Конспект урока по теме "Уход за одеждой" 5 класс.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Уход за одеждой
Урок - исследование по технологии в 5 классе
Цели:
- сформировать знания о правилах ухода за одеждой;
- развивать исследовательские умения: выдвигать и проверять предположения, делать обоснованные выводы;
- воспитывать стремления к аккуратности, к заботе о красоте и чистоте своей одежды как важной составляющей внешнего облика человека.
Встреча с проблемой
1. Актуализация опыта
- Вы любите красиво, опрятно одеваться? А что, по вашему мнению, нужно для того, чтобы вещь всегда имела приятный внешний вид?
Девочки дают ответы. Зафиксировать ответы учениц на доске в виде кластера (см. Приложение 1).
2. Создание проблемной ситуации
- Молодцы! Вы знаете много способов ухода за одеждой. Ежедневно в рекламных роликах по телевизору показывают одежду, которая в результате ухода за ней приобрела очень некрасивый вид. Почему так произошло?
Ученицам предлагается для просмотра реклама стиральных порошков для белых и цветных вещей и реклама отбеливателя.
- Как вы думаете, почему одни и те же вещи выглядят так по-разному?
Девочки высказывают свои соображения: за вещами неправильно ухаживали; стирали не тем порошком; сушили неправильно; нельзя отбеливать цветные вещи и т.д.
- Случалось ли такое с вашей одеждой?
- Да, случалось: мама постирала цветную блузу в горячей воде, и она полиняла; пытались вывести жирное пятно с джинсов, а получились некрасивые белые разводы; шерстяной свитер после стирки сел; утюгом прожгли кофточку и т.д.
- Поделитесь тем, какие чувства вы при этом испытывали.
- Огорчение, обиду до слёз.
- Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно знать точный ответ, чтобы слез и огорчений больше не возникало.
- Как сохранить вещи в хорошем состоянии? Как правильно ухаживать за вещами? Как узнать, что делать с блузкой, а чего – нельзя?
- На самом деле,- это не такая сложная проблема: у нас с вами есть надежные помощники, которые могут объяснить, как правильно обращаться с вещью.
Продемонстрировать девочкам футболку, выверну ее наизнанку.
Все видят ярлычки с символами.
3. Осознание и формулирование проблемы
Спрашиваю:
- Знакомы ли вам эти символы?
- Да, некоторые. Нет, не все. Некоторые отвечают: «Не обращали на них внимание».
- Сможете ли вы рассказать по данным символам, как правильно ухаживать за этой футболкой?
- Наверное, нет.
- Сформулируйте вопрос, на который нам нужно знать ответ, чтобы справиться с поставленной задачей.
- Что обозначают символы на ярлычке, пришитой к футболке?
Построение знаний
1. Выдвижение предположений
Девочкам раздаются карточки с изображениями символов (см. Приложение 2). Рассмотрев карточки, они высказывают предположения о том, что означает тот или иной символ, соотнося их с известными им способами ухода за одеждой. Например:
- Это означает, что разрешена стирка при температуре 30 .
- Это означает, что изделие можно утюжить.
- Если зачеркнуто, это должно означать, что утюжить нельзя.
- Может быть, это химчистка?
- А это непонятно, может, отбеливание, а может сушка…
2. Выбор методов исследования
Предложить девочкам подумать, как можно самим, без подсказки, установить значение символов по уходу за одеждой и заодно проверить правильность своих предположений. В случае затруднений предлагаю идею сама:
- Давайте попробуем выяснить значение символов опытным путем. Есть такой метод исследования – «Доказательство от противного». Посмотрите, некоторые символы на ярлычках перечеркнуты. Мы с вами догадались, что это обозначает запрет на какой-то вид ухода за изделием. Что, если мы нарушим этот запрет? Возьмем, например, лоскут ткани, на ярлычке у которого нарисован такой символ: … Мы думаем, что это означает запрет на отбеливание. Вот и попробуем отбелить! Если с тканью ничего плохого не случится, значит, символ означает что-то другое. А если ткань пострадает, значит, мы правильно определили значение символа. Согласны попробовать?
3. Проверка предположений
Девочки объединяются в группы. Им выдаются лоскутки тканей с пришитыми к ним ярлычками и соответствующие задания.
1 группа получает по образцу подкладочной и льняной ткани и значки «Сильный нагрев» и «Слабый нагрев». Задание: проутюжить оба лоскута сначала нагретым утюгом (одна точка на индикаторе утюга), затем сильно нагретым утюгом (три точки на индикаторе).
2 группа получает образец трикотажного полотна со значком «Запрещено отжимать вручную» и задание: смочить лоскут и как следует отжать его.
3 группа получает образец шёлковой ткани с кофейным пятном, значок «Запрещено отбеливание» и задание: постараться вывести пятно.
4 группа получает образец шерстяной ткани, значок «Щадящая стирка при температуре 30» и задание: постирать в горячей воде, тщательно оттирая грязь.
4. Обмен информацией и обобщение полученных результатов
Группы выполняют задание, анализируют и сообщают классу полученные результаты. Ответы обучающихся зафиксировать на доске, дополняя кластер новыми сведениями: виды ухода за одеждой и соответствующие им символы.
Подводя итог проделанной работе, ученицы отмечают, что не все символы им удалось расшифровать.
5. Сопоставление с культурным аналогом
Раздаются таблицы «Уход за текстильными изделиями» (см. Приложение 3), девочки сверяют результаты своей работы с таблицей символов и знакомятся с новыми для них символами.
6. Формулирование выводов
Дополняется кластер, который приобретает следующий вид (см. Приложение 4).
7. Применение новых знаний
- А теперь давайте вернемся к нашей футболке, на которой мы в начале занятия увидели ярлычок с непонятными значками. Составьте рекомендации по уходу за данной блузкой по символам на ярлычке.
Рефлексия
Учитель организует беседу по вопросам:
- Удалось ли ответить на главный вопрос урока?
- Как определить правила ухода за конкретной вещью?
- Какие основные способы ухода за одеждой мы знаем? Какие из них оказались для вас новыми?
- А сейчас каждый самостоятельно допишите следующую фразу: «Теперь моя одежда будет выглядеть отлично, потому что…»
Девочки читают свои резюме в группах, затем выборочно – для всего класса.
Домашнее задание: составить рекомендации по уходу за своей любимой одеждой по символам на ярлычке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...