Дополнительная образовательная программа «Умелые руки »
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с углубленным изучением отдельных предметов

                  УТВЕРЖДЕНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

            на заседании МС школы                                                        директор школы

               протокол № ___ от                                                       ___________ А.В. Ваняткина

              «___» ______ 2015 г.                                                         «___» ______ 2015 г.

Дополнительная образовательная программа

«Умелые руки »

 

Срок реализации 1 год

Руководитель

Ступников А.В.

Александров

2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все  требования  к  декоративно – прикладному образованию.

Актуальность  данной  программы  заключается  в  соединении  умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа  жизни  человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного  природного  материала, на  раскрытие  потребностей  детей  творить  и осознавать свои    возможности.

Новизна данной программы заключается  в  объединении  традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую  мотивацию  к познанию окружающего  мира  природы  с помощью  обучения  детей     творческой, вдумчивой работе с деревом – одним  из  самых любимых, распространенных материалов для декоративно- прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности  в  практической  деятельности, осуществляемых по  законам  красоты.

Программа составлена для внеурочного обучения учащихся 5  классов технологии  ( 34 часа, из расчета 1 учебный час  в неделю)

Разработана  на  основе  программы  Симоненко В.Д., Неменского  Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного   и декоративно- прикладного  искусства 1-8 классы;
  2. Технология   для  5-9 классов.
  3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
  4. Программы  «Живое  дерево» .

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно -  прикладном творчестве.

Основные учебно воспитательные задачи Обучающие

 Формировать пространственное представление, художественно–образное восприятие  действительности;

     Научить  познавать  и  использовать  красоту  и  свойства  древесины  для  создания художественных  образов  и  предметов  быта;

    Освоить  основы  технологии  и   технику  безопасности  ручной  обработки  древесины;

     Изучить  технологию  работы  лобзиком;

     Изучить  технологию  работы  выжигателем;

    Научить  работать  различными    инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

    Развивать художественно – творческие способности учащихся;

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

     Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

    Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

    Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

    Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

     Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

Форма занятий:

     Беседы.

     Объяснения

     Рассказы

    Практические работы

    Выставки

    Творческие отчеты

Характеристика  ожидаемых  результатов

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

•        принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

•        основные понятия графики, графического изображения (чертёж,эскиз, технический рисунок);

•        физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

•        способы разметки по шаблону и чертежу;

•        принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

•        назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,  электрофрезера);

•        иметь понятие о конструировании и моделировании;

•        способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

•        основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

•        основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

•        технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

•        рационально        организовывать        рабочее        место.        Соблюдать        правила        Техники безопасности;

•        уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

•        определять породу и пороки древесины по её внешнему

•        производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

•        применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

•        использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

•        выполнять простейшие столярные операции;

•        производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

•        самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

•        экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

•        владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, выполнения операции точения, сверления, выпиливания ,владения основными элементами графической грамотности;

•        выполнения плоскостной разметки;

•        разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

•        выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы  организации  учебной деятельности:

•        индивидуальная;

•        коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

•        теоретический уровень знаний;

•        степень овладения рабочими приёмами  при работе с инструментами и приспособлениями;

•        применение полученных знаний на практике;

•        соблюдение технических и технологических требований;

•        качество изготовления изделия  по внешнему виду готового изделия;

•        изготовление изделия в установленные нормы времени;

•        соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

•        экономия материалов;

•        желание трудиться;

•        познавательная активность и творческий подход;

•        самостоятельность;

•        партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

1.        Словесные:  рассказ,  беседа, объяснение;

2.        Наглядные:  иллюстрации, демонстрации;

3.        Практические:  практические занятия;

4.        Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.

Содержание  программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.   Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Материалы,        инструменты        и        приспособления.        Основные        свойства        материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.  Назначение и виды орнамента;

-        симметрия;

-        орнаментальные розетты и полосы;

-        сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Работа над конструкцией изделия.

-        Плоские, объёмные изделия;

-        изделия округлой формы;

-        изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа: сборка корзиночки для конфет

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.

-Плоские, объёмные изделия;

-        изделия округлой формы;

-        изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

-        Отделочные материалы;

-        нетрадиционные материалы;

-        облицовывание шпоном;

-        циклование и шлифование;

-        устранение дефектов;

-        прозрачная отделка.

Тема 1.12. Изготовление изделия.

Практическая работа:  выполнение настенного панно

Раздел II. Художественное выжигание

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

         поведения и техники безопасности;

         пожарной и электробезопасности;

         пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Технология декорирования изделий выжиганием

               подготовка материалов;

         перевод рисунка;

         приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции; -        форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

-        Основные требования к инструменту;

-        уход за инструментом

Тема 2.5. Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

-        Подготовка материалов;

-        перевод рисунка;

-        приёмы выжигания;

-        способы соединения деталей;

-        сборка изделия;

-        устранение дефектов;

-        прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа:        совершенствование приёмов выжигания.        Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа:  выполнение настенного панно

         Отделочные материалы;

         нетрадиционные материалы;

         устранение дефектов;

         прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа:  

                выполнение настенного панно

         Форма и конструкция изделия;

         назначение и виды орнамента;

         симметрия;

         изделия со сложным орнаментом


Методическое обеспечение программы по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы        и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I. Выпиливание лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно- наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно- наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты        и принадлежности

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно- наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.4.

Виды резьбы по дереву.

Объяснение

Словесно- наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты        и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты        и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.8

Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты        и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ,

инструменты и принадлежности


выставка

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II. Художественное выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности


Оснащение  каждого  занятия

Каждый  ребенок  должен иметь:

Карандаш Линейка Ластик

Тетрадь Ручка циркуль

Пилки для лобзика Электровыжигатель Акварель или гуашь

Копирка Кисти

Стакан для воды

Ожидаемые результаты:

Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных  районных  конкурсах  декоративно- прикладного  искусства.

Условия реализации программы.

Направление  работы  кружка  в  большой степени  зависит  от    материальной  базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Список литературы

  1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
  3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
  4. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
  5. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
  6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
  7. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
  8. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
  9. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
  10. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
  11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
  12. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
  13. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. 14.Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
  1. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
  2. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

Учебно-тематический план

1 час  в  неделю, всего 36 часов

№п/п

Содержание     темы

Количество  часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (17)

1.1

Охрана  труда, электро и пожарная безопасность  при производстве художественных  изделий.

05

0.5

-

1.2.

Основы      материаловедения.

1.5

0.5

1

1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

1.0

0.5

0.5

1.4.

Виды резьбы  по  дереву.

1

0.5

0.5

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия.

2.

0.5

1.5

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

2

0.5

1.5

1.7

Сборочные  и  отделочные работы.

1

0.5

0.5

1.8

Художественно- эстетические основы выпиливания лобзиком.

1

0.5

0.5

1.9

Работа над конструкцией изделия.

1

0.5

0.5

1.10

Построение орнамента.

1

-

1

1.11

Отделка изделия.

1

-

1

1.12

Изготовление изделия.

4

-

4

17

4.5

12.5

Раздел II. Художественное выжигание (17 часа)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

0.5

0.5

-

2.2

Декорирование  изделий выжиганием.

0.5

0.5

-


2.3

Основы  композиции.

1

0.5

0.5

2.4

Подготовка  заготовок  к работе.

1

-

1

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

3.5

0.5

3

2.6

Основные  приёмы выжигания.

2.5

0.5

2

2.7

Технология выполнения приёмов выжигания

2

-

2

2.8

Отделка изделия.

1

-

1

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

5

-

5

17

2.5

15.5

Итого

34

         6

28



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"

Данная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями; содержит пояснительную записку, характеристику, учебно-тематические планы и содержание занятий, а также методическое обесп...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"

Программа относится к  художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям....

Дополнительная образовательная программа Умелые ручки

Пояснительная запискаДанная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-7классы) составлена на основе базовых программ для...

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»

Программа объединения составлена на основе программы – «Дом – семьЯ»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, Министерство общего и профессионального образ...

Сценарий открытого занятия \'Введение в образовательную программу "Умелые руки"\'

Техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение  ребята занимаются созданием макетов архитектурных  сооружений , действующих моде...