Открытый урок по технологии для 7 класса
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Сухоруков Михаил Акимович

Тема урока: Инновационные технологии обработки древесины. Понятия о шиповых соединениях и их изготовлении.

Урок для 7 класса.

Тип урока : комбинированный

Цель: ознакомить учащихся с шиповыми соединениями. Сформировать первоначальные умения разметки элементов соединения, развить графическую грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_tehnologii_v_6_klasse.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Инновационные технологии обработки древесины. Понятие о шиповых соединениях и их изготовление.

Тип урока: комбинированный.

Цель. Ознакомить учащихся с шиповыми соединениями. Сформировать первоначальные умения и навыки разметки элементов шипового соединения, развить графическую грамотность.

Задачи: 1) сформировать умения разметки, выпиливания и соединения деталей шиповых соединений;

2)     сформировать     навыки     правильного     владения     ручными инструментами по обработке древесины;

3)        развить творческие способности учащихся  в процессе включения
их в конструктивно - технологическую деятельность;

4)        воспитать  чувство  долга  и  ответственности  за  выполняемую
совместную работу.

Объект работы: укладочный ящик для инструмента.

Оборудование и материалы: образцы шипового соединения, рубанки, ножовки, рашпили, измерительные линейки, верстаки, стамески, карандаши, рейсмусы, угольники, технологические карты изготовления ящика, компьютер.

Литература:

  1. Технология для мальчиков 6 класс. Учебник. Индустриальные технологии. ФГОС (Вентана-Граф). Автор. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д.
  2. Занятия по трудовому обучению 6-7 кл: Обработка древесины, металла и др. работы/ Г. Б. Волошин и др.; Под ред. Д.А.Тходжевского., - М. :Просвещение, 1990г.

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний - 5 мин.
  3. Изложение нового материала - 30 мин.

4.        Инструктаж  по  технике  безопасности  при  изготовлении  шиповых
соединений - 3 мин.

  1. Практическая работа по разметке и изготовлению шиповых соединений - 40 мин.
  2. Заключительная часть - 5 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

У. - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Кто отсутствует?

II.      Актуализация опорных знаний.

У. - Ребята, давайте вспомним, что мы с вами изучали на предыдущем

занятии (ответы детей).

У. - 1) для каких целей предназначен штангенциркуль?

  1. из каких частей он состоит?
  2. до каких долей им можно измерять?
  3. какие значения получают на шкале нониус и основной шкале?
  4. практически проверить.

III.    Изложение нового материала.

а) вступительное слово учителя с одновременным просмотром слайдов.

Ребята, шиповые соединения деревянных деталей издавна практиковались у наших дедушек, прадедушек, да и сейчас, если мы посмотрим вокруг нас, что мы найдем массу этих изделий. Это оконные рамы в наших домах, это всякого рода шкатулки для хранения как украшений, так и инструмента, это портретные рамки и другие изделия. Так что же представляет собой шиповое соединение?

Слово «шип» происходит от немецкого слова «середина», а проушина это промежуток между ушками, или жечками, а точнее шипами.

Давайте запишем в свои тетради, что элементом шипового соединения является шип, соединяемый с гнездом или проушиной.

Шипом называют выступ на торце деревянной детали. Проушиной  называют     паз  на торце  детали,  соединяемый  с  шипом (посмотрите пожалуйста на экран). Слайд №1.

Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать, а длина шипа должна равняться ширине присоединяемой детали.

Ребята, если толщина заготовки до 40 мм - применяют одинарные шипы; 40 - 80мм - двойные; Свыше 80мм - многократные.

По виду конструкции они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные (посмотрите на экран). Слайд №2.


где So - толщина бруска; Si и S3_толщина ушек;

S2 - толщина шипа;

L - длина шипа.

Как же оно рассчитывается? Запишите, что S2 = 0,4 S0, Si = S3 = 0,5 (S0 - S2)

Для углового ящичного соединения, которое мы сегодня попытаемся смастерить

Si= S3= 6, 8, 10, 12 и т.д. мм. L = So; S2 — 0,3 So

Следующий вопрос, который мы с вами должны разобрать - это разметка и запиливание шипов и проушин. Инструмент, который мы будем с вами применять вам знаком. Так что это за инструмент?

(отвечают учащиеся - карандаш, линейка, угольник, рейсмус, гребенка, ножовка, киянка, для запиливания и долбления долото, стамеска).

Хорошо. Разметку шипов и проушины производят с двух концов заготовки (посмотрите на экран). Слайд №3:

  1. Отмеряют длину шипа или проушины, делают пометку;
  2. Приложив угольник, проводят линию перпендикулярно плоскости;
  3. Устанавливают размеры на гребенке или рейсмусе и проводят параллельные линии;
  4. Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают значком «+»;
  5. Запиливание шипов и проушин производят мелкорубными ножовками на верстаке;
  6. Проушины вырубают с помощью долота и стамески, с которыми мы уже с вами сталкивались (вопрос: а как переводятся эти слова с немецкого? - «Долбящее железо»). Посмотрите на экран. Слайд №4. Долбление производят с двух сторон, чтобы не скалывалась древесина при выходе долота из неё.
  7. Подгоняют шипы и проушины с помощью стамески и напильника с целью их плотного соединения.

Ребята, мы когда начинали говорить о предмете технология, то встречали такие понятия, как технологическая карта, технологический процесс. Давайте вспомним, для каких целей предназначена технологическая карта?

Отвечают учащиеся (для последовательности выполнения операций при изготовлении детали).

Посмотрите на экран. Слайд №5. Ребята эта технологическая карта будет у вас под рукой, и вы будете пользоваться ей.


IV.     Инструктаж по технике безопасности.

И в заключение теоретического материала при переходе к практическим работам, хотелось бы ещё раз напомнить технику безопасности при проведении работ:

  1. работать только исправным и острым инструментом;
  2. работать только в спецодежде;
  3. при работе не отвлекаться;
  4. надёжно закреплять заготовки при пилении и долблении;
  5. по окончании занятий убирать опилки только специальными щетками.

V.      Практическая часть.

Учащиеся переходят в мастерскую, где попарно выполняют практические работы по изготовлению шипового соединения.

VI.     Заключительная часть.

1. Закрепление материала.

-        фронтальная беседа учителя с учащимися.

Вопросы: а) для каких целей существуют шиповые соединения;

б)        из каких частей оно состоит;

в)        для каких целей используют технологическую карту.
2. Подведение итогов урока.

-        выставление оценок учащимся.

В заключении учитель благодарит учащихся за работу.

Учитель технологии                       / Сухоруков М.А. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по технологии 5 класс

Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....

открытый урок по технологии 7 класс

Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

план-конспект открытого урока по технологии 7 класса

план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной  доски" 7 класс...

Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.

Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...

открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"

На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...