Очумелые ручки
рабочая программа по технологии на тему

Очумелые ручки 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_umel_ruchki.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по технологии
Очумелые ручки
на 2015-2016 уч. г.

2 класс

Количество часов

68 часов (2 часа в неделю)

Программа

Авторская программа Т. Н. Просняковой  «Художественное творчество: станем волшебниками»(1-4 классы) (Программа внеурочной деятельности».; П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.)

Ступень образования

Начальное образование

Учитель: Иванова Н.Н.

   

   

 Пояснительная  записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности кружка  «Очумелые ручки»  разработана на основе авторской программы  Т. Н. Просняковой  «Художественное творчество: станем волшебниками» (1-4 классы)

  Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература» : «Издательский дом «Федоров», 2011. - 144 с.)

Программа курса «Умелые ручки» разработана для внеурочных занятий с учащимися 2-х классов. Предлагаемые  разделы : «Бумагопластика», « Работа с природным материалом», «Аппликация», «Работа с бросовым материалом».

На реализацию программы отводится 2 час в неделю на 1-х годичное обучение и составляет 68 часа в год.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

■ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

■ формировать прикладные умения и навыки;

■ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с  миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

■ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования   и   моделирования   изделий,   навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

■ творческого отношения к учению, труду, жизни;

■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

■ бережного   отношения   к   природе,   окружающей   среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-  интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

-   формирование информационной грамотности современного школьника;

-  развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

         Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.     Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, нитками, пластилином – это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы,  а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   2 КЛАССА (68 ч)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего час

1

Вводное занятие

1

2

Аппликация и моделирование из природных материалов

27

3

Работа с пластическими материалами

12

4

Аппликация и моделирование из нитей и ткани

14

5

Работа с бросовым материалом.

14

Итого:

          68

Содержание программы

1.Вводное занятие (1ч.)

  1. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  2. Требования к поведению учащихся во время занятия.
  3. Соблюдение порядка на рабочем месте.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.

2.Аппликация и моделирование из природных материалов (27ч.)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность  сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки,  игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).
2. Аппликация из кленовых «парашютиков».
3. Букет роз из листьев.
4. «Божья коровка» из скорлупы грецкого ореха
5. Изготовление закладки по образцу
6. Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений
    овощей, фруктов, листьев.
7. Изготовление аппликаций по образцу.
8. Изготовление игрушек–марионеток (работа с шаблонами).
9. Изготовление настольных игрушек (по образцу).
10. Изготовление елочных гирлянд, игрушек.
11. Изготовление карнавальных масок.

3.Работа с пластическими материалами (12ч.)
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

1.Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
2. Пластилиновая аппликация на картоне «В лесу»
3.Пластилиновая аппликация на стекле. (по замыслу)

4.Аппликация и моделирование из нитей и ткани (14ч.)
В ходе работы с нитками и  тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструирова­нию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-​прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художествен­ный вкус, формируются профессиональные навыки.  Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна - ​фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

1 Аппликации из шерстяных ниток «Цветы»
2 Аппликации «Бабочка»
3 Изготовление браслета
4 Изготовление нитяной куклы

5.Работа с бросовым материалом. (14ч.)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии».  О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду,  упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки,  фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое  применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью раз­личных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
1 Конструирование игрушек из спичечной коробки.
2.Изготовление карандашницы
3.Панно из карандашной стружки
4.Изготовление шкатулки из основы скотча

Принадлежности:

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши,  ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, портновские булавки, шило, крючок, шаблоны выкроек, схемы, трафареты.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа, пластилин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый  познавательный   интерес   к  новым  видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

-  вносить коррективы  в действия  на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

-  осуществлять синтез (целое из частей);

-  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-  устанавливать причинно-следственные связи;

-  строить рассуждения об объекте;

-   обобщать  (выделять  класс  объектов  по  какому-либо признаку);

-  подводить под понятие;

-  устанавливать аналогии;

-  проводить   наблюдения   и   эксперименты,   высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения  и  различных  вариантов  выполнения  поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

-  стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-  с   учетом   целей   коммуникации   достаточно   полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

■ расширить   знания   и   представления   о   традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

■ познакомиться   с   историей   происхождения   материала, с его современными видами и областями применения;

■ познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

■ использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

■ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

■ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

■ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

■ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

■ достичь оптимального для каждого уровня развития;

■ сформировать систему универсальных учебных действий;

■ сформировать навыки работы с информацией.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

Учебные пособия:

Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).

Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Специфическое сопровождение (оборудование):

-  проекционная техника;

-  компьютеры.

Список дополнительной  литературы для учителя.         

  1. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  2. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  3. Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 2007г
  4. Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 2008г.
  5. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  6. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  7. М.А.Гусакова “Аппликация”
  8. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  9. С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
  10. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  11. Т.И. Еременко “Рукоделие”
  12. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  13. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  14. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  15. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  16. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  17. В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
  18. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  19. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

                                   Тематическое планирование

                           

п/п

                             Тема урока

Кол-во часов

  Аппликация и моделирование из природных материалов.

     28

1.

Вводное занятие. Мозаика (семена, камушки, листья)

2

2.

Аппликация.

2

3.

Букет роз из листьев.

2

4.

Божья коровка.

2

5.

Изготовление закладки.

2

6.

Симметричное вырезание из листьев бумаги (овощи. фрукты).

2

7.

Изготовление аппликаций по образцу.

2

8.

Изготовление игрушек – марионеток.

2

9.

Изготовление настольных игрушек.

2

10.

Изготовление ёлочных игрушек.

2

11.

Изготовление карнавальных масок

2

12.

Изготовление новогодней ёлки

2

13.

Изготовление новогодней ёлки

2

14.

Изготовление гирлянды.

2

       Работа с пластическими материалами.

     12

15.

Лепка людей из пластилина.

2

16.

Лепка животных.

2

17.

Лепка овощей.

2

18.

Пластилиновая аппликация на картоне.

2

19.

Пластилиновая аппликация на стекле.

2

20.

Пластилиновая аппликация на стекле ( по замыслу).

2

        Аппликация и моделирование из нитей и ткани.

     14

21.

Аппликация из ниток ( цветы).

2

22.

Цветы из шёлковой ткани.

2

23.

Аппликация  « Бабочка».

2

24.

Завершение аппликации.

2

25.

Изготовление браслета.

2

26.

Изготовление нитяной куклы.

2

               Работа с бросовым материалом.

     14

27.

Конструирование игрушек (машинки)

2

28.

Конструирование игрушек из картона.

2

29.

Изготовление карандашницы.

2

30.

Панно из карандашной стружки.

2

31.

Панно из карандашной стружки.

2

32.

Изготовление шкатулки.

2

33.

Изготовление шкатулки из основы   скотча.

2

34.

Выставка детского творчества.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа кружка по дополнительному образованию детей "Очумелые ручки"

Основной задачей системы общего и дополнительного образования является воспитание всесторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим, особую важность приобретают уебные предметы, формирующие ду...

Программа прикладного обучения "Очумелые ручки"

Данная программа предназначена для воспитанников детского дома с 7 до 16 лет и содержит систему диагностики...

Программа "ОЧумелые ручки"

       Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные  и трудов...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

Программа "Очумелые ручки".

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования....