программа кружка "Волшебная игла"
учебно-методический материал по технологии по теме
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Во время внеклассных занятий, выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий.Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к
разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_igla.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Пояснительная записка
Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной деятельности человека.
В рукодельных работах отражаются национальные особенности тех или иных народностей: украинские полотенца (рушники), таджикские и узбекские ковры (сюзане), казахские и киргизские изделия из войлока, кожи, сукна с вышивкой и аппликацией и др.
Декоративно – прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.
Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданными народными умельцами, художниками – дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ.
Актуальность программы
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Во время внеклассных занятий, выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий.
Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к
разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки.
Измерительные навыки, получаемые детьми в работе с бумагой, картоном и другими различными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работе по рукоделию.
Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Качество работ из текстильных материалов во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, размете, резании, сшивании изделия.
Большое значение приобретает выполнение культуры труда, экономное расходование материалов, бережное отношение к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают младшие школьники, когда они своими руками сделают красивую закладку, салфеточку! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков родителей и друзей.
В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку.
Умения и навыки по шитью, вышиванию, вязанию составляют важнейший элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретении таких
навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-го класса в объеме 32 учебных часов. Занятия проводятся в течение одного года, один раз в неделю.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и реализуется в рамках общекультурного направления развития личности.
Целями и задачами кружка «Волшебная игла» являются:
- открыть детям прекрасный мир народного искусства;
- вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно;
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий;
- приобретение начальных общетрудовых технологических знаний;
- овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности, организация их практической реализации; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда;
- развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук;
- развитие зрительного восприятия, художественного мышления;
- помочь обучающимся реализовать творческий потенциал.
Особенностью программы являются такое построение занятий, при котором все дети имеют возможность принять участие в активной работе. Это достигается при помощи совместной деятельности всех детей, деятельности ребят в парах и малых группах, выполнения индивидуальных заданий.
В работе кружка используются следующие формы:
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- выставки работ;
- конкурсы поделок;
- беседы по темам занятий;
- ролевые игры, игры путешествия;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- экскурсии;
- презентация личных работ и поделок учащихся.
На занятиях кружка «Волшебная игла» применяются следующие приемы и методы работы:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, подводящий диалог);
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинками, макетами);
- ролевые игры;
- коллективные методы обучения;
- здоровье сберегающее обучение (физминутки, распределение учебной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся).
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 блок: Вводное занятие, где дети знакомятся с курсом «Волшебная игла». Знакомятся с историей рукоделия, инструментами и приспособлениями необходимыми для занятий кружка. Проводится инструктаж по Т.Б. с ножницами и иглой.
2 блок: Обучающиеся знакомятся с последовательностью подготовки к выполнению ручных работ из бумаги и картона, технологией «Косого стежка» и изготовления закладки из бумаги , а также конверта для хранения работ.
3 блок: Обучающиеся получают сведения о тканях и нитках. Во время практических занятий знакомятся с видами отделочных ручных стежков и сами создают узоры из этих стежков.
4 блок: Дети знакомятся с технологией выполнения салфетки, футляра для ручек и карандашей, подушечкой для иголок. На этих занятиях у ребят развивается не только эстетический вкус т.к. самостоятельно придумывают способы отделки изделий, подбирают материал для своих работ, но и развивается мелкая моторика рук.
5 блок: Учащиеся знакомятся с видами и историей игрушек, материалами и способами соединения деталей при изготовлении игрушек. Во время практических занятий дети знакомятся с технологией изготовления мягких игрушек и самостоятельно придумывают отделку .
6 блок: Итоговое занятие. Организуется выставка работ учащихся. Дети делятся своими впечатлениями о курсе кружка «Волшебная игла», проводят презентацию своих работ.
Прогнозируемый результат:
Личностные результаты:
- формирование у учащихся знаний о декоративно- прикладном искусстве, национальной культуре;
- умений анализировать, сопоставлять, правильно выполнять технологию изготовления изделий, правильно взаимодействовать с партнерами;
- систематизировать полученные знания и навыки.
Метапредметные результаты:
- формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям.
- Формирование умений: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Предметные результаты:
- Формирование знаний о многонациональной культуре нашего региона;
- Формирование умений работать в группах, самостоятельно выбирать и организовывать свою работу над изготовлением изделий;
- Формирование первоначального опыта самореализации в различных видах деятельности.
Итогом годовой работы кружка является выставка работ детей. Лучшие кружковцы награждаются грамотами, которые вручают на заключительном занятии.
Тематическое планирование кружка
«Волшебная игла»
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во Часов в разделе | Кол-во часов по темам | дата |
1 | Вводное занятие. Инструменты и приспособления. Т.Б. с ножницами и иглой | 1 | ||
2 | Из истории рукоделия | 1 | ||
3 | Подготовка к выполнению ручных работ | 1 | ||
4 | Косой стежок | 1 | ||
5 | Выполнение закладки из бумаги | 1 | ||
6 | Изготовление конверта для хранения работ | 3 | ||
6.1 | Изготовление кроя конверта | 1 | ||
6.2 | Разметка боковых срезов. Соединение боковых срезов | 1 | ||
6.3 | Отделка конверта | 1 | ||
7 | Сведения о ткани и нитках | 1 | ||
8 | Виды отделочных ручных стежков | 5 | ||
8.1 | Стежок «вперед иголку» | 1 | ||
8.2 | Стежок «стебельчатый» | 1 | ||
8.3 | Стежок «тамбурный» | 1 | ||
8.4 | «Петельный» стежок | 1 | ||
8.5 | «Крестообразный» стежок | 1 | ||
9 | Выполнение салфетки | 5 | ||
9.1 | Раскрой салфетки | 1 | ||
9.2 | Выдергивание ниток. Выполнение ручных стежков | 1 | ||
9.3 | Обработка срезов салфетки | 1 | ||
9.4 | Отделка салфетки | 1 | ||
10 | Футляр для ручек и карандашей | 3 | ||
10.1 | Выполнение петельного стежка | 1 | ||
10.2 | Раскрой футляра и обработка срезов | 1 | ||
10.3 | Отделка футляра | 1 | ||
11 | Подушечка для иголок | 4 | ||
11.1 | Раскрой подушечки | 1 | ||
11.2 | Отделка украшающими стежками | 1 | ||
11.3 | Стачивание срезов | 1 | ||
11.4 | Набивка и обработка верхнего среза | 1 | ||
12 | Изготовление мягкой игрушки «утка» | 5 | ||
12.1 | Раскрой игрушки. Изготовление клюва | 1 | ||
12.2 | Соединение деталей | 3 | ||
12.3 | Отделка игрушки | 1 | ||
13 | Итоговое занятие | 1 | ||
Итого | 32 |
Рассмотрено на МС Протокол №___ от ________ Председатель МС _____________ О.И.Иванова | Утверждена Приказ от ___________ №____ Директор МБОУ СОШ №21 _____________ И.В.Драпалюк |
Программа внеурочной деятельности
Кружок «Волшебная игла»
Составила: Арадушкина Е.В.
учитель технологии
МБОУ СОШ №21
Г.Магадан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Назначение и устройство машинной иглы и моталки.
К концу урока учащиеся должныЗнать: назначение и устройство машинной иглы, назначение моталки, правила охраны труда при работе на швейной машине, неполадки в работе, возникающие из-за нека...
Программа кружка "Золотая игла"
Данная программа расчитана на два года. Первый год посвящен тому, что девочки обучаются ручным и машинным работам, терминам, технологиям. Второй год посвящен более углубленному изучению приемам изгото...
Установка и подбор машинной иглы. Изучение устройства, замена иглы
Т Е М А занятия. Устройство и подбор машинной иглы. Изучение устройства, замена иглы.О Б У Ч А Ю Щ А Я цель занятия.Сформировать у учащихся знания, умения и навыки по устройству, пра...
Тема: Устройство и установка машинной иглы. Подбор иглы и ниток в зависимости от вида ткани
Цели: научить учащихся правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки ее в машину; ознакомить с разновидностью и номерами швейных ниток; воспитывать эстетический вкус,...
Машинная игла. Установка иглы в игловодитель (упражнение)
Учебник не составляет конкуренции увлекательному путешествию в загадочную страну – «Швейный мир». Смена различных видов деятельности позволяет сконцентрировать внимание.Все этапы уро...
Образовательная программа творческого объединения "Волшебная игла"
Пояснительная записка к образовательной программе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЖИВОПИСЬ ИГЛОЙ»
программа рассматривает простейший способ вышивания – ручной, который служит основой вышивания вообще. Программа дифференцированного обучения. Благодаря этому каждый ребёнок может выполнить рабо...