Рабочая программа по внеурочному объединению кружка творческого направления "Золотые руки"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данной статье представлена рабочая программа внеурочного объединения кружка творческого направления "Золотые руки" для обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zolotye_ruki.doc | 227.5 КБ |
zolotye_ruki_pdf.pdf | 293.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области «Школа-интернат № 111 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара»
Утверждаю:
Директор ГБОУ школа-интернат №111
г.о. Самара
___________ /Соловых С. В./
«_____» _____________20 ___ г.
Принята на заседании
методического (педагогического) совета
от « ___»_________ 20 г.
Протокол №
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Золотые руки»
художественной направленности
Ознакомительный уровень
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Срок обучения: 1 год
Разработчик:
Ревякина В. П.,
педагог дополнительного образования
г. Самара, 2022.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые руки» является программой художественной направленности.
1.2. Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес к изделиям ручной работы, декоративно-прикладному творчеству. Программа «Золотые руки» разработана для учащихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью), для которых занятия декоративно-прикладным творчеством являются важнейшими средствами коррекции недостатков психического развития и личности. В процессе изготовления поделок учащимся приходится устанавливать определенные связи и отношения между обрабатываемыми материалами, выполняемыми операциями, регулировать, согласовывать и контролировать свои действия, осуществлять их в соответствии с требованиями изготовляемой вещи. Таким образом, данная деятельность способствует развитию мышления и других психических процессов учащихся, а также на формировании целенаправленных способов деятельности. Приобщение детей и подростков к занятиям декоративно-прикладным творчеством предполагает решение проблемы профессиональной ориентации, эстетического, художественного, нравственного воспитания средствами декоративно-прикладного творчества.
Работа по программе предоставляет возможность детям в условиях кружка в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р),
- Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказом Министерства просвещения РФ от 3.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (Приложение к письму Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
Отличительные особенности программы «Золотые руки заключаются в том, что:
- программа учитывает уровень психофизического и интеллектуального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- соблюдается преемственность и взаимодополняемость используемых техник и технологий работы с различными материалами (бумагой, картоном, бисером), предполагающие их сочетание и совместное применение;
- процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, у учащихся развиваются творческие начала.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать учащимся более полные представления о системе взаимодействия творчества с жизнью.
Главной отличительной чертой данной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению: на занятиях кроме овладения техниками оригами и бисероплетения, учащиеся углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др.
Программа позволяет организовать конструктивную деятельность учащегося, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения и формирующую целый ряд ручных умений (мелкую моторику), что является основой для его дальнейшего умственного развития.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что применяемые формы, методы и средства деятельности, их взаимосвязь позволяют учащимся научиться практическим приёмам работы по созданию предметов декоративно-прикладного творчества. Степенью реализации воспитательного аспекта учебного материала программы становятся результаты личностных изменений, происходящих в процессе обучения: привитие интереса к культуре разных народов, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности; способность к самостоятельной элементарной творческой работе; формирование коммуникативной культуры.
Программа способствует развитию мышления: целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание служит для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Занятия в кружке «Золотые руки» способствуют разностороннему развитию личности, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
1.3. Цель:
- творческое развитие личности учащихся через приобщение к искусству оригами и бисероплетения.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать виды бумаги для оригами; виды бисера и бусин по формам, размерам;
- познакомить учащихся с базовыми формами оригами, учить их различать и складывать;
- учить выполнять плоское параллельное плетение из бисера и бусин;
- учить понимать условные обозначения простейших инструкционных схем по оригами и бисероплетению;
- учить складывать по схеме и образцу фигурки несложной формы;
- учить размечать детали по шаблону, вырезать несложные симметричные детали;
- учить украшать готовую поделку по образцу.
Развивающие:
- формировать навыки работать с несложным шаблоном.
- развивать пространственную ориентировку, зрительное восприятие, моторные навыки;
- способствовать развитию способностей каждого ребенка на основе личностно-ориентированного подхода;
- развивать сенсорную сферу ребенка (чувства цвета, формы, пропорции, моторики и другие);
- способствовать развитию основных умений и навыков по технологии изготовления в технике оригами, аппликаций, бисероплетения;
- развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству оригами, бисероплетению;
- формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- воспитывать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели при выполнении практических работ;
- воспитывать умение работать индивидуально и в группах;
- формировать навыки безопасной работы с материалами и инструментами, необходимыми для занятий оригами и бисероплетения, при работе с колющими и режущими инструментами.
1.4. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые руки» рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта среднего школьного возраста.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются демонстрационные, иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Для учащихся характерно неумение рассказать о практическом наблюдении, обосновать вывод в виде устного монологического высказывания. На занятиях у детей совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную беседу на занятиях педагог развивает мышление детей.
Внимание характеризуется сравнительно небольшой устойчивостью, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха. С этой целью предусмотрен цикл физкультминуток.
Детям трудно запоминать и сохранять учебную информацию, у них наблюдается неточность воспроизведения. Также у детей возникают трудности при чтении схем, технологических карт. Учащиеся лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками, поэтому учет возрастных и психофизических особенностей детей, занимающихся по образовательной программе «Золотые руки», является одним из главных педагогических принципов.
На занятиях создаются такие условия, чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности и реализовать свою творческую активность.
1.5. Срок реализации программы: 1 год
В первый ознакомительный год обучения ребенок расширяет кругозор, знакомится с основами оригами и бисероплетения в форме бесед, презентаций, игр, практических работ.
Программа основана на принципе цикличности, поэтому осваивая программу ознакомительного уровня, дети быстро адаптируются к более серьёзным требованиям, соответствующим задачам следующих базового и продвинутого уровней.
1.6. Формы организации деятельности и режим (периодичность и продолжительность) занятий:
По количеству учащихся предусматривается групповая форма обучения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения: очная, очно-заочная, дистанционная форма обучения.
Общее количество часов в год – 34 часа.
Занятия проходят один раз в неделю по одному учебному часу и физкультпаузами в течение каждого занятия.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности организации образовательного процесса:
Специального отбора детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Золотые руки» не предусмотрено. В объединение зачисляются разновозрастные учащиеся по интересам.
Организация рабочего пространства для учащихся, зачисленных в объединение, осуществляется с использованием здоровье-сберегающих технологий.
В ходе занятия в обязательном порядке проводится физкультпаузы, направленные на снятие общего и локального мышечного напряжения. В содержание физкультурных минуток включаются упражнения на снятие зрительного и слухового напряжения, напряжения мышц туловища и мелких мышц кистей, на восстановление умственной работоспособности.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
- Индивидуального подхода к учащимся.
- Дифференцированного подхода к учащимся.
Эти принципы предусматривают взаимодействие между педагогом и воспитанником. Подбор индивидуальных практических заданий необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого учащегося, его заинтересованности и достигнутого уровня подготовки.
- Культуросообразности и природосообразности.
Содержание программы включает сведения о традициях и культуре народов мира. В программе учитываются возрастные, индивидуальные и психофизические особенности детей.
- Системности.
Полученные знания, умения и навыки учащиеся системно применяют на практике, создавая творческую работу. Это позволяет использовать знания и умения в единстве, целостности.
- Комплексности и последовательности.
Реализация этого принципа предполагает постепенное введение учащихся в мир прикладного творчества, то есть, от простого к сложному, с каждым годом углубляя приобретенные знания, умения, навыки.
- Цикличности.
Учащиеся всех лет обучения осваивают последовательно одни и те же разделы, существует возможность предлагать вновь пришедшим детям задания сначала более простые, соответствующие первому году обучения, а затем более сложные.
- Наглядности.
Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
1.7. Ожидаемый результат:
Личностные результаты, отражающие отношение к учебной деятельности и социальным ценностям | Метапредметный результат, регулятивные, познавательные, коммуникативные БУД | Предметные результаты, отражающие опыт решения проблем и творческой деятельности в рамках конкретного предмета |
Обучающиеся научатся:
| Регулятивные Обучающиеся научатся:
Познавательные Обучающиеся научатся:
отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные Обучающиеся научатся:
| Обучающиеся научатся:
|
2. Учебный план
№ п/п | Наименование раздела (модуля, блока, курса) | Годы (этапы, уровни) обучения | ||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | ||
1. | Аппликация | 10 | ||
2. | Модульное оригами | 14 | ||
3. | Бисероплетение | 11 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы (модуля) | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Аппликация | 10 | 3 | 7 | Опрос, выставка поделок |
2. | Модульное оригами | 14 | 4 | 10 | Опрос, выставка поделок |
3. | Бисероплетение | 10 | 3 | 7 | Опрос, выставка поделок |
3. Содержание
- Модуль 1. «Аппликация».
Тема 1. Вводное занятие. Аппликация с объёмными элементами «Осенний весёлый жёлудь».
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для работы. Вводный инструктаж по технике безопасности во время занятий.
Практика: Изготовление аппликации.
Тема 2. Геометрическая аппликация «Попугай».
Теория: Повторение геометрических фигур. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации. Правила бережного отношения к домашним питомцам.
Практика: Изготовление аппликации.
Тема 3. Аппликация из пластилина на картоне «Осеннее настроение».
Теория: Беседа с опорой на презентацию о приметах осени. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации. Технологические свойства пластилина.
Практика: Изготовление аппликации из пластилина на картоне.
Тема 4. Открытка «День учителя».
Теория: Беседа о профессиях. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление открытки.
Тема 5. Аппликация ко дню Матери «Цветок для мамы».
Теория: Беседа о дне Матери. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление аппликации.
Тема 6. Плоская аппликация «Львёнок».
Теория: Повторение диких животных жарких стран. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление плоской аппликации.
Тема 7. Аппликация «Ёлочка».
Теория: Беседа «Береги природу». Технологические особенности бархатной бумаги. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление аппликации «Ёлочка» из бархатной бумаги.
Тема 8. Аппликация «Береги природу».
Теория: Правила бережного поведения в природе. Технологические особенности гофрированного и бархатного картона. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление аппликации «Береги природу» из разнообразных видов бумаги и картона: гофрированный и бархатный картон.
Тема 9. Мозаичная аппликация «Морской закат».
Теория: Правила бережного поведения в природе. Технологические особенности гофрированного и бархатного картона. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление аппликации «Береги природу» из разнообразных видов бумаги и картона: гофрированный и бархатный картон.
Тема 10. Объёмная аппликация «Кактус».
Теория: Комнатные растения. Технологические особенности выполнения объёмной аппликации. Технологическая таблица с последовательным изготовлением аппликации.
Практика: Изготовление объёмной аппликации «Кактус».
- Модуль 2. «Модульное оригами».
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с историей модульного оригами.
Теория: Правила безопасной работы во время занятий. Знакомство с историей модульного оригами. Подбор и подготовка бумаги. Знакомство с условными обозначениями и схемами. Знакомство с базовым модулем оригами.
Практика: Приёмы складывания модулей из бумаги.
Тема 2. Оригами «Стаканчик для ручек и карандашей».
Теория: Повторение приёмов складывания бумаги. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами. Организация школьных принадлежностей.
Практика: Изготовление оригами.
Тема 3. Оригами «Бабочка».
Теория: Насекомые. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление оригами «Бабочка».
Тема 4. Модульное оригами «Кролик. Символ 2023 года».
Теория: Праздники нашей страны: Новый год. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор кролика из модулей.
Тема 5. Модульное оригами «Новогодний шар».
Теория: Праздники нашей страны: Новый год. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор шара из модулей.
Тема 6. Модульное оригами «Сова-малышка».
Теория: Птицы леса. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор оригами из модулей.
Тема 7. Модульное оригами «Стрекоза».
Теория: Насекомые. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление оригами «Стрекоза».
Тема 8. Модульное оригами «Ромашки».
Теория: Полевые цветы. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор ромашки из модулей.
Тема 9. Модульное оригами «В лес по грибы».
Теория: Грибы. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор гриба из модулей.
Тема 10. Модульное оригами «Вечный огонь».
Теория: Праздники нашей страны: 23 февраля. Воины, погибшие в локальных войнах. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор оригами из модулей.
Тема 11. Модульное оригами «Радужный лебедь».
Теория: Птицы. Технологическая таблица с последовательным изготовлением оригами.
Практика: Изготовление модулей для оригами. Сбор лебедя из модулей.
- Модуль 3. «Бисероплетение».
Тема 1. Вводное занятие. Бисероплетение.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, используемыми для работы. Вводный инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с историей бисероплетения. Подбор и подготовка бисера. Знакомство с условными обозначениями и схемами.
Практика: Изготовление аппликации из бисера «Золотая рыбка».
Тема 2. Браслет из крупных бусин «Морская волна».
Теория: Украшения из бусин и бисера. Повторение условных обозначений и схем.
Практика: Подбор и подготовка бусин крупного и мелкого размера, бисера. Изготовление браслета.
Тема 3. Браслет «Белая жемчужинка».
Теория: Украшения из бусин и бисера. Технологическая таблица с последовательным изготовлением браслета.
Практика: Подбор и подготовка бусин крупного и мелкого размера, бисера. Изготовление браслета.
Тема 4. Серьги из бисера «Ромбики».
Теория: Украшения из бусин и бисера. Технологическая таблица с последовательным изготовлением серег.
Практика: Подбор и подготовка бисера. Изготовление серег.
Тема 5. Колье «Весна».
Теория: Украшения из бусин и бисера. Технологическая таблица с последовательным изготовлением колье.
Практика: Подбор и подготовка бусин. Изготовление колье.
Тема 6. Низание петельками: весна.
Теория: Приметы весны: цветение деревьев. Дерево сакура. Технологическая таблица с последовательным изготовлением петелек.
Практика: Подбор и подготовка бисера. Низание петелек.
Тема 7. Брелок «Стрекозка».
Теория: Насекомые: стрекоза. Технологическая таблица с последовательным изготовлением брелока.
Практика: Подбор и подготовка бисера. Изготовление брелока.
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория: Повторение и обобщение знаний о технике выполнения поделок из бумаги, бисера.
Практика: Выставка поделок «Золотые руки».
4. Контроль и оценка результатов реализации программы
Виды оценки результатов обучающихся: контроль – входной (сентябрь), текущий, итоговый (май).
Способы определения результативности: методами отслеживания результативности служит педагогическое наблюдение, выполнение обучающимися диагностических и творческих заданий, опросы, участие в выставках поделок, активность обучающихся на занятиях и т.д.
Формы подведения итогов. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу, их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:
- оценка педагога;
- совместная оценка учащегося и педагога;
- выставки работ.
Продуктивные формы: изготовление изделий в технике оригами, бисероплетения..
Документальные формы: портфолио достижений для отслеживания динамики развития.
В течение всего курса обучения осуществляется оперативный контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся. Это позволяет выявить затруднения учащихся и оперативно изменить ход учебно-воспитательного процесса. Оценивание обучающихся на занятиях носит словесный характер. Педагог оценивает любое продвижение ученика. В конце занятия отмечается активность детей. При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность и своевременность выполнения работы, осуществление самоконтроля. Итоговый контроль проводится в конце учебного года обучения.
Формой подведения итогов по программе является проведение итоговой выставки «Золотые руки».
Уровень теоретических знаний.
- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать ответ, демонстрирующий владение материалом.
Уровень практических навыков и умений.
- Низкий уровень. Требуется помощь педагога при выполнении практических заданий.
- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание и направляющая помощь.
- Высокий уровень. Выполняет задания самостоятельно с опорой на инструкционную карту.
5. Ресурсное обеспечение программы
5.1. Методическое обеспечение программы:
- Методы обучения:
В процессе реализации программы используются различные методы обучения.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, беседа, речевая инструкция, устное изложение, объяснение нового материала и способов выполнения задания, объяснение последовательности действий и содержания, обсуждение, педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата);
- наглядные (показ видеоматериалов и иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, показ по образцу, демонстрация, наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, рассматривание образцов изделий, слайдов);
- практически-действенные (упражнения на развитие моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, физкультминутки; воспитывающие и игровые ситуации; ручной труд, изобразительная и художественная деятельность; тренинги);
- проблемно-поисковые (создание проблемной ситуации, коллективное обсуждение, выводы);
- методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога (создание творческих проектов);
- инструкторский метод (парное взаимодействие, более опытные учащиеся обучают менее подготовленных);
- информационные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, инструктаж, консультирование, использование средств массовой информации литературы и искусства, анализ различных носителей информации, в том числе Интернет-сети, демонстрация, экспертиза, обзор, отчет, иллюстрация).
- побудительно-оценочные (создание ситуации успеха; самостоятельная работа).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- устный контроля и самоконтроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, устный опрос);
- практический контроль и самоконтроль (анализ умения работать с различными художественными материалами);
- дидактические тесты (набор стандартизованных заданий по определенному материалу);
- наблюдения (изучение учащихся в процессе обучения).
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовленности и опыта учащихся.
Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.
Репродуктивный метод обучения используется на практических занятиях по отработке приёмов и навыков определённого вида работ.
Исследовательский метод применяется в работе над тематическими творческими проектами.
Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются следующие педагогические приёмы: создание ситуации успеха, моральная поддержка, одобрение, похвала, поощрение, доверие, доброжелательно-требовательная манера.
В ходе реализации программы используются следующие типы занятий:
- комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятия; проверка знаний ранее изученного материала; изложение нового материала, закрепление новых знаний, формирование умений переноса и применения знаний в новой ситуации, на практике; отработка навыков и умений, необходимых при изготовлении продуктов творческого труда);
- теоретическое (сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложение нового материала, основных понятий, определение терминов, совершенствование и закрепление знаний);
- диагностическое (проводится для определения возможностей и способностей ребенка, уровня полученных знаний, умений, навыков с использованием тестирования, анкетирования, собеседования, выполнения конкурсных и творческих заданий);
- контрольное (проводится в целях контроля и проверки знаний, умений и навыков учащегося через самостоятельную работу, индивидуальное собеседование, анализ полученных результатов. Проводятся, как правило, в начале учебного года, в конце учебного года);
- практическое (является основным типом занятий, используемых в программе, как правило, содержит повторение, обобщение и усвоение полученных знаний, формирование умений и навыков, их осмысление и закрепление на практике при выполнении изделий и моделей, инструктаж при выполнении практических работ, использование всех видов практик.).
- вводное занятие (проводится в начале учебного года с целью знакомства с образовательной программой на год, составление индивидуальной траектории обучения; а также при введении в новую тему программы);
- итоговое занятие (проводится после изучения большой темы или раздела, по окончании полугодия, каждого учебного года и полного курса обучения).
Дидактические материалы:
Наглядные пособия:
- схематические (схемы, карты, чертежи, шаблоны);
- образцы изделий, материалов;
- иллюстрации, слайды, фотографии и рисунки готовых изделий;
- каталоги, материалы выставок.
Звуковые (аудиозаписи) и видеоматериалы, презентации.
Дидактические материалы:
- карточки, раздаточный материал, тесты, вопросы задания для устного опроса, практические и творческие задания, упражнения для развития моторики рук;
- развивающие игры, кроссворды, ребусы.
5.1.1. Материально-техническое обеспечение программы:
- учебный кабинет, оборудованный партами, стульями;
- шкафы для хранения наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала;
- книжные шкафы для хранения методических пособий;
- общее освещение учебного кабинета, соответствующее требованиям СанПин;
- ноутбук, экран с колонками для просмотра презентаций, видеофрагментов, прослушивания аудиофайлов, проведения физминуток.
- чертежные инструменты, письменные принадлежности, ножницы, карандаши, линейки, фломастеры, клей;
- материалы для оригами разных видов и разных форматов: бумага белая, бумага цветная и др.;
- бисер разных видов;
- проволока, леска.
5.1.2. Кадровое обеспечение реализации программы:
Педагог, реализующий данную программу, имеет среднее педагогическое образование. Прошла курсы повышения квалификации по дополнительному образованию. Обладает достаточными знаниями в области художественного образования и владеющий технологией оригами и бисероплетения.
- 5.2. Литература, используемая при написании программы:
Для учащихся:
- Броди. В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М. : Мой мир, Мастерим с мамой, 2008.
- Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие / Е.Ф.Черенкова. – СПб. : Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
Для педагога:
- Артамонова Е.В. Бисер. Практическое руководство. - М.: Изд-во Эксмо,2005.
- Артамонова Е.В. Подарки и сувениры из бисера. - М.:Изд-воЭксмо,2006.
- Артамонова Е.В. Украшения из бисера. - М.: Изд-воЭксмо,2006.
- Афонькин С.Ю., Афонькина С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых.-СПб.:Кристалл,М.:Оникс, 2000.
- Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2004. — 272 с.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер/ Художник В.Н. Куров. - Ярославль: « Академия развития», « Академия, К», 1999.
- Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. -М.: МПСИ, 2006.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.
- Исаева О.А. Волшебный мир искусства детям// «Дополнительное образование и воспитание» №1(159) 2013.
- Оригами для мальчиков. Подробная пошаговая инструкция. – М.:аст. 2013.
- Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера.- 2-е изд.-М.: Айрис - пресс, 2009.
Интернет-ресурсы:
1.Галерея оригами: http://www.w3d.ru/gal_orig.htm
2. Журнал «Оригами» (1996-1998): http://www.aha.ru/-origami
3. «Путь оригами»: http://www.origami-do.ru
4. Юрий и Екатерина Шумаковы-«Ориландия»: http://www.oriland.com
5. http://shtory-2012.info/vazy/604-kupit-knigu-s-afonkin-cvety-i-vazy-origami-2002.html
6. http://mirknig.com/2006/02/19/cvety_i_vazy_origami_safonkin.html
7. http://arhivknig.com/raznoe/4852-y-s.-ju.-afonkin-e.-ju.-afonkina-cvety-i-vazy.html
8. http://mirknig.com/knigi/deti/1181300324-skazka-origami-igrushki-iz-bumagi.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарный учебный график
Четверти | Начало четверти | Окончание четверти | Продолжительность (количество учебных дней) |
I четверть | 01.09.2022 | 28.10.2022 | 5-тидневная уч.неделя = 9 недель, 42 учебных дня |
II четверть | 07.11.2022 | 29.12.2022 | 5-тидневная уч.неделя = 8 недель, 39 учебных дня |
III четверть | 09.01.2023 | 17.03.2023 | 5-тидневная уч.неделя = 10 недель, 47 учебных дней |
IV четверть | 30.03.2023 | 31.05.2023 | 5-тидневная уч.неделя = 7 недель, 42 учебных дней |
Окончание образовательного процесса:
- в 5-8 классах – 31 мая 2023 г.;
- в 9 классах – 26 мая 2023 г.
Сроки и продолжительность каникул на учебный год:
Каникулы | Дата начала каникул | Дата окончания каникул | Продолжительность в днях |
Осенние | 29.10.2022 | 06.11.2022 | 9 дней |
Зимние | 29.12.2022 | 08.01.2023 | 11 дней |
Весенние | 20.03.2023 | 29.03.2023 | 10 дней |
Итого | 30 дней | ||
Летние | 01.06.2023 | 31.08.2023 | 92 дня |
№ п/п | Месяц | Число | Время проведе-ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 01 | 14.00-14.40 | Беседа, инструктаж | 1 | Вводное занятие. Аппликация с объёмными элементами «Осенний весёлый жёлудь». | Учебный кабинет | Опрос, практическая работа |
2 | Сентябрь | 08 | 14.00-14.40 | Презентация, практическое занятие | 1 | Геометрическая аппликация «Попугай». | Учебный кабинет | Выставка работ |
3 | Сентябрь | 15 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Аппликация из пластилина на картоне «Осеннее настроение» | Учебный кабинет | Выставка работ |
4 | Сентябрь | 22 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Открытка «День учителя». | Учебный кабинет | Выставка работ |
5 | Сентябрь | 29 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Аппликация ко дню Матери «Цветок для мамы» | Учебный кабинет | Выставка работ |
6 | Октябрь | 06 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Плоская аппликация «Львёнок». | Учебный кабинет | Выставка работ |
7 | Октябрь | 13 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Аппликация «Ёлочка». | Учебный кабинет | Выставка работ |
8 | Октябрь | 20 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Аппликация «Береги природу». | Учебный кабинет/ территория школы | Выставка работ |
9 | Октябрь | 27 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Мозаичная аппликация «Морской закат». | Учебный кабинет | Выставка работ |
10 | Ноябрь | 10 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Объёмная аппликация «Кактус». | Учебный кабинет | Выставка работ |
Модуль 2. Модульное оригами | ||||||||
11 | Ноябрь | 17 | 14.00-14.40 | Беседа, инструктаж | 1 | Вводное занятие. Знакомство с историей модульного оригами. | Учебный кабинет | Опрос |
12 | Ноябрь | 24 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Оригами «Стаканчик для ручек и карандашей». | Учебный кабинет | Выставка работ |
13 | Декабрь | 01 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Оригами «Бабочка». | Учебный кабинет | Выставка работ |
1415 | Декабрь | 08 15 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 2 | Модульное оригами «Кролик. Символ 2023 года». | Учебный кабинет | Выставка работ |
16 | Декабрь | 22 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Модульное оригами «Новогодний шар». | Учебный кабинет | Выставка работ |
17 | Январь | 12 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Модульное оригами «Сова-малышка». | Улицы старого города | Выставка работ |
18 | Январь | 19 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Модульное оригами «Стрекоза». | Учебный кабинет | Выставка работ |
19 | Январь | 26 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Модульное оригами «Ромашки». | Учебный кабинет | Выставка работ |
20 | Февраль | 02 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Модульное оригами «В лес по грибы». | Учебный кабинет | Выставка работ |
2122 | Февраль | 09 16 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 2 | Модульное оригами «Вечный огонь». | Учебный кабинет | Выставка работ |
23 24 | Март | 02 09 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 2 | Модульное оригами «Радужный лебедь». | Учебный кабинет | Выставка работ |
Модуль 3. Бисероплетение | ||||||||
25 26 | Март | 16 30 | 14.00-14.40 | Беседа, инструктаж | 2 | Вводное занятие. Бисероплетение | Учебный кабинет | Опрос, практическая работа |
27 | Апрель | 06 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Браслет из крупных бусин «Морская волна». | Учебный кабинет | Выставка работ |
28 | Апрель | 13 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Браслет «Белая жемчужинка». | Учебный кабинет | Выставка работ |
29 | Апрель | 20 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Серьги из бисера «Ромбики» | Учебный кабинет | Выставка работ |
30 | Апрель | 27 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Колье «Весна». | Учебный кабинет | Выставка работ |
31 32 | Май | 04 11 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 2 | Низание петельками: весна. | Учебный кабинет | Выставка работ |
33 | Май | 18 | 14.00-14.40 | Беседа, презентация, практическое занятие | 1 | Колье «Стрекозка» | Учебный кабинет | Выставка работ |
34 | Май | 25 | 14.00-14.40 | Презентация, выставка | 1 | Итоговое занятие «Золотые руки». | Учебный кабинет | Представление выполненных работ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка « Сильные, Ловкие, Смелые » (подвижные игры).
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка « Сильные, Ловкие, Смелые » (подвижные игры). Рабочая программа составлена на основе методического пособия по подвижным играм КГУФКСИТ авторо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 1 а,б,в,г,д классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» (общекультурное направление) 2 а,б,в,г,д классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Волшебные клубочки (2 часа в неделю)
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком и спицами относится к одному из видов декоративно-прикладного иск...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»
Рабочая программапо внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Грамотейка»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка начальная школа
рабочая программа внеурочной деятельности начальная школа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская творческих проектов"
Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования...