Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП |
I. Организационный момент |
- приветствие
- проверка явки учащихся
- заполнение классного журнала
- проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Проектная деятельность на уроках технологии. - Правильно. - Давайте вспомним что же это такое. | Личностные УУД | Осуществляемые действия: - эмоциональный настрой на урок и т.д.
|
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.
|
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: - формулирование собственных ожиданий
|
II. Актуализация знаний |
*Вызываются три девушки. Они читают вопросы по пройденной теме, подготовленные дома. Выслушивают ответ сверстниц, оценивают полноту и правильность ответа. - Молодцы, вы разобрались с изученной темой. Теперь проставьте баллы в карту успеваемости (строка Знание теоретического материала) | Личностные УУД | Осуществляемые действия: - активизация имевшихся ранее знаний
|
Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
|
Познавательные УУД | Осуществляемые действия - слушают вопросы сверстниц
- отвечают на вопросы сверстниц
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения находить ответы на вопросы
|
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - слушание собеседника
- взаимодействие со сверстницами во время беседы
- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП |
III. Проблемное изложения нового знания |
- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать? - Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое. Волшебный конверт. - Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это? - История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного.
- Ее делали из конопли, осоки, крапивы.
- Она защищала человека от холода и морозов.
- В конвертах лежит ткань. - Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани. А какие вещи и изделия, изготовленные из ткани, знаете вы? Перечислите их, пожалуйста. - Одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др. - С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями.Из ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в одеяло и обвивали одеяло красивой лентой и т.д. И каждая ткань отличалась от других тканей, по внешнему виду, свойствам, применению, а также имела своё название. Нам с вами и предстоит узнать, что же это за ткани, как и из чего их изготавливают и чем они отличаются. Сейчас, когда вы уже подросли, вы можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства. А для этого необходимо знать элементы материаловедения. - Давайте составим план действий. - Чтобы правильно выбрать ткань для изготовления одежды, мы должны: - ознакомиться с видами волокон;
- ознакомиться со свойствами этих волокон;
- получить сведения о прядении, ткачестве, полотняном переплетении, нитях основы и утка
-. А теперь запишите тему урока в тетрадь «Классификация текстильных волокон и их свойства». | Личностные УУД | Осуществляемые действия: - активизация имевшихся ранее знаний
- активное погружение в тему
- высказывание различных вариантов решения данной проблемы
|
Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой
- принимать и сохранять учебную цель и задачу
- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
|
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - самостоятельное определение темы урока
- осознание целей и задач обучения
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
- формирование умения слушать и понимать других
- формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
|
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: - выдвижение предположений о теме урока и т.д.
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
- развитие умения получать информацию из раздаточного материала и строить сообщения в устной форме
- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
- развитие умения строить простые рассуждения
|
Формируемые способы деятельности: - формулирование собственных ожиданий
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
|
IV. Освоение нового материала |
- Раздел «Материаловедение», с которым мы начинаем знакомиться с вами в 5 классе, изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки, фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которого оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, технология изготовления, правила эксплуатации и ухода. - А как вы думаете, что же такое материаловедение? Ответы учащихся - А теперь сравним ваши ответы с понятием «материаловедение» и запишем в тетрадь. - Материаловедение – наука, изучающая строение и свойства тканей, материалов. Слайд №1 (Приложение 1) - Вы уже знаете, что ткани широко применяются человеком, из них шьют одежду, изделия для быта, интерьера. Используют различные виды тканей, которые отличаются своим внешним видом, свойствами. Схема производства ткани: ВОЛОКНО → ПРЯЖА → НИТКИ → ТКАНЬ Слайд №2 (Приложение 1) Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, которые называются текстильные волокна.А, как вы думаете, что такое текстильное волокно? - Тоненькие нити. - Давайте проверим, правильно ли мы ответили. Слайд №3 (Приложение 1) - Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические. Слайд №4 (Приложение 1). Девушкам предлагается зарисовать схему в тетрадь. Натуральные - это те, которые созданы и подарены природой (хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые) и химические, которые получают в результате химических процессов. - Сегодня мы с вами изучим натуральныеволокнарастительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений. А как выдумаете, из каких растений? Вспомните сказку двенадцать принцев-лебедей. Из какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки? - Из крапивы. - Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем волокна культурных растений - хлопка и льна. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. - Сейчас мы с вами познакомимся с различными видами растений, из которых получают текстильные волокна. Слайд №5-6 (Приложение 1) - А сейчас более подробно остановимся на волокнах, которые в основном используются человеком. Это волокна хлопка и льна. Волокна хлопка. Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах, родина – Индия. Эти волокна называют хлопком. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка 5-50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Первичная обработка хлопка: - Сбор хлопка-сырца с полей. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тысяч волокон)
- Отделение волокон от семян и предварительная очистка от примесей
- Сортировка по качеству:длинные волокна (20-50 мм);короткие или пух (6-20 мм); подпушка (менее 6 мм)
- Упаковка в кипы (прессование)
Длинные волокна используют для производства пряжи, ниток, пух – для приготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна менее 12 мм подвергаются химической переработки в целлюлозу для получения искусственных волокон. Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка хлопка». Слайд №7 (Приложение 1) Льняные волокна. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна-долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. В каждом стебле 350-650 волокон. Первичная обработка льна: - сбор и получение льняной соломы;
- замачивание льняной соломы;
- сушка тресты;
- мятьё;
- трепание для отделения примесей.
Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка льна». Слайд №8 (Приложение 1) | Личностные УУД | Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала
- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- применение на практике полученных знаний и последующее повторение
|
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
- самоконтроль выполнения задания
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения слушать и понимать других
- формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
- формирование умения работать в парах, в группах
|
Познавательные УУД | Осуществляемые действия - усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
- творческая переработка изученной информации
|
Формируемые способы деятельности: - выбор наиболее эффективных способов решения задач
|
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - слушание собеседника
- взаимодействие с учителем во время беседы
- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
V. Первичное закрепление знаний учащихся |
Выполнение самостоятельной работы. На выполнение задания дается 10 мин. - А сейчас более подробно остановимся на свойствах волокон. - Работая с коллекциями, заполните таблицу «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон». (первую часть таблицы заполняем вместе сомной, вторую самостоятельно). Свойства | Волокна | хлопок | лен | Цвет |
|
| Блеск |
|
| Длина |
|
| Толщина |
|
| Извитость |
|
| Мягкость |
|
| Прочность |
|
|
После заполнения проверяем, сравниваем свойства, находим схожие свойства и те, которые отличают волокна друг от друга, делаем выводы). Слайд №9 (Приложение 1) | Личностные УУД | Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
|
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
VI. Освоение нового материала |
Процесс получения ткани - Вспомним логическую цепочку «Процесс получения ткани»: ВОЛОКНО → ПРЯЖА → НИТКИ → ТКАНЬ - Мы познакомились с растительными волокнами, для чего же они нам нужны? - Для того, чтобы сделать пряжу. - Давайте посмотрим, как делают пряжу. Во время просмотра ответьте на вопросы: - Что такое пряжа?
- Как получают пряжу (назвать основные этапы)?
Просмотр видеоролика «Производство пряжи» - Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокон - Пряжу получают из волокон в процессе прядения Волокна, поступающие на прядильную фабрику, обрабатывают на различных машинах: разрыхляют, очищают от мусора, грязи, примесей, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули. Этапы прядения: - Разрыхление волокон;
- Трепание;
- Чесание;
- Выравнивание (образование ровницы);
- Прядение, скручивание. Слайд №10-11 (Приложение 1)
- Что делают с пряжей дальше? - Отправляют на ткацкую фабрику - Найдите в учебнике ответ на вопрос - что такое основа и уток? Что такое ткацкое переплетение? На слайдедано определение, что такое ткань. Внимательно прочитайте его и запишите в тетрадь. Слайд №12 (Приложение 1) Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком. Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам: - По кромке.
- По степени растяжения - нить основы меньше тянется.
- Основная нить прямая, а уточная извитая. Слайд №13 (Приложение 1)
Выполнить макет переплетения нитей основы и утка. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь. Правила безопасности: при работе с ножницами. Ход работы - Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10х10 см.
- Разметь два квадрата через 1 см.
- Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
- Разрежь второй квадрат по намеченной линии на полоски.
- Выполни переплетение и подклей концы полосок.
- Приклей готовый макет переплетения в тетрадь. Слайд №14 (Приложение 1)
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
- применение на практике и последующее повторение нового материала
- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- применение на практике полученных знаний и последующее повторение
|
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
- самоконтроль выполнения задания
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения слушать и понимать других
- формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
- формирование умения работать в парах, в группах
|
Познавательные УУД | Осуществляемые действия - усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
- творческая переработка изученной информации
|
Формируемые способы деятельности: - выбор наиболее эффективных способов решения задач
|
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - слушание собеседника
- взаимодействие с учителем во время беседы
- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
Рефлексивно-оценочныйэтап |
VII. Первичное закрепление знаний учащихся |
- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы? -Применить новое знание в практической деятельности. - Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, и спросим друг у друга. Начну я. - Какие волокна растительного происхождения вы знаете? - Что получают из волокон? - Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы. Оценивают по предложенным критериям. Давайте посмотрим, какие же оценки получили? *Заполнение оценочных карт. Выставление оценок. Домашнее задание: Закончить выполнение практической работы, повторить записи, принести тетрадь | Личностные УУД | Осуществляемые действия: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
|
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: - отработка алгоритма по изученной теме
|
Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
- поиск и выделение информации
|
VII. Уборка рабочих мест |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение: - было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…Приложение 2
| Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: - оценка и самооценка учебной деятельности
- обобщение и систематизация знаний
- выражение своих эмоции по поводу урока
|
Формируемые способы деятельности: - формирование умений полно и точно выражать свои мысли
|