Определение остаточных моющих средств на поверхности посуды.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Задачи: ознакомить обучающихся с правильными выбором моющих средств для мытья посуды, прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_moyushchim_sredstvam_6_kl.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока технологии в 6-м классе по теме:
Определение остаточных моющих средств на поверхности посуды.
Вощикова Елена Александровна, учитель технологии ГБОУ СОШ №251
Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить, и уважать.
К. Чуковский, «Федорино горе»
Цель: ознакомить учащихся с основными приемами мытья посуды с помощью современных моющих средств.
Задачи: ознакомить обучающихся с правильными выбором моющих средств для мытья посуды, прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое мышление.
Оборудование:
- Компьютер, проектор
- Учебник, тетрадь, ручка
Методы обучения:
-словесные (объяснение с демонстрацией)
- лабораторный опыт
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
В современном мире хорошей хозяйке совсем не обязательно использовать, подобно Федоре, песок и кипяток для мытья посуды.
Все домохозяйки с облегчением вздохнули, когда лет 15 назад появились эффективные средства для мытья посуды. Эти средства с успешностью справляются с поставленной задачей, что бесспорно.
Что может быть удобнее: нанести несколько капель средства для мытья посуды и избавиться от литров жира.
По мнению врачей, ежедневное использование синтетических моющих средств приводит к таким заболеваниям:
• депрессия;
• нарушение зрения;
• заболевания ЖКТ (гастриты, язвы, рак желудка);
• гипертония;
• проблемы с кожей: покраснения, аллергия, экзема, опухоли;
• онкологические заболевания.
С развитием промышленности связано развитие социальной сферы. Человек всегда пытается облегчить свою жизнь, быт, но при этом он желает при наименьших затратах получить качественный товар или услуги. Информационный поток затрагивает нас постоянно: на улице, у экранов телевизоров, в средствах периодической печати и везде, где мы можем находиться. Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные средства.
Иногда реклама действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто чудеса.
Слова данной рекламы очень убедительно склоняют нас, потребителей, к использованию данных средств. Но вот беда: расхваливая многочисленные достоинства своего товара, авторы рекламных клипов никогда не поведают, какой ценой достигаются эти немыслимые преимущества. Не расскажут, например, что фосфаты, добавляемые в моющие средства, являются сильнейшим ядом. Не предупредят о необратимых изменениях, которые происходят в организме и в природе вследствие регулярного использования этих веществ.
По своему составу средства для мытья посуды близки к шампуням, гелям для душа, т. е. к средствам гигиены. А к ним предъявляют особые требования по безопасности. Все это хорошо, однако средства для мытья посуды числятся как средства бытовой химии. Это значит, что на них гигиенический сертификат, гарантирующий безопасность, не нужен. Требования что к средству для чистки унитазов, что для посуды — одни и те же. Производители могут подвергнуть свою продукцию испытанию на безопасность, но добровольно. Химики признают: этот сертификат гарантирует только то, что в момент использования вы не отравитесь, не испортите кожу рук. А вот что с течением времени происходит в организме, в который постоянно попадают остатки моющего средства, — таких исследований не проводили.
Как сориентироваться среди многочисленного ассортимента? Какое средство является более эффективным и более безопасным? Все вышесказанное определило тему исследования. Для сравнения были выбраны средства наиболее распространенных и используемых марок: «Fаiry», «Миф», «АОС», «Капля SОRТI», «Ушастый нянь» и др.
Подумайте о том, что бытовая химия — это обоюдоострый меч, с одинаковой мощью разящий как загрязнение, так и здоровье. Поэтому относиться к применению бытовой химии надо с такой же осторожностью и вниманием, как и к приему лекарств.
Вам вряд ли придется пить «Fаiry», «Досю» или другие чудо-средства для мытья посуды. Между прочим, вы именно так и поступаете, если моете посуду современными пенными гелями. Все они содержат поверхностно-активные вещества (ПАВ) и пенообразователи, причем чем гуще пена и мощнее заявленный эффект («работает даже в холодной воде»), тем более опасная химия задействована в составе.
Мытье посуды и здоровье
Основой любого моющего средства для посуды являются ПАВ — поверхностно-активные вещества. Они действительно очень хорошо отмывают грязь. ПАВ бывают синтетические и натуральные. Но синтетические ПАВ, как уверяют исследователи, с поверхности посуды водой не полностью смываются. В институтах, где проводятся исследования бытовой химии, приборы после экспериментов с синтетическими ПАВ могут очистить только с помощью хромовой смеси или прокаливанием в пламени горелки. Поэтому можем предполагать, что в наш организм синтетические ПАВ попадают стопроцентно, разлагаясь и образуя в нем перекиси, которые сжигают мембраны клеток. Кроме того, они разъедают слизистую оболочку желудка, что приводит к язвам и другим заболевания ЖКТ.
Кроме синтетических ПАВ, средства для мытья посуды содержат еще немало вредных веществ:
• кислоты и щелочи;
• отбеливающие вещества;
• хлор;
• отдушки (само средство для мытья имеет очень неприятный запах);
• обезжириватели, стабилизаторы пены и др.
Состав и свойства моющих средств
Специальные посудомоющие средства впервые появились в 1950-х гг. Средства для ручного мытья посуды выпускаются в виде жидкости или геля. Гелеобразные средства считаются более эффективными по сравнению с жидкими. Основным свойством средства является его моющая способность. Большой плюс средства — его способность эффективно справляться с масляными и жировыми загрязнениями в холодной воде, это достигается благодаря подбору оптимальной композиции ПАВ.
Операция отмывания в воде с участием моющего вещества всем известна как очень простая и легко осваиваемая. Внешне это действительно так. Тем не менее в моющем растворе происходит целый комплекс скрытых от нашего глаза, но связанных между собой в единую систему физико-химических процессов. Эти процессы подробно исследовались нашими учеными, в особенности П. А. Ребиндером, Д. А. Рождественским, Б. Н. Тютюнниковым.
Моющий процесс сводится к трем стадиям. Во-первых, необходимо отделить (оторвать) грязевые частицы от очищаемой поверхности, к которой они прилипли.
Во-вторых, перевести отделенные водонерастворимые грязевые частицы в моющий раствор, т. е. как бы растворить их.
В-третьих, удержать эти плавающие частицы в моющем растворе до его смены и устранить всякую возможность их повторного осаждения и прилипания к отмываемой поверхности.
В качестве жидкости в быту используют главным образом воду.
Хорошая моющая система должна выполнять двойную функцию: удалять загрязнение с очищаемой поверхности и переводить его в водный раствор. Значит, моющее средство также должно обладать двойной функцией: способностью взаимодействовать с загрязняющим веществом и переводить его в воду или водный раствор. Следовательно, молекула моющего вещества должна иметь гидрофобную и гидрофильную части. Фобос — по-гречески означает «страх, боязнь». Значит, гидрофобность означает «боящийся, избегающий воду». Филео — по-гречески «люблю», а гидро-фильность — «любящий, удерживающий воду».
Гидрофобная часть молекулы моющего вещества обладает способностью взаимодействовать с поверхностью гидрофобного загрязняющего вещества.
гидрофобному концу.
Основу моющего средства составляют поверхностно-активные вещества (ПАВ), обладающие способностью адсорбироваться на пограничной поверхности. ПАВы подразделяются на два типа: ионные и неионогенные (неионные). Принципиальное отличие заключается в том, что неионогенные ПАВы не подвержены электролитической диссоциации, т. е. не распадаются в воде на положительно и отрицательно заряженные ионы, ионные ПАВы при взаимодействии с водой распадаются на ионы, одни из которых обладают адсорбционной (поверхностной) активностью, другие (противоионы) — адсорбционно неактивны.
Ионные ПАВы называются анионными, если поверхностно-активные ионы несут отрицательный заряд, и катионными, если поверхностно-активны положительно заряженные ионы. Некоторые ПАВы в зависимости от условий, в которых они применяются, проявляют свойства или анионных, или катионных, поэтому их называют амфотерными или амфолитными.
Анионные ПАВы — органические кислоты и их соли. Катионные — основания, обычно амины, и их соли. В мировом производстве поверхностно-активных веществ большую часть составляют анионные вещества. Катионные и амфотерные вещества имеют ограниченное применение и составляют небольшую долю в общем объеме производства ПАВов. В состав почти всех современных средств для мытья посуды входит комплекс анионных и неионогенных ПАВов, призванных бороться с различного рода загрязнениями. Специалисты утверждают, что именно сочетание этих двух групп активных веществ способствует повышению эффективности моющего средства.
Лучше всего мыть посуду горячей (40—50 °С) водой; исключение делают только для изделий из хрусталя, который от горячей воды темнеет и может помутнеть, и фаянса, глазурь которого выдерживает только теплую воду, а в горячей быстро растрескивается.
Имеющиеся в продаже моющие средства редко представляют собой чистые вещества. Обычно они содержат и другие компоненты, например умягчители воды и отбеливатели, которые увеличивают их эффективность. Некоторые моющие средства содержат ферменты, обеспечивающие удаление нерастворимых белковых загрязнений, органические бактерициды (гексахлорофен, трихлоркарбанилид и др.), стабилизаторы пены (например, алкилоламиды). Во многие моющие средства добавляют ароматические вещества (отдушки), призванные устранить неприятные запахи и придать вымытой поверхности свежий аромат. Правда, запах яблока, лимона или, например, лесных ягод не означает наличие в данном средстве экстрактов вышеназванных плодов. Также в состав средств для мытья посуды могут входить вещества, смягчающие негативное воздействие на кожу рук. Самые распространенные добавки — глицерин, силикон и растительные экстракты.
Глицерин и силикон обладают похожим действием, они создают на коже защитную пленку, препятствующую ее высыханию. С мокрой кожи влага испаряется гораздо интенсивнее, чем с сухой, поэтому при длительном контакте с водой коже необходима защита. Растительные экстракты смягчают кожу, обладают успокаивающим действием, снимают раздражение, которое может быть вызвано отдельными компонентами ПАВов (таким действием обладает, например, молочко «Алоэ-вера»). Но даже при всех несомненных достоинствах этих добавок невозможно гарантировать вашей коже полную безопасность.Стоит отметить, что заявления производителей о том, что уровень рН их нейтральный, ни в коем случае не могут гарантировать отсутствие раздражения, особенно у людей, склонных к аллергии. Поэтому во время мытья посуды коже требуется защита. Даже если средство содержит умягчающие компоненты, не стоит забывать о том, что руки можно уберечь от вредного воздействия средства с помощью обыкновенных резиновых перчаток.
Состав, свойства и особенности применения моющих средств
Для исследования состава, свойств, особенностей применения моющих средств для посуды изучались этикетки средств, указанных при анкетировании пользователей. Как правило, инструкций по мытью посуды никто не читает, но это не освобождает производителя от необходимости нанесения этой информации на бутылку.
Каждый день мы пользуемся «гениальным изобретением человечества» — бытовой химией. Реклама уверяет, что достаточно одной капли — и все проблемы исчезнут: посуда будет сияющей и чистой, руки нежными и ухоженными, а мы, счастливые, справимся с мытьем тарелок за считанные минуты.
Но, как оказывается, «счастье», которое дарят нам синтетические средства для мытья посуды, имеет другую сторону медали. Ученые подсчитали, что за год человек съедает около 250 мл средства для мытья посуды. Страшно представить, как средство, которое справляется с жиром даже в холодной воде, «отмывает» наш желудок и другие органы.
Лабораторный опыт.
«Определение остаточных моющих средств на поверхности столовой посуды»
Цель работы: формирование у школьников исследовательских умений и навыков здорового питания и осознанной потребности в нем.
Оборудование СПЭЛ-У: поднос пластиковый, перчатки, пипетка-капельница.
Реактивы и материалы: раствор йода, посуда для проведения исследования.
Примечание: опыты проводятся над мойкой, где можно стряхнуть избыток наносимого
раствора, смыть водой из-под крана место его нанесения.
Ход работы
1. На поверхность высушенной столовой посуды из пипетки-капельницы нанесите 3—5 капель 1%-го раствора йода, поверните ее на ребро.
2. Через 5—10 сек. струей воды из-под крана смойте остатки реактива с посуды.
Отсутствие синих и желто-коричневых пятен укажет на отсутствие загрязнения жирового происхождения.
В случае некачественного мытья (наличие загрязнений — остатков пищи, бактериального загрязнения) вдоль следа капель после смывания водой появляются синие и желто-коричневые пятна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Средства защиты при работе с моющими средствами для уборки санузла", презентация.
Цель данного урока: расширить и обобщить знания учащихся о средствах индивидуальной защиты, используемых при работе с моющими средствами. Урок сопровождается показом слайдов с помощью муль...
Определение коэффициента поверхностного натяжения синтетических моющих средств
Определение коэффициента поверхностного натяжениясинтетических моющих средств...
Исследовательская работа на тему:«ИССЛЕДОВАНИЕ МОЮЩИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОСУДЫ»
Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто "чудеса". Реклама убедительно склоняет нас исп...
Проект на тему: «Синтетические моющие средства для мытья посуды»
Актуальность. Каждый из нас постоянно пользуется различными порошками, гелями и жидкими моющими средствами для мытья посуды. Нам предоставляется выбор огромного количества средств, которые, как ...
"Влияние моющих средств для посуды на биологические объекты"
Исследовательская работа на тему "Влияние моющих средств для посуды на биологические объекты"...
Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»
Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...
Кейс 6. Домоводство. Различение моющих средств, специальных чистящих приспособлений для мытья и чистки посуды
Материал представляет собой краткое исследование сформированности представлений и умений по предмету Домоводство в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с тяжелыми множестве...