Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"
рабочая программа на тему
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruki_-.docx | 130.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ШКОЛЬНИКОВ Р.П.ОЗИНКИ»
«РАССМОТРЕННО» «УТВЕРЖДАЮ»
На педагогическом совете Приказ № ___
№ 1 от «02»сентября 2013 г. от «____»______________2013 г.
Директор ______ А.Г.Тажекенова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
Возраст детей: 6 – 12 лет
Срок реализации программы - 2 года.
Составитель:
Попова Ольга Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки»
р.п.Озинки
2013 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые руки» (далее - Программа) |
Руководитель Программы | Педагог дополнительного образования Попова Ольга Евгеньевна |
Организация- исполнитель Адрес организации исполнителя Цели Программы | МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки» Саратовская область, Озинский район, р.п.Озинки, улица Ленина, дом 20 тел.- 4-15-07 -создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; -нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность. |
Направленность Программы | Художественно- эстетическая, социально-педагогическая. |
Срок реализации Программы - | 2 года |
Вид Программы Уровень реализации Программы | Авторская Основное общее образование |
Система реализации контроля за исполнением Программы | Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты Программы | -Развитие образного мышления, воображения, интеллекта, фантазии, технического мышления, творческих способностей; -Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; -Знание основ вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность; -Формирование практических трудовых навыков. |
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые руки» разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752), письмом Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям. Художественно – эстетической, т.к. целью программы является развитие художественно - творческих способностей обучающихся в сфере декоративно - прикладного творчества, их эстетического вкуса, чувства гармонии.Социально - педагогической, т.к. целью программы наряду с другими является адаптация детей к условиям современности, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера.Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью– это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди детей. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством обучающимися с начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы дети осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе объединения уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Подбор ниток и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навык общественно полезного труда.
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
Приобщение подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к вязанию крючком и спицами – значимая частица трудового обучения и воспитания детей, т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны обучающимся в их дальнейшей жизни.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных вязаных изделий, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ.
Курс объединения «Умелые руки» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цели программы:
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;
- нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком и спицами, формирование творческой личности через творческую деятельность.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- научить начальным технологическим знаниям, умениям и навыкам;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- познакомить с историей и развитием художественного вязания;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- научить четко, выполнять основные приёмы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия;
- накопить опыт практической деятельности по созданию поделок;
- владеть способами планирования и организации досуговой деятельности;
- использовать навыки творческого сотрудничества;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать образное мышление, пространственное воображение, внимание, моторные навыки, фантазию;
- развивать творческие способности; выработать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- воспитать уважительное отношение к результатам труда;
- интерес к творческой и досуговой деятельности;
- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Организация деятельности объединения
Программа работы объединения рассчитана на двухгодичное обучение.
Рабочая программа рассчитана для детей 6 – 12 лет.
Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы для первого года обучения - 12-14 человек, для второго года обучения -10-12 человек.
Режим работы объединения для первого и второго годов обучения - два занятия в неделю по два часа. В целях снятия напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Всего: 288 часов; 144 часа - для первого года обучения, 144 часа - для второго года обучения.
Ожидаемые результаты
К концу 1 года обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
- название и назначение материалов – бумага, ткань, нитки, пряжа;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток, крючок, булавки;
- материалы, применяемые в лоскутном шитье;
- технологию пошива лоскутных узоров «квадрат», «полоска»,свободную технику по спирали;
- способы выполнения аппликации, стёжки;
- иметь представление о свойствах пряжи, уметь самостоятельно выбирать изделия для вязания, подбирать пряжу, крючок, рисунок, рассчитывать изделие по образцу, правильно и аккуратно выполнять элементы и на их основе вязать несложные изделия крючком;
- технологию вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек, салфеток и т.п.
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
К концу 1 года обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками “вперед иголка”;
- подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
- составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «полоска»,в свободной технике по спирали;
- обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
- делать стёжку готового изделия;
- делать аппликацию;
- пользоваться крючком;
- читать схемы и вязать по ним;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
Кроме того, у обучающихся должна быть воспитана культура общения и поведения в коллективе.
К концу 2 года обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой;
- научатся моделировать различные геометрические тела;
- основные приемы вязания спицами;
- как выполнять прибавление и убавление петель;
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения.
К концу 2 года обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- правильно пользоваться и бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;
- уметь самостоятельно подбирать пряжу и спицы для вязания изделия;
- выполнять образцы вязок, рассчитывать изделие по образцу;
- выполнять прибавление и убавление петель;
- выполнять трикотажные швы;
- вязать полотно и мелкие вещи;
- работать с литературой.
Дети должны уметь работать друг с другом, выполняя коллективные работы, быть доброжелательными.
Система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, опрос, анализ выставочных работ и др.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
I | Работа с бросовым материалом | 4 | 14 | 18 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок | 1 | 3 | 4 |
3 | Конструирование дома для сказочных героев | 1 | 3 | 4 |
4 | Поделки из пластмассовых бутылок, банок | 1 | 5 | 6 |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
II | Волшебная бумага | 6 | 24 | 30 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Аппликация | 1 | 3 | 4 |
3 | Художественное вырезание | 1 | 3 | 4 |
4 | Оригами | 2 | 8 | 10 |
5 | Конструирование игрушек из бумаги | 1 | 7 | 8 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
III | Лоскутное шитьё | 8 | 16 | 24 |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы | 1 | 1 | 2 |
3 | Цветовые сочетания. Техника «Квадрат» | 1 | 1 | 2 |
4 | Техника «Полоска» | 1 | 1 | 2 |
5 | Аппликация. Способы выполнения | 1 | 3 | 4 |
6 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка | 1 | 1 | 2 |
7 | Изготовление творческого изделия | 1 | 5 | 6 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
9 | Промежуточная аттестация | 2 | 2 | |
IV | Вязание крючком | 13 | 59 | 72 |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Основные приемы вязания крючком | 2 | 2 | 4 |
3 | Упражнения вязания столбиков и воздушных петель | 1 | 3 | 4 |
4 | Вязание узорного полотна. | 1 | 3 | 4 |
5 | Вязание небольших изделий. | 1 | 7 | 8 |
6 | Вязание сувениров, игрушек | 2 | 20 | 22 |
7 | Вязание кружев, салфеток | 2 | 22 | 24 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
9 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |
Итого: | 31 | 113 | 144 |
Содержание программы
1 года обучения
Раздел 1. Работа с бросовым материалом
1.1.Вводное занятие.
Планы и задачи объединения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж пожарной безопасности. Проведение входного контроля.
1.2.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Способы конструирования. Создание конструкций. Выполнение.
1.3.Конструирование дома для сказочных героев.
Создание сборных конструкций. Конструирование дома для сказочных героев.
1.4.Поделки из пластмассовых бутылок, банок.
Композиция. Изготовление ёлочных игрушек, гирлянд.
1.5.Итоговое занятие.
Оформление выставочных экспонатов.
Раздел 2. Волшебная бумага
2.1.Вводное занятие.
Правила безопасности при работе с ножницами, клеем. Соблюдение порядка на рабочем месте.
2.2.Аппликация.
Работа с бумагой и картоном. Виды аппликации. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление закладок по образцу. Мозаика из обрывочных кусочков.
2.3.Художественное вырезание.
Что такое художественное вырезание? Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам изображений овощей, фруктов, листьев.Вырезание снежинок. Сюжеты, выполненные художественным вырезанием.
2.4.Оригами.
Знакомство с оригами.Способы складывания бумаги. Выполнение игрушек техникой «оригами».Изготовление настольных игрушек (по образцу).
2.5.Конструирование игрушек из бумаги.
Способы конструирования.Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
Изготовление елочных гирлянд, игрушек.Изготовление карнавальных масок.
2.6.Итоговое занятие.
Оформление выставочных экспонатов.
Раздел 3. Лоскутное шитьё
3.1.Вводное занятие.
История лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё в России. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами.Организация рабочего места.
3.2.Инструменты и материалы.
Инструменты, приспособления, материалы, используемые при работе. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Раскрой. Виды стежков.
3.3.Цветовые сочетания. Техника «Квадрат»
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Цветовые композиции.Техника «Квадрат» Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок.Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой.
3.4.Техника «Полоска»
Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой.
3.5.Аппликация. Способы выполнения.
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Эскиз аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации.Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
3.6.Выполнение стёжки. Ручная стёжка.
Виды стёжек. Технология выполнения. Выполнение ручной стёжки.
3.7.Изготовление творческого изделия.
Выбор изделия. Выбор рисунка и материала. Эскиз. Композиция. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
3.8.Итоговое занятие.
Оформление выставочных экспонатов.
3.9.Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация ЗУН обучающихся.
Раздел 4. Вязание крючком
4.1.Вводное занятие.
История развития художественного вязания. Вязание крючком – одно из любимых занятий рукодельниц с давних пор, умея вязать, можно изготовить большое количество изделий декоративно-прикладного характера.
Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом. Демонстрация готовых изделий. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами, материалами для работы. Использование для обучения ниток, бывших в употреблении. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. Начальная диагностика.
Практическая работа. Определение волокнистого состава пряжи органолептическим способом. Подбор крючков под толщину пряжи.
4.2.Основные приёмы вязания крючком.
Ассортимент крючков и нитей. Подбор крючков под толщину пряжи.
Запись под диктовку в тетрадь, выполнение основных приемов вязания.Терминология приемов работы. Внимание к постановке рук, положению крючка во время работы. Образцы наклеиваются в альбом клеем ПВА(скотчем), запись условных обозначений.
Основные приемы вязания: образование первой петли, цепочка из воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами.
4.3.Упражнение вязания столбиков и воздушных петель.
Условные обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картинки из цепочек.
Практическая работа. Выполнение первой петли. Вязание цепочки из воздушных петель. Выкладывание несложного рисунка из цепочек.
4.4.Вязание узорного полотна.
Узоры из столбиков без накида и воздушных петель; узоры из столбиков с накидом; узор в виде веера или ракушки; узор из столбиков с накидом, столбиков без накида и воздушных петель.
Беседа о способах вязания, показ образцов, расположение и выполнение рядов в узоре (в одном и двух направлениях, смыкание рядов, вязание по кругу). Особое внимание на выполнение начала ряда и конца. Выполнение узора на прямой плоскости и по кругу. Способы введения крючка (под петлю, под полупетлю, под столбик, между столбиками).
Демонстрация приемов вязания, образцов, зарисовка схем выполнения образцов на доске и в тетради, упражнения в выполнении образцов. Выполнение образцов в виде круга, квадрата, пятиугольника. Круг выполняется на занятиях.
Практическая работа. Выполнение полустолбика без накида на основе цепочки из воздушных петель(двойная цепочка).Выполнение столбика без накида, полустолбика с накидом. Вязание образцов – введение крючка в петлю за переднюю стенку, за заднюю стенку, за обе стенки одновременно.Столбик с накидом, столбик с двумя и более накидами, столбик с воздушной петлей, пико, пышный столбик. Применение, показ выполнения.
Задание на дом:
Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.
4.5.Вязание небольших изделий.
Составление, прочтение схем. Вязание прихваток, полосок для волос.
Вязание по кругу, цветы по схемам, вязание игрушек и одежды для кукол, вязание салфеток, вязание изделий для себя.
Изделия берутся сначала несложные, постепенно усложняются. Подбор нитей, крючков. Записи в тетрадях, зарисовка схем в альбомах. Контроль качества руководителем на разных этапах работы.
Практическая работа. Выполнение петель подъема в образце. Закрепление нити при окончании вязания образца. Вязание образцов плотных и ажурных узоров.
Задание на дом: работа по схемам и описаниям.
4.6.Вязание сувениров, игрушек.
Анализ образцов игрушек. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вязание сувениров, игрушек. Сборка и оформление изделий.
4.7.Вязание кружев, салфеток.
Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.
Практическая работа. Начало вязания салфетки от центра, соединение рядов, выполнение рисунка.
4.8.Итоговое занятие.
Оформление выставочных экспонатов.
4.9.Итоговая аттестация.
Проверка теоретических знаний может проводиться в виде викторины, в форме кроссворда, в игровой форме.
Коллективный анализ качества выполненных работ и образцов.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
I | Работа с бросовым материалом | 4 | 14 | 18 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Поделки из пластмассовых бутылок, банок | 1 | 3 | 4 |
3 | Поделки из природного материала. | 1 | 3 | 4 |
4 | Шитье настенного кармашка из открыток. | 1 | 5 | 6 |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
II | Волшебная бумага | 4 | 16 | 20 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Художественное вырезание | 1 | 3 | 4 |
3 | Модульное оригами | 2 | 10 | 12 |
4 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
III | Мягкая игрушка | 8 | 26 | 34 |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Приёмы раскроя, соединения, набивки деталей | 1 | 3 | 4 |
3 | Изготовление игрушек | 4 | 12 | 16 |
4 | Изготовление игрушек помощников | 1 | 7 | 8 |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
6 | Промежуточная аттестация | 2 | 2 | |
IV | Вязание спицами | 14 | 58 | 72 |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Основные приемы вязания спицами | 2 | 6 | 8 |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 4 | 10 | 14 |
4 | Вязание простых изделий | 2 | 20 | 22 |
5 | Вязание игрушек | 2 | 20 | 22 |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
7 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | |
Итого: | 30 | 114 | 144 |
Содержание программы
2 год обучения
Раздел 1.Работа с бросовым материалом
1.1.Вводное занятие.
Проведение входного контроля. Правила пожарной безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.
1.2. Поделки из пластмассовых бутылок, банок
Ваза из бутылки. Изготовление колокольчиков из бутылок, банок.
1.3. Поделки из природного материала.
Поделки из шишек животных, аппликации из листьев.
1.4. Шитьё настенного кармашка из открыток.
Подбор открыток. Изготовление выкроек. Шитьё деталей петельным швом. Сбор деталей.
1.5. Итоговое занятие.
Оформление кармашка.
Раздел 2. Волшебная бумага
2.1.Вводное занятие.
Инструктаж по охране труда. Знакомство с модульным оригами.
2.2.Художественное вырезание.
Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам изображений овощей, фруктов, листьев. Сюжеты, выполненные художественным вырезанием.
2.3.Модульное оригами.
Изготовление игрушки в технике «модульное оригами»
2.4.Итоговое занятие.
Оформление игрушки.
Раздел 3. Мягкая игрушка
3.1.Вводное занятие.
Рассказ о богатом наследии русских мастеров игрушечников. Просмотр игрушек. Правила безопасности труда.
Практическая работа. Подбор ткани, инструментов. Правила безопаснсти.
3.2.Приёмы раскроя, соединения, набивки деталей.
Подбор ткани. Правила раскроя. Виды шва. Соединение деталей. Материал для набивки.
Практическая работа. Выполнение выкроек – лекал из плотной бумаги. Раскрой деталей.
3.3.Изготовление игрушек.
Пошив простых моделей игрушек. Пошив объёмных игрушек.
Практическая работа. Зарисовка игрушки, составление эскиза, чертежа. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушек.
3.4.Изготовление игрушек помощников.
Прихватка для кастрюль. Варежка- прихватка. Кукла на чайник.
Практическая работа. Зарисовка игрушки, составление эскиза, чертежа. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушек помощников.
3.5.Итоговое занятие.
Оформление выставочных экспонатов.
Практическая работа. Оформление игрушек.
3.6.Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация ЗУН обучающихся.
Раздел 4. Вязание спицами
4.1.Вводное занятие.
История вязания спицами. Общие сведения. Характеристика ниток и особенности работы с ними. Назначение вязаных изделий. Сочетание цветов. Возможности и преимущества вязаных изделий. Вязание на спицах как вид досуга, способ увеличить гардероб и разнообразить его, сделать индивидуальным и недорогим. Использование пряжи, бывшей в употреблении, особенности ее подготовки к работе. Необходимые инструменты и оборудование: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка, ножницы, нитки. Соответствие толщины спиц толщине ниток. Подготовка к работе новых ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий. Беседа о технике безопасности на занятиях кружка.
Практическая работа. Подбор спиц, сматывание пряжи в клубки.
4.2.Основные приёмы вязания спицами.
Лицевая петля. Кромочная петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание изнаночной петли. Понятие плотности вязания. Расчет необходимого для изделия числа петель по образцу вязания. Вязание образцов разной плотности. Закрывание осуществляют по лицевой и изнаночной стороне изделия. Демонстрация приемов вязания, запись в тетради, упражнение в вязании. Понятие раппорта.
Практическая работа. Набор петель на две спицы классическим способом, на одну спицу, при помощи вспомогательной нити.
Домашнее задание: упражнение в вязании, оформление образцов в альбомах.
4.3.Узоры из лицевых и изнаночных петель.
Резинка 1х1, резинка 2х2, «путанка», «столбики», «шахматка». Выполнение геометрических рисунков сочетанием лицевых и изнаночных петель. Накиды и способы их выполнение. Снятые (вытянутые) петли. Прибавление и убавление петель. Изменение формы вязаного изделия с помощью убавления и прибавления петель. Демонстрация способов убавления петель (с краев изделия, внутри полотна). Убавляют на одну петлю, провязывают две вместе лицевой или изнаночной петлей. Две петли убавляют, провязывая три вместе лицевой или изнаночными петлями. Прибавление петель по краям изделия, внутри вязаного полотна. Демонстрация приемов прибавления (вытягивание петли из промежутка, из крайней сделаем две петли, вывязывание из предыдущего ряда, способом наброса петель, вывязывание из промежутка между петлями). Схемы рисунков.
Практическая работа. Вывязывание лицевых петель. Вывязывание изнаночных петель. Вязание образца.
Домашнее задание: упражнение в выполнении закрепления петель, расширение и убавления вязаного полотна,в вязании узоров. Образцы оформить в альбоме.
4.4.Вязание простых изделий.
Выбор изделий, подбор ниток и спиц. Выбор вида вязки. Выполнение образцов. Расчет петель для изделия. Частичное вязание, укороченные ряды.
Практическая работа. Чтение схем, запись и вязание образцов.Прихватка. Шарф, шапка, жилетка, юбка для куклы. Полоска для волос.
4.5.Вязание игрушек.
Эскиз. Построение схемы. Выбор пряжи, спиц. Изготовление игрушки.
4.6.Итоговое занятие.
Оформление изделий.
4.7.Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация ЗУН обучающихся.
Приложение 1
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Методическое обеспечение программы
1года обучения
№ | Название направления (раздела) программы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | « Работа с бросовым материалом» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, конкурсы, часы общения. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой методы. Диалоги, устное изложение, упражнения, наблюдения - приемы. | Фотографии, мультимедийные материалы. Таблицы, правила техники безопасности. Наглядно- иллюстративный материал. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, ножницы, шило, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, открытки, обрезки кожи и ткани, кисточки для клея, клей, пластилин, проволока, леска, коробки разного размера, пластмассовые бутылки и другой бросовый материал. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ. |
2. | «Волшебная бумага» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения, совместные мероприятия. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой- методы. Диалоги, устное изложение, беседа, упражнения, наблюдения - приемы. | Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Трафареты букв. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал. Таблицы, правила техники безопасности. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, угольники, циркули, ножницы, шило, белая и цветная бумага, самоклеющаяся бумага, бархатная и гофрированная бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, открытки, кисточки для клея, клей. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер-классы. |
3. | «Лоскутное шитьё» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, упражнения, наблюдения- приемы. | Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал, шаблоны выкроек. Таблицы, правила техники безопасности. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, портновский мел, линейки, угольники, циркули, ватман, калька, копировальная бумага, портновские ножницы, распарыватель, сантиметровая лента, нитки швейные разных цветов и толщины, мулине, ткань, мех, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, фурнитура, иглы швейные, портновские булавки, пяльцы, электрический утюг, гладильная доска. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер- классы. |
4. | « Вязание крючком» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, совместные мероприятия, игры, анкетирование, часы общения. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, наблюдение - приемы. | Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал, схемы по вязанию. Таблицы, правила техники безопасности. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, линейки, ватман, калька, копировальная бумага, ножницы, сантиметровая лента, нитки и пряжа разных цветов и толщины, вата, ватин, фурнитура, иглы швейные, портновские булавки, вязальные крючки различной толщины, электрический утюг, гладильная доска. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер-классы. |
Приложение 2
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Методическое обеспечение программы
2 года обучения
№ | Название направления (раздела) программы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактичес кий материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | « Работа с бросовым материалом» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, конкурсы, часы общения. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой методы. Диалоги, устное изложение, упражнения, наблюдения - приемы. | Фотографии, мультимедийные материалы. Таблицы, правила техники безопасности. Наглядно- иллюстративный материал. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, ножницы, шило, белая и цветная бумага, белый и цветной картон, открытки, обрезки кожи и ткани, кисточки для клея, клей, пластилин, проволока, леска, коробки разного размера, пластмассовые бутылки и другой бросовый материал. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ. |
2. | «Волшебная бумага» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения, совместные мероприятия. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой- методы. Диалоги, устное изложение, беседа, упражнения, наблюдения - приемы. | Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Трафареты букв. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал. Таблицы, правила техники безопасности. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, карандаши, линейки, угольники, циркули, ножницы, шило, белая и цветная бумага, самоклеющаяся бумага, бархатная и гофрированная бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, открытки, кисточки для клея, клей. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер- классы. |
3. | «Мягкая игрушка» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, часы общения. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, упражнения, наблюдения- приемы. | Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал,шаблоны выкроек. Таблицы, правила техники безопасности. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, портновский мел, линейки, угольники, циркули, ватман, калька, копировальная бумага, портновские ножницы, распарыватель, сантиметровая лента, нитки швейные разных цветов и толщины, мулине, ткань, мех, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, фурнитура, иглы швейные, портновские булавки, пяльцы, электрический утюг, гладильная доска. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ. |
4. | « Вязание спицами» | Рассказ, беседа, иллюстрация, практическая работа, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины акции, диспуты, совместные мероприятия, игры, анкетирование, часы общения. | Словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, исследовательский, индивидуально-фронтальный, коллективно- групповой - методы. Диалоги, устное изложение, беседа, тренинг, наблюдение - приемы. | Фотографии, специальная литература, мультимедийные материалы. Наглядно- иллюстративный материал, раздаточный материал, схемы по вязанию. Таблицы, правила техники безопасности. | Мультимедийный проектор, компьютер. Ручки, маркеры, линейки, ватман, калька, копировальная бумага, ножницы, сантиметровая лента, нитки и пряжа разных цветов и толщины, вата, ватин, фурнитура, иглы швейные, портновские булавки, спицы для вязания различной толщины, электрический утюг, гладильная доска. Столы, стулья. Грамоты, призы. | Анкетирование наблюдение, собеседование. Выставки работ, мастер-классы. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.Волынкина Л.В. Энциклопедия вязания крючком, М., – 2006г.
2. ВронаА.П., ЛапинаЕ.Г., ПузановВ.Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы, М., - 1985г.
3. ГагаринБ.Г.Конструирование из бумаги, Ташкент,-1988г.
4. ЕременкоТ.И. Кружок вязания крючком. - М.: Просвещение,- 1984г.
5. КалмыковаН.В., МаксимоваИ.А. Макетирование из бумаги и картона. ,М.,- 2000г.
6.Каргина З.А.Практическое пособие для педагога дополнительного образования, М., - 2007г.
7. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990г.
8.МолотобароваО. “Кружок изготовления игрушек-самоделок”, М.: Просвещение,- 1983г.
9. РаскутинаР.В.. Вязание на спицах. - Петрозаводск, 1991г.
10. Тарасенко. С.Ф. Вязаная игрушка. - Минск, 2000г.
11. Энциклопедия «Волшебный клубок», М., – 2005г.
1-й том – вязание крючком
2-й том – вязание спицами
12.Сайт Страна Мастеров
13.Сайт Всё для детей
Специальная литература:
Наглядно-иллюстративные материалы: таблицы «Основные приёмы вязания крючком и спицами»; схемы изделий; фотографии и рисунки моделей; инструкционные карты.
Для родителей:
1. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,: Просвещение,- 1991г.
2. Мелик-ПашаевА. А., НовлянскаяЗ. Н.. Ступеньки к творчеству.- М.,-1995г.
3. Энциклопедия «Волшебный клубок», М., – 2005г.
1-й том – вязание крючком
2-й том – вязание спицами
4. Сайт Страна Мастеров
5.Сайт Всё для детей
Для детей:
1.Деревянко В.Мягкая игрушка, М., - 2003г.
2.Ковпак Н.В., Черноморская О.А. Цветы, связанные крючком., М., – 2005г.
3.Ломова Н.. “Карнавальные маски” Энер,- 1989г.
4.Максимова М.В. Азбука вязания., М., – 1986г.
5.Максимова М., Кузьмина М. Быстрый крючок., М., – 1999г.
6.. Матюхина Ю.А. Вязание крючком для начинающих., Ростов-на-Дону,- 2007г.
7.Соколова Ю. “Мягкая игрушка” ,С-Пб.,- 2001г.
8.Тимаер Анна Нарядные прихватки., М., – 2005г.
9.Энциклопедия «Волшебный клубок», М., – 2005г.
1-й том – вязание крючком
2-й том – вязание спицами
10. Сайт Страна Мастеров
11. Сайт Всё для детей
Приложение 3
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Умелые руки»
(5-ти бальная шкала) (промежуточная аттестация).
Вид работы | Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2-3 балла | Высокий уровень 4-5 баллов |
1. Умение пользоваться инструментами. | Не знает и путает инструменты, не умеет пользоваться ножницами. | Знает предназначение, неуверенно держит в руках инструменты. | Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе. |
2. Умение работать и подбирать природный материал к аппликации. | Не умеет составлять и использовать природный материал. | Различает виды плоской аппликации, но не умеет правильно применить. | Хорошо различает виды плоской аппликации, умело и эстетически составляет композицию из листьев, цветов, трав. |
3. Работа с бумагой. Аппликация. Цветовые сочетания и фактурные. Работа с клеем. | Не умеет составлять и подбирать аппликацию из геометрических фигур. Грязно работает с клеем. | Может подобрать и составить аппликацию из геометрических фигур, но самостоятельно работать не может. | Грамотно составляет и подбирает по цвету и геометрическим фигурам аппликацию. Смело применяет другие материалы. |
Критерии оценки ЗУН обучающихся по программе «Умелые руки»
(5-ти бальная шкала) (итоговая аттестация).
Вид работы | Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2-3 балла | Высокий уровень 4-5 баллов |
1.Умение пользоваться инструментами. | Плохо знает и путает инструменты, не умеет ими пользоваться. | Знает предназначение, неуверенно держит в руках. | Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе. |
2.Работа с природным материалом: желудями, шишками. Умение составлять объемные аппликации. | Не умеет подобрать нужный материал при составлении объемных аппликаций. | Умеет составить композицию, но работает с помощью педагога. | Умеет работать с природным материалом, составлять композицию, знает виды аппликаций. |
3.Работа с бумагой. Выбор сюжета, перспективы аппликации. Работа с клеем. | Не может выбрать сюжет. Грязно и неаккуратно работает с клеем. | Умеет составить сюжет на тему, но работа не всегда получается аккуратная и чистая. | Умеет составить сюжет аппликации на тему (пейзаж, натюрморт). Аккуратно работает с клеем. |
4.Изготовление сувениров. | Не умеет самостоятельно выполнить изделие до конца. | Может выполнить изделие самостоятельно, но только по образцу. | Проявляет фантазию. Работает самостоятельно. Любое изделие доводит до конца. |
Таблица оценки ЗУН обучающихся по программе «Умелые руки»
(промежуточный контроль)
№ | Ф.И. | ср.б. р.Вяз | 1 | 2 | 3 | ср. б |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 |
Таблица оценки ЗУН обучающихся по программе «Умелые руки»
(итоговый контроль)
№ | Ф.И. | ср.б. р.Вяз | 1 | 2 | 3 | ср. б |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 |
Приложение 4
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Опросник обучающихся по разделу «Вязание крючком».
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+».
Критерии оценки:
- Знаю, умею – 5 баллов;
- Делаю с помощью педагога – 4 балла;
- Не знаю, не умею – 3 балла.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.
Высокий уровень – 5-4,5 баллов;
Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;
Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
№ | Знаешь ли ты? | Ф.И. | 1 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Правила техники безопасности | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
2 | Что такое «раппорт»? | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
3 | Виды крючков | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
4 | Виды пряжи | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
5 | Особенности ухода за вязаной одеждой. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
6 | Виды украшений вязаных изделий. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
Можешь ли ты? | |||||||||||||||||
7 | Делать воздушные петли | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
8 | Делать столбики без накида | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
9 | Делать столбики с накидом | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
10 | Делать столбики с 2-3 накидами | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
11 | Делать ракушку | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
12 | Вязать по описанию | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
13 | Вязать по схеме | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
14 | Прибавлять петли | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
15 | Убавлять петли | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
16 | Изготовливать помпоны, кисти, шнуры. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
17 | Вязать мягкие игрушки | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) |
Приложение 5
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Опросник обучающихся по разделу «Вязание спицами».
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+».
Критерии оценки:
- Знаю, умею – 5 баллов;
- Делаю с помощью педагога – 4 балла;
- Не знаю, не умею – 3 балла.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.
Высокий уровень – 5-4,5 баллов;
Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;
Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
№ | Знаешь ли ты? | Ф.И. | 1 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Правила техники безопасности | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
2 | Историю техники вязания на спицах. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
3 | Виды инструментов и материалов. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
4 | Условные обозначения, понятие «раппорт». | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
5 | Основные приемы набора петель и вязания на спицах | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
6 | Особенности ухода за готовыми вязаными изделиями. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
Можешь ли ты? | |||||||||||||||||
7 | Набирать петли. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
8 | Вязать лицевые петли. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
9 | Вязать изнаночные петли. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
10 | Вязать узоры на основе изнаночных и лицевых петель. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
11 | Выполнять накиды. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
12 | Выполнять вытянутые петли. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
13 | Прибавлять и убавлять петли. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
14 | Пользоваться инструкционными и технологическими картами | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
15 | Изготавливать помпоны, кисти и шнуры. | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
16 | Вязать шапочку | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) | |||||||||||||||||
17 | Вязать мягкие игрушки | Знаю, умею (5) | |||||||||||||||
Делаю с педаг. (4) | |||||||||||||||||
Не знаю, не умею (3) |
Приложение 6
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Кроссворд «Вязание крючком»
1 | ||||||||||
2 | 3 | |||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
Вопросы:
По горизонтали:
2. Графическое изображение узора вязания.
4. Он может быть с накидом, без накида, пышный, рельефный и крестообразный.
6. Повторяющаяся часть рисунка.
7. Узор для манжет, связанный рельефными столбиками.
8. Вязаное кружево, имеющее два ровных края для пришивания.
По вертикали:
1.Последовательный ряд воздушных петель.
3. Элемент, связанный из нескольких воздушных петель.
5. Размер крючка.
6. Несколько столбиков с одним, двумя или большим количеством накидов, вывязанных из одной петли.
Ответы:
По горизонтали: 2. Схема; 4. Столбик; 6. Рапорт; 7. Резинка; 8. Прошва.
По вертикали: 1. Цепочка; 3. Пико; 5. Номер; 6. Ракушка.
Дидактические игры
Цель: проверка и закрепление ЗУНов воспитанников на занятиях.
Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме.
1. «Найди и назови».
Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие.
2. «Угадай и свяжи».
Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то вопрос адресуется другому.
3. «Кто вперед».
Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит элементов.
4. «Пойми меня».
Описание: водящий или педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку, который должен показать этот элемент следующему и т.д.
Приложение 7
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Тест
Тема: Вязание на двух спицах.
Данный тест может проводиться в конце учебного года.
1. Спицы бывают:
а) стальные;
б) фарфоровые;
в) пластмассовые;
г) деревянные.
2. Номер спицы соответствует:
а) длине спицы;
б) диаметру спицы в мм;
в) толщине спицы в см.
3. Первую петлю при вязании:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
4. Сколько способов вязания лицевой и изнаночной петли существует?
а) два;
б) три;
в) один.
5. В схемах вязания значком «О» обозначают:
а) лицевую петлю;
б) изнаночную петлю;
в) накид.
6. Накиды используют:
а) для чулочного вязания;
б) платочного вязания;
в) ажурных узоров;
г) вязания английской резинки.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называется:
а) платочной вязкой;
б) резинкой;
в) чулочной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередованием лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов.
9. Пряжа, скрученная из нескольких ниток разного цвета, называется:
а) коллаж;
б) меланж;
в) букле;
10. Орнамент это:
а) чередование фигур;
б) художественное украшение;
в) способ вязания.
Приложение 8
к дополнительной образовательной
программе «Умелые руки»
Критерии оценки личности воспитанников объединения
«Умелые руки».
Отношение к себе и людям. | Отношение к делу. | |
Низкий уровень 1-3 балла | 1. Находится на занятии без желания. Не участвует в коллективном творчестве. 2. Записался в объединение «вместе с другими». 3. Привели родители. Редко проявляет интерес к творческой деятельности. | 1. Не выполняет работу до конца, присутствует как наблюдатель. 2. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения. |
Средний уровень 4-5 балла | 4. Периодически стремиться к творческой деятельности. 5. Регулярно стремиться к творческой деятельности, старается хорошо выполнить дело. | 3. Пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний и умений. 4. Работает добросовестно, ждет одобрения педагога. |
Высокий уровень 7-10 бал. | 6. Появляется мотив самореализации. 7. Участвует в творческом процессе, потому что получает от этого удовольствие. 8. Активно стремиться к совместной работе, имеет большой творческий потенциал. | 5. Работает добросовестно, хочет сделать кому-то приятное. 6. Ответственно подходит к любой работе. Проявляет творчество и фантазию. 7. Активное, творческое отношение к работе. Может возглавить творческую группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Ничков Н.В. Образовательная программа дополнительного образования «Прекрасное – своими руками!»
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Умелые руки"
Данная программа направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями; содержит пояснительную записку, характеристику, учебно-тематические планы и содержание занятий, а также методическое обесп...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"
Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...