Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
методическая разработка на тему

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ksr_po_mdk_03.01_kl_ruk.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Методические рекомендации к проведению КСР

по профессиональному модулю 03.Классное руководство

Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

для студентов 4 курса,

по специальности 050146  Преподавание  в начальных классах

Преподаватель:

Бочаркина Е.А.

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

        Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

        Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины (раздела, МДК):

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 132

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 88

самостоятельной работы обучающегося – 44

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  1. педагогического  наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
  2. анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений  по их коррекции;
  3. определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя класса компенсирующего или коррекционно-развивающего образования;
  4. планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
  5. определение целей и задач работы с отдельной семьёй по результатам наблюдений за ребёнком, изучения особенностей семейного воспитания;
  6. наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

уметь:

  1. выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
  2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;
  3. планировать деятельность, в том числе классного руководителя классов компенсирующего и коррекционно - развивающего образования;
  4. оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
  5. совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
  6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
  7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
  8. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
  9. создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
  10. помогать обучающимся  предотвращать и разрешать конфликты;
  11. составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
  12. вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
  13. изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
  14. формулировать цели и задачи работы с семьёй с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении  и школьной адаптации;
  15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);
  16. использовать разнообразные методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  17. анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);  

знать:

  1. теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов, в том числе классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  2. методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
  3. особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
  4. возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;
  5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;
  6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;
  7. условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
  8. особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
  9. теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
  10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;
  11. педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
  12. основы делового общения;
  13. особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);
  14. задачи и содержание семейного воспитания;
  15. особенности современной семьи;
  16. содержание и формы работы с семьёй;
  17. способы диагностики результатов воспитания;
  18. методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
  19. логику анализа деятельности классного руководителя


Тема 1. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

Вид КСР: 

  1. Составить план деятельности классного руководителя на четверть.
  2. Используя разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания составить план проведения внеурочных мероприятий.
  3. Составить план-схему организации детского досуга, привлекая детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения.  
  4. Составить, провести один из этапов внеклассного мероприятия и проанализировать его.

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассной мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности и общения в начальной школе. Овладеть умением планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;  использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

Методические рекомендации к выполнению:

Требования к планированию

      План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
      1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
      2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
      3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
      4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
      5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
      6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
      7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
      8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
      9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
      При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
      -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
      -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
      -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
      -   передовой опыт страны, города, школы;
      -   возможности родителей, общественности;
      -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
      -   традиционные праздники учебного года;
      -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
      -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
      -   традиции школы;
      -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
      -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

Направление

Тема (название, форма)

Ответственные

Сроки

Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.

Требования к конспекту (Плану мероприятия)

Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. 
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме. 
3. Требования к содержанию: 
– достижимость и четкость постановки целей и задач мероприятия; 
– наличие мотивации темы; 
– соответствие содержания сформулированным целям; 
– соответствие содержания уровню развития учащихся; 
– ориентация образовательного/воспитательного  процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); 
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; 
– адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного  материала; 
– целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия; 
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия; 
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога; 
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; 
– качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов. 
4. Требования к форме мероприятия: 
– разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения; 
– учет возможностей дифференцированного подхода, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; 
– вариативность форм представления знаний и умений. 
5. Требования к структуре занятия: 
– соответствие структуры  целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; 
– четкость структуры занятия, выделение этапов занятия. 
6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.). 
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы 
8. Структура конспекта занятия: 
Тема: 

Класс/возраст: 

Тип занятия: 

Форма занятия:

Участники:

Ведущие:

Цель: 

Задачи: 

Используемые методы и приемы: 

Предварительная работа:

Оборудование: 

Ход мероприятия: 

  1. Орг. Момент. Приветствие, постановка цели.
  2. Основная часть
  3. Итог.

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
  2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
  3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
  4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
  5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
  6. «Планерочка» -- форум вожатых -- http://forum.planerochka.org/
  7. Лагерь от А до Я --http://summercamp.ru/
  8. Вожатики -- http://vozhatiki.ru/
  9. Внеклассные мероприятия www.klassnye-chasy.ru
  10. Учебно-методический кабинет -- http://ped-kopilka.ru/
  11. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  12. Баранова  Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  13. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»

Время на выполнение: 9 ч

Результаты КСР, подлежащие проверке:

У 5. совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

У 6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий;

У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

З 9. теоретические основы и методику планирования внеклассной работы , формы проведения внеклассных мероприятий;

З 10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной работы в начальной школе.

Знание нормативных документов являющихся основанием для деятельности классного руководителя

Составление плана мероприятий по воспитательной работе с участием учащихся.

Составление и проведение мероприятий, оказывающих психолого-педагогическую поддержку учащимся; самоанализ данных мероприятий.

Тема  2.Организация досуговой деятельности детей

Вид КСР :

  1. Используя разнообразные игровые методы, формы, средства  воспитания составить план проведения досуговых мероприятий на месяц.
  2. Составить план-конспект досугового мероприятия в игровой форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
  3. Составить план-конспект досугового мероприятия в форме викторины или соревнования или игры по станциям.

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассной мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности и общения в начальной школе. Овладеть умением планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;  использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

Методические рекомендации к выполнению:

Требования к планированию

      План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
      1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
      2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
      3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
      4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
      5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
      6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
      7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
      8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
      9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
      При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
      -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
      -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
      -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
      -   передовой опыт страны, города, школы;
      -   возможности родителей, общественности;
      -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
      -   традиционные праздники учебного года;
      -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
      -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
      -   традиции школы;
      -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
      -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

Направление

Тема (название, форма)

Ответственные

Сроки

Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.

Требования к конспекту (Плану мероприятия)

Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. 
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме. 
3. Требования к содержанию: 
– достижимость и четкость постановки целей и задач мероприятия; 
– наличие мотивации темы; 
– соответствие содержания сформулированным целям; 
– соответствие содержания уровню развития учащихся; 
– ориентация образовательного/воспитательного  процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); 
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; 
– адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного  материала; 
– целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия; 
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия; 
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога; 
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; 
– качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов. 
4. Требования к форме мероприятия: 
– разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения; 
– учет возможностей дифференцированного подхода, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; 
– вариативность форм представления знаний и умений. 
5. Требования к структуре занятия: 
– соответствие структуры  целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; 
– четкость структуры занятия, выделение этапов занятия. 
6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.). 
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы 
8. Структура конспекта занятия: 
Тема: 

Класс/возраст: 

Тип занятия: 

Форма занятия:

Участники:

Ведущие:

Цель: 

Задачи: 

Используемые методы и приемы: 

Предварительная работа:

Оборудование: 

Ход мероприятия: 

  1. Орг. Момент. Приветствие, постановка цели.
  2. Основная часть
  3. Итог.

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
  2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
  3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
  4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
  5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/
  6. «Планерочка» -- форум вожатых -- http://forum.planerochka.org/
  7. Лагерь от А до Я --http://summercamp.ru/
  8. Вожатики -- http://vozhatiki.ru/
  9. Внеклассные мероприятия www.klassnye-chasy.ru
  10. Учебно-методический кабинет -- http://ped-kopilka.ru/
  11. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  12. Баранова  Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  13. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»

Время на выполнение: 9 ч

Результаты КСР, подлежащие проверке:

У 5. совместно с обучающимися планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

У 6. использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий;

У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

З 9. теоретические основы и методику планирования внеклассной работы , формы проведения внеклассных мероприятий;

З 10. содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеклассной работы в начальной школе.

Знание нормативных документов являющихся основанием для деятельности классного руководителя

Составление плана мероприятий по воспитательной работе с участием учащихся.

Составление и проведение мероприятий, оказывающих психолого-педагогическую поддержку учащимся; самоанализ данных мероприятий.

Тема 3. Психолого-педагогический аспект деятельности классного руководителя начальных классов

Вид КСР: 

  1. Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.
  2. Подготовить  перечень мероприятий, оказывающие педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
  3. Составить план деятельности классного руководителя на месяц по  работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
  4. Составить план-конспект мероприятия, оказывающего педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Методические рекомендации к выполнению:

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов об учете в воспитательной работе отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении. Уметь планировать и реализовывать свою деятельность как классного руководителя с учетом индивидуальных особенностей детей. Знать особенности профилактических мероприятий по предотвращению девиаций у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помогать обучающимся  предотвращать и разрешать конфликты.

Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.

Методические рекомендации к выполнению:

Заполнить таблицу

Название документа

Краткое описание мер

Подготовить  перечень мероприятий, оказывающих педагогическую поддержку дезадаптированных детей к условиям образовательного учреждения.

Методические рекомендации к выполнению:

Обратить внимание на мероприятия по предотвращению конфликтов. (Тема: Толерантность, дружба, мероприятия на снижение уровня агрессивности у детей и т.д.)

Мероприятие

Форма и место проведения

Сроки

Участники

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
  2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
  3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
  4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
  5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
  6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
  7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

Составить план деятельности классного руководителя на месяц по  работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Подтвердить  на практике теоретические знания студентов о теоретических основах и методике планирования внеклассной деятельности, формах проведения внеклассных мероприятий; содержание, форме, методах и средствах организации различных видов внеклассной деятельности в начальной школе. Овладеть умением совместно планировать внеклассные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;  использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеклассных мероприятий.

Методические рекомендации к выполнению:

Требования к планированию

  План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
      1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
      2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
      3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
      4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
      5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
      6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
      7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
      8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
      9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
      При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
      -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
      -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
      -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
      -   передовой опыт страны, города, школы;
      -   возможности родителей, общественности;
      -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
      -   традиционные праздники учебного года;
      -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
      -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
      -   традиции школы;
      -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
      -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Участники

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
  2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
  3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
  4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
  5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
  6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
  7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

Время на выполнение: 9 ч

Результаты КСР, подлежащие проверке:

У 2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

У 10. помогать обучающимся  предотвращать и разрешать конфликты;

З 4. возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, причины и характер затруднений в обучении и школьной адаптации;

З 6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

З 8. особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

Составление плана воспитательной работы на основе педагогической диагностики воспитанности учащихся класса, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации.

Составление и проведение основного этапа  мероприятия, используя различные формы и  методы воспитательной работы. Составление плана мероприятий по профилактике конфликтов между детьми.

Тема 4. Коллектив как объект и субъект воспитания

Вид КСР: 

  1. Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».
  2. Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия).
  3. Сформулировать цели и задачи создания и развития   коллектива класса  (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения.

Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб».

Методические рекомендации к выполнению:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

(СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТОВ ПО УЧЕБНИКУ ИЛИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЙ (РЕФЕРАТОВ) И ПРЕЗЕНТАЦИЙ)

  1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ВСЕ ЗАДАНИЕ.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРУ.
  3. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЕ ЛИ ЯСНО В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, ПРИ ЗАТРУДНЕНИЯХ УТОЧНИТЕ У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕПОНЯТНЫЕ  МОМЕНТЫ.
  4. РАСЧИТАЙТЕ СРОКИ И ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ
  • Процесс работы формально можно разделить на три направления:
  • Поиск, сбор и систематизация информации.
  • Обработка информации.
  • Представление информации.

Искать информацию возможно в любых источниках: это может быть информация, известная Вам в силу предыдущего опыта и знаний, информация от эксперта в какой-либо сфере, информация из Интернета или из периодического издания (газеты, журнала).

Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном или электронном виде, чтобы спустя день или неделю Вы не забыли важные факты. Для собранной информации важно указывать источник её получения, т.к. от этого зависит и степень доверия к информации, и возможность обновления устаревшей информации или перепроверки в случае утраты данных.

Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. Делать это нужно сразу. Как основу для систематизации следует взять структуру ответа на вопрос или тему выступления. В целом, систематизация позволяет Вам сразу рисовать общую «картину» Вашего будущего выступления.

После того, как необходимый минимум информация найден, собран и систематизирован, его необходимо обработать и представить. Поиск, сбор, систематизация, обработка и представление не обязательно должны идти в данной последовательности, Вы сами определяете с чего Вам удобнее начать. Часто в процессе обработки становится ясно, какой информации не хватает, поэтому стоит заранее рассчитывать время.

Обычно общий срок разработки не превышает 3-х недель, при этом сырая версия формируется к концу первой недели, а две оставшиеся уходят на уточнение и проверку данных, написание выводов и обоснований, удобное представление информации, а также на согласование итоговой версии

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБЩЕНИЯ (РЕФЕРАТА)

Реферат необходимо предоставлять в бумажной форме. Порядок подшивки печатной версии реферата:

  • Титульный лист – отражает полное название реферата, ФИО студента, год и место разработки документа.
  • Содержание – список  глав и приложений с указанием номера страницы.
  • Главы – непосредственно главы реферата.
  • Приложения – спецификации оборудования, фотографии, стандарты, нормативы и т.д.

Представленные в методичке формы являются обязательной частью для написания реферата, но не стоит ограничиваться только ими, Вы можете самостоятельно дорабатывать таблицы и формат представления информации.

«Краткость – сестра таланта», однако даже два одинаковых по сути текста «в руках» различных инициаторов приобретают существенные различия. Желательно описывать все детали, которые Вы считаете специфичными. Для повышения наглядности можно использовать:

  • схемы, графики, диаграммы;
  • фотографии.

Однако не стоит сильно перегружать выступление информацией. Если Вы хотели бы включить материал в сообщение , но сомневаетесь в его лаконичности, смело выносите его в приложение и ставьте в тексте ссылку. Также стоит уделить час на достойное оформление проекта – это позволит уверить читателя в Вашей добросовестности.

В некоторых случаях приходится защищать реферат в очной форме. Чаще всего это проходит в формате презентации. Для успешной презентации необходимо подготовить:

  1. Речь выступления на 5-10 минут.
  2. Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
  2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
  3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
  4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
  5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/ 
  6. Педагогическая копилка -- http://ped-kopilka.ru/

Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия).

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

Методические рекомендации к выполнению:

При проведении диагностической методики необходимо обратить внимание на возраст детей, форму работу и цель. Исходя из этого, составить подробный план проведения мероприятия, зафиксировав все необходимые параметры (цель для педагога, цель для детей, возраст детей, форму и место работы, необходимое оборудования, время проведения).

После проведения  диагностического мероприятия студенту нужно собрать «сырой» материал для последующей обработки. Обработать и представить интерпретацию в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме) с подробными данными в числовом и процентном отношениях. При завершении работы студент пишет конкретные рекомендации по проведению данной диагностической методики с учащимися данного возраста или по работе с данной  лабораторной группой. Рекомендации должны иметь психолого-педагогическое направление, написаны в научном стиле, должны показать глубокое осмысление проблемы. Содержать 5-10 пунктов.

Для проверки предоставляется:

  1. План проведения диагностического мероприятия,
  2. непосредственно методика  с ключом,
  3. «сырой» материал,
  4. интерпретация в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме)
  5. рекомендации к проведению диагностической методики или по работе с лабораторной группой.

Рекомендуемая литература для подготовки :

Ваш психолог -- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist

Сформулировать цели и задачи создания и развития   коллектива класса  (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

Методические рекомендации к выполнению:

Цель деятельности педагога конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные  на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения  школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
  2. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
  3. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
  4. Инфоурок -- http://infourok.ru/
  5. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/ 
  6. Педагогическая копилка -- http://ped-kopilka.ru/
  7. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  8. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  9. Галкина Г.И.  Искусство управления классным коллективом: практическое руководство. – Ростов н/Д. изд. Феникс 2008
  10. Иванов А. В. Современные подходы к содержанию деятельности классного руководителя. — М., 2005.

Время на выполнение: 6 ч

Результаты КСР, подлежащие проверке:

У 4. оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

У 5. совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

У 7. организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

У 9. создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

З 6. особенности процесса социализации младших школьников, в том числе, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации;

З 7. условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

Составление и проведение  этапа мероприятия, оказывающего психолого-педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения; самоанализ данных мероприятий.

Подготовка к проведению мероприятий в форме КТД с целью организации предпосылок по формированию ученического самоуправления.

Тема 5. Взаимодействие семьи и школы

Вид КСР: 

  1. Подготовить список статей из современной периодической литературы (журналы, газеты) «В помощь родителям»
  2. Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
  3. Составить план работы с родителями на четверть.
  4. Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей

Подготовить список статей  с аннотацией из современной периодической литературы (журналы, газеты, сайты) «В помощь родителям»

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Знать и уметь раскрыть сущность задачи и содержание семейного воспитания;  особенности современной семьи;  содержание и формы работы с семьёй.

Методические рекомендации к выполнению:

Список литературы оформляется строго с учетом требований ГОСТа.

Вся литература оформляется строго в алфавитном порядке, по первой букве фамилии автора работы или по первой букве наименования документа или коллективной работы, не имеющей строгого авторства, и нумеруется.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

        

        Библиографическое описание книг, имеющих автора:

        1.  Безуглов И.Г. Основы научного исследования: Учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. –  М.: Академический проект, 2008. – 194 с.        

        2.  Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда. – Ярославль, 1994. – 116 с.

Библиографическое описание  коллективного сборника:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988. – 239 с.

Библиографическое описание журнальной статьи:

Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика.  1997.  № 5. – С. 97-103.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования // Татьянин день. 1995.  №3(23).  авг.  С. 8-10.

         При ссылках на сайты Internet указывается полный адрес в соответствии с адресной строкой.

Иванов Ф.Ф, Петров В.В., Сидоров Т.Т., Соловьева А.А. Электронный журнал "Исследовано в России", 3, 1998. http://zhurnal.mipt.rssi.ru/articles/1998/003.pdf

Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

Методические рекомендации к выполнению: Находить и использовать  специализированную методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к проведению и интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.

  1. Подобрать несколько диагностических методик и  проанализировать их. 
  2. Составить рекомендации к проведению.

При проведении диагностической методики необходимо обратить внимание на возраст детей, форму работу и цель. Исходя из этого, составить подробный план проведения мероприятия, зафиксировав все необходимые параметры (цель для педагога, цель для детей, возраст детей, форму и место работы, необходимое оборудования, время проведения).

После проведения  диагностического мероприятия студенту нужно собрать «сырой» материал для последующей обработки. Обработать и представить интерпретацию в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме) с подробными данными в числовом и процентном отношениях. При завершении работы студент пишет конкретные рекомендации по проведению данной диагностической методики с учащимися данного возраста или по работе с данной  лабораторной группой. Рекомендации должны иметь психолого-педагогическое направление, написаны в научном стиле, должны показать глубокое осмысление проблемы. Содержать 5-10 пунктов.

Для проверки предоставляется:

  1. План проведения диагностического мероприятия,
  2. непосредственно методика  с ключом,
  3. «сырой» материал,
  4. интерпретация в таблице, схеме и/или гистограмме (диаграмме)
  5. рекомендации к проведению диагностической методики или по работе с лабораторной группой.

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Ваш психолог -- http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist
  2. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
  3. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
  4. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
  5. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
  6. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
  7. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
  8. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

Составить план работы с родителями на четверть.

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

Методические рекомендации к выполнению:

  1. Продумать методы и формы, которые можно использовать при работе с родителями, опираясь на психолого-педагогические особенности детей данного возраста.
  2. Составить план работы с родителями, опираясь на результаты выявленных, с помощью диагностических методик, особенностей семейного воспитания и на психолого-педагогические особенности детей данного возраста.

Требования к планированию

  План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.
      1. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.
      2. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
      3. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
      4. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
      5. Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
      6.  План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
      7. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.
      8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.
      9.   Реальность и разумная насыщенность плана.
      При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: 
      -   результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
      -   воспитательные и организационно-педагогические задачи;
      -   материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
      -   передовой опыт страны, города, школы;
      -   возможности родителей, общественности;
      -   воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
      -   традиционные праздники учебного года;
      -   события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
      -   события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
      -   традиции школы;
      -   дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
      -   предложения педагогов, учащихся, родителей.

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Участники

Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: изучать особенности семейного воспитания младших школьников; особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

Требования к конспекту (Плану мероприятия)

Конспект занятия должен раскрывать нетрадиционный подход, современные требования к организации образовательного процесса, использование современных педагогических технологий. 
2. Конспект должен представлять собой подробное описание сути используемой технологии (нестандартных методов и подходов) и ее обоснование в применении к выбранной теме. 
3. Требования к содержанию: 
– достижимость и четкость постановки целей и задач урока; 
– наличие мотивации темы; 
– соответствие содержания сформулированным целям; 
– соответствие содержания уровню развития учащихся; 
– ориентация образовательного/воспитательного  процесса на получение новых результатов (компетенции, универсальные умения); 
– установление осознаваемых учащимися межпредметных и внутрипредметных связей; 
– адекватность формы занятия и используемых методов содержанию образовательного  материала; 
– целесообразность выбора методов обучения/воспитания, их соответствие содержанию и целям занятия; 
– целесообразность и эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах занятия; 
– создание здоровьесберегающих условий для обучающихся и педагога; 
– оптимальность и разнообразие приемов обратной связи; 
– качество постановки педагога перед учащимися цели мероприятия и подведения итогов. 
4. Требования к форме мероприятия: 
– разнообразие средств обучения/воспитания и соответствие их выбора возрастным особенностям учащихся, уровню обучения; 
– учет возможностей дифференцированного обучения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы на уроке; 
– вариативность форм представления знания. 
5. Требования к структуре занятия: 
– соответствие структуры  целям, содержанию темы и возрастным особенностям учащихся; 
– четкость структуры занятия, выделение этапов занятия. 
6. К конспекту занятия должны прилагаться готовые дополнительные материалы, либо подробная инструкция по их изготовлению или приобретению, если их передача по сети Интернет невозможна (карточки, тексты, примеры и т.п.). 
7. В правом верхнем углу указываются данные автора: ФИО, № группы 
8. Структура конспекта занятия: 
Тема: 

Класс/возраст: 

Тип занятия: 

Форма занятия:

Участники:

Ведущие:

Цель: 

Задачи: 

Используемые методы и приемы: 

Предварительная работа:

Оборудование: 

Ход мероприятия: 

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
  2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
  3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
  4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
  5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
  6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
  7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002
  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -- http://school-collection.edu.ru/
  9. Занимательные уроки -- http://games-for-kids.ru/x/shkola.php
  10. Социальная сеть работников образования -- http://nsportal.ru/shkola
  11. Инфоурок -- http://infourok.ru/
  12. Издательский дом «Первое сентября» -- https://my.1september.ru/

Время на выполнение: 8 ч

Результаты КСР, подлежащие проверке:

У 2. формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, причин и характера трудностей в обучении и школьной адаптации;

У 11. составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

У 12. вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьёй (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

У 13. изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

У 14. формулировать цели и задачи работы с семьёй с учётом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении  и школьной адаптации;

У 15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

З 13. особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

З 14. задачи и содержание семейного воспитания;

З 15. особенности современной семьи;

З 16. содержание и формы работы с семьёй;

Соответствие  выбора педагогической диагностики с целью изучения особенностей воспитания в семье  и  оформления результатов в соответствии с  требованиями, установленными учебным заведением; грамотность изложения материала.

Составление плана работы с родителями на основе анализа специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, причин и характера трудностей, испытываемых ребёнком в обучении  и школьной адаптации, используя различные формы работы с семьей.

Составление самоанализа педагогической деятельности классного руководителя при работе с родителями

Тема 7. Документация классного руководителя

Вид КСР: 

  1. Заполнение  части электронного журнала;
  2. Заполнение базы данных на пятерых учащихся класса
  3. Составить информационно - справочный документ;
  4. Заполнить несколько стр классного журнала;

Заполнение  части электронного журнала. Заполнить несколько стр классного журнала;

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Познакомить студентов с различной документацией, необходимой в деятельности классного руководителя; научить студентов составлять документы, знать их структуру и реквизиты, познакомить с требованиями по заполнению журнала (печатного и электронного).

Методические рекомендации к выполнению:

Заполнить стр. журнала в  соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, данного вида.

Рекомендуемая литература для подготовки :

http://sosh1.edumsko.ru/electronic_services/ej/articles/5/

http://www.74-gim76.edusite.ru/

  1. Буданова Г.П. Буйлова Л.Н. Справочник классного руководителя.—М. «Просвещение», 2011. Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  2. Баранова  Ю. Ю. Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. – М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»
  3. Сборник программ --  М. «Просвещение», 2013 Из серии «работаем по новым стандартам ФГОС»

Заполнение базы данных на пятерых учащихся класса

Форма контроля:  Выполнение и защита практических работ;

Цель работы: Познакомить студентов с различной документацией, необходимой в деятельности классного руководителя;

Методические рекомендации к выполнению:

Ф,И.О. уч-ся

Дата рождения

Дом адрес и тел

Ф.И.О. матери, место работы и должность

Ф.И.О. отца, место работы и должность

Примечание

Рекомендуемая литература для подготовки :

  1. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел. 1995
  2. НагавкинаЛ.С. и др. Социальный педагог: введение в должность. —СПб., 2002
  3. Рабочая книга социального педагога — Орёл 1995
  4. Шепетенко П.А. и др. Методика и технология работы социального педагога. -М.,2001
  5. Романова Е.А. Малюшкин А.Б. Рабочая книга социального педагога. –М., 2002
  6. Методика и технология работы социального педагога / Под редакцией Сластениной В.А. –М., 2001
  7. Методика и технологии работы социального педагога/ Под редакцией Галагузовой М.А. –М., 2002

Время на выполнение: 4 ч

Результаты КСР, подлежащие проверке:

У 8. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

У 15. анализировать процесс и результаты работы с родителями (лицами, их заменяющими);

У 17. анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);  

З 5. основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям;

З 18. методы, формы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

Составление самоанализа педагогической деятельности классного руководителя при проведении внеурочных мероприятий.

Составить информационное письмо с уведомлением родителей об учебном и воспитательном процессе их ребенка.

устное сообщение

Заполнение  части электронного и печатного журнала;


Общее планирование КСР в течении учебного года

№ п/п

Календарные сроки изучения тем

Темы, краткое содержание

Виды КСР

Формы и методы контроля КСР

1 семестр

1.

 3 курс 2 с

Тема 1

Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя  начальных классов

  • Используя разнообразные методы, формы, средства  воспитания составить план проведения внеклассных мероприятий на месяц;
  • Составить план внеклассного мероприятия в традиционной форме, учитывая педагогические и гигиенические требования

Выполнение и защита практических работ;

2.

4 к 1 с

сентябрь

Тема 2

Организация досуговой деятельности детей

  • Используя разнообразные методы, формы, средства  воспитания составить план проведения досуговых мероприятий на месяц.
  • Составить планы досуговых мероприятий по различным направлениям в игровой форме, учитывая педагогические и гигиенические требования.
  • Составить план-конспект досугового мероприятия в форме викторины или соревнования или игры по станциям.

Выполнение и защита практических работ;

3

октябрь

Тема 3

Психолого-педагогический аспект деятельности классного руководителя начальных классов

  • Проанализировать меры, предпринятые в РФ для создания наиболее адаптационной среды для первоклассников.
  • Подготовить  перечень мероприятий, оказывающие педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
  • Составить план деятельности классного руководителя на месяц по  работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Составить план-конспект мероприятия, оказывающего педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

устное сообщение

Выполнение и защита практических работ;

4.

Октябрь-ноябрь

Тема 4 

Коллектив как объект и субъект воспитания

  • Подготовить сообщение «Развитие школьного самоуправления в СПб»
  • Подобрать, провести (в своей группе) и проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления уровня межличностных отношений учащихся (социометрия)
  • Сформулировать цели и задачи создания и развития   коллектива класса  (по возрастам) и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Проверка письменной работы, устное сообщение

Выполнение и защита практических работ;

5

ноябрь

Тема 6

Взаимодействие семьи и школы

  • Подготовить список статей из современной периодической литературы (журналы, газеты) «В помощь родителям»
  • Проанализировать результаты психолого-педагогической диагностики с целью выявления межличностных отношений в семье.
  • Составить план работы с родителями на четверть.
  • Составить план-конспект родительского собрания с привлечением родителей

Выполнение и защита практических работ;

6.

декабрь

Тема 7 

Документация классного руководителя

  • Заполнение  части электронного журнала
  • Заполнение базы данных на 5 учащихся класса
  • Составить информационно - справочный документ;
  • Заполнить несколько стр классного журнала;

Проверка письменной работы

Выполнение и защита практических работ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «Подбор форм причёсок и их выполнение с учётом индивидуальных потребностей потребителей» Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности 100116 «Парикмахерское

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02 «Подбор форм причёсок и их выполнение с учётом индивидуальных потребностей потребителей»Основной профессиональной образовате...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...