Методические рекомендации по проведению урока "Счетные швы"5 класс ФГОС
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Илларионова Галина Геннадьевна

Использование трафарет -канвы для тренировочных упражнений по вышивке счетными швами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 по проведению урока “ Cчетныt швы ”  5 класс.

      В программе “Технология  5 класс”  в разделе “Художественные ремесла” (авторы программы Н.В. Синица, Тищенко) предусмотрено  изучение техники выполнения счетных швов вышивки. Знакомим учащихся  с особенностями выполнения орнамента, в котором  чаще всего используют следующую технику вышивки:

     Счетные швы:

* Крест, полукрест

* Счетная гладь

* Роспись,  гобеленовый шов и другие.

    Швы называются счетными, потому что ими заполняют узор отсчитывая нити в ткани. На уроке демонстрируются лучшие работы учащихся,  выполненные в технике “крест”, ‘роспись’ и счетная гладь. Это салфетки, картинки, открытки, платки, полотенца, также это могут быть работы мам  и бабушек учениц, которые они принесли из дома. Учащиеся готовят к уроку рефераты и сообщения об истории традиционной вышивки народов Поволжья. Рефераты сдаются учителю на проверку, 1-2  сообщения могут быть заслушаны  по окончании практической работы.

    Изложение нового материала

  Шов “крест”- выполняется на плотной  ткани полотняного переплетения или на канве (Учитель показывает образцы тканей ) – канва, двунитка, рогожка.

      Канва специальная ткань  для вышивания, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы. Канва различается по номерам  -11, 14. 16., бывает различных цветов. Для выполнения вышивки крестом используются цветные нитки мулине в 2-3-4 сложения, тонкая игла с увеличенным ушком. Ткань запяливается в пяльцы.

      Техника выполнения шва ”крест”, “полукрест”. 

      (Показ учебной  презентации “Вышивка счетными швами”). Этот шов прост в выполнении, представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины.

       Выполняются стежки следующим образом: первый – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. В зависимости от узора стежки могут быть расположены по одной линии - горизонтально или вертикально, или по диагонали, т.е. под углом.

   Приемы выполнения стежков.

Используем подготовленные заранее трафареты из картона для тренировочных работ.

 На трафарете – канве выполняем сначала все первые (нижние) стежки, а затем все вторые (верхние). IMG_0080

              Вы видите, что все стежки имеют одно направление. Нить от одного стежка к другому проходит по изнаночной стороне. Особенности выполнения вертикального ряда шва крест: выполняется сначала один стежок снизу вверх, затем по изнаночной стороне надо перейти прямо вверх, вывести иглу на лицевую сторону и сделать косой стежок вниз влево. (Показ на трафарете). Если крест расположен по диагонали, то выполняется нижний стежок в первом крестике, верхний – во втором, нижний в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки. (Показ слайдов “Техника выполнения шва крест”). Бывает так, что в последующем ряду  по схеме  необходимо выполнить на один или несколько крестиков больше, чем в предыдущем. В этом случае игла должна выводиться  на лицевую сторону в левом нижнем углу добавочных клеточек канвы и выполнить нужный стежок снизу в правый верхний угол, а затем из правого нижнего в левый верхний угол клеточки канвы.

     Упражнение по выполнению шва крест.  

      Трафарет – канва используется учащимися для тренировочных работ при выполнении шва крест . Трафарет расчерчен на равные клетки , пересечение линий проколоты шилом. Упражнение выполняется толстой иглой с удлиненным ушком нитью  “ирис”, “мак” и т.п.

        Практическая работа ”Выполнение шва “крест”.

        Инструменты и принадлежности: трафарет – канва , нитки мулине, пяльцы. При выполнении практической работы учащиеся могут использовать ИК “Выполнение шва крест”.

       Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение названия практической работы;
  • разъяснение задач практической работы;
  • показ образцов выполненных швом крест;
  • ознакомление с УТД (инструктаж по работе с ИК);
  • инструктаж по технике безопасности:

1. “Правила техники безопасности при работе иголками, булавками”.

2.”Правила техники безопасности при работе с ножницами”.

     Самостоятельная работа учащихся по УТД.

     Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

     А) формирование новых умений – проверка организованности начала работы учащихся;

    - проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты);

    - соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены при выполнении задания;

    Б) усвоение новых знаний – проверка правильности использования ИК при выполнении задания;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с ИК.

    Целевые обходы:

- инструктирование учащихся  по выполнению шва крест;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- рациональное использование учебного времени учащимися.

      Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- разбор типичных ошибок, объяснение способов их устранения,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.

Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе  за курс  алгебры 7-9-х классов.Содержание           1.      Поясните...

Методические рекомендации по проведению уроков в 5 классе ФГОС ООО

Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определенный опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни.  В основной школе начинаетс...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...