Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
методическая разработка на тему
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ksr_po_mdk_03.01_kl_ruk.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Методические рекомендации к проведению КСР
по профессиональному модулю 03.Классное руководство
Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
для студентов 4 курса,
по специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Преподаватель:
Бочаркина Е.А.
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины (раздела, МДК):
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 132
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 88
самостоятельной работы обучающегося – 44
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя класса компенсирующего или коррекционно-развивающего образования;
- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
- определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции
уметь:
- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;
- планировать деятельность, в том числе классного руководителя классов компенсирующего и коррекционно - развивающего образования;
- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
- формулировать цели и задачи работы с семьёй с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении и школьной адаптации;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- использовать разнообразные методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
знать:
- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;
- основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;
- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
- основы делового общения;
- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи;
- содержание и формы работы с семьёй;
- способы диагностики результатов воспитания;
- методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
- логику анализа деятельности классного руководителя
Тема 1. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов
Вид КСР:
- Составить план деятельности классного руководителя на четверть.
- Используя разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания составить план проведения внеурочных мероприятий.
- Составить план-схему организации детского досуга, привлекая детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения.
- Составить, провести один из этапов внеклассного мероприятия и проанализировать его.
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Подтвердить на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассной мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности и общения в начальной школе. Овладеть умением планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.
Методические рекомендации к выполнению:
Требования к планированию
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
9. Реальность и разумная насыщенность плана.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- передовой опыт страны, города, школы;
- возможности родителей, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- предложения педагогов, учащихся, родителей.
№ | Направление | Тема (название, форма) | Ответственные | Сроки |
Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
Требования к конспекту (Плану мероприятия)
Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий.
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме.
3. Требования к содержанию:
– достижимость и четкость постановки целей и задач мероприятия;
– наличие мотивации темы;
– соответствие содержания сформулированным целям;
– соответствие содержания уровню развития учащихся;
– ориентация образовательного/воспитательного процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения);
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей;
– адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного материала;
– целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия;
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия;
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога;
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи;
– качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов.
4. Требования к форме мероприятия:
– разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения;
– учет возможностей дифференцированного подхода, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке;
– вариативность форм представления знаний и умений.
5. Требования к структуре занятия:
– соответствие структуры целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся;
– четкость структуры занятия, выделение этапов занятия.
6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.).
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы
8. Структура конспекта занятия:
Тема:
Класс/возраст:
Тип занятия:
Форма занятия:
Участники:
Ведущие:
Цель:
Задачи:
Используемые методы и приемы:
Предварительная работа:
Оборудование:
Ход мероприятия:
- Орг. Момент. Приветствие, постановка цели.
- Основная часть
- Итог.
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
- Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
- Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
- Инфоурок -- http://infourok.ru/
- Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
- «Планерочка» -- форум вожатых -- http://forum.planerochka.org/
- Лагерь от А до Я --http://summercamp.ru/
- Вожатики -- http://vozhatiki.ru/
- Внеклассные мероприятия www.klassnye-chasy.ru
- Учебно-методический кабинет -- http://ped-kopilka.ru/
- Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Баранова Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Сборник программ -- М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
Время на выполнение: 9 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке:
У 5. совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; У 6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий; У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения; З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям; З 9. теоретические основы и методику планирования внеклассной работы , формы проведения внеклассных мероприятий; З 10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной работы в начальной школе. | Знание нормативных документов являющихся основанием для деятельности классного руководителя Составление плана мероприятий по воспитательной работе с участием учащихся. Составление и проведение мероприятий, оказывающих психолого-педагогическую поддержку учащимся; самоанализ данных мероприятий. |
Тема 2.Организация досуговой деятельности детей
Вид КСР :
- Используя разнообразные игровые методы, формы, средства воспитания составить план проведения досуговых мероприятий на месяц.
- Составить план-конспект досугового мероприятия в игровой форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
- Составить план-конспект досугового мероприятия в форме викторины или соревнования или игры по станциям.
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Подтвердить на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассной мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности и общения в начальной школе. Овладеть умением планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.
Методические рекомендации к выполнению:
Требования к планированию
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
9. Реальность и разумная насыщенность плана.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- передовой опыт страны, города, школы;
- возможности родителей, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- предложения педагогов, учащихся, родителей.
№ | Направление | Тема (название, форма) | Ответственные | Сроки |
Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
Требования к конспекту (Плану мероприятия)
Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий.
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме.
3. Требования к содержанию:
– достижимость и четкость постановки целей и задач мероприятия;
– наличие мотивации темы;
– соответствие содержания сформулированным целям;
– соответствие содержания уровню развития учащихся;
– ориентация образовательного/воспитательного процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения);
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей;
– адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного материала;
– целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия;
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия;
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога;
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи;
– качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов.
4. Требования к форме мероприятия:
– разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения;
– учет возможностей дифференцированного подхода, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке;
– вариативность форм представления знаний и умений.
5. Требования к структуре занятия:
– соответствие структуры целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся;
– четкость структуры занятия, выделение этапов занятия.
6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.).
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы
8. Структура конспекта занятия:
Тема:
Класс/возраст:
Тип занятия:
Форма занятия:
Участники:
Ведущие:
Цель:
Задачи:
Используемые методы и приемы:
Предварительная работа:
Оборудование:
Ход мероприятия:
- Орг. Момент. Приветствие, постановка цели.
- Основная часть
- Итог.
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
- Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
- Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
- Инфоурок -- http://infourok.ru/
- Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
- «Планерочка» -- форум вожатых -- http://forum.planerochka.org/
- Лагерь от А до Я --http://summercamp.ru/
- Вожатики -- http://vozhatiki.ru/
- Внеклассные мероприятия www.klassnye-chasy.ru
- Учебно-методический кабинет -- http://ped-kopilka.ru/
- Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Баранова Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Сборник программ -- М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
Время на выполнение: 9 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке:
У 5. совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; У 6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий; У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения; З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям; З 9. теоретические основы и методику планирования внеклассной работы , формы проведения внеклассных мероприятий; З 10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной работы в начальной школе. | Знание нормативных документов являющихся основанием для деятельности классного руководителя Составление плана мероприятий по воспитательной работе с участием учащихся. Составление и проведение мероприятий, оказывающих психолого-педагогическую поддержку учащимся; самоанализ данных мероприятий. |
Тема 3. Психолого-педагогический аспект деятельности классного руководителя начальных классов
Вид КСР:
- Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.
- Подготовить перечень мероприятий, оказывающие педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
- Составить план деятельности классного руководителя на месяц по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
- Составить план-конспект мероприятия, оказывающего педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
Методические рекомендации к выполнению:
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Подтвердить на практике теоретические знания студентов об учете в воспитательной работе отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении. Уметь планировать и реализовывать свою деятельность как классного руководителя с учетом индивидуальных особенностей детей. Знать особенности профилактических мероприятий по предотвращению девиаций у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты.
Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.
Методические рекомендации к выполнению:
Заполнить таблицу
Название документа | Краткое описание мер |
Подготовить перечень мероприятий, оказывающих педагогическую поддержку дезадаптированных детей к условиям образовательного учреждения.
Методические рекомендации к выполнению:
Обратить внимание на мероприятия по предотвращению конфликтов. (Тема: Толерантность, дружба, мероприятия на снижение уровня агрессивности у детей и т.д.)
Мероприятие | Форма и место проведения | Сроки | Участники |
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
- НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
- Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
- Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
- Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
- Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
- Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
Составить план деятельности классного руководителя на месяц по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Подтвердить на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассных мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности в начальной школе. Овладеть умением совместно планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.
Методические рекомендации к выполнению:
Требования к планированию
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
9. Реальность и разумная насыщенность плана.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- передовой опыт страны, города, школы;
- возможности родителей, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- предложения педагогов, учащихся, родителей.
Мероприятие | Ответственный | Сроки | Участники |
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
- НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
- Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
- Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
- Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
- Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
- Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
Время на выполнение: 9 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке:
У 2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации; У 10. помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты; З 4. возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации; З 6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации; З 8. особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми; | Составление плана воспитательной работы на основе педагогической диагностики воспитанности учащихся класса, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации. Составление и проведение основного этапа мероприятия, используя различные формы и методы воспитательной работы. Составление плана мероприятий по профилактике конфликтов между детьми. |
Тема 4. Коллектив как объект и субъект воспитания
Вид КСР:
- Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».
- Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия).
- Сформулировать цели и задачи создания и развития коллектива класса (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения.
Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».
Методические рекомендации к выполнению:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
(СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТОВ ПО УЧЕБНИКУ ИЛИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ (РЕФЕРАТОВ) И ПРЕЗЕНТАЦИЙ)
- ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ ЗАДАНИЕ.
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРУ.
- ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЕ ЛИ ЯСНО В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, ПРИ ЗАТРУДНЕНИЯХ УТОЧНИТЕ У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕПОНЯТНЫЕ МОМЕНТЫ.
- РАСЧИТАЙТЕ СРОКИ И ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ
- Процесс работы формально можно разделить на три направления:
- Поиск, сбор и систематизация информации.
- Обработка информации.
- Представление информации.
Искать информацию возможно в любых источниках: это может быть информация, известная Вам в силу предыдущего опыта и знаний, информация от эксперта в какой-либо сфере, информация из Интернета или из периодического издания (газеты, журнала).
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном или электронном виде, чтобы спустя день или неделю Вы не забыли важные факты. Для собранной информации важно указывать источник её получения, т.к. от этого зависит и степень доверия к информации, и возможность обновления устаревшей информации или перепроверки в случае утраты данных.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. Делать это нужно сразу. Как основу для систематизации следует взять структуру ответа на вопрос или тему выступления. В целом, систематизация позволяет Вам сразу рисовать общую «картину» Вашего будущего выступления.
После того, как необходимый минимум информация найден, собран и систематизирован, его необходимо обработать и представить. Поиск, сбор, систематизация, обработка и представление не обязательно должны идти в данной последовательности, Вы сами определяете с чего Вам удобнее начать. Часто в процессе обработки становится ясно, какой информации не хватает, поэтому стоит заранее рассчитывать время.
Обычно общий срок разработки не превышает 3-х недель, при этом сырая версия формируется к концу первой недели, а две оставшиеся уходят на уточнение и проверку данных, написание выводов и обоснований, удобное представление информации, а также на согласование итоговой версии
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБЩЕНИЯ (РЕФЕРАТА)
Реферат необходимо предоставлять в бумажной форме. Порядок подшивки печатной версии реферата:
- Титульный лист – отражает полное название реферата, ФИО студента, год и место разработки документа.
- Содержание – список глав и приложений с указанием номера страницы.
- Главы – непосредственно главы реферата.
- Приложения – спецификации оборудования, фотографии, стандарты, нормативы и т.д.
Представленные в методичке формы являются обязательной частью для написания реферата, но не стоит ограничиваться только ими, Вы можете самостоятельно дорабатывать таблицы и формат представления информации.
«Краткость – сестра таланта», однако даже два одинаковых по сути текста «в руках» различных инициаторов приобретают существенные различия. Желательно описывать все детали, которые Вы считаете специфичными. Для повышения наглядности можно использовать:
- схемы, графики, диаграммы;
- фотографии.
Однако не стоит сильно перегружать выступление информацией. Если Вы хотели бы включить материал в сообщение , но сомневаетесь в его лаконичности, смело выносите его в приложение и ставьте в тексте ссылку. Также стоит уделить час на достойное оформление проекта – это позволит уверить читателя в Вашей добросовестности.
В некоторых случаях приходится защищать реферат в очной форме. Чаще всего это проходит в формате презентации. Для успешной презентации необходимо подготовить:
- Речь выступления на 5-10 минут.
- Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
- Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
- Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
- Инфоурок -- http://infourok.ru/
- Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
- Педагогическая копилка -- http://ped-kopilka.ru/
Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия).
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
Методические рекомендации к выполнению:
При проведении диагностической методики необходимо обратить внимание на возраст детей, форму работу и цель. Исходя из этого, составить подробный план проведения мероприятия, зафиксировав все необходимые параметры (цель для педагога, цель для детей, возраст детей, форму и место работы, необходимое оборудования, время проведения).
После проведения диагностического мероприятия студенту нужно собрать «сырой» материал для последующей обработки. Обработать и представить интерпретацию в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме) с подробными данными в числовом и процентном отношениях. При завершении работы студент пишет конкретные рекомендации по проведению данной диагностической методики с учащимися данного возраста или по работе с данной лабораторной группой. Рекомендации должны иметь психолого-педагогическое направление, написаны в научном стиле, должны показать глубокое осмысление проблемы. Содержать 5-10 пунктов.
Для проверки предоставляется:
- План проведения диагностического мероприятия,
- непосредственно методика с ключом,
- «сырой» материал,
- интерпретация в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме)
- рекомендации к проведению диагностической методики или по работе с лабораторной группой.
Рекомендуемая литература для подготовки :
Ваш психолог -- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist
Сформулировать цели и задачи создания и развития коллектива класса (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
Методические рекомендации к выполнению:
Цель деятельности педагога конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.
Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).
Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
- Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
- Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
- Инфоурок -- http://infourok.ru/
- Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
- Педагогическая копилка -- http://ped-kopilka.ru/
- Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Сборник программ -- М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Галкина Г.И. Искусство управления классным коллективом: практическое руководство. – Ростов н/Д. изд. Феникс 2008
- Иванов А. В. Современные подходы к содержанию деятельности классного руководителя. — М., 2005.
Время на выполнение: 6 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке:
У 4. оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения; У 5. совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение; У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения; У 9. создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; З 6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации; З 7. условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; | Составление и проведение этапа мероприятия, оказывающего психолого-педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения; самоанализ данных мероприятий. Подготовка к проведению мероприятий в форме КТД с целью организации предпосылок по формированию ученического самоуправления. |
Тема 5. Взаимодействие семьи и школы
Вид КСР:
- Подготовить список статей из современной периодической литературы (журналы, газеты) «В помощь родителям»
- Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
- Составить план работы с родителями на четверть.
- Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей
Подготовить список статей с аннотацией из современной периодической литературы (журналы, газеты, сайты) «В помощь родителям»
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Знать и уметь раскрыть сущность задачи и содержание семейного воспитания; особенности современной семьи; содержание и формы работы с семьёй.
Методические рекомендации к выполнению:
Список литературы оформляется строго с учетом требований ГОСТа.
Вся литература оформляется строго в алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы или по первой букве наименования документа или коллективной работы, не имеющей строгого авторства, и нумеруется.
При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.
Библиографическое описание книг, имеющих автора:
1. Безуглов И.Г. Основы научного исследования: Учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: Академический проект, 2008. – 194 с.
2. Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. – Ярославль, 1994. – 116 с.
Библиографическое описание коллективного сборника:
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 239 с.
Библиографическое описание журнальной статьи:
Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 97-103.
При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:
Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования // Татьянин день. – 1995. – №3(23). – авг. – С. 8-10.
При ссылках на сайты Internet указывается полный адрес в соответствии с адресной строкой.
Иванов Ф.Ф, Петров В.В., Сидоров Т.Т., Соловьева А.А. Электронный журнал "Исследовано в России", 3, 1998. http://zhurnal.mipt.rssi.ru/articles/1998/003.pdf
Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
Методические рекомендации к выполнению: Находить и использовать специализированную методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к проведению и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
- Подобрать несколько диагностических методик и проанализировать их.
- Составить рекомендации к проведению.
При проведении диагностической методики необходимо обратить внимание на возраст детей, форму работу и цель. Исходя из этого, составить подробный план проведения мероприятия, зафиксировав все необходимые параметры (цель для педагога, цель для детей, возраст детей, форму и место работы, необходимое оборудования, время проведения).
После проведения диагностического мероприятия студенту нужно собрать «сырой» материал для последующей обработки. Обработать и представить интерпретацию в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме) с подробными данными в числовом и процентном отношениях. При завершении работы студент пишет конкретные рекомендации по проведению данной диагностической методики с учащимися данного возраста или по работе с данной лабораторной группой. Рекомендации должны иметь психолого-педагогическое направление, написаны в научном стиле, должны показать глубокое осмысление проблемы. Содержать 5-10 пунктов.
Для проверки предоставляется:
- План проведения диагностического мероприятия,
- непосредственно методика с ключом,
- «сырой» материал,
- интерпретация в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме)
- рекомендации к проведению диагностической методики или по работе с лабораторной группой.
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Ваш психолог -- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
- НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
- Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
- Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
- Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
- Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
- Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
Составить план работы с родителями на четверть.
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
Методические рекомендации к выполнению:
- Продумать методы и формы, которые можно использовать при работе с родителями, опираясь на психолого-педагогические особенности детей данного возраста.
- Составить план работы с родителями, опираясь на результаты выявленных, с помощью диагностических методик, особенностей семейного воспитания и на психолого-педагогические особенности детей данного возраста.
Требования к планированию
План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
9. Реальность и разумная насыщенность плана.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- передовой опыт страны, города, школы;
- возможности родителей, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- предложения педагогов, учащихся, родителей.
Мероприятие | Ответственный | Сроки | Участники |
Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
Требования к конспекту (Плану мероприятия)
Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий.
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме.
3. Требования к содержанию:
– достижимость и четкость постановки целей и задач урока;
– наличие мотивации темы;
– соответствие содержания сформулированным целям;
– соответствие содержания уровню развития учащихся;
– ориентация образовательного/воспитательного процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения);
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей;
– адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного материала;
– целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия;
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия;
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога;
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи;
– качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов.
4. Требования к форме мероприятия:
– разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения;
– учет возможностей дифференцированного обучения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке;
– вариативность форм представления знания.
5. Требования к структуре занятия:
– соответствие структуры целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся;
– четкость структуры занятия, выделение этапов занятия.
6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.).
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы
8. Структура конспекта занятия:
Тема:
Класс/возраст:
Тип занятия:
Форма занятия:
Участники:
Ведущие:
Цель:
Задачи:
Используемые методы и приемы:
Предварительная работа:
Оборудование:
Ход мероприятия:
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
- НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
- Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
- Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
- Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
- Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
- Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
- Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
- Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
- Инфоурок -- http://infourok.ru/
- Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
Время на выполнение: 8 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке:
У 2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации; У 11. составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими); У 12. вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий; У 13. изучать особенности семейного воспитания младших школьников; У 14. формулировать цели и задачи работы с семьёй с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении и школьной адаптации; У 15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими); З 13. особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); З 14. задачи и содержание семейного воспитания; З 15. особенности современной семьи; З 16. содержание и формы работы с семьёй; | Соответствие выбора педагогической диагностики с целью изучения особенностей воспитания в семье и оформления результатов в соответствии с требованиями, установленными учебным заведением; грамотность изложения материала. Составление плана работы с родителями на основе анализа специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении и школьной адаптации, используя различные формы работы с семьей. Составление самоанализа педагогической деятельности классного руководителя при работе с родителями |
Тема 7. Документация классного руководителя
Вид КСР:
- Заполнение части электронного журнала;
- Заполнение базы данных на пятерых учащихся класса
- Составить информационно - справочный документ;
- Заполнить несколько стр классного журнала;
Заполнение части электронного журнала. Заполнить несколько стр классного журнала;
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Познакомить студентов с различной документацией, необходимой в деятельности классного руководителя; научить студентов составлять документы, знать их структуру и реквизиты, познакомить с требованиями по заполнению журнала (печатного и электронного).
Методические рекомендации к выполнению:
Заполнить стр. журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, данного вида.
Рекомендуемая литература для подготовки :
http://sosh1.edumsko.ru/electronic_services/ej/articles/5/
http://www.74-gim76.edusite.ru/
- Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Баранова Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
- Сборник программ -- М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
Заполнение базы данных на пятерых учащихся класса
Форма контроля: Выполнение и защита практических работ;
Цель работы: Познакомить студентов с различной документацией, необходимой в деятельности классного руководителя;
Методические рекомендации к выполнению:
Ф,И.О. уч-ся | Дата рождения | Дом адрес и тел | Ф.И.О. матери, место работы и должность | Ф.И.О. отца, место работы и должность | Примечание |
Рекомендуемая литература для подготовки :
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
- НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
- Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
- Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
- Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
- Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
- Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
Время на выполнение: 4 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке:
У 8. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий; У 15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими); У 17. анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом); З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям; З 18. методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации; | Составление самоанализа педагогической деятельности классного руководителя при проведении внеурочных мероприятий. Составить информационное письмо с уведомлением родителей об учебном и воспитательном процессе их ребенка. устное сообщение Заполнение части электронного и печатного журнала; |
Общее планирование КСР в течении учебного года
№ п/п | Календарные сроки изучения тем | Темы, краткое содержание | Виды КСР | Формы и методы контроля КСР |
1 семестр | ||||
1. | 3 курс 2 с | Тема 1 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов |
| Выполнение и защита практических работ; |
2. | 4 к 1 с сентябрь | Тема 2 Организация досуговой деятельности детей |
| Выполнение и защита практических работ; |
3 | октябрь | Тема 3 Психолого-педагогический аспект деятельности классного руководителя начальных классов |
| устное сообщение Выполнение и защита практических работ; |
4. | Октябрь-ноябрь | Тема 4 Коллектив как объект и субъект воспитания |
| Проверка письменной работы, устное сообщение Выполнение и защита практических работ; |
5 | ноябрь | Тема 6 Взаимодействие семьи и школы |
| Выполнение и защита практических работ; |
6. | декабрь | Тема 7 Документация классного руководителя |
| Проверка письменной работы Выполнение и защита практических работ; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОП.07 « Деловая культура» общеопрофессионального цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии начального профессионального образования (НПО) социально-экономи
комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплиныОП.07. Деловая культура...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «Подбор форм причёсок и их выполнение с учётом индивидуальных потребностей потребителей» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 100116 «Парикмахерское
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02 «Подбор форм причёсок и их выполнение с учётом индивидуальных потребностей потребителей»Основной профессиональной образовате...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины, раздела МДК.КОС включают контрольные...
Фонд оценочных средств для проведения оценочной процедуры по дисциплине «Математике» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 40.02.01.
Фонд оценочных средств по математике студентов 1 курса...
Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...