Натуральные волокна животного происхождения и их свойства.
план-конспект урока по технологии по теме
Конспект урока по технологии, 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naturalnye_volokna_zhivotnogo_proishozhdeniya_i_ih_svoystva.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Натуральные волокна животного происхождения и их свойства.
Цель: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения и их свойствами
Задачи: - научить различать волокна по своему составу;
- научить определять ткани из шерстяных и шелковых волокон;
-формировать представления о видах дефектов тканей и способах определения качества ткани
- воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности;
- развивать пространственное представление
Ход урока
I Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить в журнале отсутствующих.
II Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним с прошлого года:
- Что такое ткань?
- Из чего состоит ткань?
- На какие группы делятся волокна?
III Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами познакомимся с волокнами животного происхождения и их свойствами. Ткани из этих волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
Начнем с шерсти.
С древних времен люди использовали шкуры животных в качестве одежды. В IX-X тысячелетии до н. э. они уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. Остатки шерстяных тканей находят во всех обитаемых частях света при раскопках поселений древних людей.
В Древнем Египте из шерстяной ткани изготавливали свободные белые плащи, которые носили поверх льняной одежды. В Индии, наравне с хлопчатобумажной одеждой, были распространены изделия из шерсти, а в Китае на высоком уровне шерстоткачество было развито уже в III в. до н.э. Некоторые ткани, найденные при раскопках, по прочности превосходили современные суконные материалы.
Сырьем для изготовления шерстяных тканей служит волосяной покров овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97%) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.
Шерстяные ткани обладают следущими свойствами: высокая гигроскопичность, мало мнутся, стойкие в воздействию солнца.
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. В продажу они поступают под такими названиями – драп, сукно, трико, габардин, кашемир и др.
Производство шёлковых тканей стало известно ещё с третьего тысячелетия до н.э. в Китае, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Получению шёлка в России положил начало царь Пётр Великий в XVII веке, “дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка”, и отвёл казённые земли на Кавказе под шёлковичные деревья.
Шелк – тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.
Распечатка «Тутовый шелкопряд».
На производстве коконы отправляют на первичную обработку. Ее цель – размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 600 до 900 метров. Такую нить называют шелком-сырцом. Из шелка-сырца на текстильной фабрике получают ткань.
Из шелка шьют белье, блузки, платья, портьеры, подкладки.
Практическая работа: «Сравнительная характеристика свойств тканей растительного и животного происхождения» (таблица).
Дефекты тканей.
Ткацкие переплетения.
Переплетение нитей основы с нитями утка называется ткацким переплетением.
Участок, переплетения которого повторяются, называется раппортом.
От вида переплетения зависит внешний вид ткани, ее фактура, прочность, осыпаемость нитей, эластичность.
Полотняное переплетение – самое распространенное и наиболее простое. В нем нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. Ткани с таким переплетением прочны, имеют большую плотность и жесткость. У них одинаковая лицевая и изнаночная стороны.
Полотняным переплетением вырабатывают ткани из различных волокон. Назначение их разнообразно: это могут быть бельевые ткани, льняные полотна, шерстяное сукно, крепдешин, ситец, бязь, и др.
Саржевое переплетение отличается от полотняного характерным рубчиком, идущим по диагонали ткани – из нижнего левого угла в верхний правый. В тканях саржевого переплетения возникает меньшая связанность нитей основы и утка по сравнению с тканями полотняного переплетения.
Саржевым переплетением вырабатывают полушелковые, подкладочные ткани, плотные костюмные и платьевые: кашемир, шотландку, бостон и др.
В тканях сатинового переплетения нить утка проходит над несколькими нитями основы. В результате образуется гладкая поверхность. Такие ткани отличаются мягкостью, гибкостью.
Таким переплетением вырабатывают хлопчатобумажный и шелковый сатин, из которого изготавливают бельевые и костюмные ткани.
В тканях атласного переплетения нить основы проходит над несколькими нитями утка. Такие ткани отличаются мягкостью, гибкостью, имеют глянцевую лицевую поверхность с блеском.
Сатиновым и атласным переплетениями вырабатывают сатины, шелковые ткани (атлас), корсетные, ластик и др.
В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты.
Все ткани должны проходить проверку на качество. Показатели качества определяются в соответствии с требованиями государственных стандартов – ГОСТов.
Если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность.
Качество ткани и её сортность проверяется на производстве в отделе технического контроля контролерами:
1. По дефектам внешнего вида ткани;
2. По показателям свойств тканей.
Вторично в магазине проверку качества ткани производят товароведы – бракеры. Они выбраковывают ткань и в зависимости от вида дефекта, снижают ее стоимость при продаже.
К основным ткацким дефектам относятся следующие:
Утолщение нити - нити основы или утка в ткани более толстые, чем соседние нити.
Нарушение целостности ткани – это дефект, при котором нити основы или утка разрушены (дыры, пробоины).
При нанесении рисунка на ткань печатным способом могут возникать дефекты печати. Причины таких дефектов – повреждение печатного вала, загрязненность или несоответствующая чистота красителя, плохая подготовка ткани к печати.
Дефекты печати делятся на местные, расположенные на ограниченном участке ткани, и распространенные, расположенные по всей длине ткани.
Непропечатанные места – местный дефект в виде участка с отсутствием или нечетким изображением рисунка.
Засечка – полоса без рисунка на ткани, которая получается при печатании в результате образования складки во время нанесения рисунка.
Перекос рисунка – местный дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникает при неравномерном натяжении ткани во время печатания. Хорошо заметны на тканях перекосы полос и клеток.
IV Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, выставить оценки за практическую работу.
V Д/з
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...
разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»
Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
План-конспект урока по технологии. Раздел "Элементы материаловедения". Класс 6. Тема "Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей." Содержит презентацию к уроку и приложения с инструк...
"Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей"
Цели урока:Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить...
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
Конспект урока технологии для девочек 6 класса...
Свойства текстильных материалов из натурального волокна животного происхождения.
Теехнологичесая карта урока технологии (Технологии ведения дома" в 7 классе по теме "Свойства текстильных материалов из натурального волокна животного происхождения. "...