Авторская программа художественно-эстетической направленности "Родничок"
рабочая программа на тему
Данная программа по хореаграфии "Родничок" разработана для детей младшего возраста и расчитана на трех годичный курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnichok_2014_-_avtorskaya.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Росинка»
Гороховецкого района Владимирской области
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» от 31.08. 2014 № 72 | УТВЕРЖДЕНА на заседании педагогического совета МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» от 31.08.2014 № 73 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности
«РОДНИЧОК»
для детей 4-7 лет
Срок реализации –3 года
г. Гороховец
2012 г.
г. Гороховец, 2014
Паспорт программы
Полное наименование программы | Дополнительная образовательная программа « Родничок» |
Руководитель организации | Фадеева Надежда Александровна |
Организация - исполнитель | МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» |
Адрес организации- исполнителя | Мира ул., 15, г.Гороховец, Владимирская область, 601480 |
Телефон (факс) , e-mail | 8(49238) 2-35-98, e-mail: cdtrosinka@yandex.ru |
Ф.И.О. составителя программы | Левашова Елена Викторовна |
Должность составителя | Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ «Росинка» |
Целевые группы | 3 года обучения: 10-15 человек |
Основная цель программы | -развитие мотивации детей к познанию и творчеству; -содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; -приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; -сохранение и охрана здоровья детей. |
Задачи программы | В области хореографии: - расширение знаний в области современного хореографического искусства; - умение понимать «язык» движений, их красоту. В области воспитания: - содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка; - развития чувства гармонии, чувства ритма; - совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей. В области физической подготовки: - развитие гибкости, координации движений; - развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации; - укрепление физического и психологического здоровья. |
Направленность | Художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | 3 года |
Вид программы | Модифицированная |
Уровень реализации программы | Дополнительное образование |
Уровень освоения программы | Общекультурный |
Способ освоения программы | Поощрения; игровой; беседы. |
Ожидаемые результаты | К концу учебного года дети должны знать:
уметь:
|
Контроль реализации программы | Выступления на концертах |
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Программа «Родничок» является авторской дополнительной образовательной программой.
Целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.
Задачи программы:
В области хореографии:
- расширение знаний в области современного хореографического искусства;
- умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- развития чувства гармонии, чувства ритма;
- совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
- развитие гибкости, координации движений;
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
- укрепление физического и психологического здоровья.
Педагогические принципы и идеи.
Организация образовательно-воспитательного процесса строиться в соответствии с принципами:
гуманизации образования;
- личностно-ориентированного подхода;
- осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
- соответствие содержания возрастным особенностям детей.
Организация процесса обучения.
В детское объединение принимаются дети, в возрасте от 4 лет до 7 лет. Прием осуществляется на добровольной основе в соответствии с интересами и склонностями детей, независимо от места их проживания. Требуется только предъявить справку от педиатра о допуске ребенка к физическим нагрузкам.
Образовательная работа – составная часть деятельности детского объединения. От ее качества зависит уровень подготовки детей, уровень выполнения программы, перспективы творческого роста детей.
Программный материал рассчитан на три года обучения. Занятия проводятся по группам, состав групп постоянный. Количественный состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы и составляет 10-15 человек.
Формы и методы, используемые на занятиях.
В программе использованы разнообразные формы занятий: игровые, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные, репетиционно-постановочные.
«История создания танцев народов мира» не является систематическим изложением курса истории хореографического искусства. Задача бесед - дать детям общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах.
Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности детей достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания.
Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, ребенок принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Результативность освоения программы.
Определение динамики роста мастерства детей проводится по следующим показателям:
- достижения не только творческого характера, но и личностного характера (уровень притязаний личности растет соответственно достижениям);
- выступления на концертах, участие в конкурсах.
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста ребёнка, является педагог. С помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность педагог отслеживает результаты личностного развития каждого ребенка.
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны
знать:
- позиции рук и ног;
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
Материалы и оборудование: зеркала, гимнастические коврики, телевизор, видеомагнитофон, DVD, музыкальный центр, музыкальный и видеоматериал (аудиокассеты, CD и DVD диски).
Учебно-тематический план
Первый год обучения
(2 часа в неделю)
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Танец как вид искусства. | 1 | 1 | - |
3 | Русские народные танцы. | 1 | 1 | - |
4 | Игровые технологии | 19 | - | 19 |
5 | Общеразвивающие упражнения. | 8 | - | 8 |
6 | Ритмическая гимнастика | 8 | - | 8 |
7 | Позиции рук и ног. | 2 | 1 | 1 |
8 | Элементы музыкальной грамоты | 8 | 1 | 7 |
9 | Постановка, изучение танца. | 16 | 1 | 15 |
10 | Репетиционная работа | 6 | - | 6 |
11 | Концертная деятельность. | 2 | - | 2 |
Всего: | 72 | 6 | 66 |
Учебно-тематический план
Первый год обучения
(4 часа в неделю)
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Танец как вид искусства. | 1 | 1 | - |
3 | Русские народные танцы. | 1 | 1 | - |
4 | Игровые технологии | 39 | - | 39 |
5 | Общеразвивающие упражнения. | 10 | - | 10 |
6 | Ритмическая гимнастика | 10 | ||
7 | Позиции рук и ног. | 2 | 1 | 1 |
8 | Элементы музыкальной грамоты | 10 | 2 | 8 |
9 | Постановка, изучение танца. | 48 | 2 | 46 |
10 | Репетиционная работа | 20 | - | 20 |
11 | Концертная деятельность. | 2 | - | 2 |
Всего: | 144 | 8 | 136 |
- Вводное занятие.
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время занятий и особенностях внешнего вида ребенка.
2.Танец как вид искусства.
История возникновения танца. Как танцевал первобытный человек. Танец вместо слов. Танцы древних греков и римлян. Как танцевали на Руси. Эпоха рыцарей и прекрасных дам. Горячие ритмы Латинской Америки. Танцы ХХ века.
Виды танцев:
- современные: вальс, самба, мамбо, танго, кантри, ча-ча-ча, джайв, фокстрот;
- народные: русский танец, белорусский танец, украинский танец, молдавский танец, грузинский танец, испанские танцы, ирландские танцы;
- нео-современные: хип-хоп, стрит-данс, R&B, брейк, тектоник.
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Анастасия Волочкова, шоу - балет «Тодес».
3. Русские народные танцы.
История народного танца: ознакомительная беседа об истоках возникновения народного танца (обрядовые, ритуальные пляски); хоровод, как основа народного танца; устойчивые формы русского танца (переплясы, импровизированные танцы (пляски), кадрили, польки);
4. Игровые технологии.
Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
- Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство);
- 1,2,3 - фигура... замри (игры на воображение);
- Меня зовут ( игры на воображение);
- Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма);
- Лесное царство. Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации. Импровизационная работа, как на свободную, так и на заданную тему.
5. Общеразвивающие упражнения.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки. Беговые упражнения, прыжки, броски большого мяча, метание малого мяча. Прыжки со скакалкой и висы.
6. Ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика обязательно проводится в начале каждого занятия и включает в себя:
- упражнения для шеи: наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, вращение головы;
- упражнения для рук и плечевого корпуса: круговые движения (кисти, локти), махи руками, упражнения, направленные на координацию движений (с мячом), «Мельница», упражнения с гимнастической палкой, упражнения с обручем, коллективная игра «Гнездышко»;
- упражнения для корпуса: наклоны вправо, влево, вперед, назад, вращение туловищем, «Насос», «Ласточка», «Дровосек», «Качалка», упражнения, направленные на координацию движений с мячом, упражнения с гимнастической палкой, упражнения с обручем, движения бедер – вправо, влево, приседание, приседание с поворотом корпуса;
- упражнения для ног: «Барабанщик», «Гусеница», «Серп», приседание с обхватом ног, полуприседания, перекат с носка на пятку, вынос ноги вперед попеременно то на носок, то на пятку, упражнения с гимнастическими предметами (мячом, палкой, канатом), наклоны с касанием, подъем на полупальцы, выпады, бег, прыжки, прыжки с поджатыми ногами.
7. Позиции рук и ног.
- Кисть: изучение позиции кистей рук, положения кистей рук (способ держать кисть руки, исполняя упражнения у станка или на середине; способ держать руку, исполняя движение экзерсис в adagio и в allegro; способ держать руку, исполняя arabesque; способ держать руки в attitude);
- Руки: изучение позиций и положений рук (позиция расслабления, расширенная позиция расслабления, первая позиция, первая расширенная позиция, вторая позиция, полу-вторая позиция, третья позиция, четвертая позиция, четвертая низкая позиция, пятая позиция, руки в arabesque, руки в attitude, теория port de bras)
- Голова: изучение пяти основных положений головы (прямая голова, поднятая голова, опущенная голова, голова, наклоненная в сторону, голова, повернутая в сторону), изучение семи основных движений головы.
- Лицо: изучение мимики лица (радость, грусть, злость, горе, восторг, легкость, удивление и другие эмоции), передача настроения музыки мимикой, выразительность танца с помощью мимики, работа над выражением лица при исполнении танца (взгляд, улыбка).
- Корпус: положение корпуса (прямое, наклонное), удержание равновесия. Отработка комплексов упражнений, направленных на укрепление области поясницы, на развитие гибкости, на отработку центра тяжести.
- Ноги: позиции ног являются производными от позиций ступней. Изучение позиций ног (вторая позиция, вторая носком в пол, вторая средняя, вторая высокая, четвертая позиция вперед, четвертая вперед носком в пол, четвертая вперед средняя, четвертая вперед высокая, четвертая позиция назад, четвертая назад носком в пол, четвертая назад средняя, четвертая назад высокая), положение ноги в подъеме.
- Стопы: существует пять основных положений стоп, они образуют нерушимую базу всех движений танца (первая позиция (закрытая, на одной линии), вторая позиция (открытая, на одной линии), третья позиция (закрытая, ступни перекрещиваются), четвертая позиция (открытая, ступни перекрещиваются), пятая позиция (закрытая, ступни перекрещиваются)); позиции стоп во время движений (стопа на земле, стопа, приподнятая на четверть, стопа, поднятая на пальцы, стопа с опущенным носком); ошибки.
8. Элементы музыкальной грамоты.
Что такое темп. Определение темпа. Отбивка темпа под музыку. Отработка на практике. Связь мелодии и движения: передача через движение характера музыки.
Музыкально пространственные упражнения: виды марша, виды шагов (простой шаг, ходьба с высоко поднятыми коленями, ходьба на носках, на пятках, приставные шаги, шаг с носка, шаг галоп, шаг с ударом, тройной притоп, подскоки), хороводы, колонна, круг, свободное размещение в зале.
Танцевальные шаги в образе зверей (лошадка, зайчик, лиса, медведь, олень, волк и др.), передача темпа музыки, развитие фантазии, актерских способностей у детей, создание музыкального образа.
9. Постановочная работа
Постановочная работа выполняется во второй половине занятия после ритмической и партерной гимнастики и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Занятия по постановке танцевальных композиций проводятся два раза в год, блоками по несколько занятий. В процессе постановочной работы составляются целостные танцевальные композиции.
Репертуар состоит из танцев, построенных на элементарных движениях («Ладушки», «Сударушка» и любой сюжетный танец).
- Репетиционная работа.
Репетиционная работа выполняется во второй половине занятия после ритмической гимнастики и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Репетиции танцевальных композиций проходит на протяжении всего учебного года, кроме занятий по постановке танца. Репетиционная работа включает в себя отработку, как отдельных элементов танца, так и целостных танцевальных композиций, а так же отработку танца на сцене.
11. Итоговые занятия - полугодовые и годовые отчётные концерты
Итоговые занятия проводятся на разные мероприятия и в конце каждого полугодия и проходят в форме отчетного концерта.
Учебно-тематический план
второй год обучения
(4 часа в неделю)
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 4 | 4 | - |
2 | Танец как вид искусства. | 2 | 2 | - |
3 | Виды танцев | 2 | 2 | - |
4 | Партерная гимнастика | 12 | - | 12 |
5 | Детский танец | 12 | 2 | 10 |
6 | Модерн | 14 | 2 | 12 |
7 | Танцевальные шаги | 12 | - | 12 |
8 | Игровые технологии | 16 | - | 16 |
9 | Общеразвивающие упражнения. | 14 | - | 14 |
10 | Ритмическая гимнастика | 10 | - | 10 |
11 | Постановка, изучение танца. | 18 | 2 | 16 |
12 | Репетиционная работа | 20 | 4 | 16 |
13 | Концертная деятельность. | 8 | - | 8 |
Всего: | 144 | 18 | 126 |
Учебно-тематический план
второй год обучения
(2 часа в неделю)
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Танец как вид искусства. | 1 | 1 | - |
3 | Виды танцев | 1 | 1 | - |
4 | Партерная гимнастика | 6 | - | 6 |
5 | Детский танец | 6 | 1 | 5 |
6 | Модерн | 7 | 1 | 6 |
7 | Танцевальные шаги | 6 | - | 6 |
8 | Игровые технологии | 8 | - | 8 |
9 | Общеразвивающие упражнения. | 7 | - | 7 |
10 | Ритмическая гимнастика | 5 | - | 5 |
11 | Постановка, изучение танца. | 9 | 1 | 8 |
12 | Репетиционная работа | 10 | 2 | 8 |
13 | Концертная деятельность. | 4 | - | 4 |
Всего: | 72 | 9 | 63 |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время занятий и особенностях внешнего вида ребенка.
2. Танец как вид искусства. История возникновения танца. Как танцевал первобытный человек. Танец вместо слов. Танцы древних греков и римлян. Как танцевали на Руси. Эпоха рыцарей и прекрасных дам. Горячие ритмы Латинской Америки. Танцы ХХ века.
3. Виды танцев:
- современные: вальс, самба, мамбо, танго, кантри, ча-ча-ча, джайв, фокстрот;
- народные: русский танец, белорусский танец, украинский танец, молдавский танец, грузинский танец, испанские танцы, ирландские танцы;
Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.
4. Партерная гимнастика – это занятие на полу ( на ковриках ). В исходном положении сидя и лежа очень удобно прорабатывать, прежде всего , мышцы брюшного пресса, а также туловища, рук и ног. В этих положениях снижается опорная нагрузка на позвоночник и ноги, мышцы работают в различных режимах. Партерная гимнастика способствует активному развитию физического состояния детей, помогает лучше растянуть мышцы ног, укрепить мышцы спины, развить гибкость позвоночника и т.д. Все это закладывает фундамент того, что дети будут успешно осваивать дальнейшую программу по изучению искусства танца.
5.Детский танец – это первое знакомство с законами хореографической композиции: перестроение рисунков, знание своего места на сцене, запоминание танцевальных комбинаций, навык ансамблевого исполнения, артистизм.
6. Модерн – это свободный, абстрактный танец. Это танец естественных движений. Это «мост между душой и телом человека». Цель данного направления – развитие танцевальности, координации, гибкости, пластики тела, умения импровизировать как самостоятельно, так и в паре, формирование самоконтроля, способов развития чувства ритма и такта.
7. Танцевальные шаги – это подготовительный этап к дальнейшему освоению танцевальных движений и комбинаций в следующем году обучения, ознакомление воспитанников с простейшей танцевальной лексикой. В этот этап входят танцевальные шаги как : простой шаг под музыку, ходьба с высоко поднятыми коленями, ходьба на носках, пятках, приставные шаги, шаг с носка ( сценический шаг), шаг галоп, шаг с ударом, тройной притоп, подскоки.
8. Игровые технологии. Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
- Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство);
- 1,2,3 - фигура... замри (игры на воображение);
- Меня зовут ( игры на воображение);
- Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма);
- Лесное царство. Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации. Импровизационная работа, как на свободную, так и на заданную тему.
9. Общеразвивающие упражнения. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки. Беговые упражнения, прыжки, броски большого мяча, метание малого мяча. Прыжки со скакалкой и висы.
10. Ритмическая гимнастика – это комплекс общеразвивающих упражнений , она обязательно проводится в начале каждого занятия и включает в себя:
- упражнения для шеи: наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, вращение головы;
- упражнения для рук и плечевого корпуса: круговые движения (кисти, локти), махи руками, упражнения, направленные на координацию движений (с мячом), «Мельница», упражнения с гимнастической палкой, упражнения с обручем, коллективная игра «Гнездышко»;
- упражнения для корпуса: наклоны вправо, влево, вперед, назад, вращение туловищем, «Насос», «Ласточка», «Дровосек», «Качалка», упражнения, направленные на координацию движений с мячом, упражнения с гимнастической палкой, упражнения с обручем, движения бедер – вправо, влево, приседание, приседание с поворотом корпуса;
- упражнения для ног: «Барабанщик», «Гусеница», «Серп», приседание с обхватом ног, полуприседания, перекат с носка на пятку, вынос ноги вперед попеременно то на носок, то на пятку, упражнения с гимнастическими предметами (мячом, палкой, канатом), наклоны с касанием, подъем на полупальцы, выпады, бег, прыжки, прыжки с поджатыми ногами.
11. Постановочная работа выполняется во второй половине занятия после ритмической и партерной гимнастики и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Занятия по постановке танцевальных композиций проводятся 2-4 раза в год, блоками по несколько занятий. В процессе постановочной работы составляются целостные танцевальные композиции.
Репертуар состоит из танцев, построенных на элементарных движениях народных русских танцев и «ближнего зарубежья».
12. Репетиционная работа выполняется во второй половине занятия после ритмической гимнастики и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Репетиции танцевальных композиций проходит на протяжении всего учебного года, кроме занятий по постановке танца. Репетиционная работа включает в себя отработку, как отдельных элементов танца, так и целостных танцевальных композиций, а так же отработку танца на сцене.
13. Концертная деятельность – проводятся итоговые занятия в конце каждого полугодия и проходят в форме отчетного концерт
Учебно-тематический план
третий год обучения
(4 часа в неделю)
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 4 | 4 | - |
2 | Историко – бытовой танец | 4 | 4 | - |
3 | Психологическая настройка исполнителя на исполнение номера. | 8 | 4 | 4 |
4 | Партерная гимнастика | 10 | - | 10 |
5 | Дыхательная гимнастика | 12 | 4 | 8 |
6 | Игровые технологии | 16 | - | 16 |
7 | Общеразвивающие упражнения. | 16 | - | 16 |
8 | Позиции рук и ног. | 4 | 2 | 2 |
9 | Музыкально – пространственные перестроения | 8 | 2 | 6 |
10 | Ориентирование в танцевальном зале | 4 | 2 | 2 |
11 | Элементы музыкальной грамоты | 16 | 2 | 14 |
12 | Постановка, изучение танца. | 18 | 2 | 16 |
13 | Репетиционная работа | 16 | - | 16 |
14 | Концертная деятельность. | 8 | - | 8 |
Всего: | 144 | 26 | 118 |
Учебно-тематический план
третий год обучения
(2 часа в неделю)
№ | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Историко – бытовой танец | 2 | 2 | - |
3 | Психологическая настройка исполнителя на исполнение номера. | 4 | 2 | 2 |
4 | Партерная гимнастика | 5 | - | 5 |
5 | Дыхательная гимнастика | 6 | 2 | 4 |
6 | Игровые технологии | 8 | - | 8 |
7 | Общеразвивающие упражнения. | 8 | - | 8 |
8 | Позиции рук и ног. | 2 | 1 | 1 |
9 | Музыкально – пространственные перестроения | 4 | 1 | 3 |
10 | Ориентирование в танцевальном зале | 2 | 1 | 1 |
11 | Элементы музыкальной грамоты | 8 | 1 | 7 |
12 | Постановка, изучение танца. | 9 | 1 | 8 |
13 | Репетиционная работа | 8 | - | 8 |
14 | Концертная деятельность. | 4 | - | 4 |
Всего: | 72 | 13 | 59 |
Содержание программы.
1. Вводное занятие. Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время занятий и особенностях внешнего вида ребенка.
2. Историко – бытовой танец (галоп, полька, вальс, полонез). Особенности , взаимосвязь истории и традиций народа и бытового танца, взаимосвязь характера танца и музыки. Народный костюм и характер. Танцевальные движения, комбинации, этюды.
Элементы движений цыганского танца. Изучение медленных движений танца русских цыган (переводы рук, balance в перегибом корпуса, вращения, движения сидя на полу, круговое port de bras); быстрых движений танца бессарабских цыган (flik-flak с работой рук, различные ходы).
3. Психологическая настройка исполнителя на исполнение номера. Теория и тренинги позволяющие сосредоточится, успокоится, войти в образ и обрести психологическое равновесие. Методики и тренинги преодоления страха и тревожности. Преодоление застенчивости и приобретение уверенности в себе, а так же упражнения на развитие общительности.
4. Партерная гимнастика - занятие на полу ( на ковриках ). В исходном положении сидя и лежа очень удобно прорабатывать, прежде всего , мышцы брюшного пресса, а также туловища, рук и ног. В этих положениях снижается опорная нагрузка на позвоночник и ноги, мышцы работают в различных режимах. Партерная гимнастика способствует активному развитию физического состояния детей, помогает лучше растянуть мышцы ног, укрепить мышцы спины, развить гибкость позвоночника и т.д. Все это закладывает фундамент того, что дети будут успешно осваивать дальнейшую программу по изучению искусства танца.
5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
Упражнение 1. «КУЛАЧКИ»
Исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.
После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти
Упражнение 2. «СБРОСЬТЕ ГРУЗ!»
Исходная позиция: стать прямо, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, голову поднять, плечи расслабить и опустить, руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Пальцы при этом должны быть сжаты в кулаки.
На первый счет требуется свободно опустить руки вдоль тела, одновременно разжимая кулаки, расслабляя кисти и производя вдох. При этом нужно представить, будто нужно сбросить с рук и плеч тяжелый груз. В момент, когда руки опускаются, мышцы предплечья, плеч и кистей следует максимально напрягать и в то же время требуется с силой растопырить пальцы, воображая, что между ними появились перепонки.
Упражнение 3. «НАКАЧАЕМ МЯЧ»
Исходная позиция: стать прямо, голову поднять, плечи опустить и расправить, руки свободно опустить вдоль туловища, ноги расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу.
Далее нужно немного наклониться вперед, руки расслабить, вывести вперед в свесить, плечи округлить, голову опустить, мышцы расслабить и одновременно сделать резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого следует принять исходное положение и в тот же момент произвести слабый выдох только через рот либо через рот и нос. Выдыхать, акцентируя внимание на том, чтобы вывести воздух лишь через рот, не нужно. С течением времени и освоением техники выполнения упражнения умение правильно выдыхать придет само собой.
Далее следует вновь с шумом, активно и коротко вдохнуть, наклоняя корпус и расслабляя мышцы верхней части тела, после чего сделать выдох и принять исходное положение.
6. Игровые технологии. Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
- Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство);
- 1,2,3 - фигура... замри (игры на воображение);
- Меня зовут ( игры на воображение);
- Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма);
- Лесное царство. Интегрированные занятия «Фэнтази - Данс» с элементами импровизации. Импровизационная работа, как на свободную, так и на заданную тему.
7. Общеразвивающие упражнения. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки. Беговые упражнения, прыжки, броски большого мяча, метание малого мяча. Прыжки со скакалкой и висы.
8. Позиции рук и ног.
- Кисть: изучение позиции кистей рук, положения кистей рук (способ держать кисть руки, исполняя упражнения у станка или на середине; способ держать руку, исполняя движение экзерсис в adagio и в allegro; способ держать руку, исполняя arabesque; способ держать руки в attitude);
- Руки: изучение позиций и положений рук (позиция расслабления, расширенная позиция расслабления, первая позиция, первая расширенная позиция, вторая позиция, полу-вторая позиция, третья позиция, четвертая позиция, четвертая низкая позиция, пятая позиция, руки в arabesque, руки в attitude, теория port de bras)
- Голова: изучение пяти основных положений головы (прямая голова, поднятая голова, опущенная голова, голова, наклоненная в сторону, голова, повернутая в сторону), изучение семи основных движений головы.
- Лицо: изучение мимики лица (радость, грусть, злость, горе, восторг, легкость, удивление и другие эмоции), передача настроения музыки мимикой, выразительность танца с помощью мимики, работа над выражением лица при исполнении танца (взгляд, улыбка).
- Корпус: положение корпуса (прямое, наклонное), удержание равновесия. Отработка комплексов упражнений, направленных на укрепление области поясницы, на развитие гибкости, на отработку центра тяжести.
- Ноги: позиции ног являются производными от позиций ступней. Изучение позиций ног (вторая позиция, вторая носком в пол, вторая средняя, вторая высокая, четвертая позиция вперед, четвертая вперед носком в пол, четвертая вперед средняя, четвертая вперед высокая, четвертая позиция назад, четвертая назад носком в пол, четвертая назад средняя, четвертая назад высокая), положение ноги в подъеме.
- Стопы: существует пять основных положений стоп, они образуют нерушимую базу всех движений танца (первая позиция (закрытая, на одной линии), вторая позиция (открытая, на одной линии), третья позиция (закрытая, ступни перекрещиваются), четвертая позиция (открытая, ступни перекрещиваются), пятая позиция (закрытая, ступни перекрещиваются)); позиции стоп во время движений (стопа на земле, стопа, приподнятая на четверть, стопа, поднятая на пальцы, стопа с опущенным носком); ошибки.
9. Музыкально – пространственные перестроения. Ознакомление со значением терминов: колонна, шеренга, круг, два круга ( внутренний, внешний), диагональ, две диагонали, построение в шахматном порядке. Закрепляется тема игрой «Кто быстрее?». Дети делятся на две команды и соревнуются, кто быстрее выстроит заданный педагогом рисунок. Все это сопровождается танцевальными движениями и музыкальными композициями.
10. Элементы музыкальной грамоты. Что такое темп. Определение темпа. Отбивка темпа под музыку. Отработка на практике. Связь мелодии и движения: передача через движение характера музыки. Музыкально пространственные упражнения: виды марша, виды шагов (простой шаг, ходьба с высоко поднятыми коленями, ходьба на носках, на пятках, приставные шаги, шаг с носка, шаг галоп, шаг с ударом, тройной притоп, подскоки), хороводы, колонна, круг, свободное размещение в зале. Танцевальные шаги в образе зверей: передача темпа музыки, маршировка вдоль станков в различных ритмах (2/4, ¾, 4/4) и образах зверей (лошадка, зайчик, лиса, медведь, олень, волк и др.), развитие фантазии, актерских способностей у детей, создание музыкального образа.
11. Ориентирование в танцевальном зале. Знакомство с правилами ориентирования в танцевальном зале (поворот корпуса в заданном положении), понятием линии танца (против линии танца).
12. Постановочная работа выполняется во второй половине занятия после ритмической и партерной гимнастики и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Занятия по постановке танцевальных композиций проводятся 2-4 раза в год, блоками по несколько занятий. В процессе постановочной работы составляются целостные танцевальные композиции.
Репертуар состоит из танцев, построенных на элементарных движениях народных русских танцев и «ближнего зарубежья».
13. Репетиционная работа выполняется во второй половине занятия после ритмической гимнастики и повторения уже знакомых элементов и комбинаций. Репетиции танцевальных композиций проходит на протяжении всего учебного года, кроме занятий по постановке танца. Репетиционная работа включает в себя отработку, как отдельных элементов танца, так и целостных танцевальных композиций, а так же отработку танца на сцене.
14. Концертная деятельность - проводятся в конце каждого полугодия и проходят в форме отчетного концерта.
- Е.В. Горшкова «От жеста к жесту»
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Учебно – методическое пособие для педагогов «Са-ФИ-ДАНС»
- Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
- Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
- Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
- Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
- Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
- Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
- Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература.
- Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
13. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
14. Кудаковой Т.М. авторская программа «Изюминка»
15. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.
16. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.
17. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...