Методические рекомендации по проведению урока "Счетные швы"5 класс ФГОС
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему
Использование трафарет -канвы для тренировочных упражнений по вышивке счетными швами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приемы выполнения шва крест с использованием трафарет -канвы | 218.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по проведению урока “ Cчетныt швы ” 5 класс.
В программе “Технология 5 класс” в разделе “Художественные ремесла” (авторы программы Н.В. Синица, Тищенко) предусмотрено изучение техники выполнения счетных швов вышивки. Знакомим учащихся с особенностями выполнения орнамента, в котором чаще всего используют следующую технику вышивки:
Счетные швы:
* Крест, полукрест
* Счетная гладь
* Роспись, гобеленовый шов и другие.
Швы называются счетными, потому что ими заполняют узор отсчитывая нити в ткани. На уроке демонстрируются лучшие работы учащихся, выполненные в технике “крест”, ‘роспись’ и счетная гладь. Это салфетки, картинки, открытки, платки, полотенца, также это могут быть работы мам и бабушек учениц, которые они принесли из дома. Учащиеся готовят к уроку рефераты и сообщения об истории традиционной вышивки народов Поволжья. Рефераты сдаются учителю на проверку, 1-2 сообщения могут быть заслушаны по окончании практической работы.
Изложение нового материала
Шов “крест”- выполняется на плотной ткани полотняного переплетения или на канве (Учитель показывает образцы тканей ) – канва, двунитка, рогожка.
Канва – специальная ткань для вышивания, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы. Канва различается по номерам -11, 14. 16., бывает различных цветов. Для выполнения вышивки крестом используются цветные нитки мулине в 2-3-4 сложения, тонкая игла с увеличенным ушком. Ткань запяливается в пяльцы.
Техника выполнения шва ”крест”, “полукрест”.
(Показ учебной презентации “Вышивка счетными швами”). Этот шов прост в выполнении, представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины.
Выполняются стежки следующим образом: первый – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. В зависимости от узора стежки могут быть расположены по одной линии - горизонтально или вертикально, или по диагонали, т.е. под углом.
Приемы выполнения стежков.
Используем подготовленные заранее трафареты из картона для тренировочных работ.
На трафарете – канве выполняем сначала все первые (нижние) стежки, а затем все вторые (верхние).
Вы видите, что все стежки имеют одно направление. Нить от одного стежка к другому проходит по изнаночной стороне. Особенности выполнения вертикального ряда шва крест: выполняется сначала один стежок снизу вверх, затем по изнаночной стороне надо перейти прямо вверх, вывести иглу на лицевую сторону и сделать косой стежок вниз влево. (Показ на трафарете). Если крест расположен по диагонали, то выполняется нижний стежок в первом крестике, верхний – во втором, нижний в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки. (Показ слайдов “Техника выполнения шва крест”). Бывает так, что в последующем ряду по схеме необходимо выполнить на один или несколько крестиков больше, чем в предыдущем. В этом случае игла должна выводиться на лицевую сторону в левом нижнем углу добавочных клеточек канвы и выполнить нужный стежок снизу в правый верхний угол, а затем из правого нижнего в левый верхний угол клеточки канвы.
Упражнение по выполнению шва крест.
Трафарет – канва используется учащимися для тренировочных работ при выполнении шва крест . Трафарет расчерчен на равные клетки , пересечение линий проколоты шилом. Упражнение выполняется толстой иглой с удлиненным ушком нитью “ирис”, “мак” и т.п.
Практическая работа ”Выполнение шва “крест”.
Инструменты и принадлежности: трафарет – канва , нитки мулине, пяльцы. При выполнении практической работы учащиеся могут использовать ИК “Выполнение шва крест”.
Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- показ образцов выполненных швом крест;
- ознакомление с УТД (инструктаж по работе с ИК);
- инструктаж по технике безопасности:
1. “Правила техники безопасности при работе иголками, булавками”.
2.”Правила техники безопасности при работе с ножницами”.
Самостоятельная работа учащихся по УТД.
Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
А) формирование новых умений – проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии, гигиены при выполнении задания;
Б) усвоение новых знаний – проверка правильности использования ИК при выполнении задания;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с ИК.
Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению шва крест;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок, объяснение способов их устранения,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.
Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.Содержание 1. Поясните...
Методические рекомендации по проведению уроков в 5 классе ФГОС ООО
Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определенный опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни. В основной школе начинаетс...
Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау
В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»
Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»
Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...