Внеурочное занятие кружка «Золотая игла»
план-конспект занятия по технологии (5 класс) на тему

Без прошлого нет будущего. Я в этом твердо убеждена. Поэтому знакомлю детей с обрядами и традициями русского народа.Хочу, чтобы они гордились своей страной, своим народом. Можетбыть предложенный мною материал не откроет вам новых творчских секретов. Но занятие прошло так трогательно. дети были так отзывчивы, старательны. Счастливые понесли кукол домой радовать своих близких. Итак, цель занятия-организация продуктивной творческой деятельности школьников при работе с текстильными материалами, изготовление традиционной тряпичной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_kruzhka.docx811.83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие кружка «Золотая игла»

Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал»

 /народная мудрость/

Учитель технологии первой категории Жеролис Ю.И.     МБОУ «СОШ с.Шумейка»

Тема занятия: «Изготовление тряпичной куклы Кувадки».

Тип занятия: мастер-класс.

Цель занятия:

Организация продуктивной творческой деятельности школьников при работе с текстильными материалами, изготовление традиционной тряпичной куклы.

Оборудование: Ткань х/б, нитки, ножницы, ИКТ (видеоролик).

Планируемые результаты:

Проблемы, решаемые обучающимися - понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; осваивать способы работы с лоскутом; применять полученные знания и умения в практической деятельности.

1. Личностные результаты:

-осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;

-осуществлять совместную практическую деятельность;

-анализировать свою деятельность;

-умение слушать учителя.

2. Регулятивные УУД:

-определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;

-выявлять собственные затруднения;

-находить способы выхода из затруднений;

-организовывать свою деятельность;

-контролировать и анализировать собственную деятельность.

3. Познавательные УУД:

-искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;

-конструировать новое знание;

-применять знание на практике;

-излагать свое мнение;

-способность делать обобщения и выводы самостоятельно.

4. Коммуникативные УУД:

- содействовать формированию дружного коллектива;

-умение вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделие;

-уметь слышать товарища, не перебивать его;

-уметь отстаивать свою позицию.

Ход мастер класса

Этап

Конспект занятия

I           этап

I. Организационный этап

Цель этапа: включить учащихся в учебно-познавательную деятельность.

       Учитель: Здравствуйте!—

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!» 

II  этап

II. Актуализация субъективного опыта

Цель этапа: Актуализация субъектного опыта учащихся.

Просмотр видеоролика «Народные традиции».

III

этап

III.Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа: - выявить представление детей о том, что такое тряпичная кукла; - способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся.

- О чем мы сегодня будем говорить?

Тема: «Изготовление тряпичной куклы»

Цель этапа: развивать у учащихся творческое воображение,увлечь,  заинтересовать историей возникновения куклы.

-  Спасибо, что пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Поделка, игрушка, сделанная своими руками уникальна, индивидуальна.

Плюс второй - возможность совместного творчества вместе. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий - вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать себя в новом, интересном деле. А кто-то – может найти свое призвание или хобби.

- Ребята, в какие игрушки вы играли в детстве, а может играете и сейчас?

- Какая игрушка у вас самая любимая? Почему?

- В магазинах очень много различных интересных игрушек. Можно выбрать любую понравившуюся.

- Ребята, как вы думаете, а ваши прабабушки играли в такие же игрушки?
- А где они их брали?

- В магазинах особо игрушек не было. Все игрушки раньше делали сами из подручных средств. Из глины лепили птиц, животных. Если режут бычка или барана, то надували пузырь, в него опускают горошины и когда пузырь высохнет, то получалось погремушка или бубен. Из чурбаков делали машинки. Охотники отдавали ребенку пушистый заячий хвостик. Для детей плели маленькие корзинки, делали грабельки.

Игра и игрушка- это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передавать накопленный опыт.

Самой распространенной игрушкой была кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Ее делали из тряпочек и называлась она-тряпичная. Сначала для детей делали куклы взрослые, а потом и сами дети мастерили. Куклам никогда не рисовали лицо. Считалось, что в кукле без лица (т.е. без души) не может вселиться не чистая сила. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего созидателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее каждого народа на нашей планете.

Все дети мира играют в куклы. И в современное время для продвинутых детей нужна народная кукла. Основным является то, что вы сами ее мастерите и кукла становится родной и дорогой.

Издревле на Руси куклы считались не только общепризнанной и любимой забавой многих детей, но также и священным оберегом.

Особенности текстильной куклы:

 - Выполняется скручиванием полосок ткани: русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое.

- Натуральные материалы

- Куски своей ношеной (счастливой) одежды;

- Делается без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная»; все составные части крепятся нитками, поясками. Причем, нити наматываются по часовой стрелке, обязательно делается нечетное количество оборотов.

- Легко делается

- Безликость, чтобы не вселился дух иного мира. Безликость — это следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека, и никто не может причинить зло через эту куклу.

Давайте и мы попробуем сделать простую куколку-Кувадку. Так её называли наши предки«Одной рукой узла не завяжешь», поэтому, для того чтобы сделать куклу надо помогать друг другу. Самое главное при изготовлении куклы-оберега – это положительный настрой и хорошее настроение. Освободите голову от посторонних мыслей, будьте спокойны, уверены и доброжелательны. Тогда у вас получится создать оберег для близкого человека, который сможет защитить его от всех напастей.

Кукла будет обладать мощной положительной энергетикой.

Для изготовления куклы-Кувадки используются лоскуты яркой разноцветной ткани, цветные нитки. Желательно красные.

Кувадка очень проста в изготовлении. Лоскут яркой одноцветной ткани размером 10×20 см скручиваем к середине по длинным сторонам, чтобы скатки встретились в середине (рис. 1, а).

Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 см от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью красного цвета. Концы нити связываем двойным узлом (рис. 1, б).

Рис. 1. Сворачивание лоскутов ткани для изготовления куклы Кувадки.

Из лоскута другого цвета размером 6×6 см таким же образом скручиваемвторую скрутку.На расстоянии 1 см от края с каждой стороны перевяжите скатку.

(рис. 1, в).

Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке (рис. 2, а).

Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Зафиксируйте перевязь на талии.

Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляют в пышное платье (рис. 2,б).

    Ваша Кувадка готова.

Цель этапа: понять учебную задачу и стремление к выполнению; искать подходящие способы для достижения цели урока.

-  Ребята, какая особенность есть у кукол? (Куклы не имеют лица)

- А почему куклу изготавливали без лица?

(Считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух)

- Почему же так популярна была именно тряпичная куклу? (доступность материала: использовалось старое тряпьё; быстро можно создать куклу)

- Как завязывали платок девушки, а как пожилые женщины? Как плели косы девушки и женщины?

(предположительные ответы: девушки завязывали платок спереди или вовсе ходили без платка, замужние женщины же всегда покрывали голову завязывая платок сзади)

Да действительно платок, завязанный спереди и одна заплетенная коса указывали на то, что это молодая девушка, платок, завязанный сзади и две заплетенных косы указывали на то, что это замужняя женщина. (Кстати, волосы у кукол иногда делали из настоящих волос, их снимали с гребешка, собирали с пола. )

- Почему наши предки так любили красный цвет?

(предположительные ответы детей: цвет солнца, обереговый цвет и т.д.)

Да действительно считалось, что этот цвет обереговый, он обладает магической силой.

Правила техники безопасности.

- Ребята, с каким инструментом будете работать? (Ножницами)

- Напоминаю о ТБ.

Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Раз — подняться,потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
 

Практическая работа

Цель этапа: изготовление куклы Кувадки своими руками; уметь работать с технологической картой.

V этап

V. Заключительный этап  - Презентация кукол

- А теперь положите свою куклу на ладошку и полюбуйтесь ею. С такой куклой приятно играть, можно подарить. Ведь с куклой вы дарите тепло своих рук частичку своей любви и доброты.

Создавали куклу, создавали,
В ярки лоскуточки наряжали,
Из всего, что в доме находили,
Куколку с любовью мастерили.
Заплетали кукле косы, 
Умывали куклу утренние росы.
Кукла наша ладной получилась,
В ней душа народа отразилась.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами: 

Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего края, своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!

Учитель: Огромное вам спасибо, вы прекрасные мастера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Золотая игла"

Данная программа расчитана на два года. Первый год посвящен тому, что девочки обучаются ручным и машинным работам, терминам, технологиям. Второй год посвящен более углубленному изучению приемам изгото...

программа кружка "Волшебная игла"

 У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Во время внеклассных занятий, выполняя полезные и нужные из...

Внеурочное занятие кружка "Волшебный карандаш"

Внеурочное занятие в 1 классе. Изготовление поздравительной открытки 23 февраля....

Программа внеурочного занятия (кружка) с рецензией: "Проблемные вопросы географии"

Рабочая программа кружка «Проблемные вопросы географии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"

Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...

конспект внеурочного занятия кружка

Освоение основ технологии и техники безопасности ручной обработки древесины учащимися 6 класса..Развитие художественно – творческих способностей учащихся, фантазию, память, эмоционально – ...

Рабочая программа по внеурочному объединению кружка творческого направления "Золотые руки"

В данной статье представлена рабочая программа внеурочного объединения кружка творческого направления "Золотые руки" для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....