РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУРС ПО ВЫБОРУ: ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 9 КЛАСС"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов и содержит в себе теоретическую и практическую часть, каждая из которых рассчитана на 11ч и 6 ч соответственно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_delovogo_obshcheniya_9_klass_2013-14_god.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
МО школы Педагогический совет школы Директор МБОУ «ООШ №24»
гуманитарного цикла Протокол № 1 ___________Т.В. Воробина
Протокол № 1 «30» августа 2015 г. «30» августа 2015 г., Пр. № 43/1
«27» августа 2015 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРС ПО ВЫБОРУ
ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
9 КЛАСС
Учитель
Осокина Г.А.
г. Новокузнецк, 2015 г.
Пояснительная записка
Ведущей целью курса является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях. Для того чтобы успешно реализовать себя в выбранной сфере деятельности, выпускнику школы важно овладеть наиболее общими закономерностями созидательной деятельности, общетехническими, экономическими, экологическими знаниями.
Но нельзя ограничивать технологическую подготовку школьников освоением способов обработки материалов, потому что в процессе созидательной деятельности учащийся общается не только с объектами или средствами труда, но и с организаторами и с участниками совместной деятельности. Следовательно, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в трудовой деятельности, быть успешным на профессиональном поприще, школьнику необходимо овладеть технологией делового общения, трудовых отношений.
Внимание к вопросам конструктивного делового общения при реализации задач представляется перспективным и практически ценным: с одной стороны, реальное деловое общение в процессе продуктивной деятельности убеждает учащихся в личной значимости правил делового общения, этикета; с другой, от соблюдения этих правил зависит и усвоение технологических знаний, умений, результаты и культура совместного труда.
Курс может быть реализован за 17 часов.
Цель курса: сформировать у школьников знания о сущности и правилах делового общения и этикета, опыт применения их в школьной практике и в будущей профессии.
Задачи курса:
Познавательные:
- Раскрыть психологические закономерности общения и этикета;
- Раскрыть значимость культуры делового общения для свободной самореализации личности;
Практические:
- Обеспечить осознанное применение правил делового общения и этикета;
- Помочь школьникам преодолеть возможные трудности (барьеры) в общении и выявить коммуникативный потенциал;
- Обучить правилам ведения деловых переговоров и официальной документации;
- Научить учащихся нравственно-конструктивным стратегиям профессионального общения.
В результате освоения учебного материала курса учащиеся
Должны знать | Должны уметь |
Психологические закономерности конструктивного общения; | Поддерживать деловые, этичные отношения между партнерами по совместной деятельности; |
Нравственно-психологические позиции людей при общении; | Оценить преобладающую позицию в общении с людьми в разных ситуациях (учитель, сверстник, коллега по работе и т.д.); |
Восприятие человека человеком при первых контактах и в ежедневном общении (внешний облик, жесты, мимика, поведение, одежда, речь); | Ориентировочно охарактеризовать человека по его внешнему виду, ключевым показателям; |
Показатели, определяющие психологическую совместимость людей; значение психологического климата, способы его налаживания; | Проанализировать причины положительного и отрицательного отношения к некоторым людям; |
Различия между людьми по стилям и направленности мышления (направленность на задачу, общение, на себя); | Охарактеризовать особенности своего типа личности и мышления, его достоинства и недостатки; |
Причины возникновения конфликтов между людьми, способы их разрешения; | Провести анализ собственного поведения в конфликтных ситуациях, объяснить его последствия для дела, для других, для собственного настроения; |
Характеристика разных речевых стилей; | Осуществлять анализ собственной речевой культуры, владения разными стилями; |
Профессиональный этикет, его значение в профессии. Важнейшие умения этикета; | Применять умения делового этикета в зависимости от требований профессии; |
Правила оформления деловой документации. | Вести деловую переписку, вести деловую документацию. |
Учебно-тематический план
курса «Основы делового общения»
№ | Наименование разделов и тем | Всего | Теория | Практика |
1. | Введение. Предмет, цели и задачи курса | 1 ч | 1 ч | - |
2. | Психологические основы делового общения:
Характеристика языков.
| 6 ч | 4 ч | 2 ч |
3. | Коммуникативный потенциал личности:
| 5 ч | 4 ч | 1 ч |
4. | Деловой этикет в действии:
| 5 ч | 2 ч | 3 ч |
17 ч | 11 ч | 6 ч |
Программа курса
«Основы делового общения»
- Введение.
- Цели, задачи, предмет курса. Деловое общение как фактор успешной самореализации школьника как будущего профессионала.
- Связь учебного материала курса с познавательной деятельностью учащихся.
- Психологические основы делового общения.
- Деловое общение как вид деятельности человека. Классификация общения по различным основаниям и содержанию (духовное, интимное, неформальное, ритуальное, деловое); по объекту (реальное и воображаемое); по цели (ради общения, времяпрепровождения, приобщение к опыту людей, передача собственного опыта, достижение общей цели). Общение непосредственное и опосредованное. Средства общения.
- Общение и потребности человека.
- Психологический климат и деловое общение в трудовом коллективе. Позиции людей при общении: авторитарный, партнерский, подчинение. Позиции коммуникативного контакта. Виды и формы общения. Связь общения и самооценки человека. Самооценка собственного поведения в учебной, рабочей группе, коллективе (по А.Б. Добровичу). Общение на разных этапах формирования коллектива. Общение с лидером в коллективе.
- Психологическая совместимость людей. Психология восприятия человека человеком (по А.А. Бодалеву). Типы личностей (по Г.А. Айзенку). Характеристики людей (по Кеттеллу). Соционическая характеристика личности. Отношения сотрудничества, ревизии, активации и др. диагностика собственного типа личности. Способы построения отношений с людьми разного типа.
- Стили мышления для делового общения. Характеристика языков (по Ф.Е.Василюку). Когнитивные стили по простоте-сложности (схема Э. Парилиса). Диагностика собственного стиля мышления.
- Конфликт или компромисс. Как избежать стресса? Понятие о конструктивной критике. Возникновение и решение конфликта. Виды проблем в конфликте. Причины и иллюзии конфликта. Ложные способы выхода из конфликта. Четырехшаговый метод преобразования конфликта в сотрудничество (по Д. Дэну). Методы угашения конфликтов. Способы психологической защиты. Диагностика собственного типа отношений (тест Томаса). Типы реакции на фрустрацию (тест Розенцвейга). Нравственные дилеммы по Кольбергу.
- Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи. Речевые стили. Деловой. Профессиональный стиль. Официальное и неофициальное общение. Ораторское искусство. Как развивать сои речевые способности?
- Коммуникативный потенциал личности.
- Понятия о коммуникативном потенциале, его главные характеристики. Значение самооценки для своего коммуникативного потенциала с целью его корректировки и развития.
- Основы трансактного анализа как средства коммуникативного контроля.
- Методы преодоления затруднений в общении.
- Деловой этикет в действии.
- Понятие об имидже. Условия положительной самопрезентации. Этикет в вашей будущей профессии. Правила и приличия. Условия эффективных переговоров. Вербальные и невербальные способы общения. Понятие о ведущей модальности. Конгруентные и неконгруентные знаки общения. Секрет Сократа. Путь к согласию: умение проявлять элепатию, уважение к партнеру. Эмоциональное самовыражение. Искусство полемики.
- Культура делового письма.
- Правила оформления официальных документов личного и служебного характера. Требования к ведению деловой документации. Правила оформления делового письма. Нормы языка.
- Итоговое занятие.
Деловая игра, зачет, проект или другая форма контроля.
Примерные практические занятия
- Анализ фрагментов художественных произведений по теме.
- Тесты и диагностирование учащихся (на определение темперамента, типа нервной деятельности и др.)
- Упражнения-тренинги (по выработке адекватной самооценки, по использованию различных стилей речи и др.)
- Драматизация ситуаций делового общения с последующим трансактным анализом коммуникаций.
- Деловые имитационные игры («Экспертный совет», «Мозаика из информации», «Прием делегации», «Отдел кадров»).
- Выполнение заданий-проектов.
- Зачет по теме, курсу.
- Обсуждение нравственных дилемм по вопросам делового общения.
- Составление формулы развития и совершенствования собственных коммуникативных умений.
- Практические занятия с использованием приемов аутотренинга и психологической гимнастики.
Зачет по курсу «Основы делового общения»
- Дайте определение термину «Общение»
- Перечислите возможные причины, затрудняющие процесс общения (коммуникативный акт).
- Назовите цели человеческого общения.
- Объясните термин «фасцинация». Перечислите приемы фасцинации.
- Кратко охарактеризуйте психологические типы. К какому психологическому типу принадлежите вы?
- Перечислите виды темперамента. Каким темпераментом обладаете вы?
- Охарактеризуйте дополнительные человеческие характеристики, проявляющиеся в коммуникативных контактах.
- Перечислите 5 базовых потребностей человека («пирамида А. Маслоу»).
- Перечислите 7 уровней общения.
- Перечислите виды и формы общения.
- Охарактеризуйте 3 позиции коммуникативного контакта: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом».
- Перечислите «золотые правила общения».
- Назовите этапы формирования коллектива (по Л.М. Фридману).
- Назовите структуру коллектива, группы.
- Перечислите качества – характеристика лидера.
- Перечислите общие проблемы лидеров.
- Чем занимается наука имиджеология? Какие дисциплины (курсы) входят в технологию личного обаяния?
- Дайте характеристику трем уровням конфликта.
- Охарактеризуйте 3 вида проблем, возникающих в конфликте.
- Как развивается конфликт? Охарактеризуйте стадии развития.
- Назовите «шаги» при использовании 4-хшагового метода преобразования конфликта в сотрудничество (по Д. Дену).
- Перечислите прямые и косвенные методы угашения конфликта.
- Охарактеризуйте 3 разновидности психологических конфликтов (по В. Мясищеву).
- Личностные кризисы (по Г. Шиихи).
- Перечислите известные Вам способы психологической защиты. Какие способы используете Вы?
Методическое обеспечение
- Атватер И. Я вас слушаю… М., 2005
- Вайскульский А.Е. Я говор, мы говорим… М., 2000
- Курочкина И.Н. Современный этикет. Кишинев, 1993
- Леви В. Искусство быть другим. СПб, 1993
- Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1993
- Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол. М., 1993
- Рахматшаева В. Грамматика общения. М., 2000
- Филатова Е.С. Искусство делового общения. М. 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс
Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»
Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения» составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...
курс по выбору основы деловой речи
Курс призван усилить внимание к проблемам делового общения, письма. Он направлен на развитие личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями современного мира...
Рабочая программа элективного курса "Основы делового общения. Делопроизводство"
Данная программа предназначена для учащихся старших классов. Учащиеся получают стартовые знания в области делопроизводства. Цель программы: подготовка старшеклассников к грамотному деловому общению....
Рабочая программа элективного курса "Основы агрономии" 9 класс
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...
Рабочая программа элективного курса "Основы животноводства" 9 класс
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...
Рабочая программа по факультативу «Основы генетики» 11 КЛАСС
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики». В программе для вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения...