Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности студии музыкального развития «Мы вместе» модуль№2 «Веселые нотки»
рабочая программа
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselye_notki_fortepiano_2020_582180fe5635c_1.docx | 35.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Назаровский детский дом»
«Согласовано» Руководитель МО _________ З.Р.Ибрагимова Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР КГКУ »Назаровский детский дом» ___________ М.Ю.Байчикова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор КГКУ «Назаровский детский дом» Г.А.Козлова Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
студии музыкального развития «Мы вместе»
модуль№2 «Веселые нотки»
(фортепиано)
Продолжительность освоения: 1год
Возраст воспитанников: от 7 до 18лет
Составитель:
музыкальный руководитель
Ибрагимова З.Р.
г. Назарово,2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Раннее музыкальное развитие является эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития. Упражнения для рук ускоряют процесс образования и закрепления условных рефлексов, ускоряют созревание сенсомоторных зон коры головного мозга, центра речи, способствует интеграции деятельности мозга. Массовое распространение у детей как дошкольного, так и школьного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, определяет актуальность решения таких проблем с помощью занятий на музыкальном инструменте фортепиано.
Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками, необходимыми для игры на этом инструменте.
Всем известно, что игра на пианино или рояле требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не менее, исследования также показали, что игра на фортепиано повышает общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во время игры руки должны двигаться независимо друг от друга, поэтому дети, которые проходят обучение, имеют большую проворность, чем остальные.
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того - музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.
Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки.
Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От занятия к занятию ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.
В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, её методические установки характеризуются рядом особенностей:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
3. Раскрепощение инициативы ребенка;
4. Работа и тесный контакт музыкального руководителя с воспитателями и специалистами детского дома.
В основу программы «Веселые нотки» положена концепция развивающего обучения: всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу.
Цель данной программы - обучение ребёнка элементарным теоретическим и практическим навыкам игры на фортепиано.
Задачи:
Образовательные: дать воспитанникам необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических знаний (в т.ч. сольфеджио);
Сформировать практические умения и навыки: правильная посадка за инструментом, постановка рук, овладение инструментом, игра в ансамбле.
Развивающие : развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения.
Воспитательные: воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса.
При реализации образовательного процесса используются следующие обще дидактические принципы:
1. Принцип наглядности обучения предполагает показ педагогом выразительных возможностей игры на фортепиано, использование аудио и видео записей, выступление как известных исполнителей, так и самих обучающихся, применение в образовательном процессе иллюстративных материалов (название музыкальных термином, портретов композиторов и выдающихся исполнителей, репродукции картин).
2. Принцип доступности в образовательном процессе направлен на установление определенного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями и возрастными особенностями детей.
3. Принцип ассоциативности применяется на занятиях с каждым обучающимся для повышения уровня понимания музыкального материала, особенностей постановки исполнительского аппарата, выразительности динамических оттенков и штрихов, для более точной передачи содержания музыкального произведения.
4. Принцип последовательности и систематичности основывается на изложении учебного материала с позиции «от простого к сложному», а так же на регулярности учебных занятий, подкрепленных выполнением домашних заданий.
5. Принцип сознательности и творческой активности состоит в сочетании различных педагогических приемов, способствующих развитию интереса к овладению знаниями, выработки самостоятельного подхода к изучаемому материалу.
6. Принцип прочности и действенности результатов музыкального образования выражается в уровне сформированных исполнительских навыков и степени эмоционального отношения в исполнении.
За основу разработки программы взяты методики преподавания игры на фортепиано Цыпина Г.М. Юдовина-Гальпериной Т.Б. Баренбойма Л.А. Нейгауза Г.Г. Крюковой В.В. Беловановой М.Е.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Донотный период - освоение упражнений и песенок для игры без нот.
Вторая часть – знакомство с нотной грамотой. Освоение игры на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками. Обучение игре разными штрихами. Знакомство с интервалами, динамическими оттенками, разными ритмическими рисунками, знаками альтерации.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю по 40 минут. Общее число в год 68 ч.
Воспитанник, прошедший полный курс программы в конце года должен освоить правильную посадку и постановку рук при игре на музыкальном инструменте фортепиано, иметь начальные элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать начальные навыки владения инструментом.
Ожидаемый результат
По окончании базового обучения по данной программе обучающийся будет:
Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях, направлениях в музыке; о композиторах разных эпох.
Уметь: слышать, понимать, анализировать, аккомпанировать и подбирать музыку. Разбираться в жанрах, стилях, направлениях произведений.
Освоит: навыки звукоизвлечения, технические навыки, навыки ансамблевой игры.
Методы оценки результативности программы:
посещаемость;
фиксация занятий в рабочем журнале;
отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
практический результат (участие в городских, краевых конкурсах, фестивалях.)
Способы определения результативности программы :
самостоятельное исполнение разученных произведений;
использование полученных исполнительских навыков при работе с новым репертуаром;
развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,
доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
конкурсы на лучшее исполнение внутри детского дома;
участие в календарных и тематических праздниках, городских, краевых конкурсах, фестивалях, мероприятиях;
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ темы | Тема занятий | Содержание занятий | Кол-во занятий |
1 | Знакомство | Знакомство с клавиатурой, регистрами, с внутренним устройством фортепиано, педалями, динамикой | 2 |
2 | Звуки | Знакомство с высокими и низкими звуками, игра песенок –попевок, состоящих из одного звука. | 2 |
3 | Звуки длинные и короткие. | Игра с ритмическим рисунком. | 2 |
4 | Ритм | Игры на развитие чувства ритма, с использованием бубна, барабана, ложек | 2 |
5 | Клавиатура | Знакомство с черными и белыми клавишами, их расположением на фортепиано, игры на запоминание клавиш. | 2 |
6 | Клавиши До, Ре, Ми | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 2 |
7 | Клавиши Фа | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 2 |
8 | Клавиши Соль, Ля | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 2 |
9 | Клавиша Си | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 2 |
10 | Нотоносец. Ключи. Нотки Соль, Фа | Знакомство с нотным станом, нотной тетрадью, скрипичным ключом, написанием скрипичного ключа и ноток Соль и Фа. | 2 |
11 | Играем по нотам. Нотка До | Исполнение песенок-попевок с нотой До по нотам, нахождение её среди других нот. | 2 |
12 | Играем по нотам. Нотки Ре и Си. | Исполнение песенок-попевок с нотами Ре и Си по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
13 | Длительности нот | Знакомство с различными длительностями нот. Четвери, Восьмые, Половинные, Целые ноты, их написание, работа с нотной тетрадью. | 2 |
14 | Нотки Ля и Ми | Исполнение песенок-попевок с нотами Ля и Ми по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
15 | Длительности нот | Закрепление длительностей нот, их счет и написание. Игры с пальчиками. | 2 |
16 | Нотки Фа и Соль. | Исполнение песенок-попевок с нотами Фа и Соль по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
17 | Знаки альтерации | Знакомство с написанием и изменением звучания при диезах и бемолях. Знакомство с бекаром. | 2 |
18 | Нотки на добавочной линейке. | Игры с нотами, ноты на добавочной линейке, их написание и название. | 2 |
19 | Выступление на празднике | Закрепление полученных знаний. | 2 |
20 | Игра с клавишами | Нахождение правильной клавиши соответствующими пальцами. | 2 |
21 | Паузы | Счет, написание пауз, работа в нотной тетради, разыскивание пауз в нотах. | 2 |
22 | Играем 2, 3 и 4 пальцами. | Разучивание по нотам детских песенок, используя 2, 3 и 4 пальцы правой руки. | 2 |
23 | Интервал терция. | Беседа об интервале, игра одновременно двумя пальцами интервала терция | 2 |
24 | Нотки Ля, Си, До | Исполнение песенок-попевок с нотами Ля, Си, До по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
25 | Играем 1, 2, 3 и 4 пальцами. | Разучивание по нотам детских песенок, используя1, 2, 3 и 4 пальцы правой руки. | 2 |
26 | Динамические оттенки. | Продолжить подробно знакомить с оттенками, обозначением их в нотах, подвижные игры. | 2 |
27 | Играем всеми пальцами. | Разучивание музыкального произведения одной рукой. | 2 |
28 | Нотки До, Ре, Ми левой рукой. | Учимся играть левой рукой. | 2 |
29 | Выступление на праздниках и концертах | Закрепление полученного материала. | 2 |
30 | Штрихи | Беседа о штрихах и о том, как они обозначаются в нотах. Работа с нотной тетрадью. | 2 |
31 | Играем стаккато | Пробуем играть стаккато. Музыкальные игры. | 2 |
32 | Играем легато. | Приемы исполнения легато. Игра с угадыванием приема извлечения звука на фортепиано | 2 |
33 | Играем нон легато. | Приемы исполнения нон легато. Разучивание репертуара. | 2 |
34 | Нота с точкой | Обозначение ноты с точкой в нотах, счет, беседа о долготе звука. Работа с нотной тетрадью. | 2 |
Играем двумя руками. | Слушание музыкального произведения, выбор, разучивание двумя руками. | 2 | |
33 | Работа над репертуаром | Игра двумя руками. Отработка пальцев, штрихов, пауз, динамических оттенков. | 3 |
34 | Выступление на концерте | Показ полученных знаний. | 1 |
Итого: 68 ч.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Кабинет для проведения индивидуальных занятий.
2. Музыкальный инструмент фортепиано.
3. Нотная литература для начальной ступени обучения.
4. Методические разработки и рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей [Текст] / М.Е. Белованова – М.: Феникс, 2010.
2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г.М. Цыпин – М: Просвещение, 1984.
3. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз [Текст] / Т.Б. Юдовина-Гальперина – Санкт-Петербург: Союз художников, 2002.
Интернет-ресурсы:
http:// nika-dvtv.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет
«Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образо...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа» для обучающихся с задержкой психического развития.
Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа является составной частью образовательного процесса, продолжает форм...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Обсуждена на заседании...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...