РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУРС ПО ВЫБОРУ: ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 9 КЛАСС"
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему

Осокина Галина Александровна

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов и содержит в себе теоретическую и практическую часть, каждая из которых рассчитана на 11ч и 6 ч соответственно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_delovogo_obshcheniya_9_klass_2013-14_god.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:                                    Согласовано:                                             Утверждаю:

МО школы                                        Педагогический совет школы                 Директор МБОУ «ООШ №24»

гуманитарного цикла                       Протокол № 1                                            ___________Т.В. Воробина

Протокол № 1                                   «30» августа  2015 г.                                 «30» августа  2015 г., Пр. № 43/1

«27» августа 2015 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРС ПО ВЫБОРУ

ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

9 КЛАСС

Учитель

Осокина Г.А.

г. Новокузнецк, 2015 г.

Пояснительная записка

        Ведущей целью курса является содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях. Для того чтобы успешно реализовать себя в выбранной сфере деятельности, выпускнику школы важно овладеть наиболее общими закономерностями созидательной деятельности, общетехническими, экономическими, экологическими знаниями.

        Но нельзя ограничивать технологическую подготовку школьников освоением способов обработки материалов, потому что в процессе  созидательной деятельности учащийся общается не только с объектами или средствами труда, но и с организаторами и с участниками совместной деятельности. Следовательно, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в трудовой деятельности, быть успешным на профессиональном поприще, школьнику необходимо овладеть технологией делового общения, трудовых отношений.

        Внимание к вопросам конструктивного делового общения при реализации задач представляется перспективным и практически ценным: с одной стороны, реальное деловое общение в процессе продуктивной деятельности убеждает учащихся в личной значимости правил делового общения, этикета; с другой, от соблюдения этих правил зависит и усвоение  технологических знаний, умений, результаты и культура совместного труда.

        Курс может быть реализован за 17 часов.

        Цель курса: сформировать у школьников знания о сущности и правилах делового общения и этикета, опыт применения их в школьной практике и в будущей профессии.

        Задачи курса:

        Познавательные:

  • Раскрыть психологические закономерности общения и этикета;
  • Раскрыть значимость культуры делового общения для свободной самореализации личности;

Практические:

  • Обеспечить осознанное применение правил делового общения и этикета;
  • Помочь школьникам преодолеть возможные трудности (барьеры) в общении и выявить коммуникативный потенциал;
  • Обучить правилам ведения деловых переговоров и официальной документации;
  • Научить учащихся нравственно-конструктивным стратегиям профессионального общения.

В результате освоения учебного материала курса учащиеся

Должны знать

Должны уметь

Психологические закономерности конструктивного общения;

Поддерживать деловые, этичные отношения между партнерами по совместной деятельности;

Нравственно-психологические позиции людей при общении;

Оценить преобладающую позицию в общении с людьми в разных ситуациях (учитель, сверстник, коллега по работе и т.д.);

Восприятие человека человеком при первых контактах и в ежедневном общении (внешний облик, жесты, мимика, поведение, одежда, речь);

Ориентировочно охарактеризовать человека по его внешнему виду, ключевым показателям;

Показатели, определяющие психологическую совместимость людей; значение психологического климата, способы его налаживания;

Проанализировать причины положительного и отрицательного отношения к некоторым людям;

Различия между людьми по стилям и направленности мышления (направленность на задачу, общение, на себя);

Охарактеризовать особенности своего типа личности и мышления, его достоинства и недостатки;

Причины возникновения конфликтов  между людьми, способы их разрешения;

Провести анализ собственного поведения в конфликтных ситуациях, объяснить его последствия для дела, для других, для собственного настроения;

Характеристика разных речевых стилей;

Осуществлять анализ собственной речевой культуры, владения разными стилями;

Профессиональный этикет, его значение в профессии. Важнейшие умения этикета;

Применять умения делового этикета в зависимости от требований профессии;

Правила оформления деловой документации.

Вести деловую переписку, вести деловую документацию.

Учебно-тематический план

курса «Основы делового общения»

    №

Наименование разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

Предмет, цели и задачи курса

1 ч

1 ч

-

2.

Психологические основы делового общения:

  • Деловое общение как вид деятельности человека.
  • Общение и потребности человека.
  • Результативность общения.
  • Психологический климат и деловое общение в трудовом коллективе.
  • Психологическая совместимость людей.
  • Стили мышления для делового общения.

     Характеристика языков.

  • Конфликты или компромисс?
  • Речь в деловом общении.

6 ч

4 ч

2 ч

3.

Коммуникативный потенциал личности:

  • Значение самооценки для освоения культуры делового общения.
  • Практикум по самооценке коммуникативного потенциала.
  • Основы трансактного анализа.
  • Методы преодоления затруднений в общении.

5 ч

4 ч

1 ч

4.

Деловой этикет в действии:

  • Понятие об имидже. Условия положительной самопрезентации.
  • Этикет в вашей будущей профессии. Правила приличия.
  • Условия эффективных деловых переговоров. Искусство полемики.

5 ч

2 ч

3 ч

17 ч

11 ч

6 ч

Программа курса

«Основы делового общения»

  1. Введение.
  • Цели, задачи, предмет курса. Деловое общение как фактор успешной самореализации школьника как будущего профессионала.

  • Связь учебного материала курса с познавательной деятельностью учащихся.

  1. Психологические основы делового общения.
  • Деловое общение как вид деятельности человека. Классификация общения по различным основаниям и содержанию (духовное, интимное, неформальное, ритуальное, деловое); по объекту (реальное и воображаемое); по цели (ради общения, времяпрепровождения, приобщение к опыту людей, передача собственного опыта, достижение общей цели). Общение непосредственное и опосредованное. Средства общения.

  • Общение и потребности человека.

  • Психологический климат и деловое общение в трудовом коллективе. Позиции людей при общении: авторитарный, партнерский, подчинение. Позиции коммуникативного контакта. Виды и формы общения. Связь общения и самооценки человека. Самооценка собственного поведения в учебной, рабочей группе, коллективе (по А.Б. Добровичу). Общение на разных этапах формирования коллектива. Общение с лидером в коллективе.

  • Психологическая совместимость людей. Психология восприятия человека человеком (по А.А. Бодалеву). Типы личностей (по Г.А. Айзенку). Характеристики людей  (по Кеттеллу). Соционическая характеристика личности. Отношения сотрудничества, ревизии, активации и др. диагностика собственного типа личности. Способы построения отношений с людьми разного типа.

  • Стили мышления для делового общения. Характеристика языков (по Ф.Е.Василюку). Когнитивные   стили по   простоте-сложности  (схема    Э. Парилиса). Диагностика собственного стиля мышления.

  • Конфликт или компромисс. Как избежать стресса? Понятие о конструктивной критике. Возникновение и решение конфликта. Виды проблем в конфликте. Причины и иллюзии конфликта. Ложные способы выхода из конфликта. Четырехшаговый метод преобразования конфликта в сотрудничество (по Д. Дэну). Методы угашения конфликтов. Способы психологической защиты. Диагностика собственного типа  отношений (тест Томаса). Типы реакции на фрустрацию (тест Розенцвейга). Нравственные дилеммы по Кольбергу.

  • Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи.  Речевые стили. Деловой. Профессиональный стиль. Официальное и неофициальное общение. Ораторское искусство. Как развивать сои речевые способности?

 

  1. Коммуникативный потенциал личности.
  • Понятия о коммуникативном потенциале, его главные характеристики. Значение самооценки для своего коммуникативного потенциала с целью его корректировки и развития.

  • Основы трансактного анализа как средства коммуникативного контроля.

  • Методы преодоления затруднений в общении.

  1. Деловой этикет в действии.
  • Понятие об имидже. Условия положительной самопрезентации. Этикет в вашей  будущей профессии. Правила и приличия. Условия эффективных переговоров. Вербальные и невербальные способы общения. Понятие о ведущей модальности. Конгруентные и неконгруентные знаки общения. Секрет Сократа. Путь к согласию: умение проявлять элепатию, уважение к партнеру. Эмоциональное самовыражение. Искусство полемики.

 

  1. Культура делового письма.
  • Правила оформления официальных документов личного и служебного характера. Требования к ведению деловой документации. Правила оформления делового письма. Нормы языка.

  1. Итоговое занятие.

Деловая игра, зачет, проект или другая форма контроля.

Примерные практические занятия

  • Анализ фрагментов художественных произведений по теме.
  • Тесты и диагностирование учащихся (на определение темперамента, типа нервной деятельности и др.)
  • Упражнения-тренинги (по выработке адекватной самооценки, по использованию различных стилей речи и др.)
  • Драматизация ситуаций делового общения с последующим трансактным анализом коммуникаций.
  • Деловые имитационные игры («Экспертный совет», «Мозаика из информации», «Прием делегации», «Отдел кадров»).
  • Выполнение заданий-проектов.
  • Зачет по теме, курсу.
  • Обсуждение нравственных дилемм по вопросам делового общения.
  • Составление формулы развития и совершенствования собственных коммуникативных умений.
  • Практические занятия с использованием приемов аутотренинга и психологической гимнастики.

Зачет по курсу «Основы делового общения»

  1. Дайте определение термину «Общение»
  2. Перечислите возможные причины, затрудняющие процесс общения (коммуникативный акт).
  3. Назовите цели человеческого общения.
  4. Объясните термин «фасцинация». Перечислите приемы фасцинации.
  5. Кратко охарактеризуйте психологические типы. К какому психологическому типу принадлежите вы?
  6. Перечислите виды темперамента. Каким темпераментом обладаете вы?
  7. Охарактеризуйте дополнительные человеческие характеристики, проявляющиеся в коммуникативных контактах.
  8. Перечислите 5 базовых потребностей человека («пирамида А. Маслоу»).
  9. Перечислите 7 уровней общения.
  10. Перечислите виды и формы общения.
  11. Охарактеризуйте 3 позиции коммуникативного контакта: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом».
  12. Перечислите «золотые правила общения».
  13. Назовите этапы формирования коллектива (по Л.М. Фридману).
  14. Назовите структуру коллектива, группы.
  15. Перечислите качества – характеристика лидера.
  16. Перечислите общие проблемы лидеров.
  17. Чем занимается наука имиджеология? Какие дисциплины (курсы) входят в технологию личного обаяния?
  18. Дайте характеристику трем уровням конфликта.
  19. Охарактеризуйте 3 вида проблем, возникающих в конфликте.
  20. Как развивается конфликт? Охарактеризуйте стадии развития.
  21. Назовите «шаги» при использовании 4-хшагового метода преобразования конфликта в сотрудничество (по Д. Дену).
  22. Перечислите прямые и косвенные методы угашения конфликта.
  23. Охарактеризуйте 3 разновидности психологических конфликтов (по       В. Мясищеву).
  24. Личностные кризисы (по Г. Шиихи).
  25. Перечислите известные Вам способы психологической защиты. Какие способы используете Вы?

Методическое обеспечение

  1. Атватер И. Я вас слушаю… М., 2005
  2. Вайскульский А.Е. Я говор, мы говорим… М., 2000
  3. Курочкина И.Н. Современный этикет. Кишинев, 1993
  4. Леви В. Искусство быть другим. СПб, 1993
  5. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1993
  6. Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол. М., 1993
  7. Рахматшаева В. Грамматика общения. М., 2000
  8. Филатова Е.С. Искусство делового общения. М. 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»  составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...

курс по выбору основы деловой речи

Курс призван усилить внимание к проблемам делового общения, письма. Он направлен на развитие личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями современного мира...

Рабочая программа элективного курса "Основы делового общения. Делопроизводство"

Данная программа предназначена для учащихся старших классов. Учащиеся получают стартовые знания в области делопроизводства. Цель программы: подготовка старшеклассников к грамотному деловому общению....

Рабочая программа элективного курса "Основы агрономии" 9 класс

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...

Рабочая программа элективного курса "Основы животноводства" 9 класс

Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология»  В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным...

Рабочая программа по факультативу «Основы генетики» 11 КЛАСС

Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики».  В программе для вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения...