курс по выбору основы деловой речи
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Курс призван усилить внимание к проблемам делового общения, письма. Он направлен на развитие личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями современного мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_delovoy_rechi.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс по выбору «Основы деловой речи» создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и обеспечивает развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Данный курс должен помочь ученикам оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле.
Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями современного мира.
Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель и задачи курса
Цель: овладение учащимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.
Задачи:
1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:
- научить учащихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
- научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности.
2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
- показать сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
- развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
- сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:
- сформировать познавательный интерес обучающихся к изучению русского языка;
- выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Основы деловой речи» направлен на поддержание изучения предмета, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенцию учащихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов.
Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
- изучение различных видов делового общения;
- анализ справочного материала в официально-деловом стиле;
- ролевые и деловые игры;
- пробное написание собственных вариантов деловых документов;
- повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Основная модель построения занятий:
лекции, практические занятия, индивидуальные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных форм.
Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся:
промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно;
итоговые – контрольные работы; защита мини-проекта (зачет/незачет).
Ожидаемые результаты:
- Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.
- Приобретение обучающимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
- Знание обучающимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
- Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводный урок.
Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие компетенции хочу приобрести. Какие темы считаю наиболее важными для себя».
1.2. Функциональные стили современного русского языка.
Стилистика. Языковые средства стилей.
1.3. Особенности официально-делового стиля.
Урок-лекция. Составление конспекта лекции. Обучение приемам быстрого письма с использованием часто употребляемых сокращений. Тест «Функциональные стили современного русского языка».
Раздел 2. Развитие монологической речи.
2.1. Особенности делового общения.
Основные правила, на которых строится деловое общение. Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера.
2.2. Виды делового общения.
Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Тест «Культура телефонного общения».
2.3. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты.
Формирование навыков устной монологической речи. Практическая отработка навыков при заполнении анкетных данных.
2.4. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.
Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения. Домашнее задание: подготовить мини-проект «Моя визитная карточка».
2.5. Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями).
Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.
Раздел 3. Деловая переписка.
3.1. Современное деловое письмо. Некоторые виды писем.
Содержание и информационная насыщенность писем. Одноаспектные и многоаспектные письма, их структура. Виды писем и их назначение: письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-приглашение, информационное письмо, письмо-предложение, письмо-подтверждение, письмо-гарантия, письмо-поздравление, сопроводительное письмо.
3.2. Правила оформления конверта и письма.
Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений.
3.3. Правильное употребление официально-делового стиля.
Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.
3.4. Рекламное письмо.
Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения.
3.5. Интернет-переписка.
Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.
Раздел 4. Оформление официально-деловых документов.
4.1. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов.
Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии.
4.2. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записки, прошение.
Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.
4.3. Составление биографии и автобиографии.
Основные правила составления биографии и автобиографии. Анализ текстов данного вида. Составление собственных текстов. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.
4.4. Составление и оформление резюме.
Основные правила и требования к составлению резюме. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме.
4.5. Составление и оформление портфолио учащегося.
Основные разделы портфолио. Анализ образца портфолио. Работа над собственным портфолио. Самостоятельная работа по теме.
4.6. Итоговый урок.
Индивидуальный контроль по выбору учащихся: а) контрольная работа; б) защита мини-проекта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименование раздела, название темы | Кол. час. |
Введение (1 час) | ||
1 | Вводный урок. Презентация курса. | 1 |
Функциональные стили современного русского языка (1 час) | ||
2 | Функциональные стили современного русского языка. Особенности официально-делового стиля. | 1 |
Развитие монологической речи (5 часов). | ||
3 | Особенности делового общения. Виды делового общения. | |
4 | Знакомство. Устный рассказ о себе. Заполнение анкеты. | 1 |
5 | Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография. | 1 |
6 | Ролевая игра. Разговор с родителями о решении устроиться на работу. | 1 |
7 | Правила этикета. | 1 |
Деловая переписка (4 часа). | ||
8 | Современное деловое письмо. Некоторые виды писем. | 1 |
9 | Правила оформления конверта и письма. | 1 |
10 | Правильное употребление официально-делового стиля. | 1 |
11 | Рекламное письмо. Интернет-переписка. | 1 |
Оформление официально-деловых документов (5 часов) | ||
12 | Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов. | 1 |
13 | Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка. | 1 |
14 | Составление биографии и автобиографии. | 1 |
15 | Составление и оформление резюме. | 1 |
16 | Составление и оформление портфолио учащихся. | 1 |
Итоговый урок (1 час) | ||
17 | Контрольно-зачётный урок. | 1 |
Всего: | 17 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материала. М.: Просвещение, 2008.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999.
- Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2008.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
- Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. – М., 2001.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2009.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
- Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.
- Болотнова Н.С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2002, № .
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.
- Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003, № 2.
- Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
- Панасюк А.Ю. Как убедить в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2001.
- Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. – М., 2002.
- Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Ю. Н. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
- Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта: Наука, 2001.
- Чикунова Н.Б., Шалаева Л.В. Деловая и дружеская корреспонденция. Томск, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору "Основы медицинских знаний"
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...
Программа дистанционного курса по выбору "Основы программирования на FreePascal"
Этот дистанционный курс является предметом по выбору для учащихся 9 класса и ребят интересующихся программированием. Он уже был реализован в 4 четверти прошедшего учебного года. В этом уч...
основы деловой речи курс по выбору
Курс призван обратить внимание обучающихся к проблемам деловой речи, делового письмя....
Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.
Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...
Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс
Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "КУРС ПО ВЫБОРУ: ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 9 КЛАСС"
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов и содержит в себе теоретическую и практическую часть, каждая из которых рассчитана на 11ч и 6 ч соответственно....
Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»
Предлагаемая программа элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо" направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ...