каникулы» на базе «ЦДТ»  организовывается летний отдых детей из «группы риска» по проекту «Ритм». Летом 2011года работа  проводилась в рамках проекта «Формула успеха», который объединил  следующие блоки деятельности: психологическое сопровождение детей «группы риска»; волонтёрская деятельность; театральная мастерская; экскурсионно-туристическая деятельность; спортивная деятельность. С октября 2011г. запускается новый пилотный проект под названием «Психологический практикум по социализации детей «группы риска». Группа, из числа учащихся района, состоящих на профилактическом учёте в ОПДН отдела полиции  в течение года занимается с тремя психологами. В структуру занятия входят:

1. Теоретическая часть (беседа).

2. Практическая часть: дыхательные упражнения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения; игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу; упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении; упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения.; упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.

3.Релаксация.

4.Рефлексия (подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников)Ожидаемые результаты от работы практикума: формирование у подростков адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения. В «ЦДТ» работает дополнительная образовательная программа творческого объединения «Подросток», которая включает в себя организацию  воспитательно-образовательного процесса для обучающихся «группы риска» и социально активных детей.  Реализация данной программы построена на поэтапном  освоении подростками знаний и умений, чередовании практических заданий. Программа предназначена  для подростков 11-18 лет и рассчитана на 2 года обучения. Результатом прохождения, двух этапов обучения подростки получат знания своего психотипа, о моральных нормах человека, умение вырабатывать личностную стратегию поведения, организовывать себя и других, убеждать, наблюдать, навыки организаторской работы, профессионального самоопределения, аналитической работы, организации коммуникативных игр, подготовки праздника,  развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций, принятие позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению, развитие коммуникативных навыков. В «ЦДТ» работает методист по работе с детьми “группы риска», который осуществляет тесное взаимодействие с органами профилактики района, перспективное планирование работы с детьми “группы риска” всего района. Методист работает над  созданием банка данных о подростках состоящих на учете в ПДН, внутришкольном учёте; о детях, не посещающих занятия. Методист координирует всю работу проводимую по социальным вопросам, отчитывается перед отделом образования  и управлением образования по вопросам жизнеобеспечения детей “группы риска”. На базе «ЦДТ», действует семейный клуб “Коктейль” для родителей. Здесь в интересной и непринужденной атмосфере родители обсуждают с педагогами проблемы воспитания детей, проводится обучающий цикл бесед: “Взрослые и дети”, “Как лучше понимать друг друга”. Основная цель лекций: профилактика различных хронических заболеваний, отражающихся на эмоциональном состоянии ребенка и его поведении.Для родителей проводятся вечера встреч с интересными людьми, концертные программы с участием детей объединений ЦДТ, конкурсы и чаепития. На такие вечера приглашаются специалисты психологической службы, специалисты по правовым вопросам.   Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные дети самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.      В учреждениях дополнительного образования активно реализуются оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей, предоставляется возможность каждому ребенку удовлетворить интерес к творческой деятельности в удобном для него темпе и в любой последовательности освоить разнообразные образовательные области. .В 2010-11 учебном году на сентябрь месяц  в «ЦДТ» обучались  18  обучающихся, состоящих на учете в ПДН, на апрель 2011 года из 18 обучающихся - 9 сняты с учёта ПДН.

«ЦДТ» выполняет функции ресоциализации, восстанавливает утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка, его социальный статус, помогает преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по математике ( группа риска)

Данная презентация предназначена для учащихся 10-11 класса, входящих в группу риска. Она позволит овладеть некоторыми приемами и навыками для успешной сдачи ЕГЭ по математике. В ней рассмотрены пример...

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

Реабилитационный досуг для детей группы риска (из опыта реализации услуги)

Что такое «реабилитационный досуг»?Термин «реабилитация» (восстановление - пер. с лат.) первоначально использовался в основном в юридически-правовом значении - как восстановление в правах, а также в м...

Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...