Адаптированная дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
рабочая программа
Программа кружка "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_programma_umelye_ruchki_2223_novaya.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»
(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)
Согласовано Утверждаю
на заседании Директор ЦССВ «Сколковский»
методического объединения Комаров А.С. ________________
Протокол № ____ Приказ № _____
«08» июня 2022 г. « » _________2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(для детей с ТМНР)
Направленность: художественная
Уровень программы: вводный
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Лятифова Вера Михайловна
педагог дополнительного образования
Москва,
2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Разделы/подразделы |
|
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 2-4 |
2 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | |
2.1. Учебно-тематический план (УТП) | 5 | |
2.2. Содержание УТП | 6-7 | |
3 | МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | 8-13
|
4 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 14-16 |
5 | ПРИЛОЖЕНИЯ | 17-18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Основные содержательные линии Адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Умелые ручки» (далее – Программа) направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребёнку как можно более полно представить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
- Актуальность, целесообразность Программы.
Главное место в коррекционно – воспитательной работе с детьми с ТМНР отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, изучение техники безопасности и санитарно – гигиенических требований к занятиям ручного труда.
Актуальность Программы заключается в подготовке детей с ТМНР к принятию новой социальной роли творца, к взаимодействию с новым социальным окружением.
Занятия позволяют проводить коррекционную работу с детьми:
- способствуют развитию наглядно - действенного мышления, творческого воображения, памяти, сенсорного восприятия, глазомера,
- способствуют развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга,
- способствуют формированию волевых качеств: настойчивости, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца,
- воспитывают аккуратность, эстетический вкус.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в создании особой развивающей среды для детей с ТМНР для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств, эффективной социализации и инклюзии в обществе.
1.2. Новизной Программы является использование новых технологий для отвлечения детей от создания конфликтных ситуаций, коррекции их поведения с помощью новой методики обучения. Программа разработана для занятий с детьми в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Данная Программа учитывает:
- динамику развития творческого мышления ребёнка,
- необходимость постепенного усложнения познавательного материала, соотношения теоретических, практических и творческих знаний и умений детей.
1.3. Направленность Программы.
Программа имеет художественную направленность и предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
1.4. Цель Программы – развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей с ТМНР при использовании различных техник работы с разнообразными материалами.
1.5. Задачи:
образовательные (обучающие)
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с различными материалами,
- формировать практические навыки пользования инструментами,
- формировать умения следовать устным инструкциям,
- учить экономному использованию материалов,
- расширять знания детей об окружающем мире,
- обогащать и активизировать словарный запас,
воспитательные (общекультурные)
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
- воспитывать нравственные качества детей;
- создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
развивающие (личностные)
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать образное и пространственное мышление;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
1.6. Планируемые результаты реализации Программы
В результате обучения по данной программе у детей сформируются следующие умения и навыки:
- использование различных технических приемов при работе с различными материалами,
- использование инструментов при работе, как вспомогательного средства,
- следование устным инструкциям,
- экономное использование материалов,
- обогащение и активизирование словарного запаса,
- коммуникативная культура, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым, внимание к людям,
- чувство комфортности на занятии, своей успешности.
В результате освоения программы у учащихся сформируются первоначальные творческие способности: творческое мышление и творческое воображение, развитие познавательной активности, глазомера и мелкой моторики рук перейдёт на следующую ступень развития. Будут сформированы нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, аккуратность, терпение и ответственность.
1.7. Краткая характеристика целевой группы обучающихся – дети-сироты с ТМНР 13-17 лет, дети-сироты с ТМНР, оставшиеся без попечения родителей.
1.8. Срок реализации программы и её объём.
Срок освоения Программы 1 год, объём 40 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий и особенности организации учебного процесса:
– 1 занятие в неделю по 40 минут.
- формы организации деятельности: индивидуальные
- состав: дети с ТМНР 13-17 лет
- формы проведения занятий: комбинированные (теория + практика),
экскурсии.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы: выставка работ, итоговые практические занятия, итоги конкурсов.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебно-тематический план на 2022/2023 учебный год
№ п/п | Названия разделов и тем занятий | Количество учебных часов | Форма промежуточного /итогового контроля | ||||||
всего | теория | практика | |||||||
I. Вводное занятие – 2 ч. | |||||||||
1.1. | Диагностика обучающихся. | 1 | 0 | 1 | контрольные вопросы | ||||
1.2. | Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалами и инструментами. | 1 | 1 | 0 | контрольные вопросы | ||||
II. Работа с природным материалом – 5 ч. пластилином – 10 ч. | |||||||||
2.1. | Аппликация из листьев. | 2 | 1 | 1 | практическая работа | ||||
2.2. | Моделирование из каштанов, желудей. | 3 | 1 | 2 | контрольные вопросы практическая работа | ||||
Ш. Нетрадиционное рисование – 9 ч. | |||||||||
3.1. | Отпечатки листьями. | 4 | 1 | 3 | контрольные вопросы практическая работа | ||||
3.2. | Рисование мелками, восковыми мелками | 3 | 1 | 2 | практическая работа | ||||
3.3. | Рисование ватными палочками | 2 | 1 | 1 | практическая работа | ||||
IV. Работа с бумагой и картоном – 11 ч. | |||||||||
4.1. | Знакомство со свойствами бумаги. | 1 | 1 | 0 | контрольные вопросы | ||||
4.2. | Аппликация. | 3 | 1 | 2 | контрольные вопросы практическая работа | ||||
4.3. | Обрывная аппликация. | 3 | 1 | 2 | практическая работа | ||||
4.4. | Моделирование из бумаги. | 4 | 1 | 3 | контрольные вопросы практическая работа | ||||
V. Работа с пластилином – 9 ч. | |||||||||
5.1. | Знакомство со свойствами пластилина. | 1 | 1 | 0 | контрольные вопросы | ||||
5.2. | Рисование пластилином. | 4 | 1 | 3 | контрольные вопросы практическая работа | ||||
5.3. | Обратная аппликация пластилином. | 4 | 1 | 3 | контрольные вопросы практическая работа | ||||
VI. Экскурсии – 4 ч. | |||||||||
6.1. | Экскурсии | 4 | 1 | 0 | опрос | ||||
Итого: | 40 | 16 | 24 | ||||||
Итоговое мероприятие | 1 | выставка |
2.2. Содержание учебно-тематического плана:
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Раздел I. Вводное занятие – 2 часа
Тема 1.1 Диагностика (1 час) Практика (1 час) Входной контроль
Тема 2.2 Вводный инструктаж. Знакомство с материалами и инструментами (1 час) Теория (1 час) Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях
Раздел II. Работа с природным материалом – 5 часов
Тема 2.1. Аппликация из листьев (2 часа) Теория (1 час) Закрепление понятия «листопад». Дидактическое упражнение «С какого дерева листок» Практика (1 час) Наклеивание листьев на основу. Орнамент из листьев в квадрате и круге
Тема 2.2. Моделирование из каштанов и желудей (3 часа) Теория (1 час) Закрепление понятия «съедобные грибы». Дидактическое упражнение «С какой ветки детка» Практика (2 час) Моделирование съедобных грибов: из каштанов боровика, из шляпок желудей – опят
Раздел III. Нетрадиционное рисование – 9 часов
Тема 3.1. Отпечатки листьями (4 часа) Теория (1 час) Закрепление понятия «листопад». Дидактическое упражнение «С какого дерева листок» Практика (3 час) Рисование картин отпечатками листьев.
Тема 3.2. Рисование свечой, восковыми мелками (3 часа)
Теория (1 час) Цветы астры-звёздочки. Свеча и воск невидимы на бумаге, но ощутимы. Приёмы рисования свечой и восковыми мелками. Практика (2 час) Рисование букета астр-звёздочек. Рисование снежинок
Тема 3.3. Рисование ватными палочками (2 часа) Теория (1 час) Беседа о рябине. Понятие «грозди», «лакомство» для снегирей. Приём рисования палочками
Практика (1 час) Рисуем гроздья рябины
Раздел IV. Работа с бумагой и картоном – 11 часов
Тема 4.1. Знакомство со свойствами бумаги (1 час) Теория (1 час) Бумагу можно мять, рвать, резать, мочить, скручивать, скатывать, приклеивать.
Тема 4.2. Аппликация (3 часа) Теория (1 час) Беседа о зиме: снегопад, сугробы, снежные шапки. Практика (2 час) Приклеивание плоских предметов на основу.
Тема 4.3. Обрывная аппликация (3 часа) Теория (1 час) Бумагу аккуратно рвём на мелкие кусочки. Понятие «мозаика» Практика (2 час) Составление мозаичных картин из обрывков бумаги
Тема 4.4. Моделирование из бумаги (4 часа) Теория (1 час) Складывание бумаги по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Скрепление бумаги с помощью степлера Практика (3 час) Моделирование цветов из бумаги, приклеивание объёмных предметов на основу
Раздел V. Работа с пластилином – 9 часов.
Тема 5.1. Знакомство с инструментами для лепки и со свойствами пластилина (1 час) Теория (1 час) Пластилин пластичный, жирный, имеет цвет. Его можно разрезать, оторвать
Тема 5.2. Рисование пластилином (4 часа) Теория (1 час) Приём налепа Практика (3 час) Изготовление овощей и фруктов путём «приклеивания» пластилина на основу
Тема 5.3. Обратная аппликация пластилином (4 часа) Теория (1 час) Техника обратной аппликации с приёмом налепа Практика (3 час) Создание витражей
Раздел VI. Экскурсии – 4 часа.
Тема 6.1 Экскурсии (4 часа) Тематические экскурсии в Аптекарский огород, музей Дарвина и Выставочный центр.
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В информационно-мотивационный блок включен цикл «Введение». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу. Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с различными материалами.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
3.1. Формы, методы и технологии
Формы организации деятельности на занятиях – индивидуальные.
Формы занятий – комбинированные занятия (теория, практика, игра), экскурсия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения (устное изложение, беседа),
2. Наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение),
3. Практические методы обучения (работа по образцу)
Используемые педагогические технологии по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративные, развивающие, творческие; по подходу к ребенку: гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
3.2. Формы контроля.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Итоговые работы воспитанников принимают участие в конкурсах и выставках.
В систему определения результативности входит тестирование в начале учебного года и в конце года.
Способы и формы выявления результатов | Способы и формы фиксации результатов | Способы и формы представления результатов |
Беседа, опрос, наблюдение Выставки Открытые и итоговые занятия Диагностика | Грамоты Дипломы Готовые работы Протоколы диагностики Фото Отзывы детей и законных представителей | Выставки Конкурсы Готовые изделия Открытые занятия Диагностические карты |
3.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения являются выставки работ. Они оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Критерии отслеживания результативности реализации Программы:
- низкий уровень - не знает название применяемых материалов; не знает правил изготовления изделия, изготавливает изделия только вместе с педагогом (рука в руку).
- средний уровень - знает название применяемых материалов, знает правила изготовления изделия, изготавливает изделия с незначительной помощью педагога.
- высокий уровень - знает название применяемых материалов, имеет теоретические сведения о них; знает правила изготовления изделия, изготавливает изделия самостоятельно, проявляя творчество.
(Приложение Оценочные материалы)
2.3. Календарный учебный график на 2022/2023 год
№ | Месяц | Число | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | наблюдение | 1 | Диагностика. обученности учащихся. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | контрольные вопросы | ||
2 | сентябрь | лаб. исследования | 1 | Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | контрольные вопросы | ||
3 | сентябрь | практическое занятие | 1 | Платочек для бабушки. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
4 | сентябрь | практическое занятие | 1 | Салфетка в подарок. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
5 | октябрь | практическое занятие | 1 | Гриб боровик. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
6 | октябрь | практическое занятие | 1 | Опята на пенёчке. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
7 | октябрь | практическое занятие | 1 | Опята на пенёчке. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
8 | октябрь | практическое занятие | 1 | Листопад. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
9 | ноябрь | практическое занятие | 1 | В лесу. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
10 | ноябрь | практическое занятие | 1 | В лесу. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
11 | ноябрь | практическое занятие | 1 | Букет в вазе. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
12 | ноябрь | практическое занятие | 1 | Астры. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
13 | ноябрь | практическое занятие | 1 | Астры. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
14 | декабрь | практическое занятие | 1 | Снежинки. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
15 | декабрь | практическое занятие | 1 | Гроздья рябины. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
16 | декабрь | практическое занятие | 1 | Гроздья рябины. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
17 | декабрь | практическое занятие | 1 | Знакомство со свойствами бумаги. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | контрольные вопросы | ||
18 | январь | практическое занятие | 1 | Ёлочки на дорожке. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
19 | январь | практическое занятие | 1 | Крыши домов. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
20 | январь | практическое занятие | 1 | Добрые сердца. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
21 | январь | практическое занятие | 1 | Мозаичные картины. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
22 | февраль | практическое занятие | 1 | Мозаичные картины. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
23 | февраль | практическое занятие | 1 | Мозаичные картины. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
24 | февраль | практическое занятие | 1 | Букет к 8 марта. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
25 | февраль | практическое занятие | 1 | Букет к 8 марта. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
26 27 | март | практическое занятие | 1 | Первоцветы. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
27 | март | практическое занятие | 1 | Первоцветы. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
28 | март | экскурсия | 1 | «Первоцветы» | Аптекарский огород. | |||
29 | март | практическое занятие | 1 | Знакомство со свойствами пластилина | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | контрольные вопросы | ||
30 | апрель | экскурсия | 1 | Варим суп. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
31 | апрель | практическое занятие | 1 | Варим суп. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
32 | апрель | экскурсия | 1 | Закрываем компот. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
33 | апрель | практическое занятие | 1 | Закрываем компот. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
34 | апрель | практическое занятие | 1 | Подснежник. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
35 | май | практическое занятие | 1 | Нарцисс. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
36 | май | экскурсия | 1 | Гиацинт. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
37 | май | практическое занятие | 1 | Гиацинт. | ГБУ ЦССВ «Сколковский» | практическая работа | ||
38. | май | экскурсия | 1 | «Цветы Победы» | Аптекарский огород. | |||
39. | экскурсия | 1 | «Весенняя Ладья» | Выставочный зал. | ||||
40 | экскурсия | 1 | «Бумажная симфония» | Музей Дарвина |
Данная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
3.5. Материально-техническое обеспечение программы
Помещение: учебные кабинеты оборудованы в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся (соответствующие росту учащихся, маркированные), классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и детьми, рисунки, специальную и дополнительную литературу.
Фонотека: сборники классической и инструментальной музыки, сказки, песни из детских кинофильмов и мультфильмов.
Материалы:
бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, пластилин, нитки, краски, гуашь, акварель, кисточки, бросовый материал.
Инструменты и приспособления:
Линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, пластилин, стеки, гуашь, акварель, клеенки, клеевые кисти, шаблоны, трафареты, баночки под клей, ветошь.
3.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
методические пособия, дидактические игры, фотографии, иллюстрации, образцы готовых изделий, методические разработки.
IV. ЛИТЕРАТУРА
4.1. Нормативно-правовые акты и документы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
3. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года и план мероприятий по её реализации» (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступил в силу с 01.03.2023 и действует по 28.02.2029).;
6. Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.
№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей (в редакции приказа ДОгМ от 24.10.2022 № 868);
7. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
8. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ ( с изменениями на 28 декабря 2022 года) «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
9. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
«О направлении информации»;
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
11. Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
12. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
13. Конвенция о правах ребенка ООН;
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 (с изменениями на 21.01.2019г.) «Об утверждении Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования»
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
4.2. Основная литература: | ||
№ п/п | Источник информации | Библиографическое описание |
1. | Книга с одним автором | Селютин И. «Как нарисовать пейзаж» Донецк «Сталкер» 2005 |
2. | Книга с одним автором | Давыдова Г.Н. «Пластилинография» выпуски 1-4 Москва 2007 |
3. | Книга с одним автором | Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» Москва 2007 |
4. | Книга с одним автором | Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Москва 2007 |
5. | Книга с одним автором | Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» С-П «Каро» 2007 |
6. | Книга с одним автором | Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Москва 2006 |
7. | Книга с одним автором | Гризик Т.И. «Умелые пальчики» Москва 2007 |
8. | Книга с одним автором | Мусиенко С.И. «Мастерим из бумаги» Москва «Росмэн» 2007 |
9. | Книга с одним автором | Салагаева Л.М. «Объёмные картинки» С-П «Детство-Пресс» 2007 |
10. | Книга с одним автором | Малышева А.Н. «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006 |
11. | Книга с одним автором | Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика» Москва «Карапуз» 2009 |
12. | Книга с одним автором | Румянцева Е. «Аппликация» Москва «Айрис Пресс» 2008 |
4.3. Дополнительная литература: | ||
13. | Книга с двумя авторами | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» |
14. | Книга с двумя авторами | Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» |
15. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. «Школа волшебников» |
16. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. «Волшебные секреты» |
17. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. «Уроки мастерства» |
18. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская» |
19. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки» |
20. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Собачки» |
21. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Кошки» |
22. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Цветы» |
23. | Книга с одним автором | Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Деревья» |
4.4. Интернет-ресурсы: | ||
24. | Интернет-сайт | http://stranamasterov.ru/ |
25. | Интернет-сайт | |
26. | Интернет-сайт |
5. Приложение
5.1. Диагностическая карта
5.2. Оценочные материалы
Карта диагностики трудовых навыков (приложение №1)
№ |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | ||
Периодическая диагностика | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Умение выслушать задание | ||||||||||||||||||||||||||
2. | Умение запомнить задание | ||||||||||||||||||||||||||
3. | Контакт с педагогом | ||||||||||||||||||||||||||
4. | Умение различать цвет и найти «такой же» | ||||||||||||||||||||||||||
5. | Умение считать | ||||||||||||||||||||||||||
6. | Знание основных геометрических фигур | ||||||||||||||||||||||||||
Овладение практическими навыками | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Умение использовать алгоритм действий | ||||||||||||||||||||||||||
2. | Умение выбрать материалы | ||||||||||||||||||||||||||
3. | Умение пользоваться ножницами | ||||||||||||||||||||||||||
4. | Умение складывать бумагу | ||||||||||||||||||||||||||
5. | Умение обвести шаблон | ||||||||||||||||||||||||||
6. | Умение наклеивать детали | ||||||||||||||||||||||||||
7. | Умение печатать (оттиск) | ||||||||||||||||||||||||||
8. | Умение рисовать | ||||||||||||||||||||||||||
9. | Умение лепить | ||||||||||||||||||||||||||
Результативность | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Качество выполнения задания | ||||||||||||||||||||||||||
2. | Работоспособность | ||||||||||||||||||||||||||
3. | Уровень освоения темы занятия | ||||||||||||||||||||||||||
Отношение ребенка к своим ошибкам | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Безразличное | ||||||||||||||||||||||||||
2. | Отрицательное | ||||||||||||||||||||||||||
3. | Спокойно деловое | ||||||||||||||||||||||||||
Работа в коллективе | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Умение сосредоточиться | ||||||||||||||||||||||||||
2. | Умение помочь друг другу |
1 – не умеет 2 – с помощью педагога 3 – умеет с подсказкой 4 – умеет самостоятельно 5 – умеет с творческим подходом
Оценочные материалы (приложение №2)
Список обучающихся | Знание ПТБ | Работа с пр. материалом | Рисование | Работа с бумагой | Работа с пластилином | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
19 | ||||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 |
низкий уровень (0-9) - не знает название применяемых материалов; не знает правил изготовления изделия, изготавливает изделия только вместе с педагогом (рука в руку). средний уровень (10-18) - знает название применяемых материалов, правила изготовления изделия, изготавливает изделия с помощью педагога. высокий уровень (19-27) - знает название применяемых материалов, имеет теоретические сведения о них; знает правила изготовления изделия, изготавливает изделия самостоятельно, проявляя творчество.
Критерии оценки уровня самостоятельности и творчества:
3 балла | Выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения |
2 балла | Требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; |
1 балл | Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла |
Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук:
3 балла | Выполняет задания по инструкции) |
2 балла | Совместное выполнение заданий по образцу взрослого |
1 балл | Не может манипулировать предметами и работать руками (нет мелких манипуляций |
Критерии оценки уровня изобразительных навыков:
3 балла | Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами |
2 балла | Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами |
1 балл | Рисует однотипно, материал использует неосознанно |
Критерии оценки уровня определения формы:
3 балла | Форма передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение; |
2 балла | Есть незначительные искажения, движения передано неопределённо |
1 балл | Искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно. |
Критерии оценки уровня цветовосприятия:
3 балла | Передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; |
2 балла | Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков, |
1 балл | Цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете |
Критерии оценки уровня эмоционального состояния:
3 балла | Адекватно реагирует на эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. |
2 балла | Эмоционально реагирует на оценку взрослого. неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности |
1 балл | Безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; равнодушен к продукту собственной деятельности |
Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения:
3 балла | Расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; |
2 балла | На полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; |
1 балл | Композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Умелые ручки
Пояснительная запискаДанная программа трудового обучения учащихся основной школы (5-7классы) составлена на основе базовых программ для...
Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»
Программа объединения составлена на основе программы – «Дом – семьЯ»: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» 5-11 (12) классы, Министерство общего и профессионального образ...
Адаптированная дополнительная образовательная программа по швейному делу "Мой стиль"
Данная программа разработана для учащихся 10-11 классов, имеющих повышенный интерес и способности к швейному делу, и предполагает включение их в активную творческую и значимую деятельность...
Адаптированная дополнительная образовательная программа "Мир оригами"
Программа кружка "Мир оригами"....
Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование
Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Свирель поет"(для обучающихся 5-7 классов).
Адаптированная дополнительная образовательная общеразвивающая программа по внеурочной деятельности "Свирель поет"(для обучающихся 5-7 классов). Прогамма разработана в соответствии с ФГОС О у...
Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ для детей с расстройствами аутистического спектра (из опыта работы)
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной о...