Кружок «Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Еремина Ирина Григорьевна

Программа внеурочной деятельности Кружок «Творческая мастерская»
Программа кружка «Мастерица» призвана сформировать у обучающихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tvorcheskaya_masterskaya.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности

Кружок

«Творческая мастерская»

Пояснительная записка.

          В век технического прогресса, компьютерных и инновационных  технологий проявляется недооценка художественно- эстетического воспитания детей.  Общепризнано, что необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного творчества в педагогической работе с детьми. Народное творчество воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

          Декоративно- прикладное творчество, как часть народного искусства веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Различные виды декоративно-прикладного творчества способствуют развитию художественного мышления, творческого воображения. Через освоение различных граней прекрасного мира декоративно-прикладного искусства, через познание законов красоты и гармонии у детей прививается интерес и любовь к труду.

          Программа кружка «Мастерица» призвана сформировать у обучающихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности.  

          Методологическая основа в достижении целевых ориентиров- реализация системно-деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественно- практической деятельностью по данной  программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально- творческий потенциал ученика.

           Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию. Но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации. В любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми и с окружающим миром.

          Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно- прикладного искусства, что представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.

          Актуальность программы состоит в том, что она расширяет возможности в развитии креативных возможностей детей, стимулирует их познавательную деятельность в области декоративно-прикладного искусства, а также в ее практической направленности.

          Цель программы : содействие развитию творческих способностей обучающихся, посредством формирования их познавательных интересов, воплощению в художественной работе своей индивидуальности.

          Задачи:

             осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание обучающихся, воспитывать     эмоциональный отклик на красоту;

закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии и ИЗО;

развивать творческое воображение и художественный вкус;

совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью и другими        

материалами.

Данная программа рассчитана на обучающихся 5-7 классов. Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов -35, из расчета – один час в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Личностные универсальные учебные действия.

          У обучающихся будут сформированы:

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы;

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

-адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

          Обучающиеся получат возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающихся на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

          Обучающиеся научатся:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-учитывать необходимые этапы работы;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

          Обучающиеся получат возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно учитывать варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

         Учащиеся смогут:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера.

          Обучающиеся получат возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

-владеть монологовой и диалоговой формами речи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия.

          Обучающиеся научаться:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез ( целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждение об объекте;

-обобщать;

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

          Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной речи;

-использованию методов и приемов художественно- творческой деятельности.

          В результате занятий  обучающиеся получат возможность:

-развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

-использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов, с новыми функциями уже известных  инструментов;

- создавать полезные и практичные изделия;

-совершенствовать навыки деятельности в коллективе.

Программой предусмотрены следующие формы организации обучения: индивидуальная, работа в парах, фронтальная. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, используются наглядно-иллюстративные: показ изделий, образцов, фотографий, схем.

Тематический план.

п/п

Название темы

Дата

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1.

Основы ремесла

2

1

1

2.

Раскрой

4

1

3

3.

Узор блока

8

1

7

4.

Узоры из полосы

       11

1

        10

5.

Творческая работа

       10

1

9

Всего:

     35

           5

        30

Содержание программы.

Тема 1. 2 часа Основы ремесла

Основное содержание.  Из истории рукоделия. Ткани. Инструменты  и приспособления для работы . Рисунок. Гармония красок. Правила безопасной работы.

Практическая деятельность. Подготовка к работе. Подбор лоскута по цвету, фактуре.

Тема 2. 4 часа Раскрой.

Основное содержание. Конструирование узора. Шаблоны.

Практическая деятельность. Изготовление шаблонов и раскрой по ним. Сборка элементов в единое изделие. Раскрой. Ручное и машинное шитье. Влажно-тепловая обработка.

Тема 3. 8 часов Узор блока

Основное содержание. Техника «изба». Гармония цвета.

Практическая деятельность. Изготовление шаблонов. Раскрой. Сборка блоков. Изготовление изделия в технике «изба». Отделка.

Тема 4. 11 часов. Узор из полос

Основное содержание. Техника выполнения узора. Составление эскиза.

Практическая деятельность. Раскрой. Сборка полос. Изготовление подушки из полос. Отделка.

Тема 5. 10 часов. Выполнение творческой работы

Основное содержание. Определение объекта работы. Подбор материалов. Разработка собственной конструкции. Определение последовательности.

Практическая деятельность. Выполнение самостоятельной работы. Изготовление шаблонов. Раскрой . Сборка элементов в единое изделие. Отделка готового изделия. Представление изделия.

3. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

 Темы занятия

Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Из истории рукоделия. Материалы и инструменты для работы.

2

Подготовка материалов к работе. Безопасные приемы работы.

3

Конструирование узора.

4

Изготовление шаблонов .

5

Раскрой ткани.

6

Изготовление изделия.

7

Лоскутная техника «изба»

8

Подбор лоскутов для композиции.

9

Изготовление шаблонов для элементов узора.

10

Раскрой .

11

Соединение элементов в блоки.

12

Сборка блоков.

13

Изготовление изделия.

14

Отделка изделия.

15

Техника выполнения узора из полос.

16

Составление эскиза.

17

Раскрой элементов .

18

Сборка полос.

19

Изготовление элементов изделия.

20

Сборка элементов изделия.

21

Сборка элементов изделия.

22

Сборка изделия.

23

 Сборка изделия.

24

Отделка изделия.

25

Представление изделий.

26

Выбор объекта труда. Разработка эскиза.

27

Подбор материалов .

28

Изготовление шаблонов.

29

Раскрой элементов.

30

Соединение элементов в изделии.

31

Соединение элементов в изделии.

32

Сборка изделия.

33

Сборка изделия.

34

Отделка готового изделия.

35

Представление изделий.

Литература.

  1.   Волшебные узоры из лоскутов. Стежка. М.: Ниола-Пресс, 1993
  2.  Лоскутная мозаика. Андронова Л. А. – М.: «Школа-Пресс», 1993
  3.   Чудеса из ткани своими руками. Нагибина М. И. –Ярославль.: «Академия развития»,  1997.      
  4. Школа рукоделия. М.: Олимп, 1999

Планируемые результаты освоения обучающимися программы.

Обучающиеся должны знать:

- основные технологические приемы работы с тканью, лентами, нитками;

-информационную культуру ( читать схемы, выкройки, записи узоров);

- правила основы композиции и цветоведения;

- технологическую последовательность изготовления изделий;

-правила организации рабочего места;

- правила безопасной работы.

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться технологической документацией: схемами, рисунками ;

-выполнять различные виды швов;

-составлять композиции ;

-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

-выполнять раскрой по шаблонам и выкройкам;

-производить сборку и окончательную обработку изделия;

-работать в группе и самостоятельно;

-организовывать, анализировать и контролировать свою работу;

-бережно и аккуратно работать с материалами и инструментами;

-выполнять правила техники безопасности;

-изготавливать изделия по своему замыслу.

Формы подведения итогов реализации:

-выставки работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Внеурочная деятельность, кружок Творческая мастерска (6 класс)

Кружок «Творческая мастерская» Пояснительная запискаДля развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. ...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...