Рабочая программа элективного курса "Основы агрономии" 9 класс
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МКОУ СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
![]() | 92.5 КБ |
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
«Утверждаю»
Директор школы
________С.М.Дангатаров
«_____»_________2013 год
Рабочая программа элективного курса
"Основы агрономии"
9 класс
Количество часов 34 , 1 час в неделю.
с. Уллуби –Юрт.
2013 – 2014 гг
Рабочая программа элективного курса
"Основы агрономии"
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МОУ СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.
Цели и задачи курса:
-Формирования у учащихся глубокого интереса к сельскохозяйственному труду, повышение престижа крестьянского труда и сельскохозяйственных профессий.
-Формирование у учащихся представления о современных научно обоснованных способах возделывания основных культур с учётом их биологических особенностей местных почвенно-климатических условий;
- Раскрытие экологических основ сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды.
-Формирование навыков применения теоретических знаний в предметно-практической деятельности.
Для развития у учащихся интереса к крестьянскому труду принципиально важное значение имеет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании школьных предметов. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь сельской школы с жизнью. В то же время значительно облегчает процесс научно-технической подготовки школьников. Данная программа даёт возможность в ходе обучения учитывать специфику сельской школы и характера её производственного окружения.
При обучении основам агрономии значительное место отводится практическим работам.
Тематический план
Тема | Количество учебных часов | |
На тему | Из них на практ. Работы | |
Введение | 1 | |
Основные факторы жизни растений | 2 | |
Почвы и их обработка | 2 | 1 |
Системы земледелия их составные части | 2 | |
Севообороты | 2 | |
Научно – практические основы обработки почвы | 2 | 1 |
Научно – практические основы применения удобрений | 3 | 1 |
Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян | 3 | 1 |
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними | 3 | 1 |
Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур | 4 | |
Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур | 4 | 1 |
Всего: | 28 | 6 |
Содержание программы.
Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии». Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.
Почвы и их обработка. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический фактор и основное средство с/х производства. Понятие о плодородии почв. Состав почвы: органическое вещество почвы, едино образование, превращение в почве и химический состав, свойства и роль в почвообразовании. понятие о типах почв. Охрана почв.
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов.
Системы земледелия и их составные части. Понятие о системе земледелия. Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. примитивные, экстенсивные и интенсивные системы земледелия.
Севообороты. Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные основы и значение чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.
Научно – практические основы обработки почвы. Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания полевых культур. Охрана почв при обработке.
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.
Научно – практические основы применения удобрений. Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие урожая и качество продукции полевых культур. Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам.
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.
Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.
Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение комплексной предпосевной обработки семян, профтехнические требования к посеву семян. Способы посева сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина посева. Нормы посева семян. Выбор оптимальных сроков, способов, глубина посева и нормы высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания зональных климатических условий.
Практическая работа: определение всхожести семян.
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений
Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам.
Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур. Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии: выбор сорта или гибрида, выбор предшественника в севообороте, система обработки почвы, подготовка семян, формирование густоты стояния растений, уход за посевами, уборка урожая, послеуборочная доработка и хранение продукции.
Зональные и сортовые особенности технологий. Современные научно – обоснованные технологии возделывания полевых культур. Организационно – хозяйственные и научные основы интенсивной и индустриальной технологии возделывания. Сущность интенсивной технологии возделывания. Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания.
Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур.
Народно – хозяйственное значение зерновых культур. Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. Предшественники зерновых культур в севообороте. Комплекс машин. Контроль над качеством работы. Нормы внесения органических и минеральных удобрений на планируемый урожай. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений. Оптимальные сроки и способы посева. Нормы высева и глубина заделки семян. Комплекс машин. Контроль за качеством работы. Уход за зерновыми культурами. Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых культур. Система интегрированной защитой зерновых культур от сорняков, вредителей и болезней. Система машин и оборудования по уходу за зерновыми культурами, контроль качества их работы. Уборка урожая. Требования к товарному зерну. Безотходная уборка. Комплекс машин для уборки и послеуборочной доработки зерна. Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур по интенсивной технологии. Экономическая эффективность интенсивной технологии выращивания зерновых культур.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Основы агрономии»
Тема | |||
Количество часов | Дата проведения | ||
Введение | 1 | ||
Основные факторы жизни растений | 1 | ||
Характеристика местных агроклиматических показателей. | 1 | ||
Почвы и их обработка | 1 | ||
Понятие о плодородии почв. Состав почвы. | 1 | ||
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов. | 1 | ||
Понятие о системе земледелия. | 1 | ||
Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. | 1 | ||
Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов. | 2 | ||
Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке. | 2 | ||
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами. | 1 | ||
Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. | 1 | ||
Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам. | 1 | ||
Химический состав растений. | 1 | ||
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения. | 1 | ||
Семеноводство как наука. Понятие о сорте. | 1 | ||
Способы посева и нормы посева семян. | 1 | ||
Подготовка семян к посеву. Практическая работа: определение всхожести семян | 2 | ||
Понятие о сорных растениях | 1 | ||
Биологические особенности и классификация сорных растений. | 1 | ||
Методы борьбы с сорняками. Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам. | 2 | ||
Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии. | 1 | ||
Зональные и сортовые особенности технологий возделывания полевых культур. | 1 | ||
Сущность интенсивной технологии возделывания. | 1 | ||
Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания | 1 | ||
Народно – хозяйственное значение зерновых культур | 1 | ||
| Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. | 1 | |
Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых культур. | 1 | ||
Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур. | 1 | ||
Практическая работа: Ознакомление с хозяйственно-биологическими особенностями районированных и перспективных зерновых культур. | 1 | ||
Всего: | 34 |
|
Знания и умения, формируемые в результате прохождения курса
Должны знать:
- Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
- Значение минеральных и органических удобрений;
- Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
- Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
- Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.
Должны уметь:
- Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
- Распознавать болезни культурных растений; определять фазы их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
- Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
- Пользоваться справочником с/х культуры
- Оценивать состав почвы по её внешним признакам.
Рекомендуемая литература
- Белов С.В. Лесоводство. – М.: Просвещение, 1976.
- Горшенин Н.М., Швиденко А.И. Лесоводство. - Львов: Агромаш, 1977.
- Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений. - М.: Просвещение, 1968.
- Чернавин А.С. Основы агрономии. - М.: Изд-во АН СССР, 1965
- Иванович К.А. Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика»1983 г.
- Примерная программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г.
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № __1_______ «__25___»__август______2013 год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «___28__»__август_______201год |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
«Утверждаю»
Директор школы
________С.М.Дангатаров
«_____»_________2013 год
Рабочая программа элективного курса
"Основы агрономии"
9 класс
Количество часов 34 , 1 час в неделю.
с. Уллуби –Юрт.
2013 – 2014 гг
Рабочая программа элективного курса
"Основы агрономии"
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МКОУ СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.
Цели и задачи курса:
-Формирования у учащихся глубокого интереса к сельскохозяйственному труду, повышение престижа крестьянского труда и сельскохозяйственных профессий.
-Формирование у учащихся представления о современных научно обоснованных способах возделывания основных культур с учётом их биологических особенностей местных почвенно-климатических условий;
- Раскрытие экологических основ сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды.
-Формирование навыков применения теоретических знаний в предметно-практической деятельности.
Для развития у учащихся интереса к крестьянскому труду принципиально важное значение имеет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании школьных предметов. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь сельской школы с жизнью. В то же время значительно облегчает процесс научно-технической подготовки школьников. Данная программа даёт возможность в ходе обучения учитывать специфику сельской школы и характера её производственного окружения.
При обучении основам агрономии значительное место отводится практическим работам.
Тематический план
Тема | Количество учебных часов | |
На тему | Из них на практ. Работы | |
Введение | 1 | |
Основные факторы жизни растений | 2 | |
Почвы и их обработка | 2 | 1 |
Системы земледелия их составные части | 2 | |
Севообороты | 2 | |
Научно – практические основы обработки почвы | 2 | 1 |
Научно – практические основы применения удобрений | 3 | 1 |
Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян | 3 | 1 |
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними | 3 | 1 |
Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур | 4 | |
Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур | 4 | 1 |
Всего: | 28 | 6 |
Содержание программы.
Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии». Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.
Почвы и их обработка. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический фактор и основное средство с/х производства. Понятие о плодородии почв. Состав почвы: органическое вещество почвы, едино образование, превращение в почве и химический состав, свойства и роль в почвообразовании. понятие о типах почв. Охрана почв.
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов.
Системы земледелия и их составные части. Понятие о системе земледелия. Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. примитивные, экстенсивные и интенсивные системы земледелия.
Севообороты. Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные основы и значение чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.
Научно – практические основы обработки почвы. Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания полевых культур. Охрана почв при обработке.
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.
Научно – практические основы применения удобрений. Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие урожая и качество продукции полевых культур. Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам.
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.
Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.
Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение комплексной предпосевной обработки семян, профтехнические требования к посеву семян. Способы посева сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина посева. Нормы посева семян. Выбор оптимальных сроков, способов, глубина посева и нормы высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания зональных климатических условий.
Практическая работа: определение всхожести семян.
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений
Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам.
Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур. Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии: выбор сорта или гибрида, выбор предшественника в севообороте, система обработки почвы, подготовка семян, формирование густоты стояния растений, уход за посевами, уборка урожая, послеуборочная доработка и хранение продукции.
Зональные и сортовые особенности технологий. Современные научно – обоснованные технологии возделывания полевых культур. Организационно – хозяйственные и научные основы интенсивной и индустриальной технологии возделывания. Сущность интенсивной технологии возделывания. Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания.
Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур.
Народно – хозяйственное значение зерновых культур. Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. Предшественники зерновых культур в севообороте. Комплекс машин. Контроль над качеством работы. Нормы внесения органических и минеральных удобрений на планируемый урожай. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений. Оптимальные сроки и способы посева. Нормы высева и глубина заделки семян. Комплекс машин. Контроль за качеством работы. Уход за зерновыми культурами. Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых культур. Система интегрированной защитой зерновых культур от сорняков, вредителей и болезней. Система машин и оборудования по уходу за зерновыми культурами, контроль качества их работы. Уборка урожая. Требования к товарному зерну. Безотходная уборка. Комплекс машин для уборки и послеуборочной доработки зерна. Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур по интенсивной технологии. Экономическая эффективность интенсивной технологии выращивания зерновых культур.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Основы агрономии»
Тема | |||
Количество часов | Дата проведения | ||
Введение | 1 | ||
Основные факторы жизни растений | 1 | ||
Характеристика местных агроклиматических показателей. | 1 | ||
Почвы и их обработка | 1 | ||
Понятие о плодородии почв. Состав почвы. | 1 | ||
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов. | 1 | ||
Понятие о системе земледелия. | 1 | ||
Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. | 1 | ||
Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов. | 2 | ||
Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке. | 2 | ||
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами. | 1 | ||
Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. | 1 | ||
Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам. | 1 | ||
Химический состав растений. | 1 | ||
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения. | 1 | ||
Семеноводство как наука. Понятие о сорте. | 1 | ||
Способы посева и нормы посева семян. | 1 | ||
Подготовка семян к посеву. Практическая работа: определение всхожести семян | 2 | ||
Понятие о сорных растениях | 1 | ||
Биологические особенности и классификация сорных растений. | 1 | ||
Методы борьбы с сорняками. Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам. | 2 | ||
Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии. | 1 | ||
Зональные и сортовые особенности технологий возделывания полевых культур. | 1 | ||
Сущность интенсивной технологии возделывания. | 1 | ||
Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания | 1 | ||
Народно – хозяйственное значение зерновых культур | 1 | ||
| Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. | 1 | |
Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых культур. | 1 | ||
Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур. | 1 | ||
Практическая работа: Ознакомление с хозяйственно-биологическими особенностями районированных и перспективных зерновых культур. | 1 | ||
Всего: | 34 |
|
Знания и умения, формируемые в результате прохождения курса
Должны знать:
- Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
- Значение минеральных и органических удобрений;
- Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
- Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
- Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.
Должны уметь:
- Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
- Распознавать болезни культурных растений; определять фазы их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
- Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
- Пользоваться справочником с/х культуры
- Оценивать состав почвы по её внешним признакам.
Рекомендуемая литература
- Белов С.В. Лесоводство. – М.: Просвещение, 1976.
- Горшенин Н.М., Швиденко А.И. Лесоводство. - Львов: Агромаш, 1977.
- Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений. - М.: Просвещение, 1968.
- Чернавин А.С. Основы агрономии. - М.: Изд-во АН СССР, 1965
- Иванович К.А. Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика»1983 г.
- Примерная программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г.
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № __1_______ «__25___»__август______2013 год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «___28__»__август_______201год |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
«Утверждаю»
Директор школы
________С.М.Дангатаров
«_____»_________2013 год
Рабочая программа элективного курса
"Основы агрономии"
9 класс
Количество часов 34 , 1 час в неделю.
с. Уллуби –Юрт.
2013 – 2014 гг
Рабочая программа элективного курса
"Основы агрономии"
Рабочая программа элективного курса разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г. В соответствии с учебным планом на элективный курс «Основы агрономии» отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю, предназначена учащимся 9-го класса МКОУ СОШ № 11 а.Уллуби-Юрт.
Цели и задачи курса:
-Формирования у учащихся глубокого интереса к сельскохозяйственному труду, повышение престижа крестьянского труда и сельскохозяйственных профессий.
-Формирование у учащихся представления о современных научно обоснованных способах возделывания основных культур с учётом их биологических особенностей местных почвенно-климатических условий;
- Раскрытие экологических основ сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды.
-Формирование навыков применения теоретических знаний в предметно-практической деятельности.
Для развития у учащихся интереса к крестьянскому труду принципиально важное значение имеет усиление сельскохозяйственной направленности в преподавании школьных предметов. Такой подход к обучению обеспечивает подлинную связь сельской школы с жизнью. В то же время значительно облегчает процесс научно-технической подготовки школьников. Данная программа даёт возможность в ходе обучения учитывать специфику сельской школы и характера её производственного окружения.
При обучении основам агрономии значительное место отводится практическим работам.
Тематический план
Тема | Количество учебных часов | |
На тему | Из них на практ. Работы | |
Введение | 1 | |
Основные факторы жизни растений | 2 | |
Почвы и их обработка | 2 | 1 |
Системы земледелия их составные части | 2 | |
Севообороты | 2 | |
Научно – практические основы обработки почвы | 2 | 1 |
Научно – практические основы применения удобрений | 3 | 1 |
Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян | 3 | 1 |
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними | 3 | 1 |
Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур | 4 | |
Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур | 4 | 1 |
Всего: | 28 | 6 |
Содержание программы.
Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии». Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.
Почвы и их обработка. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический фактор и основное средство с/х производства. Понятие о плодородии почв. Состав почвы: органическое вещество почвы, едино образование, превращение в почве и химический состав, свойства и роль в почвообразовании. понятие о типах почв. Охрана почв.
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов.
Системы земледелия и их составные части. Понятие о системе земледелия. Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. примитивные, экстенсивные и интенсивные системы земледелия.
Севообороты. Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные основы и значение чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.
Научно – практические основы обработки почвы. Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания полевых культур. Охрана почв при обработке.
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.
Научно – практические основы применения удобрений. Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие урожая и качество продукции полевых культур. Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам.
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.
Научно – практические основы семеноводства, подготовки семян к посеву и посева семян. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.
Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение комплексной предпосевной обработки семян, профтехнические требования к посеву семян. Способы посева сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина посева. Нормы посева семян. Выбор оптимальных сроков, способов, глубина посева и нормы высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания зональных климатических условий.
Практическая работа: определение всхожести семян.
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений
Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам.
Научно – практические основы технологии возделывания полевых культур. Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии: выбор сорта или гибрида, выбор предшественника в севообороте, система обработки почвы, подготовка семян, формирование густоты стояния растений, уход за посевами, уборка урожая, послеуборочная доработка и хранение продукции.
Зональные и сортовые особенности технологий. Современные научно – обоснованные технологии возделывания полевых культур. Организационно – хозяйственные и научные основы интенсивной и индустриальной технологии возделывания. Сущность интенсивной технологии возделывания. Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания.
Хозяйственно – биологические особенности и технология возделывания зерновых культур.
Народно – хозяйственное значение зерновых культур. Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. Предшественники зерновых культур в севообороте. Комплекс машин. Контроль над качеством работы. Нормы внесения органических и минеральных удобрений на планируемый урожай. Оптимальные сроки и способы внесения удобрений. Оптимальные сроки и способы посева. Нормы высева и глубина заделки семян. Комплекс машин. Контроль за качеством работы. Уход за зерновыми культурами. Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых культур. Система интегрированной защитой зерновых культур от сорняков, вредителей и болезней. Система машин и оборудования по уходу за зерновыми культурами, контроль качества их работы. Уборка урожая. Требования к товарному зерну. Безотходная уборка. Комплекс машин для уборки и послеуборочной доработки зерна. Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур по интенсивной технологии. Экономическая эффективность интенсивной технологии выращивания зерновых культур.
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Основы агрономии»
Тема | |||
Количество часов | Дата проведения | ||
Введение | 1 | ||
Основные факторы жизни растений | 1 | ||
Характеристика местных агроклиматических показателей. | 1 | ||
Почвы и их обработка | 1 | ||
Понятие о плодородии почв. Состав почвы. | 1 | ||
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов. | 1 | ||
Понятие о системе земледелия. | 1 | ||
Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. | 1 | ||
Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов. | 2 | ||
Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке. | 2 | ||
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами. | 1 | ||
Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. | 1 | ||
Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам. | 1 | ||
Химический состав растений. | 1 | ||
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения. | 1 | ||
Семеноводство как наука. Понятие о сорте. | 1 | ||
Способы посева и нормы посева семян. | 1 | ||
Подготовка семян к посеву. Практическая работа: определение всхожести семян | 2 | ||
Понятие о сорных растениях | 1 | ||
Биологические особенности и классификация сорных растений. | 1 | ||
Методы борьбы с сорняками. Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам. | 2 | ||
Понятия о технологии возделывания с/х культур. Составные элементы технологии. | 1 | ||
Зональные и сортовые особенности технологий возделывания полевых культур. | 1 | ||
Сущность интенсивной технологии возделывания. | 1 | ||
Основные факторы, учитываемые при разработке интенсивных технологий возделывания | 1 | ||
Народно – хозяйственное значение зерновых культур | 1 | ||
| Роль интенсивной технологии в увеличении производства зерновых культур. | 1 | |
Основные местные вредители и возбудители болезней зерновых культур. | 1 | ||
Защита окружающей среды при возделывании зерновых культур. | 1 | ||
Практическая работа: Ознакомление с хозяйственно-биологическими особенностями районированных и перспективных зерновых культур. | 1 | ||
Всего: | 34 |
|
Знания и умения, формируемые в результате прохождения курса
Должны знать:
- Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
- Значение минеральных и органических удобрений;
- Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
- Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
- Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.
Должны уметь:
- Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
- Распознавать болезни культурных растений; определять фазы их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
- Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
- Пользоваться справочником с/х культуры
- Оценивать состав почвы по её внешним признакам.
Рекомендуемая литература
- Белов С.В. Лесоводство. – М.: Просвещение, 1976.
- Горшенин Н.М., Швиденко А.И. Лесоводство. - Львов: Агромаш, 1977.
- Раздымалин И.Ф. Обучение школьников применению удобрений. - М.: Просвещение, 1968.
- Чернавин А.С. Основы агрономии. - М.: Изд-во АН СССР, 1965
- Иванович К.А. Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика»1983 г.
- Примерная программы для общеобразовательных учреждений «Технология» В.Д. Симоненко Москва «Просвещение» 2009 г.
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № __1_______ «__25___»__август______2013 год | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________________ «___28__»__август_______201год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...