Урок-беседа "Твоя профессиональная карьера"
план-конспект урока (9 класс) на тему
Урок-беседа закрепляет понятие о классификации профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда, знакомит с профессиограммами наиболее распространенных профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Твоя профессиональная карьера
9 класс
Урок-лекция
Тема урока: Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Цель: закрепить знания о понятиях «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда, с профессиограммами наиболее распространенных профессий.
I. Работа над материалом.
Имеющая определённые границы применения отрасль (или область) труда называется сферой профессиональной деятельности.
По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
• сферу материального производства,
• непроизводственную сферу.
Они являются также сферами профессиональной деятельности.
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и средства потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его
показателями.
По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере - увеличивается.
Непроизводственная сфера |
Сферы и отрасли профессиональной деятельности
Сфера материального производства |
Промышленность Наука
Строительство Образование, искусство и культура
Сельское хозяйство Здравоохранение
Грузовой транспорт Торговля. Соцобеспечение
Связь, доставка и сбыт Общественное питание
Лесное хозяйство Жилищно-коммунальное
хозяйство
Пассажирский транспорт
Органы госуправления
Финансы, кредит
Органы правопорядка
Система массовых коммуникаций
Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта, обеспечивающий условия существования человека.
Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей, например, профессия врача включает в себя специальности: врач-стоматолог, врач-окулист, врач-хирург и
т. д.
Внутри одной специальности может быть ещё более узкая специализация. Например, специальность - хирург, специализация -нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург и т. д.
Помимо профессии и специальности, каждый человек может снимать какую либо определённую должность на своей работе.
Должность - служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии? Выбрать среди них ту, с которой начнётся трудовой жизненный путь? Помочь в этом может классификация профессий.
Классификация - осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
При изучении многих предметов вы уже встречались с тем, как систематизируют разнообразные простые и сложные объекты, факты, явления и т.д., например, растительные и животные организмы объединяются в типы, классы, семейства, отряды.
Классификация профессий - объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
В основу классификации профессий могут быть положены разные признаки. Распределить профессии, например, можно по первой букве их названия. Так же, как составлены словари. Правда, пользоваться такой классификацией для выбора профессии не совсем удобно: ведь чтобы выбрать профессию, надо прежде всего знать её название.
Расположить профессии можно и по принадлежности к отрасли общественного производства. Такая классификация, удобная для руководителей предприятий и учебных заведений, малопригодна для человека, выбирающего профессию. В самом деле, в швейной промышленности, например, множество профессий: модельеры-конструкторы, наладчики технологического оборудования, слесари, расчетчики-подборщики тканей, резчики, швеи-мотористки, бухгалтеры, экономисты... Но можно ли соотнести со своими личными качествами (интересами, склонностями, способностями, приобретенным опытом) отрасль промышленности целиком? Нет, конечно. Вот почему человеку, выбирающему профессию, лучше пользоваться классификацией, построенной не по отраслевым признакам, а по признакам, непосредственно идущим от человека как участника труда.
В самом деле, когда человек работает, его внимание направит но не на отрасль, а на предмет (объект) труда. С предметом надо что-то сделать (цель труда). В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа. Вот по этим четырём признакам и строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.
Схематично эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырёх ярусов: типы профессий, классы профессий отделы профессий, группы профессий.
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать - это цель труда. В любом труде есть орудия. И, наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.
Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Климов. Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда.
Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производства, являются гностическими (познавательными). Профессии этого класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных выше типов профессий.
Например:
"Человек-природа": физиолог, агроном, зоотехник, ветврач, эколог, ихтиолог, приемщик сельскохозяйственной продукции, лаборант государственной семенной инспекции, лаборант химико-бактериологической лаборатории, сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик молока и т.д.
"Человек-техника": инженер-механик, инженер-электрик, инженер-строитель, контролер-приемщик станочных и слесарных работ, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотрщик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т.д.
"Человек-человек": учитель, врач, вахтер, сторож, ревизор на транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор рыбоохраны и т.д.
"Человек-знаковая система": чертежник, сортировщик почто-ВЫХ отправлений и произведений печати, корректор и т.д.
"Человек-художественный образ": писатель, актер, художник, музыкант, антиквар и т.д.
Не все профессии можно отнести к чисто гностическим, отдельные профессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искусства: строители, станочники, водители, скульпторы, художники-оформители и т.д. Отделы профессий выделяются на основании использования различных орудий труда. Это профессии:
• ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т.д.);
• машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и т.д.);
• с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т.д.);
• с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер и т.д.).
Специалисты разных профессий работают не в одинаковых условиях. Так, шахтер работает под землей, летчик — в небе, хлебороб — на земле, ткачиха — в цехе и т.д. И чем разнообразнее мир профессий, тем разнообразнее и условия труда. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:
• труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т.д.);
• труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан, виноградарь и т.д.);
• труд в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т.д.);
• труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности (учитель, преподаватель, директор, актер, врач, писатель, юрист и т.д.).
Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить схематически, т.е. представить в виде четырех ярусов в нисходящем порядке соответственно:
по предмету труда — типы (П — "человек—природа", Т — "человек—техника", Ч —"человек—человек", X — "человек—художественный образ", 3 —"человек—знаковая система");
по целям труда — классы (Г — гностический, П — преобразующий, И — изыскательский);
по орудиям труда — отделы (Р — ручные, М — машинно-ручные, А — автоматические, Ф — функциональные);
по условиям труда — группы (Б — бытового микроклимата, О — на открытом воздухе, Н — необычные условия, М — моральная ответственность).
Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Спрашивается: зачем человеку трудиться? Ведь часто утром не хочется рано вставать, ехать в переполненном транспорте, на работе разрешать множество разнообразных больших и малых проблем, подчас выполнять тяжелую физическую работу... Однако люди делают это с завидным постоянством.
А может ли человек прожить без одежды, жилья, особенно в суровых климатических условиях? Конечно, нет. Чтобы нормально жить, нужна одежда и обувь для разных сезонов года, теплый уютный дом или квартира. Необходимо и питание, чтобы поддерживать свои силы. Все материальные блага человек добывает собственным трудом.
В праздной жизни человек не видит смысла. Ему хочется заниматься любимым делом даже тогда, когда он материально полностью обеспечен. Давайте поразмышляем, что же в таком случае труд дает человеку. Есть ли у людей потребности, кроме материальных? Очевидно, да. Духовные запросы человека — желание слушать музыку, наслаждаться живописью, посещать театр или кино, читать книги и др. — удовлетворяются тоже трудом. В труде формируются психика человека, его духовные ценности (то, что человек ценит и считает главным в жизни).
Все вышесказанное относится к людям, занятым как умственным, так и физическим трудом. Любимая работа позволяет не замечать многих неустроенностей в жизни. Она делает человека творцом, создателем нового.
Рассмотрим это на примере работы какого-либо штамповщика кузнечного цеха машиностроительного завода, который всего себя без остатка отдает любимому делу и считает, что его работа очень важна для общества. С ним нельзя не согласиться. Оглянитесь по сторонам. Десятки, сотни изделий получены штамповкой: кастрюля и корпус фильтра автомобильного двигателя, лопасть турбины, подкова и капот автомобиля и т. д. Перечислять можно много. Но наш штамповщик занимается изготовлением деталей кузовов легковых машин. Высокая стоимость инструментов, штампов, особенно в мелкосерийном и единичном производствах, не могла оставить его равнодушным. Постоянно вставал вопрос: «Как же сделать производство более доходным и удобным?» Настойчивые поиски привели его совместно с другими работниками к мысли: «А что, если в качестве штампа использовать эластичный материал (например, полиуретан)?» И это оказалось счастливой находкой: расходы на изготовление штампа сократились вдвое, а эластичная часть штампа стала как бы универсальной — пригодной для многих случаев. Это обеспечивало высокую степень гибкости производства, которая так необходима в мелкосерийном производстве. Кстати, такой штамповкой были сделаны многие кузовные детали самых первых ста автомобилей «Нива».
Встречались ли вам среди друзей и знакомых люди, преданные делу? Может быть, вы читали о них? Обратите внимание, простые это люди или знаменитости. Дело в том, что среди людей, кто просто добросовестно изо дня в день выполняет свою работу, многие также не могут себе представить, как они вдруг перестали бы трудиться. Жизнь без цели, труда для них стала бы пуста, никчемна. Человек, потеряв работу по тем или иным причинам, начинает хандрить, теряет интерес к жизни, его одолевают вредные привычки. Любимая работа возвращает человека к полноценной жизни, дает силы преодолеть все трудности и, главное, преодолеть себя.
Как верно заметил Л. Н. Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».
Труд и развитие личности. Труд не только создает материальные и духовные ценности, блага, но и служит средством самовыражения и развития личности, укрепляет позицию человека в обществе.
Давайте попробуем разобраться в этом. Представление о личности вы уже имеете. Напомним лишь, что людей бездарных — без дара — не бывает. Личностью становится каждый человек. И вы можете быть личностью — для этого необходимо много работать над собой.
Создавать самого себя — это труд, труд всю жизнь.
Труд — научиться думать, труд — прочесть и разобраться в Достоевском и Фолкнере, труд — выслушать другого и удержать желание быть немедленно выслушанным самому, труд — творчески работать в избранной сфере. Самовыражение личности — проявление своего «Я», своей индивидуальности — может происходить только в деятельности, только в труде. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек.
Труд и профессионализм. Каждый, наверное, хотел бы стать профессионалом — человеком, выполняющим свою работу грамотно, качественно (в отличие от любителя) с учетом тонкостей и «секретов» своего дела. Профессионалом может быть любой специалист: токарь, водитель, журналист, закройщик, врач, учитель, парикмахер и др.
Испокон веков в обществе существовало огромное уважение к человеку, у которого золотые руки. Поэтому объяснимо стремление людей стать мастерами высокого класса. Но, чтобы добиться профессионализма, необходимо много трудиться. Практически повседневно. И каждый раз считать, что не все еще достигнуто, что до настоящего профессионализма далеко.
Профессионалы — это люди, как правило, разносторонние и высокообразованные, не замыкающиеся в узкой области своего интереса. Зачастую они являются изобретателями всевозможных новшеств и технических устройств.
Всемирно известный российский хирург-травматолог Г. А. Илизаров был первоклассным врачом и инженером-изобретателем. Решив облегчить страдания людей после сложных переломов конечностей, в 1951 году он предложил принципиально новый, необычный метод их лечения. Доктор сконструировал аппарат и разработал методику его применения. Это был результат долгого, упорного труда и раздумий, без которых ни одно, даже самое яркое, изобретение не находит себе достойного места. Аппарат — ажурная «бочка» Илизарова — прочно фиксирует перелом кости, дает человеку возможность двигаться сразу же после перелома, ускоряет срастание кости. Этот аппарат позволяет постепенно по мере образования костной мозоли регулировать рост перелом-лепной ноги на 10 см и более. Чтобы пациент забыл про свою хромоту, можно искусственно сломать ногу, а потом подрастить кость при заживлении перелома.
К признанию своего открытия Илизаров шел не один десяток лет, упорно и целеустремленно преодолевая трудности на пути внедрения столь непривычного для традиционной медицины метода лечения переломов.
Трудовая биография каждого человека складывается по-разному. Но люди чувствуют себя хорошо, здоровы и счастливы, если занимаются де-лом, которое им по душе и соответствует их способностям. Значит, каждому человеку очень важно найти свое место в трудовой жизни, используя личные качества, способности, ценностные ориентации. Каждый школьник вполне может определить свои ориентации. Конечно, ценностные ориентации у всех разные. Но есть какие-то общие, ведущие ценности, определяющие жизнеспособность общества, являющиеся общечеловеческими ценностями.
Это уважение к труду, к людям труда, к результатам труда и понимание их исключительной важности для развития личности человека и общества.
Творческий созидательный труд — главный источник всех богатств, которыми владеет общество и сама личность. Выбирая профессию, вы не только проектируете свою судьбу, но и формируете общество, его экономику.
Профессии и специальности. Как велико число видов труда, чем человек мог бы заниматься? Каждый ли может найти для себя нужное дело?
Попробуйте выяснить у знакомых, какая у них профессия, и составьте список известных вам профессий и специальностей по алфавиту. Ручаемся, их будет не больше 20—30.
А между тем в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации — свыше 50 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить благополучную жизнь себе и процветание обществу.
Общество образуют люди, и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями, склонностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.
Однако если вы живете в среднем промышленном городе и реально решаете проблему выбора профессии, то список возможных, доступных для вас специальностей, конечно, сузится примерно до 600—750.
Виды профессий. Наиболее массовые профессии принято называть сквозными. Они пригодны для многих отраслей народного хозяйства и составляют часть всех рабочих профессий: фрезеровщик, лаборант, машинист, оператор, такелажник, электромонтер, слесарь и др. Имеется немало сквозных профессий, требующих среднего специального образования, таких, как механик, технолог, бухгалтер, радиотехник и др. В высших учебных заведениях обучаются таким сквозным профессиям, как инженер, Экономист, конструктор, исследователь.
К особой группе относятся сравнительно редкие профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, океанолог, лингвист,
эмбриолог, востоковед и др. — таких специалистов требуется не, так много. Выбирая редкую профессию, имейте в виду, что ограниченный спрос на специалистов такого рода повлияет и на ваше будущее трудоустройство, на профессиональный рост.
Особую часть составляют люди так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определенной должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары, на средства от продажи своих произведений.
Каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Среди ушедших в прошлое профессий такие: кучер, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий и др. Вместе с тем возникают новые специальности — монтажники электронной радиоаппаратуры, дефектоскописты, техники-программисты, экологи, менеджеры, иммунологи и др. У вас сегодня в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у вашего сверстника, жившего сто лет назад.
Самые древние на Земле профессии связаны с земледелием, охотой, скотоводством, возведением жилищ, изготовлением орудий труда. Видоизменяясь, они будут, наверное, всегда присутствовать в человеческой деятельности.
В процессе развития общества меняется структура экономики, вместе с ней меняется и потребность в тех или иных специалистах.
Подумайте, какие же специальности будут нужны в ближайшее время. Это, безусловно, все профессии, связанные с систематизацией, обработкой, передачей и защитой информации. Ведь появление новых информационных технологий — такой же революционный шаг, как в свое время рождение книги. Сегодня компьютеры превращаются в совершенно новый вид человеческой деятельности, культуры.
Весьма перспективны и специальности, обеспечивающие решение проблем улучшения качества производимой продукции, расширения строительства, экологии, медицинского обслуживания, гуманизации образования.
А теперь поговорим о профессиях, окутанных ореолом необычности. Кое-кто из вас мечтает стать актером, подводником, летчиком-испытателем и слышать не хочет об «ординарных» специальностях! Но, как правило, многие и не подозревают о другой, будничной стороне «романтических» профессий.
Задумайтесь о том, как много времени моряки проводят вдали от дома, насколько изнурительны порой репетиции у актеров и т. д.
Итоговые вопросы и задания
1. Зачем человек трудится?
2. Сколько профессий существует в мире?
3. Почему существует такое многообразие профессий?
4. Может ли человек прожить не работая? Почему?
5. Что нужно человеку для жизни?
6. Какие чувства вызывает у вас домашний труд, общественно полезный труд?
7. Настоящий труд — какой он в вашем представлении?
8. Что нужно, чтобы стать первоклассным профессионалом?
9. Как вы понимаете выражение: «У этого человека золотые руки»?
10. Кто такой профессионал?
11. Как влияет профессиональный труд на самого человека?
12. Какие профессии считаются наиболее массовыми?
13. Что значит сквозные, редкие, свободные, необычные профессии? Приведите примеры.
14. Почему профессии стареют и отмирают?
15. Какие вы знаете новые, недавно возникшие профессии?
16. Закончите 12 предложений, приведенных ниже.
РЕКОМЕНДУЕМ не пропустить ни одного предложения. ПОМНИТЕ: нет плохих или хороших ответов, так же как правильных и неправильных.
1. Люди работают ради ...
2. В любом профессиональном труде самое важное ...
3. Выбирая трудовую деятельность, люди чаще всего руководствуются ...
4. При выборе трудовой деятельности люди чаще всего не учитывают ...
5. Мое будущее кажется мне ...
6. Я выбрал (а) эту профессиональную деятельность потому, что ...
7. Избранная трудовая деятельность требует от меня ...
8. Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать...
9. Думаю, что моя трудовая деятельность позволит мне ...
10. Моя профессиональная деятельность даст мне возможность ...
11. Избранная мною профессиональная деятельность обеспечивает ...
12. Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПР "Твоя профессиональная карьера"
Программа авторской педагогической разработки по профориентации для 9-классников Занятия с 9-классниками по программе проводятся для того, чтобы школьники смогли определиться с выбором профиля обучен...
Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Этот курс проводится в девятых классах один раз в неделю. Он помогает сформировать видение себя как специалиста в узкой профессиональной деятельности....
Программа курса "Твоя профессиональная карьера"
Элективный курс. 35 часов....
Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.
Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.
Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.
Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и стремлений к профессиональному становлению,...