Технологическая карта урока Материаловедение 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Николаева Ольга Сергеевна

В технологической карте урока приведены универсальные учебные действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_materialovedenie_5_klass.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:

Николаева Ольга Сергеевна

Предмет:

Технология

Класс:

5

Тема:

Производство текстильных материалов

Тип урока:

открытие нового знания (ОНЗ)

Цели:

Познакомиться с производством и классификацией текстильных материалов; научиться определять направления долевой и уточной нитей в

ткани

Планируемые результаты:

Вид планируемых учебных действий

Задачи учителя

Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся

Предметные

Способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении текстильных волокон, вида переплетения нитей, направления долевой нити в тканях.

Способствовать запоминанию классификации текстильных волокон, основной терминологии технологических процессов производства пряжи

  • познакомиться с различными видами волокон растительного происхождения, их свойствами;
  • научиться распознаватьдолевую и уточную нить;
  • познакомиться с видами переплетений;
  • познакомиться с процессом производства пряжи

Регулятивные

Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

  • научиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать в группе при выполнении задания, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные

Способствовать расширению представлений о волокнах растительного происхождения,их свойствах,получении пряжи, по определению долевой и уточной нитейткани; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • учиться добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя дополнительную информацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других

  • учиться осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы
  • учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные

Способствоватьвоспитанию эстетического вкуса, внимательности;привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления

  • осознание ответственности за качество своей деятельности;
  • осознание ответственности за результаты своей деятельности;
  • уметь проверять свои действия;
  • уметь провести самоанализ выполненной работы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

I. Организационный момент

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Проектная деятельность на уроках технологии.

- Правильно.

- Давайте вспомним что же это такое.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • эмоциональный настрой на урок и т.д.

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий

II. Актуализация знаний

*Вызываются три девушки. Они читают вопросы по пройденной теме, подготовленные дома. Выслушивают ответ сверстниц, оценивают полноту и правильность ответа.

- Молодцы, вы разобрались с изученной темой. Теперь проставьте баллы в карту успеваемости (строка Знание теоретического материала)

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний

Формируемые способы деятельности:

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • слушают вопросы сверстниц
  • отвечают на вопросы сверстниц

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника
  • взаимодействие со сверстницами во время беседы
  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

III. Проблемное изложения нового знания

- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать?

- Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое.

Волшебный конверт.

- Девочки, у вас на столах лежат волшебные конверты. В них находится то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. А чтобы определить, что же в них спрятано, вам необходимо внимательно прослушать описание и ответить на вопрос. Что же это?

  • История ее возникновения прослеживается с самого начала развития человечества. Она пришла на смену шкурам убитого животного.
  • Ее делали из конопли, осоки, крапивы.
  • Она защищала человека от холода и морозов.

- В конвертах лежит ткань.

- Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно и наверно не задумываетесь о том, каково её строение и свойства. Сколько на свете различных вещей и изделий, которые сделаны из ткани. А какие вещи и изделия, изготовленные из ткани, знаете вы? Перечислите их, пожалуйста.

- Одежда, предметы домашнего обихода, постельное белье, портьеры и др.

- С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями.Из ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в одеяло и обвивали одеяло красивой лентой и т.д. И каждая ткань отличалась от других тканей, по внешнему виду, свойствам, применению, а также имела своё название. Нам с вами и предстоит узнать, что же это за ткани, как и из чего их изготавливают и чем они отличаются. Сейчас, когда вы уже подросли, вы можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства. А для этого необходимо знать элементы материаловедения.

- Давайте составим план действий.

- Чтобы правильно выбрать ткань для изготовления одежды, мы должны:

  1. ознакомиться с видами волокон;
  2. ознакомиться со свойствами этих волокон;
  3. получить сведения о прядении, ткачестве, полотняном переплетении, нитях основы и утка

-. А теперь запишите тему урока в тетрадь «Классификация текстильных волокон и их свойства».

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему
  • высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • выдвижение предположений о теме урока и т.д.
  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из раздаточного материала и строить сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных ожиданий
  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

IV. Освоение нового материала

- Раздел «Материаловедение», с которым мы начинаем знакомиться с вами в 5 классе, изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки, фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которого оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, технология изготовления, правила эксплуатации и ухода.

- А как вы думаете, что же такое материаловедение?

Ответы учащихся

- А теперь сравним ваши ответы с понятием «материаловедение» и запишем в тетрадь.

- Материаловедение – наука, изучающая строение и свойства тканей, материалов. Слайд №1 (Приложение 1)

- Вы уже знаете, что ткани широко применяются человеком, из них шьют одежду, изделия для быта, интерьера. Используют различные виды тканей, которые отличаются своим внешним видом, свойствами.

Схема производства ткани:

ВОЛОКНО  ПРЯЖА  НИТКИ  ТКАНЬ Слайд №2 (Приложение 1)

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит, из крошечных тонких и коротких волосков, которые называются текстильные волокна.А, как вы думаете, что такое текстильное волокно?

- Тоненькие нити.

- Давайте проверим, правильно ли мы ответили. Слайд №3 (Приложение 1)

- Текстильные волокна очень разнообразны, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические. Слайд №4 (Приложение 1). Девушкам предлагается зарисовать схему в тетрадь.

Натуральные - это те, которые созданы и подарены природой (хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые) и химические, которые получают в результате химических процессов.

- Сегодня мы с вами изучим натуральныеволокнарастительного происхождения. С древнейших времён и до конца ХIХ века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили волокна из различных растений. А как выдумаете, из каких растений? Вспомните сказку двенадцать принцев-лебедей. Из какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки?

- Из крапивы.

- Тканью человек пользовался с древнейших времён. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые использовал человек для получения тканей, были волокна крапивы и конопли. Это были дикорастущие растения, а затем волокна культурных растений - хлопка и льна. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде.

- Сейчас мы с вами познакомимся с различными видами растений, из которых получают текстильные волокна. Слайд №5-6 (Приложение 1)

- А сейчас более подробно остановимся на волокнах, которые в основном используются человеком. Это волокна хлопка и льна.

Волокна хлопка.

Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей являются волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в тёплых южных странах, родина – Индия. Эти волокна называют хлопком. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка 5-50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном.

Первичная обработка хлопка:

  • Сбор хлопка-сырца с полей. Из семян - коробочек получают волокна хлопка-сырца (в одной коробке 7-15 тысяч волокон)
  • Отделение волокон от семян и предварительная очистка от примесей
  • Сортировка по качеству:длинные волокна (20-50 мм);короткие или пух (6-20 мм); подпушка (менее 6 мм)
  • Упаковка в кипы (прессование)

Длинные волокна используют для производства пряжи, ниток, пух – для приготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна менее 12 мм подвергаются химической переработки в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка хлопка». Слайд №7 (Приложение 1)

Льняные волокна.

Льняные ткани изготовляют из льняных волокон, расположенных в стебле льна-долгунца, однолетнего волокнистого растения высотой до 120 см. Волокна длинные, гибкие, прочные. Такие волокна называют лубяными. В каждом стебле 350-650 волокон.

Первичная обработка льна:

  • сбор и получение льняной соломы;
  • замачивание льняной соломы;
  • сушка тресты;
  • мятьё;
  • трепание для отделения примесей.

Показываются коллекция и таблица «Первичная обработка льна». Слайд №8 (Приложение 1)

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала
  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
  • самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
  • творческая переработка изученной информации

Формируемые способы деятельности:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника
  • взаимодействие с учителем во время беседы
  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

V. Первичное закрепление знаний учащихся

Выполнение самостоятельной работы. На выполнение задания дается 10 мин.

- А сейчас более подробно остановимся на свойствах волокон.

- Работая с коллекциями, заполните таблицу «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон». (первую часть таблицы заполняем вместе сомной, вторую самостоятельно).

Свойства

Волокна

хлопок

лен

Цвет

Блеск

Длина

Толщина

Извитость

Мягкость

Прочность

После заполнения проверяем, сравниваем свойства, находим схожие свойства и те, которые отличают волокна друг от друга, делаем выводы). Слайд №9 (Приложение 1)

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

VI. Освоение нового материала

Процесс получения ткани

- Вспомним логическую цепочку «Процесс получения ткани»:

ВОЛОКНО  ПРЯЖА  НИТКИ  ТКАНЬ

- Мы познакомились с растительными волокнами, для чего же они нам нужны?

- Для того, чтобы сделать пряжу.

- Давайте посмотрим, как делают пряжу. Во время просмотра ответьте на вопросы:

  1. Что такое пряжа?
  2. Как получают пряжу (назвать основные этапы)?

Просмотр видеоролика «Производство пряжи»

- Пряжа – это тонкая нить, полученная путем скручивания волокон

- Пряжу получают из волокон в процессе прядения

Волокна, поступающие на прядильную фабрику, обрабатывают на различных машинах: разрыхляют, очищают от мусора, грязи, примесей, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную, непрерывную ленту. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.

Этапы прядения:

  • Разрыхление волокон;
  • Трепание;
  • Чесание;
  • Выравнивание (образование ровницы);
  • Прядение, скручивание. Слайд №10-11 (Приложение 1)

- Что делают с пряжей дальше?

- Отправляют на ткацкую фабрику

- Найдите в учебнике ответ на вопрос - что такое основа и уток? Что такое ткацкое переплетение?

На слайдедано определение, что такое ткань. Внимательно прочитайте его и запишите в тетрадь. Слайд №12 (Приложение 1)

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

  1. По кромке.
  2. По степени растяжения - нить основы меньше тянется.
  3. Основная нить прямая, а уточная извитая. Слайд №13 (Приложение 1)

Выполнить макет переплетения нитей основы и утка.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь.

Правила безопасности: при работе с ножницами.

Ход работы

  1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10х10 см.
  2. Разметь два квадрата через 1 см.
  3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.
  4. Разрежь второй квадрат по намеченной линии на полоски.
  5. Выполни переплетение и подклей концы полосок.
  6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь. Слайд №14 (Приложение 1)

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
  • применение на практике и последующее повторение нового материала
  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала
  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению
  • самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с раздаточным материалом
  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • планирование своего действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации
  • творческая переработка изученной информации

Формируемые способы деятельности:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • слушание собеседника
  • взаимодействие с учителем во время беседы
  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Рефлексивно-оценочныйэтап

VII. Первичное закрепление знаний учащихся

- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы?

-Применить новое знание в практической деятельности.

- Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, и спросим друг у друга. Начну я.

- Какие волокна растительного происхождения вы знаете?

- Что получают из волокон?

- Молодцы! Вижу, все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы. Оценивают по предложенным критериям. Давайте посмотрим, какие же оценки получили? *Заполнение оценочных карт. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Закончить выполнение практической работы, повторить записи, принести тетрадь

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации

VII. Уборка рабочих мест

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение:

  • было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я научилась…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…Приложение 2

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  • выражение своих эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

Технологическая карта урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы».

Технологическая карта урока – 7 класс (для детей с ОВЗ).  Тема урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»Цель: Обобщение знаний о видах на...