Программа внеурочного занятия (кружка) с рецензией: "Проблемные вопросы географии"
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа кружка «Проблемные вопросы географии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по географии 5-9 класс.
Данная программа содержит темы, включенные в федеральный компонент содержания образования, в спецификацию и кодификатор ГИА по географии.
Программа кружка в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю, включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, календарно - тематический план, перечень используемой литературы.
В пояснительной записке четко определены основные цели и исходящие из них задачи обучения, которые направлены на формирование знаний и умений по проблемным вопросам географии.
В содержании даны требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме.
Программа выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение, освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к обязательному государственному экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по географии в 9 классе | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Красноармейский район поселок Октябрьский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
| УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2019 года протокол № 1 Председатель ________ И.В. Беляева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ
Уровень образования основное общее образование
Класс 9
Количество часов 34
Учитель ПРОКУДИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
Программа разработана на основе примерной программы по географии, основного общего образования «География России 8-9 класс», Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Рецензия
на программу внеурочной деятельности по географии: «Проблемные вопросы географии».
Автор: Прокудина Елена Сергеевна, учитель географии МБОУ СОШ №5.
В рецензируемой работе учителя географии Прокудиной Елены Сергеевны представлена программа внеурочной деятельности «Проблемные вопросы географии» для обучающихся 9-х классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Актуальность темы обусловлена тем, что программа ориентирована на возраст, когда возрастает интерес к процессам и явлениям, происходящим в географической оболочке, а специальных знаний не хватает. С учетом психологических особенностей подростков курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть: «Я и мир вокруг меня».
Автор, расширяет представление о развитие интереса к географии, а также формирует первоначальные понятия об объектах живой и неживой природы и вырабатывает навыки безопасного поведения и рационального природопользования, охраны окружающей среды.
Главная цель - развивать мышление, формируя интерес к географии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у обучающихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасной жизнедеятельности в стремительно изменяющихся современных условиях.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, то есть 34 часа в год. Рабочая программа включает пояснительную записку; учебно-тематическое планирование; основное содержание программы; методическое обеспечение образовательного процесса.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности подростков, поддерживаются процессы становления и проявления их индивидуальности, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
3. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности поддерживается развитие творческой активности обучающихся, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
4. Принцип успешности и социальной значимости. Достигаемые результаты являются не только личностно значимыми для обучающихся, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения образовательной организации.
В данной программе прослеживается связность содержания учебного материала. Реализация программы внеурочной деятельности позволит выработать умения владеть теоретическим и практическим материалом, обеспечивающие широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.
Заключение: программа, открывает большие возможности для обучающихся и удовлетворяет всем требованиям внеурочной деятельности, является методическим руководством к действию.
Рецензент: Сирота Алена Викторовна
Должность: руководитель районного методического объединения учителей
«27» августа 2019 года
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Проблемные вопросы географии» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ по географии 5-9 класс.
Данная программа содержит темы, включенные в федеральный компонент содержания образования, в спецификацию и кодификатор ГИА по географии.
Программа кружка в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю, включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, календарно - тематический план, перечень используемой литературы.
В пояснительной записке четко определены основные цели и исходящие из них задачи обучения, которые направлены на формирование знаний и умений по проблемным вопросам географии.
В содержании даны требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме.
Программа выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение, освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к обязательному государственному экзамену.
Исходными документами для составления рабочей программы кружка «Проблемные вопросы географии» являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 07.05.2013 № 99-ФЗ, 07.06.2013 № 120-ФЗ, 02.07.2013 № 170-ФЗ, 23.07.2013-№ 203-ФЗ, 25.11. 2013 № 317 ФЗ, 03.02.2014 № 15-ФЗ, 05.05.2014 № 84-ФЗ,04.06.2014 № 148-ФЗ, 28.06.2014 № 182-ФЗ, 21.07.2014 № 262-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее- ФГОС основного общего образования);
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2014 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- «Концепция развития географического образования в Российского Фе- дерации»;
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2017 № 47-13507/17-11 «Об организации вне- урочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
№ 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образова- ния детей» (в части поддержки внеурочной деятельности и блока дополни- тельного образования).
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направле- нии Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания вне- урочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Рабочая программа кружка «Проблемные вопросы географии» 9 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО);
- Программы МБОУ СОШ №5 основного общего образования, содержательный блок география;
- Содержания спецификации и заданий кодификатора ОГЭ по географии.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– определять причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
– прогнозировать особенности развития географических систем;
– прогнозировать изменения в географии деятельности;
– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение (2 часа)
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМ, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации (4 часа)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек (6 часов)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология (2 часа)
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России (10 часов)
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Обобщение (1 час)
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Тематическое планирование | |
№ | Название раздела, темы |
Введение (2 ч). | |
1 | Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. |
2 | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. |
Раздел I. Источники географической информации (4 ч). | |
3 | Глобус, географическая карта. |
4 | План местности. Масштаб. |
5 | Градусная сеть. |
6 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). | |
7 | Земля как планета Солнечной системы. |
8 | Движения Земли. |
9 | Литосфера и геологическая история Земли. |
10 | Гидросфера. Атмосфера. |
11 | Биосфера. ГО. |
12. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (9 ч). | |
13. | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. |
14 | Особенности природы материков. |
15 | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. |
16 | Материки и страны. |
17 | Африка. Австралия. |
18 | Антарктида. Южная Америка. |
19 | Северная Америка. |
20 | Евразия. |
21 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). | |
22 | Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. |
23 | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. |
Раздел V. География России (11 ч). | |
24 | Особенности ГП России. |
25 | Часовые пояса. |
26 | Природа России . |
27 | Природные особенности России. |
28 | Население России. |
29 | Демографические показатели России. |
30 | Хозяйство России. |
31 | Отрасли хозяйства РФ. |
32 | Природно-хозяйственное районирование России. |
33 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
Обобщение (1 ч). | |
34 | Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания №1 методического объединения учителей естественно-научного цикла от 29. 08.2019 г ________ Е.С. Прокудина | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _____ И.Н. Третьякова 29.08.2019 г. |
№ урока | Дата | Название раздела, темы | |||||
План Факт | 9а | 9б | 9в | ||||
1 | Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. | ||||||
2 | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. | ||||||
3 | Раздел I. Источники географической информации (4 ч). Глобус, географическая карта. | ||||||
4 | План местности. Масштаб. | ||||||
5 | Градусная сеть. | ||||||
6 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | ||||||
7 | Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. | ||||||
8 | Движения Земли. | ||||||
9 | Литосфера и геологическая история Земли. | ||||||
10 | Гидросфера. Атмосфера. | ||||||
11 | Биосфера. ГО. | ||||||
12. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | ||||||
13. | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (9 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. | ||||||
14 | Особенности природы материков. | ||||||
15 | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. | ||||||
16 | Материки и страны. | ||||||
17 | Африка. Австралия. | ||||||
18 | Антарктида. Южная Америка. | ||||||
19 | Северная Америка. | ||||||
20 | Евразия. | ||||||
21 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | ||||||
22 | Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. | ||||||
23 | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. | ||||||
24 | Раздел V. География России (11 ч). Особенности ГП России. | ||||||
25 | Часовые пояса. | ||||||
26 | Природа России . | ||||||
27 | Природные особенности России. | ||||||
28 | Население России. | ||||||
29 | Демографические показатели России. | ||||||
30 | Хозяйство России. | ||||||
31 | Отрасли хозяйства РФ. | ||||||
32 | Природно-хозяйственное районирование России. | ||||||
33 | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. | ||||||
34 | Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....
Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов. На 1...
Внеурочное занятие кружка "Волшебный карандаш"
Внеурочное занятие в 1 классе. Изготовление поздравительной открытки 23 февраля....
Внеурочное занятие кружка «Золотая игла»
Без прошлого нет будущего. Я в этом твердо убеждена. Поэтому знакомлю детей с обрядами и традициями русского народа.Хочу, чтобы они гордились своей страной, своим народом. Можетбыть предложенный мною ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружка «Трудные вопросы обществознания»
Пояснительная запискаПрограмма кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществоз...
рабочая программа внеурочных занятий по истории "Трудные вопросы истории"
Рабочая программа внеурочных занятий по истории для учащихся 10 класса...
конспект внеурочного занятия кружка
Освоение основ технологии и техники безопасности ручной обработки древесины учащимися 6 класса..Развитие художественно – творческих способностей учащихся, фантазию, память, эмоционально – ...