Открытый урок по технологии в 6 классе
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Открытый урок по технологии в 6 классе по теме «Сроки и способы посева семян овощных культур»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sroki_sposoby_i_normy_poseva_semyan.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Ключанская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Кораблинский муниципальный район Рязанской области
Конспект открытого урока
по технологии в 6 классе по теме
«Сроки и способы посева семян овощных культур»
Учитель технологии: Журавлёва С.С.
Ключ - 2011 г.
Задачи урока;
- Образовательные:
на основе актуализации знаний познакомить учащихся с факторами, влияющими на сроки посева семян, глубину их посадки с учётом размера семени и состава почвы. - РРазвивающие:
формирование умений выделять главное, выявлять причинно-следственные связи. - Воспитательные:
формирование понимания ценности знаний и их практической значимости; представлений о культуре земледелия.
Оборудование: семена моркови, свёклы, редиса, капусты, огурцов, томата, перца
Инструменты: лопаты, грабли, мотыга, лейка.;
Цели урока:
• Образовательная:
Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
• Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к
труду, желание участвовать в трудовом процессе.
Методы обучения: беседа, работа с инструктивными картами, практическая работа.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, биология, технология выращивания растений.
.
Ход урока:
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности учащихся
Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но, чтобы красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и посева семян.
На дворе весна – самое время подумать о будущем урожае.
Что такое семя? Из каких частей оно состоит?
Зрелое семя любого овощного растения состоит из трех основных частей:
а) зародыш, который имеет все основные органы будущего растения - первичный корешок, почечку, одну или две семядоли и зачаточный стебелек;
б) запасные питательные вещества, которые используются в процессе прорастания семени.
в) оболочка (кожура).
А все ли семена одинаковые? (Проверим.) ( Рассматривание коллекции семян.)
Перед вами коллекция семян, посмотрите все ли они одинаковые, какая у них форма?
Гладкие, овальные, маленькие, какого цвета? (Ответы детей.)
- Задание
Перед учащимися чашки Петри, в которых находятся семена известных сельскохозяйственных растений: моркови, редиса, свеклы, капусты, огурцов, томата, перца.
Перед вами карточки с названием плодов и семейств овощных культур, они потеряли свои семена, я вам буду показывать коллекцию семян, вы по карточкам, которые перед вами, должны найти название плода и определить семейство.
(морковь-семейство зонтичные, плод вислоплодник; редис- семейство крестоцветные, плод стручок; свёкла- семейство маревые, плод соплодие; капуста- семейство крестоцветные, плод стручок; огурец- семейство тыквенные, плод тыквина; томат- семейство паслёновые, плод ягода; перец- семейство паслёновые, плод ложная пустотелая ягода; баклажан- семейство паслёновые, плод ложная ягода.)
Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знакомы с овощами и их семенами. Единственная цель растения - размножение и продолжение вида. Как только появились семена, растение выполнило свое предназначение. Всё для семян! Это закон, растения. Они должны собрать в семени все питательные вещества, поступающие из корней. Только так в семени появится зародыш, у которого будет запас питательных веществ, чтобы выжить.
География растений.
В настоящее время почти в каждом доме можно увидеть на подоконниках, в теплицах ящики с маленькими зелёными растениями. Что это за растения, занявшие самые светлые и солнечные места в нашем доме?
Это перец, баклажаны, томаты.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему мы высеваем семена этих растений ранней весной. И почему не всегда нам удается получить хороший урожай овощей ?
Сообщение познавательных сведений учителем.
Родина томатов – Колумбия, Перу, эти страны находятся на материке Южная Америка в субэкваториальном и экваториальном поясах.
Родина перца – Мексика, страна находится на материке Северная Америка в тропическом поясе.
Родина баклажанов – Индия, страна находится в Азии, в субэкваториальном поясе.
Вопрос: Какими климатическими условиями характеризуются эти районы?
/Ответ: для экваториального и субэкваториального пояса характерны высокие температуры круглый год. В экваториальном поясе высокая влажность, в субэкваториальном воздух в зимнее время сухой. В тропическом поясе высокие температуры и сухо круглый год./
Вопрос: В каком климатическом поясе находится наш район?
/Ответ: Наш район находится в умеренном поясе, климат континентальный. Умеренно тёплое лето, холодная сухая зима./
Задание учащимся: рассмотрите семена, вспомните, что вам известно о них и как вы будете их сеять. ( учащиеся работают с информационным текстом «Посев семян», Работа с информационной таблицей «Данные для определения сроков посева семян»)
Вопросы: В какие сроки необходимо посеять семена томата, чтобы получить урожай в середине июля?
- В какие сроки необходимо посеять семена томата, чтобы начать получать урожай в конце августа?
- В какие сроки высеваем семена капусты, чтобы получить урожай к концу сентября?
_ В какие сроки нужно посеять семена перца, чтобы начать получать урожай в конце июля?
- обсуждение в парах
-заслушивание ответов
Вопрос учителя: Вы уверены, что семена, посеянные как сказали вы, дадут дружные всходы и вообще взойдут? Заслушиваются мнения учащихся.
Вопрос учителя: Какая закономерность существует при заделке семян в почву?
Вывод: при посеве семян надо учитывать
- температуру прорастания семян;
- размер семян;
- состав почвы;
- срок прорастания семян;
- срок развития от появления всходов до сбора урожая.
Инструктивная карточка
Посев семян
Наряду с другими факторами получение хорошего урожая зависит от правильного посева семян. Как вам уже известно, для прорастания семенам необходимы вода, воздух и тепло. Правильная посадка семян и обеспечивает им необходимые условия для прорастания.
Сроки посева зависят от биологических особенностей культурного растения. По отношению к теплу одни растения являются холодостойкими, а другие – теплолюбивыми. Ранней весной высевают семена только холодостойких растений (пшеница, овёс, ячмень, горох). Семена этих культур прорастают при низкой температуре и обилии влаги.
Семена растений более требовательных к теплу (кукуруза, огурцы, дыня, томат и др.) приходится высевать, когда почва прогреется до 10-12 градусов. Но запаздывать с посевом семян этих растений нельзя, так как с каждым днём солнце пригревает всё сильнее и почва всё более высыхает.
Однако, можно посеять семена своевременно, но не глубоко заделать их в почву, тогда они высохнут под лучами солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохими. На большой глубине проросткам не хватает воздуха, молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому нормальные и дружные всходы можно получить только при правильной глубине заделки семян в почву.
Так, семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена редиса, огурцов, - на глубину 2-4 см, а семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4—5 см. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени. Если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.
В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В глинистую почву не рекомендуется сеять семена слишком глубоко
Таблица «Данные для определения сроков посева семян»
Название культуры | Минимальная температура прорастания семян (в градусах тепла) | Время, необходимое семенам для прорастания (в днях) | Сроки развития растений от появления всходов до сбора урожая (в днях) |
Горох | 1 - 2 | 3 - 7 | 45-54 дней – до образования зёленого горошка и до 90 дней до полного созревания |
Бобы | 3 - 4 | 3 - 8 | 40-45 дней – до образования зёленых плодов и около 100 дней до полного созревания |
Редис | 1 - 2 | 3 - 7 | 25 – 40 дней |
Морковь | 4 - 5 | 9 - 15 | Около 100 дней |
Свекла | 5 - 6 | 8 - 16 | 80 – 90 дней – ранние сорта |
Капуста | 2 - 3 | 3 - 6 | 110-115 дней - ранние сорта, 155-175 – поздние сорта |
Огурцы | 13 - 15 | 4 - 8 | 50 – 60 дней до начала плодоношения плюс 30-40 дней (срок плодоношения) |
Томат | 10 – 11 | 4 - 8 | 100-110 дней – ранние сорта до созревания первых плодов и 130-140 дней – поздние сорта |
Перец | 8 - 13 | 8 - 16 | 105-120 дней до образования плодов, 133-145 до полного созревания |
Практическая работа «Высевание семян редиса в открытый грунт»
. Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы.
Практическая работа и текущий инструктаж.
1. Учащиеся объединяются в группы по 3 - 4 человека и подготавливают и инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посева.
3. Размечают грядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см) и делают мотыгой по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
4. Если в почве мало влаги поливают борозды лейкой.
5. В подготовленные борозды равномерно высевают семена редиса на расстоянии 5 – 10 см и присыпают борозды с помощью мотыги или граблей.
6. На опытном участке ставят этикетки.
Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.
Подведение учителем итогов урока:
• Сообщение учителя о достижениях целей урока;
• Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"
Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок по технологии 5 класс
Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....
открытый урок по технологии 7 класс
Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...
разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"
Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...
план-конспект открытого урока по технологии 7 класса
план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной доски" 7 класс...
Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.
Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...
открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"
На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок, формулируют тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...