АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ФИТБОЛ-АЭРОБИКА» Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ).
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Она является составной частью общей учебной программы по физической культуре специальной медицинской группы.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fitbolu_dlya_smg.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ФИТБОЛ-АЭРОБИКА»
Программа составлена для школьников, отнесенных по состоянию здоровья
к специальной медицинской группе (СМГ).
Автор-составитель:
Куликалова Н. А.
Педагог дополнительного образования
МОУ СОШ№5
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время существует более 200 направлений оздоровительных видов гимнастики, аэробики. Все они объединены одной общей задаче укрепление здоровья человека. Вместе с тем, каждое из этих направлений имеет свои отличительные особенности: по набору применяемых средств, методам обучения, роли музыкального сопровождения в занятии и т.д.
Мы живем во время триумфа оздоровительных видов аэробики. Популярность аэробики в течение более чем 20 лет основана на ее отличительных чертах - она эффективна, доступна, эмоциональна окрашена и внешне привлекательна. В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по аэробике.
Возможности её применения настолько широки и диапазон упражнений настолько огромен, что под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека.
Фитбол- традиционное направление в фитнес - тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физкультуре. В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет. В нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол-гимнастике и фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
Упражнения с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма.
Также упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- Для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата.
- Для формирования осанки.
- Для увеличения гибкости и подвижности в суставах.
- Для развития ловкости и координации движений.
- Для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
- Для укрепления мышц рук и плечевого пояса.
- Для укрепления мышц брюшного пресса.
- Для укрепления мышц спины и таза.
- Для укрепления мышц ног и свода стопы.
- Для развития танцевальности и музыкальности.
Фитбол – аэробика, как и другие оздоровительные направления аэробики, имеет в своем арсенале такие важные средства воздействия на организм и психику, как музыка и танец. Сочетание грамотного музыкального сопровождения, танцевальных движений и эффект механической вибрации - вот тот оздоровительный конгломерат, который вместе дают занятия фитбол - аэробикой.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани.
Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
В последние годы в нашей стране увеличивается заболеваемость детского населения. Процесс физического воспитания ослабленных детей сложен. Школьники, которые перенесли какие либо заболевания, длительное время находятся в условиях дефицита двигательной активности, что дополнительно усугубляет состояние их здоровья. Это явление получило название «гипокинетического синдрома ».
Между тем, современные знания в области физиологии, гигиены и клинической медицины свидетельствуют о том, что таким детям необходима двигательная активности. Но заниматься они должны по специальным программам. Это обуславливает актуальность данной проблемы.
Учитывая огромный оздоровительный эффект от упражнений на фитболах, их большое количество и разнообразие была разработана программа ) «Фитбол - аэробика» предназначенная для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ. Она является составной частью общей учебной программы по физической культуре специальной медицинской группы.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.
Исходя из цели были определены задачи:
- Укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, равновесия и др.). Профилактика и коррекция различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезни легких).
- Повышение мотивации учащихся к физической культуре и овладение комплексом современных здоровьеформирующих систем физического воспитания (фитнес, фитбол-аэробика).
- формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.
- Развитие музыкально ритмических и творческих способностей.
В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения «О снижении наполняемости в специальных медицинских группах…». Минимальное число учащихся, занимающихся в СМГ, может быть 8 человек. Группы учащихся комплектуются по заключению врача и оформляются приказом директора школы. Данная программа составлена с учетом этих величин, а также предполагает реализацию индивидуального подхода к каждому занимающемуся школьнику.
Дети подразделяются на три звена:
- Дети младшего школьного звена (1-4 класс);
- Среднего (5-9 класс);
- Старшего (10-11 классы).
Занятия «Фитбол-аэробикой» представлены в учебной программе в следующем объеме:
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено | |
Теоретический раздел | 5 | 10 | 10 |
Практический раздел | 42 | 50 | 52 |
Всего часов: | 47 | 60 | 62 |
Учебно-тематический план
Разделы, темы учебного материала | Количество часов | |||
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено | ||
Теоретический раздел | ||||
1 | Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся | 1 | 1 | 1 |
2 | Виды фитнес-аэробики, их характеристика. Оздоровительная аэробика и ее классификация по различным признакам | 1 | 2 | 2 |
3 | Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики | 1 | 2 | 2 |
4 | Требования здорового образа жизни к двигательному режиму, питанию, закаливанию, гигиене тела, одежды и мест проживания | 1 | 2 | 2 |
5 | Лечебная физкультура. Составление индивидуальных тренировочных программ ЛФК | 1 | 2 | 2 |
6. | Определение музыкальных стилей, подбор движений в соответствии с музыкальным стилем. Составление танцевальных композиции | 1 | 1 | |
Всего часов: | 5 | 10 | 10 |
Разделы, темы учебного материала | Количество часов | |||
Младшее звено | Среднее звено | Старшее звено | ||
Практический раздел | ||||
1 | Вводное занятие Обучение седу на мяче, прыжки на мяче. Ознакомление и разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой | 6 | 2 | 2 |
2 | Закрепление и совершенствование гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой | 6 | 4 | 4 |
3 | Ознакомление и разучивание базовых элементов аэробики и их разновидностей | 2 | 4 | 4 |
4 | Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей | 6 | 4 | 4 |
5 | Ознакомление и разучивание связок из базовых элементов аэробики | 2 | 4 | 4 |
6. | Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики | 2 | 4 | 4 |
7 | Ознакомление и разучивание от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики | 4 | 4 | |
8 | Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики | 4 | 4 | |
9 | Ознакомление и разучивание упражнений, составляющих партерную часть занятия фитбол-аэробикой | 2 | 4 | |
10 | Закрепление и совершенствование упражнений, составляющих партерную часть занятия фитбол-аэробикой | 2 | 2 | 4 |
11 | Лечебная физкультура | 8 | 10 | 10 |
12 | Подвижные игры.Эстафеты | 8 | 6 | 4 |
Всего часов: | 42 | 50 | 52 |
Содержание программы «Фитбол-аэробика»
Вводное занятие. Ознакомление с мячами (цвет, объем). Техника безопасности на фитболах. Ознакомление и разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой. В эту группу входят разновидности ходьбы, бега, прыжков, а также общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняемые с целью оздоровления и развития двигательных способностей.
(комплексы упражнений-приложение№1)
Младшее звено
Форма занятий на фитболах - игровая, а использование новых упражнений и смена их последовательности - один из способов поддержать интерес к продолжительности занятий.
Цель тренировки - научить детей скоординированному движению, познакомить с самыми элементарными упражнениями.
В младшем звене основное внимание уделяется работе над тонусом, статической координации, сохранению заданной позы. Фитболы применяются и в игре. Основная цель игр - двигательная корректировка развития детей.
Среднее звено
Главная задача-обучение технически правильному выполнению упражнений и развитие координации. Создаваемые мячом вибрации оказывают обезболивающее действие, усиливают перистальтику кишечника, благотворно влияют на работу желудка, печени и почек. Доказано, что волны, возникающие при колебании мяча, передаются по всему позвоночнику до головного мозга и вызывают положительные эмоции.
Целью занятий является совершенствование двигательных стереотипов, координации, а также укрепления мышечного корсета с коррекцией нарушения осанки. Функция равновесия корректируется упражнениями не только в основной стойке, но при различных движениях тела, с включением в работу всех мышечных групп.
Упражнения на фитболе могут выполнятся в разных И.П.:
- упражнения сидя на мяче тренируют мышцы тазового дня, а также для профилактики патологии мочеполовой системы.
- упражнения лежа на мяче, превосходно укрепляют мышцы спины и брюшного пресса;
- покачивания вперед-назад на спине, помогают расслабится и снимают боль в спине.
Старшее звено
Учащиеся старшего школьного возраста уже хорошо соотнося свои действия с музыкой поэтому необходимо вводить музыкальное сопровождение серий упражнений.
Занятия на фитболах обеспечивают «мягкую» нагрузку на очень хорошем эмоциональном фоне, так как упражнения выполняются практически при полном отсутствии нагрузки на ноги, что немаловажно для детей с избыточным весом. Во время занятий на фитболе сгорает больше калорий, чем при простом занятии аэробикой, т.к. равномерно прорабатываются те группы мышц, которые обычно недоступны, особенно мышцы брюшного пресса и спины.
Правила для занятий
- Подбирать мяч по росту. (детям ростом до 125 см следует использовать мячи размером 30-35 см, ростом 140-150см и выше -50 см).
- Перед занятием следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
- Удобная одежда.
- Начинать с простых упражнений и облегченных И.п., постепенно переходя к сложным.
- Избегать быстрых, резких движений.
- При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.
Занятия по программе «Фитбол - аэробика» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни, историю возникновения и развития фитбол - аэробики.
Практическая часть занятий предполагает обучение основным (базовым) движениям аэробики, танцевальным упражнениям, составлению комплексов упражнений, упражнениям лечебной физкультуры, проведение подвижных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание и аттестация учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Оценивание и аттестация учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе...
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ для аттестации выпускников основной школы по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
В пособие представлены примерные вопросы и ответы теоретической и практической части экзамена по физической культуре. Материал подготовлен как самим автором, так и при помощи ресурсов интернет....
Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123...
Планирование третьего часа физической культуры с учетом современных требований для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Вариативная часть урока физической культуры с учётом ФГОС для учащихся 8 классов, относящихся к СМГ А по разделу «Корригирующая гимнастика» (34 часа).Выполнил: учитель специальной(коррекционной)...
Планирование третьего часа по физической культуре для детей,отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А.
Календарно – тематическое планирование по физкультуре для учащихся СМГ группы А 5 классов (34 часа)Выполнила: учитель физкультуры ГБОУ школа-интернат №7 Колесникова О.Н....
программа для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
6 учащихся нашей школы имеют специальную медицинскую группу, уроки физкультуры с ними провдятся по этой программа...
ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
В работе предлагаются разработки занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....